Повышение эффективности управления предприятием (на примере гостиницы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ и критическая оценка процесса и методов управления в условиях конкретного предприятия, определение направлений их совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и принципы управления;
изучить процесс управления;
- охарактеризовать функции и методы управления;
- провести анализ процесса и методов управления в условиях объекта исследования;
- разработать направления совершенствования системы управления на предприятии и рассчитать их экономическую эффективность.

Файлы: 1 файл

Повышение эффективности управления предприятием (на примере гост.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение эффективности  управления предприятием (на примере гостиницы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современные условия финансового кризиса (как за рубежом, так и в России) характеризуются сложностью и масштабностью задач управления, что в первую очередь относится к управлению крупными предприятиями и группами компаний. Это объясняет актуальность вопросов повышения эффективности организационно-экономических и управленческих отношений, имеющих место в рамках системы управления предприятием.

Современные разработки в области управления предприятием, как правило, направлены на решение не одной, а целой группы взаимосвязанных задач. Следовательно, для развития системы управления необходим комплексный подход, предусматривающий реализацию мероприятий, относящихся сразу к нескольким предметным областям. Например, внедрение информационных систем управления не только способствует реализации определенных методов управления и соответствующему обмену информацией (информационный аспект), но и требует более или менее существенных изменений в организации управления (организационный аспект), а также обеспечивает соответствие определенным правилам, нормам и стандартам (нормативно-юридический аспект). Комплексный подход к решению корпоративных задач, основанный на современных методах управления и информационных технологиях, будет определять перспективы развития корпоративного управления в ближайшем будущем.

         Глубокий кризис, охвативший большинство  отраслей народного хозяйства, продолжающееся падение объемов производства, критическая недозагрузка производственных мощностей и отсутствие реальной инвестиционной перспективы заставляют каждого руководителя активизировать свои позиции, искать собственные пути выхода из кризиса. Для выхода отечественных предприятий из современного финансового кризиса необходим новый тип управления, кардинально отличающийся от менеджмента, осуществляемого в стабильных условиях.

 

         Качественное управление в условиях  финансового кризиса необходимо  не только экономическому субъекту, но и отвечает интересам других  заинтересованных сторон:

  • государства - в создании основы для осуществления мер оздоровления предприятий производственного сектора, не адаптируемых или плохо адаптируемых в условиях финансового кризиса;
  • собственников - в осуществлении возможностей развития в условиях кризиса, получения доходов.

         Актуальность проблемы совершенствования  процесса и методов управления на современном этапе обусловлена необходимостью оптимизации управленческой деятельности в условиях распространения негативных последствий современного финансового кризиса для каждого экономического субъекта.

         Целью данной работы является анализ и критическая оценка процесса и методов управления в условиях конкретного предприятия, определение направлений их совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность  и принципы управления;

изучить процесс управления;

- охарактеризовать функции  и методы управления;

- провести анализ процесса  и методов управления в условиях  объекта исследования;

- разработать направления  совершенствования системы управления  на предприятии и рассчитать их экономическую эффективность.

         Объектом исследования в данной  работе является закрытое акционерное  общество «Москвич». В соответствии с Уставом и действующим законодательством, данная компания оказывает услуг гостеприимства.

         Предмет исследования - процесс и методы управления в условиях гостиницы ЗАО «Москвич».

         Теоретической основой данной работы являются нормативные акты Правительства РФ по вопросам антикризисного управления: Федеральный закон от 26.10.2002 №  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. от 30.12.2008), Приказ Минэкономразвития РФ от 10.11.2008 № 383 «О плане мероприятий Минэкономразвития России по реализации плана действий, направленных на оздоровление ситуации  в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год и др. При написании работы использовались также учебные пособия по менеджменту, публикации в периодической печати по теме исследования (журналы «Менеджмент в России и за рубежом», «Финансовый менеджмент»).

         Практической основой данной  работы является бухгалтерская  финансовая отчетность, данные стратегического  планирования гостиницы ЗАО «Москвич»  за 2006-208 г.г.

         Структурно дипломная работа  состоит из введения, заключения, списка использованной литературы и трех взаимосвязанных глав. Названия глав отображают их содержание.

Для написания  дипломной работы были применены  методы сравнения, группировок, вертикального  и горизонтального  анализа, факторного анализа, метод относительных показателей (коэффициентов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты процесса и методов управления предприятием

1.1. Сущность и принципы управления

 

         Английское слово «менеджмент»  своими корнями уходит в греческое  слово «манус», что означает «рука, сила». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Сегодня слово «менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.1

         Понятие  «менедж» (англ. «manade») трансформировалось  и отразило в себе многообразие требований к управлению как к искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.

         Менеджмент  – это тип научно-практического  управления, т.е. руководство людьми  и производством, которое позволяет  решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.

         Менеджмент  – это система текущего и  перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

         Менеджмент  – это искусство ведения дел,  управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.2

         Конечная цель менеджмента – обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач (рис. 1.1).3

 

Рис. 1.1. Задачи менеджмента

 

 

         Управление представляет собой циклический процесс, который включает четыре этапа:

  1. постановка цели
  2. планирование
  3. контроль за исполнением
  4. оценка4

         Эффективность любой системы управления во многом зависит от применяемых ею инструментов управления. В связи с этим можно выделить три принципиально различных инструмента управления.

         Первый - это иерархия, где основным средством воздействия являются отношения власти подчинения, принуждение человека сверху, контроль над распределением благ.

         Второй - культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом ценности и социальные нормы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

         Третий - это рынок, т.е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, свободы и демократии.

           Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

         Предприятие можно рассматривать  как совокупность материального  и социального организмов. Социальный организм можно разделить на две составляющие: административную (организация и управление) и человеческую (персонал). Поэтому можно говорить трех составляющихпредприятия, которыми являются материальная база, персонал и менеджмент, как деятельность по организации работ и управлению предприятием, включая также взаимоотношения между людьми на производстве (рис.1.2). 5

Рис. 1.2. Основные составные элементы предприятия

 

         Именно менеджмент соединяет  персонал и материальную базу, устанавливает порядок преобразования персоналом исходных ресурсов в конечный продукт. Невозможно выпускать продукцию, имея только станки, материалы и людей. Надо еще руководить предприятием, то есть организовать работу и заниматься текущим управлением его деятельностью. Исходя из этих соображений, структуру менеджмента укрупненно можно представить следующим образом (рис. 1.3). 6

 

Рис. 1.3. Структура менеджмента

 

         Организовать работу -  означает  построить структуру предприятия  и создать систему управления. В совокупности структура предприятия и система управления образуют организационное обеспечение управления, статику менеджмента, которая переходит в динамическое состояние, как только руководители всех уровней начинают выполнять свои функции в процессе текущего управления предприятием.

          Таким образом, сущность управления  заключается в воздействии субъекта на объект управления путем выполнения управленческих функций.  Под системой управления понимают совокупность руководителей всех уровней (субъектов управления), каждому из которых поручено управление своей сферой деятельности (объектом управления), для чего руководителям определены соответствующие функции, выделены ресурсы для их выполнения и предоставлены необходимые полномочия.

1.2. Процесс управления

 

         Процесс  управления предприятием - это непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций (рис. 1.4).7

 

Рис. 1.4. Процесс управления предприятием

 

         В соответствии с представленной  моделью, процесс управления начинается с взаимодействия с внешней средой. Исходя из требований заказчиков и рынков сбыта, предприятие определяет объемы поставок, сроки, цену и качество своей продукции и требования к поставщикам материалов и комплектующих элементов. Анализируя факторы внешней среды и свои внутренние возможности, высшее руководство предприятия принимает стратегические решения, то есть определяет долгосрочные цели, разрабатывает стратегию и политику. Затем проводятся мероприятия по организации работ, подбору, подготовке и мотивации персонала. Исходя из стратегии и политики, с учетом требований рынка и заказчиков, осуществляется планирование производства. Далее проводится подготовка производства, осуществляется непосредственное управление производством и проводится контроль производства и качества продукции. Полученная по результатам контроля информация анализируется и сравнивается с информацией о научно-техническом прогрессе, а также с информацией с рынков сбыта, от заказчиков и конкурентов. По результатам сравнительного анализа разрабатываются мероприятия и принимаются необходимые решения руководством предприятия.8

         После этого осуществляется внедрение мероприятий для реализации принятых решений. Как правило, оперативные решения, принимаемые руководством, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых характеристик продукции при управлении производством, а также на улучшение продукции и производственного процесса. Но кроме этого принимаемые меры могут быть направлены на корректировку ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности высшего руководства, например, на изменение организации работ, на повышение квалификации и мотивации персонала, а также на выбор более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий.

         После завершения процесса производства продукция поставляется заказчику или на рынки сбыта, и поставщик получает от них реакцию на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается выполнением той же функции, с которой он и начинался - взаимодействием с внешней средой.

         Для завершения создания системы управления необходимо разработать нормативные документы, указывающие, как надо выполнять указанные выше функции их исполнителями. Только когда будет определено, кто, что и как делает при управлении предприятием, можно будет сказать, что система управления предприятием сформирована.

Информация о работе Повышение эффективности управления предприятием (на примере гостиницы)