Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 12:13, дипломная работа
Основной целью мы ставим перед собой проанализировать роль и место Ливии в системе международных отношений во второй половине XX- начале XXI веков, для чего решаем следующие задачи:
- охарактеризовать идеологические основы политического развития Ливии;
- показать исторические истоки, обусловившую самобытную направленность радикального курса внутренней и внешней политики современной Ливии;
- выявить особенности ее внешнеполитического курса в отношении западных государств;
- показать основные направления региональной политики Ливии и ее роли в региональных процессах;
- охарактеризовать позицию западных держав в отношении Ливии.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Политические отношения Ливии с Западом и странами Евросоюза в годы правления Муаммара Каддафи
1.1 Третья мировая теория М. Каддафи как идеологическая основа внутри- и внешнеполитического курса……………………………………...7
1.2 США - Ливия: конфронтация …………………………………………...14
1.3 Экономические санкции Совета Безопасности ООН против Ливии и их результаты…………………………………………………………………18
2 Ливия в региональных процессах во второй половине ХХ в.
2.1 Ливия и арабский мир ……………………………………………………29
2.2 Политика Ливии на Африканском континенте ………………………...40
2.3 Ливия и международный терроризм. Движение неприсоединения…………………….......……………………………………46
3 Ливийская война 2011г. ……………………………………………………
3.1 «Арабская весна» ………………………………………………………...54
3.2 Итоги «весны» ……………………………………………………………59
Заключение …………………………………………………………………...66
Список использованной литературы ………………………………………..68
Но по вопросу о границе между Ливией и Чадом за период с конца XIX в. было заключено несколько соглашений бывших колонизаторов, всегда вызывавших споры. Это: османский рескрипт от 10.10.1890 г.; англофранцузское соглашение от 21.03.1899 г.; франко-османское соглашение от 19.5.1910 г.; итало-французское соглашение от 12.9.1919 г.; итало-французское соглашение от 7.1.1935 г. Претендуя на Тибести, ливийцы хотели бы восстановления границы в рамках 1899 г. или 1935 г. В Нджамене отстаивали границу 1919 г. в надежде получить юго-восточные области Феззана и юг Киренаики. В этом вопросе сказывались последствия колониалистской политики бывших метрополий, к преодолению которых в Триполи и в Нджамене не могли найти реальных путей [2; с. 385].
При поддержке Франции войска Хабре 23 августа 1987 г. атаковали ливийские позиции в Тибести и захватили Аозу, что вызвало ответные меры Триполи. Начались военные действия, в результате которых к середине сентября ливийские части вернули под свой контроль район Аозу и заявили о готовности вести переговоры с Чадом в рамках ОАЕ, на что согласились и в Нджамене.
В марте 1988 г. несколько чадских группировок, выступавших против правительства Х.Хабре, вновь заключили соглашение об объединении своих сил под началом бывшего председателя ППНЕ Г.Уэдцея. В сообщении, переданном агентством Джана 21 марта 1988 г., подчеркивалось, что в объединительном документе поставлена задача, добиваться созыва совещания всех оппозиционных сил с целью создания "широкого народного фронта", в поддержку которого выступила и Ливия.
У руководства СНЛАД вызвало беспокойство, что на ее южных границах державы НАТО, прежде всего Франция и США, Пытались с помощью Х.Хабре создать "второй фронт" против Ливийской Джамахирии. Поэтому в Триполи и предприняли Шаги, чтобы воспрепятствовать нежелательному для Ливии развертыванию событий. В этой ситуации Ливийское руководство проявило гибкость: на Х.Хабре начали воздействовать через ОАЕ, так и через Г.Уэдцея, также проявившего понимание ситуации и вставшего на путь национального примирения в Чаде. И в результате 4 октября 1988 г. Ливия и Чад возобновили дипломатические отношения. Появилась возможность решить проблему мирным путем без вмешательства во внутренние дела друг друга. Правда, Ливию не могло не беспокоить заявление Франции о том, что она не намерена выводить из Чада свой воинский контингент (2000 военнослужащих), но с этим противодействием Парижа ливийское руководство сталкивалось не раз.
Только к началу 90-х годов ливийско-чадский конфликт пошел на убыль и в конце концов привел к урегулированию отношений между странами. 3 февраля 1994 г. Международный суд вынес постановление, осуждающее притязания Ливии на район Аозу в северном Чаде. Ливия и Чад приняли в 1989г. соглашение, регулирующее управление спорной территорией.
После объявления решения суда Ливия заявила, однако, что она не желает снимать свои притязания на Аозу, а чадское правительство сообщило, что Ливия усилила военное присутствие на спорной территории. Когда в марте продолжились переговоры между сторонами, Ливия потребовала освободить 500 заключенных, которые были лишены свободы в 1987 г. Затем Каддафи неожиданно объявил, что Ливия не имеет притязаний на спорную территорию, и между военными сторонами было подписано соглашение в Сирте 5 апреля 1987 г. По условию соглашения войска были полностью выведены в конце мая 1994 г. В начале июня Ливия и Чад подписали договор о дружбе и сотрудничестве. Как оказалось, 5-7 мирных лет было достаточным, чтобы восстановить добрососедские отношения.
Итак, если на Севере континента ливийское руководство в конце 80-х годов сумело разрушить стену изоляции и нормализовало свои отношения с арабскими африканскими странами (за исключением Египта), то к югу от Сахары ливийская политика явно буксовала. С точки зрения "черных" африканских лидеров, им "далеко" до курса Каддафи и его третьей "теории", их беспокоит непостоянство ливийского руководства в выборе союзников, использование им религии в политически целях, радикализм и крайности, амбициозность и претензии на лидерство.
Это, на наш взгляд, является основными причин ми, почему южнее Сахары Каддафи не достиг намечавшихся целей. Правительства Мавритании, Центральной Африканской республики, Нигерии предприняли шаги по сокращению ливийского присутствия, и только Бенин, Конго, Гана и Бурунди продолжали сотрудничать с Триполи. И до конца XX века основное внимание ливийского руководства было сосредоточено на укреплении связей с Севером, то есть с арабскими странами Африки, а отношения с государствами южнее Сахары оставались замороженными, поскольку, даже "коренная перестройка" африканской политики Джамахирии, начатая с марта 1987 г., не была подтверждена конструктивными инициативами в их сторону.
В ливийской политике в Африке накопилось слишком много наслоений, снятие которых, даже в условиях потепления международной обстановки, потребует и определенных усилий, и времени.
2.3. Ливия и международный терроризм. Движение неприсоединения
Ливийское руководство неоднократно заявляло, что оно не причастно к международному терроризму. Однако, почти никто на Западе не верил этому. "Ливия вооружает, финансирует, готовит и отправляет всевозможные террористические группы во все уголки земли, начиная с 1970-х годов. Основная их цель - дестабилизация прозападных режимов, побочная - ликвидация ливийских диссидентских групп", - так писала, например, Л.К.Харрис в монографии "Революция Каддафи и современное государство" [4; с.12]. По ее утверждению, только на Европейском континенте Ливия помогала таким террористическим организациям, как Ирландская республиканская армия, Армянская секретная армия, Движение баскских сепаратистов, группам "Красной армии" в ФРГ и "Народных сил 25 апреля" в Португалии и др. Л.К.Харрис считает, что на ливийские деньги существовали левоэкстремистские группировки в Палестинском движении сопротивления, Фронт национального освобождения на Филиппинах, "Красная Армия" в Японии, различные радикалистские негритянские организации в США и другие [4; с. 15].
Ливийскому руководству приписывается причастность к затворам против руководителей ряда арабских и африканских стран, к проведению серии террористических актов в Европе и Даже в США. Для таких упреков используются прежде всего неоднократные запальчивые заявления самих ливийских лидеров. Так, на фитинге 1 сентября 1986 г. Каддафи заявил: "Соединенные Щтаты являются врагом всех арабов, главным источником
Нависшей над нами опасности. Это должны осознавать все арабские правители. Те же из них, кто будет продолжать сотрудничество с США, -агенты и предатели". "В случае- казал он, если мы убедимся в исходящей от Египта угрозе нашей безопасности, то ударим по этому гнезду. Если опасность для нас будет исходить из любого другого государства, мы прибегнем к силе, чтобы покончить с источником этой опасности. Мы сильны по отношению к окружающим нас. Если Америка выходит за свои границы и бьет по другим, также, по их закону, можем сделать и мы". Каддафи предупредив и страны Европы, что если они "последуют в фарватере американской политики", их экономические интересы "будут подорваны не только в Ливии, но и в других арабских странах" [2; с. 361].
Каддафи объявил, что если президент США не откажется "от своего произвола и безумия", то он (Каддафи) создаст тайную интернациональную армию из десятков тысяч борцов-антиимпериалистов из различных стран, которая распространится по всему миру, чтобы везде наносить удары по американскому присутствию. "Борцы из армии Муаммара Каддафи, - подчеркнул ливийский лидер, - будут сражаться везде, где их не достанут ни авианосцы, ни межконтинентальные ракеты".
Такую "интернациональную армию" Каддафи создавал, начиная еще с 1969 г. В послереволюционный период Ливия начала оказывать финансовую и военную помощь целому ряду национально-освободительных и националистических движений. Среди них: палестинские организации (ООП, ФАТХ, НФОП, ДФОП), Фронт Полисарио (Западная Сахара), Фронт ФРОЛИНА (Чад), Фронт "спасения Сомали", Фронт "освобождения Мали", Объединенный патриотический фронт Египта, Фронт "освобождения Судана", Фронт национального освобождения Моро (Филиппины), Фронт "освобождения Арабистана", Ирландская республиканская армия, Народный фронт освобождения Аравии, Народный фронт освобождения Бахрейна, Африканский национальный конгресс, СВАПО, ФРЕЛИМО, ЗАПУ-ЗАНУ. В 1970-1982 гг., по данным "New York Times", Ливия расходовала на прямую поддержку примерно 40 "террористических организаций от 70 до 100 млн. долл. ежегодно. После 1982 г., когда валюты у СНЛАД стало меньше, ливийская помоешь сократилась, но зато не убавилось настойчивое стремление Каддафи влиять на них и подталкивать на "революционную борьбу". На территории Ливии были развернуты "международные лагеря" для подготовки бойцов из вышеназванных организаций.
По тем же данным "New York Times", таких лагерей насчитывалось около девятнадцати. В 1973-1983 гг. в них прошли подготовку 7 тысяч добровольцев, отправленных затем на "фронт борьбы с империализмом и сионизмом" [14]. Обвинения в том, что Каддафи способствует подготовке террористов, которых в Ливии называют "народными революционерами", как видим, имеют основания. Другое дело, участвуют ли сами ливийцы в актах международного разбоя. Таких доказательств нет. Скорее ведется пропагандистская война, названная на Западе "войной утечки информации", чему журнал "Newsweek", например, посвятил целую статью в номере оТ 8 сентября 1986 г. Действительно, от одной группы анонимных должностных лиц просачиваются сведения о том, как "приспешники ливийцев" тайком проникают в Европу, готовя новую волну террористических вылазок. Тотчас же от другой группы должностных лиц становится известно, что не все донесения разведки достоверны. А потом оказывается, что это - игра, рассчитанная на предостережение ливийскому руководству: намек на то, что в США о его действиях все известно. В апреле 1986 г., например, в США публикуется доклад о том, как Ливия руководит подозрительной переброской людей и денег чуть ли не во все концы земли и приводятся "впечатляющие доказательства ливийских злодеяний". В сентябре того же году оказывается, что все это ЦРУ "высосало из пальца". При этом было очевидным стремление американской администрации, чтобы имя ливийского лидера не исчезало с газетных полос [2; с. 362].
Даже сами американские официальные лица сомневались в пользе подобной пропагандистской травли Каддафи: "Если мы кричим о том, что располагаем вескими доказательствами ливийских террористических действий, в то время как мы ими не Располагаем, то будет вдвое труднее убедить людей в этом в следующий раз, когда у нас действительно будут такие улики", "- писал "Newsweek"[2; с. 363]. В данном случае журнал сам хотел отмежеваться от дезинформации, которой он 16 апреля 1986 г. представил свои страницы, когда в статье Д.Андерсена и Д.Спира, известных своими связями с ЦРУ, приводились рассекреченные депеши американских посольств в госдепартамент, будто бы обнаруженные авторами в досье этого ведомства. В апреле 1983 г. посол США в Нигерии сообщал, что СНЛАД, якобы, была причастна к заговору против правительства этой африканской страны: заговор, утверждал посол, был "одобрен лично" Каддафи, и он ассигновал на его подготовку 40 млн. дол. На процессе по этому делу один нигериец сообщил, что он и еще семь заговорщиков получали наличными свыше млн. долл. Заговорщики "встречались с Каддафи на ферме" сообщал посол, - и ливийский руководитель «одобрил заговор и сказал нигерийцам, что у него есть в Нигерии еще две организации, которые, однако, не действуют эффективно»
Были также приведены послания из Каира, Туниса. Как выяснилось, эта фальшивка была составной частью операции "войны утечек" с участием "Newsweek". Если исключить операции "войны утечек" и поток дезинформации о "терроризме" Каддафи, можно выделить то, за что все-таки мог бы нести ответственность ливийский лидер называвший себя главнокомандующим революционными силами и имевший под своим контролем несколько групп муджахидинов и "зеленой гвардии", предпринявших ряд операций в ответ на действия США и их союзников в Европе.
Используя опрометчивые заявления и действия ливийского лидера (например, 28 марта 1981 г. он заявил, что "долгом каждого ливийца является ликвидация диссидентов дома и за границей, повсеместно"), западные спецслужбы и некоторые ультрареакционные международные организации проводили провокационные террористические акты, пытаясь приписать их Каддафи или тем, кого Каддафи, якобы, обучил, снабдил деньгами, послал на "фронт борьбы с империализмом и сионизмом". Цель этих действий не вызывала сомнений - восстановить мировое общественное мнение против Каддафи. Эту цель, кстати, не скрывали участники конференции, проведенной в 1984 г. совместно центром стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета и Университетом национальной обороны США. В докладе "Сети международного терроризма", подготовленном Ю.Александером и Р.Куцинским, имелся целый раздел о причастности Ливии к террористическим актам. Особенно богатым был в этом отношении 1986 г. Приведем несколько фактов. 15 апреля 1986 г. в Бейруте заявила о себе подпольная группа под названием "Арабские вооруженные бригады". Ее представитель сообщил по телефону редакциям ряда газет, что группа приняла решение похищать и уничтожать американских, французских и английских граждан в ливанской столице. Руководство ливанских сил безопасности предположило, что организация является одной из проливийских групп, появившихся с началом кризиса в ливийско-американских отношениях [2; с. 363].
31 августа в Каире высший суд приговорил пятерых египтян к каторжным работам от 5 до 25 лет за то, что осужденные "вступили в контакт с разведслужбой Ливийской Джамахирии с целью создания нелегальной группы и осуществления подрывных акций, в том числе взрывов". В сентябре 1986 г. в Карачи террористами был захвачен самолет компании "Пан-Америкэн", на борту которого якобы находилось большое число офицеров и сотрудников ЦРУ США. Ответственность за захват взяли на себя: ранее неизвестная группа, объявившаяся в Никозии и назвавшаяся "Ливийские революционные ячейки" (постпредство Ливии в ООН 5 сентября заявило, что "СНЛАД не имеет никакого отношения к происшедшему"); мусульманская группировка "Джунудалла" ("Солдаты Аллаха"), объявившая об этом в Бейруте. Сами же угонщики самолета заявили, что принадлежат к группировке "Палестинские коммандос". О причастности к нападению на синагогу в Стамбуле в конце августа 1986 г. объявили: "Палестинская организация мщения" (в Никосии), "Исламское сопротивление" (в Бейруте), "Аль-Джихад аль-Ислами" (в Афинах), "Международный сражающийся фронт" (в Бейруте), "Северо-арабское единство" (в Анкаре). В течение сентября 1986 г. Париж сотрясли взрывы, которые всякий раз приписывались неким арабским террористическим группам или организациям. В Вашингтоне госсекретарь Шульц утверждал, что ливийцы, якобы, организовали диверсии против 30 посольств США во всем мире.
Информация о работе Ливия в системе международных отношений во второй половине ХХ-начале ХХІ веков