Теоретические основы франчайзинга, как эффективной формы организации бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию качества обслуживания франчайзингового агентства с позиций корпоративного стандарта качества.
Задачи исследования:
1) Осветить основные понятия и классификации франчайзинга, как эффективной формы организации бизнеса;
2) Рассмотреть концепцию создания франчайзинговой системы в сфере услуг;
3) Дать оценку качества услуг франчайзингового агентства ООО «Гранд» МГП г. Одинцово.
4) Разработать практические рекомендации по совершенствованию качества услуг франчайзингового агентства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………... 3
Глава 1 Теоретические основы франчайзинга, как эффективной формы
организации бизнеса ………………………………………………….. 6
1.1 Основные понятия и классификация франчайзинга ……………….... 6
1.2. Разработка концепции создания франшизной системы в сфере услуг 28
1.3. Законодательная база франчайзинга ………………………………..... 37
1.4. Корпоративный стандарт качества как основа эффективной
деятельности франчайзингового турагентства...................................... 40
Глава 2 Разработка практических рекомендаций по совершенствованию
качества услуг агентства ООО «Гранд» франчайзинговой сети
«Сеть Магазинов Горящих путёвок» ………………………………. 48
2.1. Общая характеристика агентства ООО «Гранд» франчайзинговой сети
«Сеть Магазинов Горящих Путёвок» …………………………………. 48
2.2. Оценка уровня качества туристических услуг с использованием
метода SERVQUAL …………………………………………………….. 64
2.3. Практические рекомендации по совершенствованию качества
услуг агентства ООО «Гранд» франчайзинговой сети
«Сеть Магазинов Горящих Путёвок»………………………………….. 69
Заключение ……………………………………………………………………….. 78
Список использованной литературы ………………………………………..... 80

Файлы: 1 файл

Диплом я.doc

— 440.00 Кб (Скачать файл)

 

5) руководство по обучению персонала, включающее:

- обучение при организации  франшизного производства;

- обучение при обслуживании  потребителей;

 

6) руководство по ведению  отчетности и системе делопроизводства, включающее:

- стандартные формы  унифицированной документации;

- технические паспорта на оборудование;

 

7) бизнес-план типового  франшизного предприятия для  пользователя;

 

8) франчайзинговый договор, включающий:

- права на использование  интеллектуальной собственности  франшизодателя (товарный знак, франшизная  система);

- права пользования услугами, оказываемые специалистами компании-франшизодателя и ее партнерами в рамках франшизной системы франшизодателя.

Все необходимые франшизные документы для  будущих франшизополучателей, как правило, окончательно отрабатываются к концу первого года работы предприятия-франшизодателя.

К концу первого года работы экспериментального предприятия-франшизодателя, как правило, завершается процесс  формирования стандартного пакета франшищзной  документации для пользователя франшизы, но фактически франшизодателю приходится на практике разрабатывать два бизнес-плана: для франшизополучателя и для себя.

Это связанно с тем, что  создание франшизного предприятия  требует от будущего владельца франшизы значительных вложений, и обойтись без финансовой помощи франшизополучателю, особенно в условиях российского рынка, довольно трудно. Поэтому франшизодатель вынужден разрабатывать для франшизополучателя бизнес-план типового франшизного предприятия, с которым будущий владелец франшизы мог бы обратиться в банк и использовать его для получения банковского кредита.

Второй бизнес-план франшизодатель разрабатывает для себя, чтобы  увидеть эффект масштаба при создании десятка новых франшизных точек  и прогнозную генерацию денежного  потока регионального развития франшизной сети на ближайшие пять лет.

К концу первого года работы экспериментального  предприятия-франшизодателя накопленный опыт функционирования пилотного франшизного предприятия дает правообладателю материал для разработки и написания практического руководства по ведению франшизного бизнеса для пользователя.

Данной руководство  содержит в письменной форме полное описание порядка и методов работы предприятия-франшизополучателя в  рамках франшизной системы правообладателя  и детально отражает все аспекты  ежедневного ведения дел на франшизном предприятии пользователем франшизы.

Рассмотрим более подробно содержание практического руководства.

Введение

Каждое руководство  должно содержать вводную часть  с изложением основного характера  операций, выполняемых пользователем франшизы, и философии франшизного бизнеса. Далее франшизодатель коротко объясняет, что он может ожидать от франшизополучателя и, наоборот, что может ожидать франшизополучатель от пользования франшизной системой.

Операционная система

Данный раздел дает подробное описание франшизной системы, ее структуры и функций, содержит объяснение, как и почему ее элементы связаны друг с другом.

Франшизное оборудование

Этот раздел дает подробное объяснение необходимого перечня технологического и торгового оборудования, описывает его функции, способы работы а нем. Также франшизодатель, исходя из опыта своей работы, сообщает франшизополучателю все возможные случаи, которые могут произойти с франшизным оборудованием по мере его эксплуатации,  и приводит основные варианты устранения неполадок в данном оборудовании, дает описание его сервисного обслуживания.

Оперативные инструкции

  1. Временной график работы персонала франшизного предприятия.
  2. Стандартные формы и процедуры работы по рабочим местам.
  3. Требования к внешнему виду персонала (виды униформы для разных времен года).
  4. Процедуры обучения персонала на франшизном предприятии.
  5. Процедуры набора персонала и их соответствие контрактным обязательствам.
  6. Дисциплинарные процедуры и обязательства пользователя фрашизы как работодателя.
  7. Политика цен на франшизном предприятии. Франшизодатель, как правило, оставляет за собой право рекомендовать пользователю единый перечень цен на оказываемые пользователем услуги в рамках франшизной сети того сегмента рыка, где работает данная франшиза.
  8. Политика закупок и логистика на франшизном предприятии. В случае уникальности предлагаемой пользователю франшизы франшизодатель, как правило, оставляет за собой право рекомендовать пользователю перечень ряда позиций по прайс-листу, не имеющих аналогов на сегменте рынка, где работает Даная франшиза, и поставки в этом случае идут франшизополучателю с центрального склада франшизодателя.
  9. Обязанности персонала: подробные должностные инструкции для каждого сотрудника франшизного предприятия с изложением процедуры их выполнения.

    10) Стандарты обслуживания.

     11) Стандарты качества продукции или услуги в зависимости от типа франшизы.

     12) Платежки франшизодателю: подробная процедура расчета.

     13) Бухгалтерский учет: ведение отчетности для франшизополучателя.

     14) Система контроля за денежными средствами и запасами сырья и материалов.

     15) Реклама и маркетинг: стандартные средства рекламы, используемые непосредственно на территории, где находится франшизная точка.

     16) Требования по презентации фирменного стиля франшизодателя и правильному использованию торговой марки на франшизном предприятии.

      17) Страхование: рассматриваются схемы страхования имущества на франшизном предприятии, которые надо учесть пользователю франшизы.

 

Стандартные формы

  1. Договор о найме работников.
  2. Договора с менеджерами франшизного предприятия относительного сохранения коммерческой тайны франшизадателя.

Приложение

Приводится дополнительная техническая информация об используемом оборудовании, разработанная франшизодателем, в дополнение к инструкциям заводов-изготовителей.

Краткий справочник по предприятию-франшизодателю

Приводятся необходимые  номера телефонов ключевых менеджеров предприятия-франшизодателя, обеспечивающих режим горячей линии для франшизополучателя.

По мере развития сети франшизных предприятий франшизодатель периодически совершенствует свой материал «Практического руководства для пользователей франшизы», чтобы хранить свои ведущие позиции на сегменте рынка. Все эти изменения, как правило, помещаются франшизодателем в приложениях и дополнениях к «Практическому руководству…», и о всех нововведениях в рамках франшизной системы сразу информируется франшизополучатель.

 

 

1.3. Законодательная база франчайзинга в Российской Федерации.

 

1 января 2008 года вступила  в силу часть четвертая Гражданского кодекса РФ (ГК),  регулирующая вопросы интеллектуальной собственности. Как любой проработанный федеральный закон, четвертая часть ГК сопровождалась законом от 18 декабря 2006 года №231-ФЗ, подразумевающим внесение необходимых изменений в нормативно-правовые акты РФ в связи с принятием четвертой части ГК. К таким изменениям, в частности, относятся изменения в тексте главы 54 ГК «коммерческая концессия». Изменения, казалось бы, незначительные: изменился набор обязательных объектов договора. Однако всем франчайзерам, благополучно применявшим для оформления франчайзинговых отношений не договор коммерческой концессии, а альтернативные договорные конструкции, придется от них отказаться в пользу коммерческой концессии. Можно много говорить о недостатках договора коммерческой концессии, но для франчайзеров основные два неприемлемых пункта – положения статей 1034 и 1035 ГК. Первая подразумевает субсидиарную ответственность франчайзера. Это означает то, что, если франчайзи не может удовлетворить претензии конечных потребителей по качеству реализуемых им товаров, работ или услуг, то за него эту обязанность должен выполнить франчайзер. 1035-я статья содержит совершенно неприемлемые для нормальных предпринимательских отношений правила, согласно которым по истечении срока действия договора коммерческой концессии  заключение договора на новый срок может происходить только на старых условиях, если франчайзи не согласиться на иное. То есть франчайзер лишен возможности пересмотреть условия договора при его продлении (например, увеличить размер роялти, условия рекламной активности франчайзи и т.п.), что совершенно не приемлемо в нынешних российских условиях. Этим положением ГК нарушается один из основных смыслов срочного гражданско-правового договора – пересмотр его условий через определенное количество времени как реакция на изменение ситуации. С юридической точки зрения в рамках франчайзинговых отношений передаются как минимум следующие объекты:

     1.   право  на использование бренда (товарного  знака, коммерческого обозначения);

     2.   охраняемая  коммерческая информация (то, что  оформляется в форме руководства  для франчайзи и других документов  франчайзингового пакета).

До 1 января 2008 года для  оформления франчайзинговых отношений  с таким набором объектов законодательством допускалось применять разные договорные, включая не регистрируемые. Но обязательно было использовать коммерческую концессию, поскольку она подразумевает передачу именно комплекса прав (то есть все обязательные объекты коммерческой концессии вместе). Раньше у компаний не было необходимости передавать весь комплекс, так как к  обязательным объектам раньше относились:

  1. право использовать фирменное наименование и/или коммерческое обозначение;
  2. охраняемая коммерческая информация.

Разумеется, без первого можно было обойтись, поскольку бренд передавался в форме товарного знака, а не фирменного наименования, и эту передачу можно было успешно осуществлять с помощью  лицензионного договора вместе с договором оказания услуг, договором поставки и др. в зависимости от отрасли.

Теперь же к обязательным объектам коммерческой концессии отнесли  иной набор объектов (а точнее, один объект) – право использовать товарный знак.

Если познакомиться  с судебной практикой в сфере  франчайзинга, станет понятно, что все споры связаны с попыткой признания различных договорных конструкций франчайзинга, обходящих коммерческую концессию, недействительными. Эти попытки успешно отбивались ответчиками благодаря тому, что в рамках франчайзинговых отношений не передавался один из обязательных объектов коммерческой концессии – право использовать фирменное наименование и/или коммерческое обозначение (в пользование передавался товарных знак), а раз так, то и коммерческой концессии не было. Именно в силу вышеуказанных изменений теперь это основание отсутствует. Ныне возникает другой вопрос: можно ли говорить, что коммерческую концессию нельзя обходить с помощью лицензионного договора? Ведь лицензионный договор также подразумевает передачу права использовать товарный знак, но не содержит указанных выше недостатков коммерческой концессии. ГК не содержит прямого и недвусмысленного положения, что коммерческая концессия имеет приоритет над лицензионным договором как «специальная норма по отношению к общей». Однако суды, подогреваемые налоговыми органами, пойдут именно по пути установления коммерческой концессии как единственно верного правового инструмента франчайзинговых отношений. Альтернативные договорные конструкции будут признаваться недействительными, и по «неподтвержденным расходам» от франчайзинговой деятельности будет доначисляться налог по ставке 24 % плюс пени и штрафы.

Однако не стоит переживать из-за необходимости использовать именно коммерческую концессию, ведь недостатки такой формы договора уже научились обходить. Кроме того, глава 54 ГК не так уж плоха. Например, она позволяет вносить в договор ряд условий, которые несомненно были бы признанны недействительными в альтернативных договорных конструкциях. Это, например, обязательство франчайзера не продавать другим лицам франшизы на закрепленной за франчайзи территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории, обязательство франчайзи не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга, отказ франчайзи от покупки франшизы у потенциальных конкурентов франчайзера и др.

 

 

 

1.4. Корпоративный стандарт качества как основа эффективной деятельности франчайзингового турагентства.

 

Качество производства товаров и оказания услуг актуально  в любой сфере деятельности, в  том числе и, особенно, в области  туризма. Предприятия любой формы  собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, в рыночных условиях не смогут обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг. Основой конкурентоспособности является качество.

В начале перехода страны на рыночные условия Госстандарт  поставил стратегическую задачу повышения  качества товаров и услуг через  решение проблем стандартизации, сертификации и метрологии.

Стандартизация –  это упорядочение деятельности в  любой области; выявление оптимального решения и отражение его в  нормативных документах.

Сертификация – оценка третьей, независимой стороной соответствия качества продукции (услуг), производств, систем качества, требования нормативных документов.

Метрология – наука  об измерениях, методах и средствах  обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

К этим направлениям деятельности необходимо добавить еще квалиметрию.

Квалиметрия – это  научная область, объединяющая количественные методы оценки качества товаров и  услуг.

Другим важным направлением в решении задач качества в  организациях является разработка и  внедрение системного подхода к  управлению качеством, который в настоящее время реализуется в организациях с использованием методологии, нашедшей отражение в системе международных стандартов ИСО серии 9000:2000, организации бизнеса на основе всеобщего управления качеством (Total Quality Management), российской национальной и других премиях по качеству, подходе, направленном на поиск и устранение причин брака и ошибок в производственных процессах, известных под названием «Шесть сигм», различных интегрированных системных подходах, основанных на использовании совмещения разных методологий.

Информация о работе Теоретические основы франчайзинга, как эффективной формы организации бизнеса