Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 12:13, дипломная работа
Основной целью мы ставим перед собой проанализировать роль и место Ливии в системе международных отношений во второй половине XX- начале XXI веков, для чего решаем следующие задачи:
- охарактеризовать идеологические основы политического развития Ливии;
- показать исторические истоки, обусловившую самобытную направленность радикального курса внутренней и внешней политики современной Ливии;
- выявить особенности ее внешнеполитического курса в отношении западных государств;
- показать основные направления региональной политики Ливии и ее роли в региональных процессах;
- охарактеризовать позицию западных держав в отношении Ливии.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Политические отношения Ливии с Западом и странами Евросоюза в годы правления Муаммара Каддафи
1.1 Третья мировая теория М. Каддафи как идеологическая основа внутри- и внешнеполитического курса……………………………………...7
1.2 США - Ливия: конфронтация …………………………………………...14
1.3 Экономические санкции Совета Безопасности ООН против Ливии и их результаты…………………………………………………………………18
2 Ливия в региональных процессах во второй половине ХХ в.
2.1 Ливия и арабский мир ……………………………………………………29
2.2 Политика Ливии на Африканском континенте ………………………...40
2.3 Ливия и международный терроризм. Движение неприсоединения…………………….......……………………………………46
3 Ливийская война 2011г. ……………………………………………………
3.1 «Арабская весна» ………………………………………………………...54
3.2 Итоги «весны» ……………………………………………………………59
Заключение …………………………………………………………………...66
Список использованной литературы ………………………………………..68
В 1980 г. на фоне возраставшей поляризации арабских стран обострились отношения Ливии со многими арабскими режимами, в том числе с соседними Египтом и Тунисом.
Ливия, так же как и другие члены НФСП, резко реагировала на нормализацию отношений АРЕ с Израилем. Со своей стороны, А.Садат был заинтересован в эскалации напряженности с Ливией, чтобы отвлечь внимание арабской и египетской общественности от углублявшихся в результате кэмп-дэвидских соглашений противоречий Египта с арабским миром.
В нагнетании египетско-ливийской напряженности внесли свою лепту и Соединенные Штаты, подталкивавшие египетский режим к прямой конфронтации с Ливией. В американских политических кругах всерьез рассчитывали, что такая конфронтация может привести к свержению ливийского режима. В результате на египетско-ливийской границе к началу 1980 г. складывалась ситуация, близкая к той, которая привела к военному столкновению двух стран в 1977 г. При этом обстановка усугублялась также и американскими военными маневрами.
В этой обстановке большое значение имело совещание политического комитета НФСП в Триполи в январе 1980 г., подчеркнувшее солидарность членов Фронта со СНЛАД и подтвердившее их готовность выполнить свои обязательства в случае агрессии против Ливии. Помимо позиции стран-членов НФСП большое значение в деле предотвращения агрессии против СНЛАД имела позиция СССР, твердо поддерживавшего Ливию.
Почти одновременно обострились отношения между Тунисом и Ливией. В ряде районов Туниса имели место серьезные волнения, переросшие в отдельных местах в вооруженные столкновения между правительственными войсками и панарабски настроенной оппозицией. Тунисские власти обвинили Ливию в причастности к волнениям и даже в инспирировании их.
Эти события были активно использованы Западом, в частности Францией и США, для вовлечения Туниса в более тесное военное сотрудничество с ними. В интервью "Фигаро-мэгэзин" 22 декабря 1979 г. Каддафи изложил свои планы относительно перспектив борьбы СНЛАД за арабский юнионизм. Он сказал: "Арабское единство останется нашей главной заботой в восьмидесятые годы. Кэмп- дэвидские соглашения создали для арабов серьезную проблему, и борьба против них может сплотить арабов. Мы никогда не согласимся с мыслью, что решения, принятые нашим соседом-предателем, служат делу мира" [2; с. 374].
Это была довольно принципиальная позиция руководства СНЛАД перед лицом усилившейся военно-политической экспансии США и НАТО и наметившейся тенденции в арабском мире к соглашательству с ними. На этой основе Ливия продолжала курс на поиск союзников. В августе 1980 г. было объявлено об объединении с Серией. Через год, в августе 1981 г., был заключен коллективный Договор между Ливией, Эфиопией, Южным Йеменом.
К началу 80-х годов ситуация на Арабском Востоке приобрела поликонфликтный характер: к арабо-израильской конфронтации добавилась ирано-иракская война, начавшаяся в сентябре 1980 г. В этой обстановке в позицию ливийского руководства были внесены элементы политического плюрализма: с одной стороны, Ливия поддерживала общеарабские усилия в борьбе против кэмп-дэвидского варианта решения арабо-израильского конфликта, с другой - Ливия (вместе с другими членами НФСП) встала на сторону Ирана в борьбе с Ираком, чем ослабляла арабов, раскалывала их единство.
В урегулировании арабо-израильского конфликта, остававшегося главной проблемой арабов, Каддафи занимал непримиримую позицию - он настаивал только на применении силы. По некоторым данным, ливийская военная помощь Сирии и группировкам, боровшимися с Израилем, в 1973-1976 гг. составила 2,4 млрд. долл., в 1977-1981 гг. - около 3 млрд. долл. "Силовой подход" к решению арабо-израильского конфликта не раз приводил к разногласиям Триполи с руководителями ряда арабских стран. Из-за этого Каддафи не участвовал в арабских совещаниях в верхах в Рабате (октябрь 1974 г.), в Фесе (сентябрь 1982 г.), в Рабате (март 1985 г.), посвященных ближневосточному урегулированию. Ливия отвергала резолюции ООН, прямо или косвенно признававшие существование Израиля (в т.ч. резолюцию 242) [2; с. 375].
В Ливане ливийское руководство встало на сторону национально-патриотических сил и Палестинского движения сопротивления. В 1976 г. туда было направлено два ливийских батальона "командос" в составе сил по поддержанию мира. Однако после начавшегося наступления сирийских войск в октябре 1976 г. на позиции палестинцев, против чего возражала Ливия, Каддафи отозвал эти батальоны. С 1982 г., когда часть палестинских деятелей стала склоняться к принятию "плана Рейгана", Каддафи прекратил связи с Я.Арафатом и начал активно поддерживать радикальные палестинские группировки, а также антиарафатовскую группировку в ведущей палестинской организации ФАТХ.
В 1982 г., после нападения Израиля на Ливан, Каддафи направил главам арабских государств послание, в котором говорилось о необходимости срочной отправки в Ливан 10 дивизий и нескольких авиаэскадрилий с целью пресечения агрессии. В качестве главнокомандующего этими силами он предложил себя и конкретно указал, сколько нужно, по его мнению, выделить сил и средств каждой стране. Однако никто в арабском мире на это послание не откликнулся.
Израильская агрессия 1982 г. против Ливана и последовавшие за этим события стали определенным водоразделом в межарабских отношениях. Уход сил ПДС из Бейрута и возникшие впоследствии противоречия в радах палестинцев были болезненно восприняты в руководящих кругах СНЛАД. Вывод палестинцев из Бейрута ливийский лидер характеризовал как "предательство". Ливийское руководство вместе с сирийским оказало поддержку тем силам в ПДС, которые выступили с критикой Я.Арафата и руководства ФАТХ. Еще более негативную реакцию в Триполи вызвал визит Я.Арафата в Каир в конце 1983 г.
Одним из негативных последствий положения, сложившегося в левом лагере арабских политических сил после израильской агрессии 1982 г., стал фактический распад НФСП. Усложнение внутриарабской ситуации, в том числе и определенные трудности во взаимоотношениях прогрессивно-патриотических арабских сил, явилось, по-видимому, одним из главных причин, повлиявших на некоторое изменение приоритетов в ливийской внешней политике в 80-е годы.
Во-первых, в ней стало происходить определенное усиление неарабских акцентов - все большее обращение к африканским и другим странам за пределами арабского мира.
Во-вторых, во взаимоотношениях Ливии с арабскими странами стали более отчетливо прогладывать нотки политического прагматизма.
В-третьих, в отношениях с неарабскими силами и политическими движениями, напротив, усилились идеологические акценты, в которых "третья теория" М.Каддафи приобрела несколько новое направление: она получила "широкое толкование". Еще одной чертой ливийской внешней политики, которой было суждено получить дальнейшее развитие в 80-е годы, стали методы "народной дипломатии", почерпнутые из джамахирийской концепции: во главу угла ставились отношения не между государствами, а между народами. Правящие круги как бы отделялись от большинства и противопоставлялись ему, что, естественно, не могло не вызвать настороженности относительно истинных целей ливийского руководства. [2; с. 376].
1 сентября 1984 г. Каддафи заявил: "Вооруженные
силы Ливии созданы для
В результате таких левоэкстремистских установок призывы Каддафи вызвали болезненную реакцию со стороны правящих режимов арабских стран Машрика. И с 1987 г. ливийское руководство внесло поправки в свою арабскую политику, решив восстановить нормальные отношения с соседями и добиваться создания союза стран арабского Магриба, заморозив на неопределенное время свою активность в арабском Машрике. Повороту ливийской политики в сторону юнионизации стран Магриба способствовала смена руководства в Тунисе, где в ноябре 1987 г. к власти пришел новый президент Зин аль-Абдин Бен Али, выступивший за восстановление отношений с Ливией, разорванных в 1985 г. В декабре 1987 г. между двумя странами были восстановлены дипломатические отношения.
С начала 1988 г. алжирский президент Ш.Бенджедид посетил Тунис и Ливию. М.Каддафи со своей стороны нанес визиты руководству Туниса и Алжира. В начале февраля 1988г. руководители Алжира, Ливии, Туниса встретились в Тунисе, где договорились улучшить взаимоотношения, добиться более тесной экономической интеграции между ними. Ливийский лидер выразил надежду на присоединение СКЛАД к региональному договору о братстве и согласии, участниками которого были Алжир, Тунис и Мавритания.
Результаты встреч З.аль-Абдина, М.Каддафи и Ш.Бенджедида были подкреплены двух- и трехсторонними соглашениями в области экономического сотрудничества. Их было подписано около десяти. Главным политическим итогом была договоренность об открытии сухопутной границы между Ливией и Тунисом и направлении тунисских граждан на работу в СНЛАД (именно депортация из Ливии в 1985 г. 30 тысяч тунисцев привела к обострению отношений между двумя странами).
Стороны подписали объединенное коммюнике о создании общемагрибской комиссии, включающей представителей из пяти стран, призванной сконцентрировать усилия на создании Совета, который бы координировал законодательство в регионе и подготовку совместных экономических проектов. В конце июня Алжир и Ливия объявили о решении провести референдум в своих странах о возможном объединении двух стран.
Эта идея, однако, не привела к слиянию двух стран, на что надеялся Каддафи, а предусматривала федеративное объединение двух государств в границах Великого Арабского Магриба.
В июле 1988 г. Магрибская комиссия провела первую встречу в Алжире и объявила о создании пяти рабочих комитетов для рассмотрения ряда вопросов по региональной интеграции (включая образование, финансы, экономику и региональную безопасность), которые должны были представить результаты своей работы на второй встрече в октябре. В августе президент Туниса Бен Али посетил Ливию, где они вместе с Каддафи подписали ряд соглашений о сотрудничестве и создали комиссию, призванную изыскать механизмы по ускорению процессов кооперации и слияния в качестве первого шага по созданию Великого Арабского Магриба.
В феврале 1989 г. на встрече в верхах глав северо-африканских государств в Марокко участники заключили союз, провозглашавший создание Союза Арабского Магриба (САМ), включающий Алжир, Ливию, Мавританию, Марокко и Тунис. Договор предусматривал основание Совета глав государств, регулярные встречи министров иностранных дел, и обеспечение свободного движения товаров, услуг и капитала через страны региона. На втором саммите Союза Арабского Магриба, прошедшего в Алжире в июле 1990 г., было решено, что Ливия будет президентствовать сроком на год в 1991 г. [2; с. 380].
Третья встреча в верхах в Рас-Лануфе 10 марта 1991 г. была открыта Муаммаром Каддафи в роли президента Союза в течение первых шести месяцев. Это была первая встреча государств арабского Магриба после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 г. и это событие отразило сложность, с которой они столкнулись в оценке общей реакции на события в районе Персидского залива. Заключительное коммюнике выражало "глубокую боль по поводу трагических событий в Заливе" и одобряло введение экономических санкций ООН против Ирака. Соглашения, принятые на встрече, включали в себя решение об основании Банка Магриба по инвестициям и иностранной торговле и сотрудничестве в разных областях. На встрече глав государств в Касабланке в сентябре 1991 г. обсуждалась предстоявшая мирная конференция по Ближнему Востоку и экономические санкции ООН, введенные против Ливии [2; с. 380].
Сближение североафриканских стран вызвало недовольство США и западных кругов, увидевших в этом угрозу своему влиянию в регионе. Журнал "Newsweek" писал в марте 1988 г., что улучшение отношений между странами Магриба противоречит стратегии администрации США в регионе, нацеленной на изоляцию Каддафи. Помешать развитию внутри магрибской интеграции пытались и союзники США по НАТО, в особенности Франция, но безуспешно.
После введения санкция СБ ООН против Ливии в 1992 г., отношения с Тунисом, часто бывшие напряженными и иногда враждебные, стали дружественными. Ливия стала широко зависеть от транзита через Тунис из-за запрета полетов над своей территорией. Тунис стал получать значимый доход от транзитного ливийского транспорта. Другой статьей дохода стала работа 20 000 тунисцев в Ливии.
Несмотря на поддержку Каддафи оппозиционного исламского фронта в Алжире, официальный Алжир продолжал поддерживать Ливию в ООН и в Лиге арабских государств. Марокко также обеспечивало поддержку в ООН, воздержавшись от голосования в Совете Безопасности в ноябре 1993 г. при продлении жестких санкций против Ливии. Хотя ливийские соседи с большим подозрением относились к режиму Каддафи, они гораздо больший страх испытывали от его возможного падения, которое могло иметь серьезные последствия для стабильности во всей Северной Африке.
Информация о работе Ливия в системе международных отношений во второй половине ХХ-начале ХХІ веков