Теоретические основы франчайзинга, как эффективной формы организации бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию качества обслуживания франчайзингового агентства с позиций корпоративного стандарта качества.
Задачи исследования:
1) Осветить основные понятия и классификации франчайзинга, как эффективной формы организации бизнеса;
2) Рассмотреть концепцию создания франчайзинговой системы в сфере услуг;
3) Дать оценку качества услуг франчайзингового агентства ООО «Гранд» МГП г. Одинцово.
4) Разработать практические рекомендации по совершенствованию качества услуг франчайзингового агентства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………... 3
Глава 1 Теоретические основы франчайзинга, как эффективной формы
организации бизнеса ………………………………………………….. 6
1.1 Основные понятия и классификация франчайзинга ……………….... 6
1.2. Разработка концепции создания франшизной системы в сфере услуг 28
1.3. Законодательная база франчайзинга ………………………………..... 37
1.4. Корпоративный стандарт качества как основа эффективной
деятельности франчайзингового турагентства...................................... 40
Глава 2 Разработка практических рекомендаций по совершенствованию
качества услуг агентства ООО «Гранд» франчайзинговой сети
«Сеть Магазинов Горящих путёвок» ………………………………. 48
2.1. Общая характеристика агентства ООО «Гранд» франчайзинговой сети
«Сеть Магазинов Горящих Путёвок» …………………………………. 48
2.2. Оценка уровня качества туристических услуг с использованием
метода SERVQUAL …………………………………………………….. 64
2.3. Практические рекомендации по совершенствованию качества
услуг агентства ООО «Гранд» франчайзинговой сети
«Сеть Магазинов Горящих Путёвок»………………………………….. 69
Заключение ……………………………………………………………………….. 78
Список использованной литературы ………………………………………..... 80

Файлы: 1 файл

Диплом я.doc

— 440.00 Кб (Скачать файл)

Процедура работы при  осуществлении регионального представительства  такова:

  1. франшизодатель в своей региональной сети выбирает из числа опытных франшизополучателей успешное франшизное предприятие и предлагает владельцу индивидуальной франшизы заключить с ним договор о региональном представительстве (the area representation agreement) и стать региональным представителем на определенной территории (area representative);
  2. опытный франшизополучатель уже в качестве регионального представителя по этому договору покупает у франшизодателя право, ограниченное определенной территорией, на отбор потенциальных франшизополучателей, проводит с ними подготовительную работу до принятия ими решения о покупке франшизы и в дальнейшем помогает запустить им франшизное предприятие;
  3. после принятия решения о покупке франшизы новый франшизополучатель заключает франшизный договор напрямую с франшизодателем (без участия регионального представителя) и платит вступительный взнос в франшизную систему и ежемесячные роялти напрямую франшизодателю;
  4. франшизодатель в качестве компенсации за найденного нового франшизополучателя платит региональному представителю часть вознаграждения с вступительного взноса и часть суммы с роялти, полученные за обслуживание франшизополучателя.

В основе пятого варианта классификации по занимаемому месту франшизодателя в структуре сбытового канала находятся четыре вида франшизных систем.

1) Система типа «производитель  – розничный торговец»; в данной  схеме «производитель» выступает  в роли франшизодателя, а «розничный торговец» - в  роли франшизополучателя; представлена компаниями Singer (США), Yves Rocher (Франция.)

2) Система типа «производитель  – оптовый торговец»; в данной  схеме «производитель»  выступает  в роли франшизодателя, а «оптовый  торговец» - в  роли франшизополучателя; представлена компаниями Coca-Cola (США), PepsiCo (США).

3) Система типа «оптовый торговец  – розничный торговец»; в данной  схеме «оптовый торговец» выступает  в роли франшизодателя, а «розничный  торговец» - в  роли франшизополучателя; представлена компаниями Rexall Drug Stores (сеть аптек), Christianssens (детские игрушки), Unic (продукты питания);

4) Система типа «поставщик услуги  – розничный торговец»; в данной  схеме «поставщик услуги» выступает  в роли франшизодателя, а «розничный  торговец» - в  роли франшизополучателя; представлена компаниями Hertz Rent-A-Car (сдача в аренду автомобилей), Holiday Inn (сеть отелей), Marriot (сеть отелей).

В основе шестого варианта – классификация  по стоимости франшизы с позиции  инвестора. Здесь выделяются семь видов франшизных систем:

1) Франшизная система стоимостью  до 10 000$ ;

- Jani-King International (www.janiking.com, франшиза с 1974 г., 11500 франшизных точек);

- Coverall Cleaning Concept (www.coverall.com, франшиза с 1985г., 8500 франшизных точек).

2) Франшизная система стоимостью  от 10000$ до 24999$;

- франшиза в области образования детей CHIP The Child I.D. Program (www.chipfranchise.com, франшиза с 2002 г., 147 франшизных точек);

- в области свадебного путешествия  All-AboutHoneymoons (www.allabouthoneymoons.com, франшиза с 2004 г., 75 франшизных точек).

3) Франшизная система стоимостью от 25000$ до 49999$

- франшиза в области образования  детей CHIP The Child I.D. Program (www.chipfranchise.com, франшиза с 2002 г., 147 франшизных точек);

- в области свадебного путешествия  All-AboutHoneymoons (www.allabouthoneymoons.com, франшиза с 2004 г., 75 франшизных точек).

 

4) Франшизная система стоимостью  от 50000$ до 99999$;

- в области сети магазинов продуктов питания: 7-Eleven

(www.7-Eleven.com, франшиза с 1964 г., 3800 франшизных точек);

- в области сети кафетериев, гавайское кофе и коктейли из свежих фруктов: Maui Wowi Hawaiian (www.mauiwowi.com, франшиза с 1997г., 400 франшизных точек)

5) Франшизная система стоимостью  от 100000$ до 499999$;

- в области сети магазинов  продуктов питания: 7-Eleven

(www.7-Eleven.com, франшиза с 1964 г., 3800 франшизных точек);

- в области сети кафетериев, гавайское кофе и коктейли из свежих фруктов: Maui Wowi Hawaiian (www.mauiwowi.com, франшиза с 1997г., 400 франшизных точек)

- в области сети итальянских ресторанов: Sbarro (www.sbaro.com, франшиза с 1977 г., 458 франшизных точек);

6) Франшизная система  стоимостью от 500000$ до 999999$;

- Checkers Drive-In Restaurants (www.chekers.com, франшиза с 1986 г., 600 франшизных точек);

- Locos Grill & Pub (www.logosgrill.com, франшиза с 1997 г., 22 франшизные точки);

- в области сети  магазинов продуктов питания: 7-Eleven

(www.7-Eleven.com, франшиза с 1964 г., 3800 франшизных точек).

7) Франшизная система  стоимостью от 1 000 000$:

- в области сетей отелей: Accor North America (www.accorfranchchisingna.com, франшиза с 1996 г., 305 франшизных точек);

- в области фитнеса: Gold’s Gym Franchising (www.goldgym.com, франшиза с 1979 г., 600 франшизных точек).

 

 

 

 

 

1.2. Разработка концепции создания франшизной системы в сфере услуг.

 

  Перед тем, как приступить к разработке франшизной концепции, будущему франшизодателю необходимо получить положительные ответы на следующие ключевые вопросы для любого малого бизнеса.

- Имеется ли значительный  потребительский спрос на товар  или услугу рассматриваемого  бизнеса?

- Имеет ли рассматриваемый бизнес конкурентные преимущества либо такие отличительные особенности, которые выгодно выделяют его среди аналогичных товаров или услуг конкурентов?

Каждый франшизодатель-правообладатель, прорабатывающий вопрос организации  сети франшизополучателей-пользователей, должен получить только положительные ответы на следующий ряд вопросов.

- имеет ли его бизнес  собственный, отличительный от  других имидж или товарный  знак, название которого легко  произносимо и запоминаемо?

- может ли его бизнес  быть систематизированным, разделенным на составляющие, стандартизированным и детализированным, чтобы в дальнейшем создать операционную систему правообладателя – унифицированную документацию по стандартным операциям для пользователя франшизы?

- может ли франшизодатель выполнить обучение франшизополучателя условиям ведения франшизного бизнеса за относительно короткий срок (не более 1-2 недель)?

- оправдает ли прогнозируемый  доход ожидания как франшизодателея,  так и франшизополучателя?

Получив положительные  ответы на данные вопросы, франшитзодатель может приступить к разработке концепции создания франшизной системы.

Существуют два способа  создания франшизной системы:

  1. Когда собственник уже существующего бизнеса решает расширить его с помощью франчайзинга и преобразует его в систему франшизных предприятий;
  2. Когда собственник создает бизнес с нуля путем внедрения своей оригинальной бизнес-идеи в практику работы франшизного предприятия.

Оба способа должны базироваться на здоровой финансовой организационной  составляющей. К тому же необходима твердая уверенность в том, что расширение бизнеса в форме франчайзинга будет эффективнее других вариантов развития.

Убедиться в этом следует, разработав бизнес-план франшизного  предприятия, включающий сравнительный  анализ возможных вариантов расширения франшизного бизнеса в зависимости от  того, какой тип франчайзинга планируется использовать (либо это конверсионный франчайзинг, использующий уже существующий зонтичный бренд правообладателя, либо это деловая франшиза типа бизнес-формат с операционной системой правообладателя, и т.д.).

Можно выделить следующие  основные критерии развития бизнес-концепции  или расширения существующего бизнеса  в рамках франшизной системы:

- наличие существенных  отличительных черт – зарегистрированного  товарного знака правообладателя, отвечающего определенным требованиям рынка, и собственного рынка и собственного имиджа франшизной системы, которые позволяли бы потребителю безошибочно отличать его от прочих аналогов;

- доход позволяющий  покрыть первоначальные и текущие затраты капитала франшизодателя, так и франшизополучателя и обеспечить приемлемый заработок владельцу – пользователю франшизы, компенсируя его трудовой вклад и все виды платежей, поступающих от франшизполучателя к франшизодателю в рамках франшизной системы;

- успешность и эффективность  франшизного бизнеса должна быть  продемонстрирована и доказана  франшизодателем на практике  в течение определенного времени.

К пилотной стратегии, как  правило, обращаются большинство компаний-франшизодателей, чтобы превратить теоретическую концепцию расширения бизнеса в реально действующий франшизный бизнес.

Реализация франшизного  проекта правообладателя должна доказать:

-насколько франшизный  бизнес удовлетворяет постоянный  рыночный спрос;

- в какие сроки технологию  ведения франшизного бизнеса правообладателя можно передать не имеющему опыта подобной работы пользователю франшизы;

- приемлем ли период  времени, за который владелец  – пользователь франшизы может  окупить вложенный капитал.

 Пилотная стратегия  незаменима в тех случаях, когда потенциальный франшизодатель не владеет собственными действующими предприятиями в интересующей его отрасли либо когда он планирует освоение рынка в новом, зачастую отдаленном регионе.

Пилотный проект –  это экспериментальное предприятие. Франшизный проект должен быть типичным по целому ряду параметров: по размерам франшизного предприятия, по занимаемой площади и количеству персонала, по сумме затрат, по охвату потребительского рынка, так как именно в процессе его работы отрабатываются основные элементы будущей операционной системы правообладателя:

- функционирование (выбор  территории для будущей франшизной  точки, планировка помещений,  установка оборудования и технологических  линий, набор персонала, обеспечение  материалами и комплектующими  изделиями и пр.);

- менеджмент (бухгалтерский  учет франшизного предприятия,  система обучения персонала, контроль  со стороны франшизодателя и  др.);

- маркетинг (создание  и поддержание имиджа, товарный  знак и  знак обслуживания, реклама, маркетинг товаров и  услуг).

Естественно, что в  процессе функционирования пилотного  франщизного предприятия появляется возможность определить оптимальную  расстановку оборудования и допустимые размеры помещения, скорректировать  внутренний дизайн и внешнее оформление, чтобы в дальнейшем внести изменения в первоначальный имидж франшизного предприятия.

В некоторых случаях  целесообразно организовать несколько  пилотных предприятий в зависимости  от их географического места расположения.

Это дает возможность  опробовать большее количество вариантов всех упомянутых элементов операционной системы правообладателя, а самое главное – проанализировать влияние территориального расположения на эффективность работы франшизного предприятия.

Кроме этого, можно рекомендовать  поэкспериментировать с различным временем работы франшизных предприятий, а анализ результатов деятельности при скользящем графике и в «нетрадиционные» часы работы может дать серьезную пищу для принятия управленческих решений правообладателю.

Опыт функционирования пилотных франшизных предприятий дает правообладателю материал для разработки операционной системы и написания руководства по ведению франшизного бизнеса, которое в дальнейшем составит документальную основу «стандартного франшизного пакета».

Стандартный пакет франшизной документации, составленный с учетом опыта работы экспериментальных франшизных предприятий правообладателя, включает следующие основные элементы:

  1. требования к размещению франшизного бизнеса, включающие:

- внешний вид предприятия;

внешний вид и размеры  франшизного помещения;

внешний вид и размеры  наружной рекламы;

 

  1. стандартные планы франшизного помещений, включающие:

- требования к внутреннему  оформлению помещений;

- перечень и спецификацию  необходимого оборудования;

- схему расстановки  франшизного оборудования;

- меблировку помещений;

 

3) Систему поставок  расходных материалов и комплектующих  изделий, включающую:

- стандарты качества;

- систему маркировки;

 

4) практическое руководство  по ведению бизнеса для пользователя, включающее:

- подробное описание  франшизной системы и его структуры;

- оперативные инструкции (политика цен, политика закупок,  стандарты продукции и обслуживания, обязанности персонала, бухгалтерский  учет, схема платежей франшизодателю, система контроля и многие  другие элементы);

Информация о работе Теоретические основы франчайзинга, как эффективной формы организации бизнеса