Повышение эффективности управления предприятием (на примере гостиницы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ и критическая оценка процесса и методов управления в условиях конкретного предприятия, определение направлений их совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и принципы управления;
изучить процесс управления;
- охарактеризовать функции и методы управления;
- провести анализ процесса и методов управления в условиях объекта исследования;
- разработать направления совершенствования системы управления на предприятии и рассчитать их экономическую эффективность.

Файлы: 1 файл

Повышение эффективности управления предприятием (на примере гост.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

         Модель управления, представленная на рис. 1.4, всего лишь концептуальная схема, принцип управления предприятием. В реальной жизни от принятия заказа и до его выполнения реализуется не один подобный цикл (процесс) управления. Если вдуматься, похожие циклы многократно осуществляются на каждом этапе создания продукции: в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода в эксплуатацию. При этом последовательно выполняются управленческие функции, которые необходимы для управления работой на данном конкретном этапе. Но это уже другие уровни управления.9

         Процесс управления включает в себя два аспекта управления предприятием: общее руководство и оперативное управление.

         Общее руководство осуществляется высшими руководителями предприятия и включает в себя взаимодействие с внешней средой, определение стратегии и политики, принятие стратегических и наиболее важных оперативных решений, организацию работ, подбор, подготовку и мотивацию персонала.

         Оперативное управление осуществляется руководителями среднего и низшего звеньев управления и включает в себя планирование, подготовку и управление производством, контроль, информационное обеспечение, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и внедрение мероприятий.

         Разделение функций между двумя аспектами управления носит в известной мере условный характер и, конечно, не является абсолютным. Смысл выделения двух аспектов управления заключается в том, что функции общего руководства как бы настраивают производственный процесс на нужный режим, задавая ему определенные параметры, которые в дальнейшем поддерживаются за счет оперативного управления. Сильно упрощая, здесь можно провести аналогию с тем, как осуществляется управление работой холодильника: устанавливается температурный режим, подается питание и включается холодильная установка, работа которой в дальнейшем контролируется и поддерживается системой терморегулирования в соответствии с заданным уровнем охлаждения.

         Оба аспекта управления - общее руководство и оперативное управление тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. В совокупности эти два аспекта управления образуют концептуальную модель, которая наглядно изображает полный цикл управления на уровне предприятия.  Причем, если в процессе управления по результатам контроля и анализа полученной информации будут подготовлены, утверждены руководством, и внедрены в производство мероприятия, необходимые для повышения эффективности производства, - следующий цикл управления повторится уже на более высоком уровне. В этом случае оперативное управление предприятием будет проходить по восходящей спирали с повышением эффективности производства после каждого успешного цикла управления. Если затем обобщить мероприятия, необходимые для повышения эффективности производства в основные факторы эффективности и наглядно представить их вместе с восходящей спиралью в виде модели, можно получить модель эффективного управления предприятием. 10

1.3. Функции и методы управления

 

        Функции управления – это термин, используемый в теории управления для обозначения относительно обособленных направлений управленческой деятельности, позволяющих осуществить управляющее воздействие при управлении организацией. Различают функции управления общие и конкретные (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Функции управления

 

         К общим функциям управления относятся: нормирование, планирование, организация, координация, регулирование, мотивация, контроль, учет, анализ. Рассмотрим более подробно сущность данных функций.

         1. Нормирование. Нормирование – это способ организационного управленческого воздействия, заключающийся в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределам, которые служат ориентирами для специалистов той или иной сферы деятельности предприятия: нормативы численности обслуживаемых лиц, нормативы времени обслуживания и др.11

         2. Планирование. Планирование является  одним из важнейших условий  организации эффективной работы  предприятия. Планирование охватывает  основные направления хозяйственной деятельности — продажи, закупки, производство, управление денежными средствами во взаимодействии между собой. Планирование опирается на прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов, перспектив развития предприятия

        Планирование заключается в установлении целей деятельности предприятия на определенный период времени, определение путей реализации поставленных целей, ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей предприятия.

         В процессе планирования составляется  совокупность планов по направлениям деятельности, которые охватывают важнейшие подразделения предприятия. Планирование является одним из наиболее результативных способов снижения издержек. Кроме того, планирование — это средство координации деятельности подразделений предприятия.

         В результате удается снизить  уровень простоя оборудования  и специалистов, сократить сроки выполнения заказов, оптимизировать движения материалов и складские остатки, сделать процесс производства прозрачным и управляемым, в целом повысить эффективность работы предприятия.

         3. Организация. Сущность функции  состоит в том, чтобы обеспечить  выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать - значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.12

         4. Координация. Координация, как  функция менеджмента чрезвычайно  важна для регулирования и  постоянной диагностики системы управления. Анализ отклонений в работе и корректировка текущих планов и задач в соответствии с изменяющейся ситуацией – одна из основных задач координации.

         5. Регулирование. Регулирование – это  управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.

6. Мотивация. В общем виде трудовую мотивацию можно представить как сложное психологическое явление, определяющее поведение человека в процессе трудовой деятельности. Чаще всего при этом имеют в виду те побуждения, которые направляют поведение человека и определяют интенсивность его усилий по достижению намеченных целей. Мотивация - это то, что активизирует, стимулирует человека и направляет его действия к поставленной цели.13

         Существуют определенные признаки  людей, обладающих высокой трудовой мотивацией (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Признаки высокой мотивации

Отличительная черта

Признаки высокой мотивации

Энергия

Энергия может проявляться  внешне как в виде бурной деятельности, так и в виде самостоятельности, спокойной решимости, уверенности в собственных силах.

   
   
   
   
   

Ответственность

Желание и готовность брать на себя ответственность 


 

Многочисленные исследования указывают на неразрывную связь трудовой мотивации персонала и уровня рабочих показателей. Связь трудовой мотивации с рабочими достижениями можно представить в виде схемы (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Связь трудовой мотивации с рабочими достижениями

 

           Эксперты в области управления  персоналом выделяют разные группы  сотрудников относительно льгот,  которые они предпочитают (табл. 1.2).14

Таблица 1.2

Группы сотрудников  относительно предпочитаемых льгот 

Категория работников

Предпочитаемые льготы (первые пять мест)

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

Мужчины

Совокупный доход выше среднего

Оклад выше среднего

Развитие мастерства

Возможности профессионального роста

Групповые льготы

           
           
           
           
           

 

         Как видно из приведенных данных, для тех, кому за 50 лет, на  первом месте стоит совокупный доход (оклад плюс бонус), превышающий средний уровень. Те, кому нет 30 лет, выше всего ценят возможности профессионального роста, развитие мастерства и гибкий рабочий график. Можно видеть, что мотивация меняется со временем, а также в зависимости от экономических и личных обстоятельств работников.15

         7. Контроль. Контроль является формой  постоянно действующей обратной связи, необходимой для своевременной проверки качества бизнес-процесса на каждом его этапе. Правильно налаженная система контроля позволяет повысить эффективность деятельности предприятия, избежать затрат, связанных с устранением дефектов и повысить доверие со стороны потребителей, партнеров, акционеров, общества и других заинтересованных сторон.16

         8. Учет. Бухгалтерский учет можно разделить на несколько видов, каждый из которых требует специальных знаний и регулируется особыми правилами, а занимающиеся им люди объединены в особые профессиональные ассоциации. Такими разновидностями являются:

1) финансовый учет

2) управленческий учет

3) налоговый учет.

         Из них наибольшее значение  имеет финансовый учет, так как  все прочие виды бухгалтерской  деятельности исходят из принципов и понятий, применяемых в финансовом учете.

         9. Анализ. Именно анализ дает в  руки менеджеров информацию для  принятия обоснованных управленческих решений, позволяет своевременно корректировать направление развития, планировать деятельность и оценивать её результат, выявлять резервы для обеспечения и повышения эффективности хозяйствования по всем его аспектам.

         Конкретные функции управления - часть общей функции управления, содержащая сравнительно однородный состав задач управления и обособливаемая в интересах специализации управленческого труда и повышения на этой основе эффективности управления.

         Конкретные функции управления группируются по определенным признакам объекта управления. Например, в управлении предприятием такими признаками являются воздействия: на все сферы деятельности предприятия, на отдельные стадии производственного процесса, на отдельные факторы производства. Состав конкретных функций управления в системе управления компанией определяет состав функциональных органов управления.

        Состав конкретных функций управления зависит главным образом от масштаба организации и степени диверсификации деятельности: чем больше масштаб организации и разнообразнее ее деятельность, тем уже специализация менеджеров и в большей степени дифференцируются конкретные функции. Так, из функции рационализации производства и технологии может быть выделена функция координации технических разработок; функция маркетинга может быть расчленена на функции: маркетинговые исследования, реклама, сбыт, послепродажное обслуживание; не исключено, что целесообразно выделить конкретную функцию связи с общественностью и т. д. На предприятиях малых масштабов нет необходимости в узкой специализации менеджеров и конкретные функции укрупняются. Состав специальных функций, принадлежащих к той или иной конкретной функции, определяет ответственность конкретного органа управления за достижение тех или иных целей.17

         Метод менеджмента – способ, связанный  со спецификой воздействия на  управляемый объект для достижения поставленной цели. Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.  Основные методы управления – экономические, административные и социально - психологические.

         Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. К экономическим методам относится формирование политики финансирования, ценовая политика, страхование, кредитование.

         Административно-правовые методы  менеджмента – совокупность средств  юридического (правового и административного)  воздействия на отношения людей  в процессе производства. Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 1.7.18

 

 

Рис. 1.7. Схема осуществления административно-правовых методов менеджмента

 

         Социально – психологические  методы менеджмента направлены  на управление социально – психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятно морально – психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативно – правовых актов. Классификация методов представлена на рис. 1.8 и 1.9.

 

 

 

Рис. 1.8. Социологические методы управления19

 

 

Рис. 1.9. Психологические методы управления20

 

          В современных условиях происходит  переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента. При выборе метода менеджмента необходимо учитывать скорость достижения цели, вероятность достижения цели, отношения подчинения, личность управляемого, личность управляющего, экономическую самостоятельность, климат в коллективе.

         По итогам изучения теоретических аспектов процесса и методов управления предприятием можно сделать следующие выводы.

  1. Управление (руководство) предприятием включает в себя организацию работ (построение структуры и создание системы управления) и текущее управление, представляющее собой непрерывный процесс, состоящий из последовательности логически связанных управленческих функций.
  2. Хорошая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкое управление предприятием представляют собой три тесно связанных между собой фактора, которые необходимы для успешной деятельности предприятия. Основой эффективной деятельности предприятия является его материальная база и персонал, а ключевым фактором - мотивация персонала.
  3. К общим функциям управления относятся: нормирование, планирование, организация, координация, регулирование, мотивация, контроль, учет, анализ. Рассмотрим более подробно сущность данных функций. Конкретные функции управления группируются по определенным признакам объекта управления.
  4. Основные методы управления – экономические, административные и социально - психологические.

Информация о работе Повышение эффективности управления предприятием (на примере гостиницы)