Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 12:13, дипломная работа
Основной целью мы ставим перед собой проанализировать роль и место Ливии в системе международных отношений во второй половине XX- начале XXI веков, для чего решаем следующие задачи:
- охарактеризовать идеологические основы политического развития Ливии;
- показать исторические истоки, обусловившую самобытную направленность радикального курса внутренней и внешней политики современной Ливии;
- выявить особенности ее внешнеполитического курса в отношении западных государств;
- показать основные направления региональной политики Ливии и ее роли в региональных процессах;
- охарактеризовать позицию западных держав в отношении Ливии.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Политические отношения Ливии с Западом и странами Евросоюза в годы правления Муаммара Каддафи
1.1 Третья мировая теория М. Каддафи как идеологическая основа внутри- и внешнеполитического курса……………………………………...7
1.2 США - Ливия: конфронтация …………………………………………...14
1.3 Экономические санкции Совета Безопасности ООН против Ливии и их результаты…………………………………………………………………18
2 Ливия в региональных процессах во второй половине ХХ в.
2.1 Ливия и арабский мир ……………………………………………………29
2.2 Политика Ливии на Африканском континенте ………………………...40
2.3 Ливия и международный терроризм. Движение неприсоединения…………………….......……………………………………46
3 Ливийская война 2011г. ……………………………………………………
3.1 «Арабская весна» ………………………………………………………...54
3.2 Итоги «весны» ……………………………………………………………59
Заключение …………………………………………………………………...66
Список использованной литературы ………………………………………..68
Разумеется, даже притом, что ливийская армия обладает внушительными арсеналами обычных вооружений, она не сможет отбить натиск самой современной военной машины планеты. Исход войны можно предсказать на 99 %: если не случится чуда, то Ливийская Джамахирия падет так же быстро, как и Югославия с Ираком. А Каддафи по-тихому удавят в гаагском СИЗО...
Конечно, мы уже привыкли к тому, что «страны «золотого миллиарда» ведут себя на планете, как римский рабовладелец у себя на вилле» [23; с. 431]. Некоторые даже считают это нормальным. Но в случае с ливийской войной есть много странного, идущего вразрез с логикой и здравым смыслом, которых словно лишились политики Европы. Характеризуя сложившуюся ситуацию, можно сказать, что в качестве фактически единственного выигравшего выступает Вашингтон, тогда как Евросоюз, приняв активное участие в военных действиях, ничего не приобрел, получив только значительную часть убытков и потерь: «Если вашингтонские политики сейчас довольно потирают руки, распивая виски двадцатилетней выдержки с владельцами оружейных корпораций, то Евросоюз создает впечатление деревенского дурачка, который в попытке избавиться от мыши взял и подпалил собственный дом» [21].
Заключение
Подводя итоги своей работы, мы остановимся на следующих моментах.
Как и многие другие освободившиеся страны, Ливия, даже после завоевания независимости, оставалась сырьевым придатком мирового капиталистического хозяйства и потенциальным плацдармом военного неоколониализма. При монархическом режиме (1951-1969 гг.) на международной арене она играла поэтому скорее подчиненную, чем самостоятельную роль. Королевство было не столько субъектом, сколько объектом мировой политики.
Качественно новый и самостоятельный внешнеполитический курс страна начала проводить только после свержения монархического режима. Поначалу это были меры по выходу из орбиты влияния бывших колонизаторов, и только с середины 70-х годов начинают вырисовываться собственные подходы к международным и региональным проблемам. В первой половине 80-х годов революционное руководство практически завершило выработку внешнеполитической концепции, основанной на принципах "третьей теории" Каддафи, и исходя из нее, Ливийская Джамахирия начала строить свои политические и экономические отношения с большинством стран мира.
При всех резких колебаниях и трудно объяснимых зигзагах особенно в межарабской политике, при всей противоречивости, а иногда и амбициозности некоторых политических и идеологических доктрин ливийского руководства, не всегда учитывавших реальную расстановку сил на международной арене и нередко противоречивших растущему партикулярному национализму в арабском мире, нельзя отрицать, что за послереволюционные годы роль Ливии в международных делах значительно возросла.
Среди основных принципов и внешнеполитических целей, провозглашенных ливийским руководством после сентябрьской революции, борьба с американским гегемонизмом и укрепление арабской солидарности, несомненно, были и остаются главными приоритетами внешней политики страны. Именно они в значительной степени обусловливали место Ливии в современной системе международных отношений, а также ее тактику и стратегию на других внешнеполитических направлениях. Но это вовсе не значит, что политика Ливии на Африканском континенте, ее роль в движении неприсоединения или сотрудничество с Советским Союзом играли лишь подчиненную роль. Каждому из этих направлений периодически тоже отдавалось предпочтение на шкале внешнеполитических приоритетов. Однако чаще всего эти перемещения были связаны с приливами и отливами на основных направлениях. Именно такое попеременное, а порой конъюнктурное выдвижение внешнеполитических задач, подчиненных неизменным стратегическим целям, давали основание как партнерам, так и противникам революционного режима Ливии характеризовать его внешнюю политику "спонтанной", "непредсказуемой", "иррациональной" или "пульсирующей".
В такой же степени, однако, можно говорить и о "пyльcиpyющeй" политике Запада в отношении Ливии . В ряде случаев именно западные страны, особенно США, выступали инициаторами силового давления или политической пульсации в отношении Ливии, руководствуясь в одних случаях чисто конъюнктурными соображениями, связанными прежде всего с нефтяными интересами, в других - своими внутриполитическими целями, где Ливии отводилась роль объекта нападок.
В начале 80-х годов Ливия полностью преобразовала свои посольства за границей в народные бюро и выдвинула главный лозунг своей внешней политики - "отношения между народами, а не государствами", что предопределило повышенное внимание к этой стране как субъекту мировой политики.
Ливия стремилась активно проводить свою внешнюю политику. В глобальном масштабе ливийское руководство считало, что отношения между государствами должны строиться на принципах невмешательства во внутренние дела, уважения независимости и национального суверенитета, взаимной выгоды, недопустимости использования силы или угрозы ее применения по отношению к какой бы то ни было стране.
Важное значение в Ливии придают сплоченности арабских государств, противодействию экспансии Запада, обеспечению свободы, подлинной независимости и равноправия всех народов.
Вместе с тем в позиции Ливии наблюдается особый подход к решению многих проблем. По шкале приоритетов ведущими в ливийской внешней политике являются отношения с западными странами, в первую очередь, с США, борьба за снятие блокады, введенной против Джамахирии в 1992 г. решением СБ ООН, проблемы арабского единства, деятельность Ливийской Джамахирии на Африканском континенте и в движении неприсоединения. На анализе этих основных направлений, определяющих роль Ливии в системе международных отношений, и мы считаем необходимым сосредоточить наше внимание.
Список использованной литературы
Информация о работе Ливия в системе международных отношений во второй половине ХХ-начале ХХІ веков