Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:55, реферат
Целью данной работы является анализ и критическая оценка процесса и методов управления в условиях конкретного предприятия, определение направлений их совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и принципы управления;
изучить процесс управления;
- охарактеризовать функции и методы управления;
- провести анализ процесса и методов управления в условиях объекта исследования;
- разработать направления совершенствования системы управления на предприятии и рассчитать их экономическую эффективность.
Модель управления, представленная на рис. 1.4, всего лишь концептуальная схема, принцип управления предприятием. В реальной жизни от принятия заказа и до его выполнения реализуется не один подобный цикл (процесс) управления. Если вдуматься, похожие циклы многократно осуществляются на каждом этапе создания продукции: в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода в эксплуатацию. При этом последовательно выполняются управленческие функции, которые необходимы для управления работой на данном конкретном этапе. Но это уже другие уровни управления.9
Процесс управления включает в себя два аспекта управления предприятием: общее руководство и оперативное управление.
Общее руководство осуществляется высшими руководителями предприятия и включает в себя взаимодействие с внешней средой, определение стратегии и политики, принятие стратегических и наиболее важных оперативных решений, организацию работ, подбор, подготовку и мотивацию персонала.
Оперативное управление осуществляется руководителями среднего и низшего звеньев управления и включает в себя планирование, подготовку и управление производством, контроль, информационное обеспечение, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и внедрение мероприятий.
Разделение функций между двумя аспектами управления носит в известной мере условный характер и, конечно, не является абсолютным. Смысл выделения двух аспектов управления заключается в том, что функции общего руководства как бы настраивают производственный процесс на нужный режим, задавая ему определенные параметры, которые в дальнейшем поддерживаются за счет оперативного управления. Сильно упрощая, здесь можно провести аналогию с тем, как осуществляется управление работой холодильника: устанавливается температурный режим, подается питание и включается холодильная установка, работа которой в дальнейшем контролируется и поддерживается системой терморегулирования в соответствии с заданным уровнем охлаждения.
Оба аспекта управления - общее руководство и оперативное управление тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. В совокупности эти два аспекта управления образуют концептуальную модель, которая наглядно изображает полный цикл управления на уровне предприятия. Причем, если в процессе управления по результатам контроля и анализа полученной информации будут подготовлены, утверждены руководством, и внедрены в производство мероприятия, необходимые для повышения эффективности производства, - следующий цикл управления повторится уже на более высоком уровне. В этом случае оперативное управление предприятием будет проходить по восходящей спирали с повышением эффективности производства после каждого успешного цикла управления. Если затем обобщить мероприятия, необходимые для повышения эффективности производства в основные факторы эффективности и наглядно представить их вместе с восходящей спиралью в виде модели, можно получить модель эффективного управления предприятием. 10
Функции управления – это
Рис. 1.5. Функции управления
К общим функциям управления относятся: нормирование, планирование, организация, координация, регулирование, мотивация, контроль, учет, анализ. Рассмотрим более подробно сущность данных функций.
1. Нормирование. Нормирование – это способ организационного управленческого воздействия, заключающийся в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределам, которые служат ориентирами для специалистов той или иной сферы деятельности предприятия: нормативы численности обслуживаемых лиц, нормативы времени обслуживания и др.11
2. Планирование. Планирование является
одним из важнейших условий
организации эффективной
Планирование заключается в установлении целей деятельности предприятия на определенный период времени, определение путей реализации поставленных целей, ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей предприятия.
В процессе планирования
В результате удается снизить уровень простоя оборудования и специалистов, сократить сроки выполнения заказов, оптимизировать движения материалов и складские остатки, сделать процесс производства прозрачным и управляемым, в целом повысить эффективность работы предприятия.
3. Организация. Сущность функции
состоит в том, чтобы
4. Координация. Координация, как
функция менеджмента
5. Регулирование. Регулирование – это управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.
6. Мотивация. В общем виде трудовую мотивацию можно представить как сложное психологическое явление, определяющее поведение человека в процессе трудовой деятельности. Чаще всего при этом имеют в виду те побуждения, которые направляют поведение человека и определяют интенсивность его усилий по достижению намеченных целей. Мотивация - это то, что активизирует, стимулирует человека и направляет его действия к поставленной цели.13
Существуют определенные
Таблица 1.1
Признаки высокой мотивации
Отличительная черта |
Признаки высокой мотивации |
Энергия |
Энергия может проявляться внешне как в виде бурной деятельности, так и в виде самостоятельности, спокойной решимости, уверенности в собственных силах. |
Ответственность |
Желание и готовность брать на себя ответственность |
Многочисленные исследования указывают на неразрывную связь трудовой мотивации персонала и уровня рабочих показателей. Связь трудовой мотивации с рабочими достижениями можно представить в виде схемы (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Связь трудовой мотивации с рабочими достижениями
Эксперты в области управления
персоналом выделяют разные
Таблица 1.2
Группы сотрудников относительно предпочитаемых льгот
Категория работников |
Предпочитаемые льготы (первые пять мест) | ||||
1 место |
2 место |
3 место |
4 место |
5 место | |
Мужчины |
Совокупный доход выше среднего |
Оклад выше среднего |
Развитие мастерства |
Возможности профессионального роста |
Групповые льготы |
Как видно из приведенных
7. Контроль. Контроль является формой постоянно действующей обратной связи, необходимой для своевременной проверки качества бизнес-процесса на каждом его этапе. Правильно налаженная система контроля позволяет повысить эффективность деятельности предприятия, избежать затрат, связанных с устранением дефектов и повысить доверие со стороны потребителей, партнеров, акционеров, общества и других заинтересованных сторон.16
8. Учет. Бухгалтерский учет можно разделить на несколько видов, каждый из которых требует специальных знаний и регулируется особыми правилами, а занимающиеся им люди объединены в особые профессиональные ассоциации. Такими разновидностями являются:
1) финансовый учет
2) управленческий учет
3) налоговый учет.
Из них наибольшее значение имеет финансовый учет, так как все прочие виды бухгалтерской деятельности исходят из принципов и понятий, применяемых в финансовом учете.
9. Анализ. Именно анализ дает в
руки менеджеров информацию
Конкретные функции управления - часть общей функции управления, содержащая сравнительно однородный состав задач управления и обособливаемая в интересах специализации управленческого труда и повышения на этой основе эффективности управления.
Конкретные функции управления группируются по определенным признакам объекта управления. Например, в управлении предприятием такими признаками являются воздействия: на все сферы деятельности предприятия, на отдельные стадии производственного процесса, на отдельные факторы производства. Состав конкретных функций управления в системе управления компанией определяет состав функциональных органов управления.
Состав конкретных функций управления зависит главным образом от масштаба организации и степени диверсификации деятельности: чем больше масштаб организации и разнообразнее ее деятельность, тем уже специализация менеджеров и в большей степени дифференцируются конкретные функции. Так, из функции рационализации производства и технологии может быть выделена функция координации технических разработок; функция маркетинга может быть расчленена на функции: маркетинговые исследования, реклама, сбыт, послепродажное обслуживание; не исключено, что целесообразно выделить конкретную функцию связи с общественностью и т. д. На предприятиях малых масштабов нет необходимости в узкой специализации менеджеров и конкретные функции укрупняются. Состав специальных функций, принадлежащих к той или иной конкретной функции, определяет ответственность конкретного органа управления за достижение тех или иных целей.17
Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение. Основные методы управления – экономические, административные и социально - психологические.
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. К экономическим методам относится формирование политики финансирования, ценовая политика, страхование, кредитование.
Административно-правовые
Рис. 1.7. Схема осуществления административно-правовых методов менеджмента
Социально – психологические методы менеджмента направлены на управление социально – психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятно морально – психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативно – правовых актов. Классификация методов представлена на рис. 1.8 и 1.9.
Рис. 1.8. Социологические методы управления19
Рис. 1.9. Психологические методы управления20
В современных условиях
По итогам изучения теоретических аспектов процесса и методов управления предприятием можно сделать следующие выводы.
Информация о работе Повышение эффективности управления предприятием (на примере гостиницы)