Рынок туристских услуг Приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, является исследование рынка въездного туризма Приморского края, на примере туристов из КНР
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность въездного и выездного туризма;
- изучить развитие российско-китайских отношений в сфере туризма;
- провести анализ современного состояния рынка туризма;
- изучить перспективы развития КНР на рынке тур. услуг Приморского края.

Содержание работы

Введение 3
1 Потенциал развития туризма Приморского края 5
1.1 Понятие и сущность въездного и выездного туризма 5
1.2 Привлекательность России для китайских туристов 8
1.3 Мотивационные предпочтения туристов из КНР 14
2 Анализ современного состояния рынка туризма 19
2.1 Развитие российско-китайских отношений в сфере туризма 19
2.2 Туристский рынок в Китае 26
2.3 Анализ выездного и въездного туризма 29
3 Перспективы и проблемы развития рынка туристских услуг
Приморского края 37
3.1 Перспективы развития региона 37
3.2 Проблемы развития туризма в Приморском крае 41
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение 1. Количество туристических поездок………………………………..50
Приложение 2. Динамика туристских потоков из 8-ми важнейших рынков
въездного туризма………………………………………………………………………50
Приложение 3. Показатели развития объектов туристской индустрии
Приморского края………………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 141.67 Кб (Скачать файл)

Россия также нужна  Китаю и как геополитический, и как экономический партнер, хотя следует признать, что Россия в ее нынешнем состоянии играет в китайской политике гораздо меньшую роль, чем Китай в российской. Тем не менее по ряду причин Китай заинтересован в стабильной и сильной (хотя, возможно, и не слишком мощной) России. Стабильная Россия, способная стать независимым центром силы, интересует Пекин как определенный противовес в его сложных партнерско-конкурентных отношениях с США и Западной Европой, как один из гарантов проведения им «независимой и самостоятельной» внешней политики. Стабильная ситуация на границе с Россией, так же как и с другими соседями, важна для экономического развития Китая, то есть для осуществления основной цели, поставленной нынешним руководством страны[21].

Туризм – это та сфера, в которой Китай и Россия могут  развернуть еще более широкое  взаимодействие, так как две страны обладают огромным туристическим потенциалом.

Выездной туризм в Китае  осуществляется в соответствии с  «Положением о контроле над выездом  граждан КНР в зарубежные турпоездки», вступившим в силу с 1 июля 2002г. и  отменившим действовавшее с 1.07. 1997 г. «Временное положение о контроле над выездом граждан КНР в  зарубежные турпоездки за свой счет».

«Положение» закрепило введенный  предыдущим документом порядок выезда только в страны, официально рекомендованные  для турпосещений, а также квотирование годового количества китайских туристов, отправляющихся в зарубежные турпоездки. “Положение” создало более льготные условия для развития выездного туризма. Единственным необходимым условием для оформления зарубежной турпоездки стало наличие действительного обычного паспорта.

Можно выделить 4 типа направлений  китайского выездного туризма. Деление  основано на степени доступности  направлений для китайских граждан, что в значительной степени совпадает  с такими признаками как географическая близость и историческая освоенность  дестинации (табл.3)[19].

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Типы направлений для китайского выездного туризма

Типы направлений

Основные цели туризма

Вид паспорта

Виза

Сянган и Аомынь

(Гонконг и Макао)

Отдых. Посещение друзей и родственников

Разрешение на въезд

Туристическая

Приграничные направления

Отдых. коммерческие

Обычный

Не требуется или деловая

Официальные туристческие направления

Отдых.

Туристский

Туристическая

Все прочие

Официальные, коммерческие. Посещение друзей и родственников

Обычный

Служебный

Служебная или деловая 


 

Первый тип - Сянган и Аомынь – старейшие и наиболее доступные направления, на них приходится 75% выездного потока. Основные цели - посещения друзей и родственников (не останавливаются в отелях более 70% туристов в Сянгане и 60% в Аомыне) и шопинг. Характерно снижение длительности пребывания, размеров групп, цены туров и удельных туристских расходов. Для Сянгана характерен рост доли транзитных путешественников и тех, кто прибывает менее чем на 24 часа. В целом Сянган и Аомынь являются традиционным выбором для тех, кто совершает зарубежную поездку впервые.

Приграничные поездки (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Россия, КНДР, Республика Корея, Монголия) сыграли существенную роль в становлении выездного туризма. Обмен осуществляется по рабочим визам или в рамках безвизового туристического обмена. Осуществляется в пределах административных районов имеющих выход к границе.

Следующий тип дестинаций – официальные туристические направления (ОТН). К ним относятся страны, получившие статус одобренных туристических направлений, который выдает китайское правительство для облегчения выезда китайских граждан в эти страны. Путешествия осуществляются в упрощенном режиме, согласно квотам, и только для них выдаются туристические паспорта и визы. В последние годы список стран официально рекомендованных стран расширяется.

Выезд по прочим направлениям также возможен, при условии получения необходимой, но не туристической визы. Китайские граждане, выезжающие в эти страны, осуществляют поездки на основе коммерческого, культурного или образовательного обмена. Большинство путешественников регистрируются как участники деловых поездок или как посещающие друзей и родственников.

Выезд китайских граждан  за рубеж неуклонно растет. По итогам 2012 г. количество выехавших туристов составило 20 млн. чел., увеличившись по сравнению с пред. г. на 21,8%. Число путешествующих по миру китайских граждан соответствует аналогичному числу французских и итальянских туристов.

Выезд китайских туристов в другие страны возможен только по каналам спортивного, культурного  и других видов специального туризма  после утверждения ГУТ КНР. В  дек. 2003г. Госуправление туризма подписало соглашения о сотрудничестве в туризме с правительствами Гонконга и Макао[26].

В 2012г. среди 16 стран, на долю которых приходится большинство принятых Китаем иностранных туристов, увеличилось только число туристов из России и Индии. Количество гостей из остальных 14 государств сократилось. В течение первых 8 месяцев 2012 года число посетивших Китай интуристов уменьшалось. Количества туристов восстановился лишь в декабре 2012 года: в Россию - 8,57%; Индию - 2,57%; Монголии на 7,70%; Республике Корее на 8,42%; Индонезии на 15,61%; Австралии на 15,75%; Японии на 22,93%; Сингапуре на 23.95% и в др. странах.

Наиболее наглядная информация представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Количество иностранных  туристов, принятых Китаем в 2012 г.

До 2020 года Китай будет  усиленно стремиться достичь уровня прибывших и переночевавших из-за рубежа в количестве 64 миллионов  человек-раз. Что будет соответствовать 7% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге ведущих туристических держав мира. Валютный доход от туризма китайским правительством планируется достичь уровня 53 миллиарда долларов США, что будет соответствовать 8% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге по этому показателю среди ведущих туристических держав мира.

Уровень развития внутреннего  туризма должен достичь 1,69 миллиарда  человека-раз, прирост 8% в среднем  ежегодно. Доход от внутреннего туризма  должен достичь уровня 850 миллиарда  китайских юаней (примерно 106 миллиарда  долларов США), ежегодный прирост  должен составить 10%. Обобщенный доход  от туризма в Китае должен достичь  уровня 1270 миллиарда китайских юаней (примерно 159 миллиарда долларов США), ежегодный прирост в 8% примерно, и соответствовать 7% от GDP (обобщенного  национального продукта). Достичь  уровня 10 миллионов человек непосредственной занятости в туризме, и 49 миллионов  человек косвенной занятости  в туризме.

 Китайская туриндустрия стала одной из первых, которую Китайское Правительство открыла для зарубежных туристов причем, ее степень открытости также стала одной из наиболее существенных. Кроме того, Правительство Китая определило ее в качестве одной из преимущественных для зарубежных инвесторов, обладая прекрасной инфраструктурой для инвестиций и развития. До конца 2005 года включительно, китайская туриндустрия освоила иностранные капиталовложения объемом примерно в 60 миллиардов долларов США, что составляет 12% от общего объема инвестиций в различные отрасли и хозяйства страны (примерно составляет 500 миллиардов США)[29].

Таким образом, туризм –  одна из наиболее перспективных отраслей мировой экономики, потенциал которой  России и Китай сильно недоиспользован. Туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих  условиях важнейшей статьей валового национального дохода  стран. Для  достижения положительного баланса  между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились  внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него.

 

 

 

2.2 Туристический рынок в Китае

 

Китай богат туристическими ресурсами. На его территории возвышаются  величественные горы, несут свои быстрые  воды живописные реки, водятся редкие животные и произрастают удивительные растения. Китай славится древними памятниками культуры, богатыми национальными  обычаями, специфическими театральным, музыкальным и хореографическим искусством, на весь мир известна китайская  кухня. Все это, как магнит, привлекает массу туристов из разных стран мира.

В Китае туризм уже стал важной отраслью национальной экономики. Во-первых, туризм является приводом экономического роста. Согласно расчетам, доля прибавочной стоимости, полученной в сфере туризма, в китайском ВВП превышает 4%. Количество связанных с туризмом отраслей превышает 110. Развитие туризма содействует общественным инвестициям, способствует развитию соответствующих отраслей. В частности, вклад туризма в гостиничный бизнес превышает 90%, вклад в пассажирские железнодорожные и авиаперевозки превышает 80%. Во-вторых, туризм является приводом общественного потребления. В 2012 году туристические расходы китайских граждан внутри страны достигли 1,258 трлн юаней, что составляет 9,4% от общего объема потребительских расходов граждан КНР. В-третьих, туризм является приводом общественной занятости. В настоящее время количество людей, напрямую занятых в туризме в КНР, превышает 13,5 млн человек, а количество людей, занятых в отраслях, связанных с туризмом, составляет около 80 млн.

В глобальном масштабе Китай уже стал крупной туристической державой. Китай является третьей страной мира по числу принимаемых зарубежных туристов, в Китае сформировался самый большой туристический рынок в мире. В 2012 году в Китай с целью туризма въехали 135 млн человек. Инвалютные доходы от туризма составили 48,5 млрд долларов США. Китайские граждане выезжают с целью туризма в 146 стран и регионов мира. В 2012 году китайские граждане совершали в среднем по 2 путешествия на человека, количество туристических поездок по стране составило 2,64 млрд. Китай является крупнейшим источником международных туристов среди азиатских стран. Доля совершающих частные поездки в числе выезжавших за рубеж составляет 64,12 млн, то есть 91,3%.

В связи с включением Госсоветом КНР туризма в число стратегических опорных отраслей Шао Цивэй сообщил, что основная китайская концепция заключается в продвижении совместного развития туризма и сельского хозяйства, основное внимание уделяется развитию туристических поездок в сельскую местность; продвижении совместного развития туризма и промышленности, в частности усиленного развития производства туристического оснащения; продвижении совместного развития туризма и индустрии услуг, включающей культуру, финансы, транспорт, коммерцию, медицину, спорт и т.д.

 Стоит отметить, что на протяжении последних нескольких лет население Россия является одним из крупнейших потребителей туристических услуг Китая. Согласно экспертным оценкам, российские туристы по своей численности традиционно занимают четвертое место в общем количестве посетивших Поднебесную иностранцев, уступая только туристам из Южной Кореи, Японии и США.

Подобной весьма высокой  популярности, на наш взгляд, способствует целый ряд факторов. Например, стоит  отметить, собственно, высокую привлекательность  Китая с его уникальной культурой, историей, географией (три климатических  пояса), национальными особенностями  как туристического центра. Кроме  того, весьма важно, что для значительной части населения восточных регионов России положительную роль играет и  географическая близость стран. Также  не стоит забывать, что правительство  страны инвестирует существенные финансовые средства и занимает активную позицию  в вопросе продвижения туристических  услуг и имиджа своей страны в  России (в том числе упрощения  визового режима). Все это, конечно, приводит к положительному эффекту. Например, по некоторым подсчетам, только в течение 2011 г. количество русских туристов в Китае выросло почти в пять раз. 

Вместе с тем, важно  отметить, что на сегодняшний день туристическая индустрия Китая  в результате негативного влияния  кризиса испытывает определенный спад. Основная причина заключается в  снижении платежеспособного спроса на фоне сокращения доходов и, соответственно, и падении туристического трафика. В том числе, согласно предварительным  оценкам ряда китайских специалистов отрасли, по итогам 2012 г. ожидалось сокращения числа российских туристов на уровне 30%. В целом негативные прогнозы на прошедший год, судя по всему, оправдаются. Так, согласно последней статистике Ростуризма, за период январь-сентябрь 2012 г. число российских туристов, посетивших Китай, снизилось на 53,2% (с 1,5 млн человек до 716 200 человек). Мы полагаем, что дополнительным негативным фактором стал также рост цен на туры в Китай.

Вместе с тем, мы склонны  считать, что восстановление здесь  может пройти достаточно быстро. Стоит  обратить внимание на то, что помимо собственно определенных улучшений  в макроэкономике России восстановительному процессу во многом будет способствовать господдержка, которую планируют  оказать власти Китая туристической  индустрии. Согласно сообщениям СМИ, Государственный  Совет Китая утвердил Программу  по ускорению модернизации туристической  индустрии ("Туристическая программа"), призванную стать ключевым механизмом развития национальной экономики страны. Основная доля ресурсов будет направлена на модернизацию туристической инфраструктуры и повышение квалификации специалистов в области туризма. Правительство также планирует привлекать для этих целей инвесторов из числа предприятий различных организационно-правовых форм, включая частных предпринимателей.

Информация о работе Рынок туристских услуг Приморского края