Ливия в системе международных отношений во второй половине ХХ-начале ХХІ веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 12:13, дипломная работа

Описание работы

Основной целью мы ставим перед собой проанализировать роль и место Ливии в системе международных отношений во второй половине XX- начале XXI веков, для чего решаем следующие задачи:
- охарактеризовать идеологические основы политического развития Ливии;
- показать исторические истоки, обусловившую самобытную направленность радикального курса внутренней и внешней политики современной Ливии;
- выявить особенности ее внешнеполитического курса в отношении западных государств;
- показать основные направления региональной политики Ливии и ее роли в региональных процессах;
- охарактеризовать позицию западных держав в отношении Ливии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Политические отношения Ливии с Западом и странами Евросоюза в годы правления Муаммара Каддафи
1.1 Третья мировая теория М. Каддафи как идеологическая основа внутри- и внешнеполитического курса……………………………………...7
1.2 США - Ливия: конфронтация …………………………………………...14
1.3 Экономические санкции Совета Безопасности ООН против Ливии и их результаты…………………………………………………………………18
2 Ливия в региональных процессах во второй половине ХХ в.
2.1 Ливия и арабский мир ……………………………………………………29
2.2 Политика Ливии на Африканском континенте ………………………...40
2.3 Ливия и международный терроризм. Движение неприсоединения…………………….......……………………………………46
3 Ливийская война 2011г. ……………………………………………………
3.1 «Арабская весна» ………………………………………………………...54
3.2 Итоги «весны» ……………………………………………………………59
Заключение …………………………………………………………………...66
Список использованной литературы ………………………………………..68

Файлы: 1 файл

Ливия в системе международных отношений.doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

Так, в конце 1998 г. была осуществлена девальвация динара на 14% (текущий официальный курс составляет 0,45 л.д. за 1 долл.), а также проведена серия валютных интервенций, что, по словам председателя Главного комитета по экономике (министра экономики) Абдулхафеза Злейтни, позволило уменьшить параллельный курс с 3,2 до 1,5 динара за доллар. Но таких мер недостаточно для достижения реалистичного курса ливийского динара, отражающего реальную стоимость товаров и услуг. Для решения этой проблемы необходимы коренные преобразования структуры ливийской экономики. По свидетельству некоторых западных дипломатов, «существует ряд признаков, что Каддафи начал проявлять интерес к рыночной экономике»4, однако реальных подтверждений этому до сих пор не последовало, что не позволяет сделать вывод, является ли это принципиальным изменением экономической политики ливийского руководства или лишь тактическими шагами, направленными на улучшение отношений с Западом и привлечение иностранных инвестиций.

В нефтяной и газовой промышленности характер введенных санкциями ограничений предопределил их различное воздействие в отдельных подотраслях. В нефтедобыче наиболее существенно санкции сказались на состоянии нефтепромыслов, принадлежащих Национальной нефтяной корпорации (ННК) – государственной компании, контролирующей до двух третей добычи нефти на территории страны. В связи с нехваткой необходимых запасных частей и материалов (бóльшая часть полученных в обход санкций была использована для обустройства новых месторождений) и ограничением доступа к современным технологиям себестоимость добычи одного барреля нефти на «старых» крупных месторождениях, эксплуатируемых ННК, возросла до 2,5 долл. [12; с. 194].

Необходимо также отметить, что бóльшая часть этих месторождений функционирует в режиме падающей добычи, для ее стабилизации требуется использование «вторичных» методов повышения нефтеотдачи, технологиями которых ННК не располагает. На протяжении последних лет лишь 15% полученных ННК доходов реинвестировалось в энергетический сектор, и для реализации планов правительства по увеличению добывающих мощностей к 2004 г. до 2 млн. барр. в сутки (100 млн. т в год), по словам председателя «Зуэтина Ойл К°» (дочерняя компания ННК), необходимо дополнительно инвестировать в модернизацию оборудования действующих нефтепромыслов и обустройство новых месторождений около 1,5 млрд. долл.

Серьезно отразилось эмбарго и на нефтеперерабатывающем комплексе страны, мощность которого составляет около 21 млн. т в год. Построенные в 70-х годах, за исключением крупнейшего в Северной Африке НПЗ в Рас-Лануре (построен в 1985 г.), ливийские нефтеперерабатывающие заводы устарели и требуют модернизации и замены технологического оборудования. Бóльшая часть номенклатуры необходимых для нефтеперерабатывающей промышленности запасных частей и вспомогательных материалов в Ливии не производится, и вызванная санкциями их нехватка привела к значительному сокращению объемов ремонтных и профилактических работ. Ливийские НПЗ характеризуются низкой глубиной переработки нефти – менее 50%, что объясняется изношенностью оборудования и отсутствием в их схеме установок вторичных (деструктивных) процессов, позволяющих увеличить выход светлых нефтепродуктов и повысить их качество. Структура производства не соответствует потребностям в нефтепродуктах, поэтому Ливия вынуждена импортировать более половины потребляемого бензина и некоторые другие виды нефтепродуктов (масла и пр.). Запрет на поставку технологического оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности не позволил осуществить намеченную на вторую половину 90-х годов модернизацию комплекса, и с отменой санкций этот вопрос является одним из наиболее приоритетных [12; с. 203].

Положение, сложившееся в области поисково-разведочных работ на нефть и газ, несколько отличается от положения в других подотраслях. Бóльшая часть поисково-разведочных работ на территории Ливии производится иностранными нефтяными компаниями и, поскольку санкции не затрагивали поставок бурового и сопутствующего оборудования, они не отразились на их деятельности. Несмотря на многочисленные сдерживающие факторы, объемы ежегодного прироста балансовых запасов превышают объемы добываемой нефти. Извлекаемые запасы нефти составляют более 3,5 млрд. т, а коэффициент кратности запасов (отношение запасов к ежегодной добыче) – 56,46.

Наиболее активную деятельность в Ливии ведут британские, канадские и испанские нефтяные корпорации. Так, британская компания «Lasmo» совместно сиспанской «Repsoil» сделали ряд значительных открытий в бассейне Мурзук, в том числе месторождение «Elephant», запасы которого оцениваются в 500 млн. барр. Испанская компания, добывающая также около 140 тыс. барр. в сутки (7 млн. т в год) на месторождении «Аль-Сахара», объявила о дальнейших открытиях, сделанных в процессе доразведкив начале 1999 г., с запасами в 100–200 млн. барр. Канадская компания «RedSeaOil» проводившая поисковое бурение в блоке NC177 бассейна Сирт, получила притоки нефти. Масштабы и промышленное значение открытия в настоящее время уточняются. Французская компания «ElfAquitaine» открыла месторождение нефти на шельфе акватории залива Сирт, предполагаемые запасы которого составляют 100–200 млн. барр. [12; с. 210].

Несмотря на успехи, достигнутые в этой области в последние годы, иностранные компании выражают обеспокоенность в связи с некоторыми аспектами действующего нефтяного законодательства, препятствующими расширению их деятельности. Настоящее положение по соглашениям о разделе продукции EPSA III, датированное концом 80-х годов, которое было призвано привлечь иностранные компании, не достигло поставленной цели, и до открытия месторождения «Elephant» ни одного существенного открытия на предоставленных в соответствии с EPSA III территориях сделано не было. По конкурентоспособности предлагаемых условий, по оценке «USBarrows», из 324 проанализированных налоговых систем EPSA III заняла 251 место8. Кроме того, сильно бюрократизированная процедура подачи заявок приводит к многочисленным проволочкам в оформлении документов, а завышенный курс ливийского динара существенно повышает размеры начальных затрат, так как все платежи государству необходимо осуществлять в местной валюте. В результате, несмотря на низкую себестоимость добычи, высокое качество ливийской нефти и близкое расположение к европейским рынкам, значительная часть территории страны остается неисследованной. В настоящее время лицензии на поиск нефти, выданные различным иностранным компаниям, охватывают лишь четверть перспективных в отношении нефтегазоносности территорий, и даже бассейн Сирта, где поисково-разведочные работы ведутся уже более 30 лет, считается не до конца изученным.

Ливийское правительство осознает необходимость перемен. Еще с конца 1997 г. ведется разработка изменений и дополнений к Закону «О нефти» от 1955 г. Выступая на международной конференции по вопросам нефти и газа (Женева, апрель 1999 г.), секретарь Народного комитета по энергетике Абдулла Салем Аль-Бадри, объявил, что выход новой редакции Закона «О нефти» ожидается в конце 1999 г., и от имени ливийского правительства пригласил иностранных инвесторов (в том числе и американских) принять участие во всех областях ливийского нефтегазового сектора. Новые положения закона будут предусматривать более гибкие условия, а также откроют для доступа иностранного капитала прежде недоступные сферы (нефтехимию, нефтепереработку). Предполагается также введение практики проведения международных конкурсов и обеспечение большей «прозрачности» процедуры предоставления контрактов. Учитывая сложившуюся на международном рынке нефти конъюнктуру, осуществление указанных мер сделает Ливию крайне привлекательной для иностранных инвестиций.

Несомненно, что крупные инвестиции потребуются не только для модернизации всего нефтегазового комплекса Ливии, но и для восстановления воздушных и грузовых перевозок. По сообщению западных источников, для восстановления регулярного воздушного сообщения с зарубежными странами в соответствии с европейскими требованиями безопасности Ливийская национальная компания по воздушным перевозкам нуждается в современных авиалайнерах (10–20 единиц), при этом необходимо провести реконструкцию и модернизацию аэропортов, наземных авиатехнических служб, системы подготовки летного и технического персонала. Представители британских деловых кругов, связанных с авиабизнесом (в частности, «BritishAerospace»), уже провели предварительные переговоры с ливийской стороной о возможном участии английских компаний в модернизации гражданской авиации Ливии, представляющей область повышенного коммерческого интереса для производителей самолетов и авиационного оборудования. Британские авиакомпании впервые за последние 15 лет возобновили полеты в Триполи – три рейса в неделю. В ноябре 1999 г. между ливийской национальной авиакомпанией «Либиен Араб Эйрлайнс» и европейским консорциумом «Эйрбас» было подписано соглашение на поставку 24 аэробусов типа А320, АЗЗ0, А340, а также переобучение летного и подготовку технического персонала [9; с. 114].

Окончание экономической изоляции Ливии совпало по времени с ростом цен на нефть, что еще раз напомнило европейским потребителям, сколь важное место занимает Ливия в системе топливно-энергетического снабжения европейских стран. С другой стороны, увеличение доходов Ливии от экспорта углеводородов укрепляет платежеспособность страны и, следовательно, усиливает привлекательность ливийского рынка для европейских поставщиков.

Наибольшую активность в закреплении своего присутствия на ливийском рынке проявила Италия. Еще в феврале 1999 г. до принятия Советом Безопасности ООН решения о приостановлении действия санкций между итальянской энергетической группой ЭНИ и Ливией было достигнуто соглашение о реализации крупного проекта по сооружению подводного газопровода от западных районов Ливии до Сицилии протяженностью более 1 тыс. км с соответствующей инфраструктурой, пропускная способность которого составит 8–10 млрд. куб. м в год. Строительство газопровода предполагается завершить к 2003 г., а общая стоимость проекта оценивается в 4 млрд. долл.

Италия – крупнейший торговый партнер Ливии. За счет экспорта ливийской нефти Италия удовлетворяет до 30% своей потребности в сырой нефти. Ливийским и инвестиционными компаниями «Лафико» и «Ойлинвест» контролируются значительные пакеты акций крупнейших итальянских компаний и банков (ЭНИ, ФИАТ, Банкоди Рома и др.) Крупные торговые партнеры Ливии – также Германия, Франция, Великобритания.

Пятилетним планом социально-экономического развития Ливии (2001-2005 гг.) предусмотрена реализация ряда крупных проектов с суммарными инвестициями в 35 млрд. долл. Помимо завершения проекта по переброске водных ресурсов из подземных резервуаров на юге в северные районы (третий и четвертый этапы проекта ВРР – великой рукотворной реки), намечено строительство железной дороги протяженностью 2178 км с востока на запад до границы с Тунисом, общей стоимостью 4 млрд. долл. по 12 контрактам, которые будут выставлены на торги (тендеры). Среди крупных проектов, которые предлагаются иностранным инвесторам, – модернизация портового хозяйства и строительство новых причалов и волнорезов в ливийских портах (в настоящее время общая мощность ливийских портов по перевалке грузов составляет 15 млн. т в год), расширение нефтеналивного терминала в порту Эз-Завия, создание инфраструктуры сотовой связи через базирующуюся в Абу-Даби компанию «Thuraya Satellite Telecommunications».Планируется объединение газопроводной сети Ливии с тунисской и египетской, что позволит более рационально использовать ресурсы трех соседних арабских стран и благодаря будущему газопроводу Ливия–Сицилия сделает их серьезными конкурентами на газовом рынке Европы [9; с. 124].

 В октябре 1999 г. состоялось третье заседание Российско-Ливийской межправительственной комиссии, в ходе которой было рассмотрено современное состояние двустороннего торгово-экономического сотрудничества и намечены перспективы его развития. Между Россией и Ливией до сих пор не подписано соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле и взаимной защите инвестиций, что сдерживает развитие сотрудничества.

Несмотря на это, ожидается, что российские компании подпишут контракт на расширение ТЭС «Западный Триполи», предусматривающий установку двух энергоблоков мощностью 325 МВт каждый, и примут участие в международном конкурсе на строительство ЛЭП напряжением 400 кВ, а также получат контракт на поставку материалов и оборудования для распределительных электросетей, в обсуждении которого еще предстоит согласовать ряд позиций. Ведутся переговоры об участии ОАО «Атомэнергоэкспорт» в подготовке технической документации по строительству АЭС «Султан» в Сирте, а также модернизации центра атомных исследований «Таджура», эксплуатация которого осуществляется при техническом содействии российских специалистов. Подписан контракт между российской компанией ОАО «Зангаз» и ливийской «Сиртойлкомпани» на сооружение газопровода Хомс – Триполи протяженностью 117 км, а также проведение работ по реконструкции двух компрессорных станций; срок строительства 22 месяца. Сумма контракта 170 млн. долл. Реализация проекта позволит полностью решить вопрос о газоснабжении столицы Ливии.

Новая политическая и экономическая ситуация, возникшая в Ливии после приостановки санкций, создает благоприятные условия для возвращения российских внешнеторговых объединений и частных компаний на ливийский рынок. Однако этот рынок в условиях, когда политические или идеологические факторы больше не определяют характер внешнеэкономических связей, предъявляет жесткие требования к конкурентоспособности коммерческих предложений. Несмотря на очевидную заинтересованность Ливии в участии российских компаний на ливийском рынке как некоторого балансирующего противовеса Западу, для успешного восстановления утраченных позиций потребуются и время, и значительные усилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Ливия в региональных процессах  во второй половине ХХв.

 

2.1 Ливия и арабский мир

 

На региональном уровне основное внимание ливийского руководства после 1969 г. было сосредоточено на решении двух проблем: объединение арабов и арабо-израильский конфликт. И в том, и в другом случае ливийцы исходили только из силового варианта, допуская поспешность и неоправданный волюнтаризм. Проблеме арабского единства ливийские лидеры отдали  немало сил, начиная с первого дня революции 1969 г. Уже через три месяца после свержения монархии, в декабре 1969 г., на встрече с Насером в Триполи Каддафи поставил вопрос об объединении Ливии и Египта. В апреле 1970 г. такой же  вопрос он поставил перед Бумедьеном. В августе и ноябре 1970 г. то же самое было темой бесед Каддафи с руководителями Туниса и Сирии.

Информация о работе Ливия в системе международных отношений во второй половине ХХ-начале ХХІ веков