Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 12:13, дипломная работа
Основной целью мы ставим перед собой проанализировать роль и место Ливии в системе международных отношений во второй половине XX- начале XXI веков, для чего решаем следующие задачи:
- охарактеризовать идеологические основы политического развития Ливии;
- показать исторические истоки, обусловившую самобытную направленность радикального курса внутренней и внешней политики современной Ливии;
- выявить особенности ее внешнеполитического курса в отношении западных государств;
- показать основные направления региональной политики Ливии и ее роли в региональных процессах;
- охарактеризовать позицию западных держав в отношении Ливии.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Политические отношения Ливии с Западом и странами Евросоюза в годы правления Муаммара Каддафи
1.1 Третья мировая теория М. Каддафи как идеологическая основа внутри- и внешнеполитического курса……………………………………...7
1.2 США - Ливия: конфронтация …………………………………………...14
1.3 Экономические санкции Совета Безопасности ООН против Ливии и их результаты…………………………………………………………………18
2 Ливия в региональных процессах во второй половине ХХ в.
2.1 Ливия и арабский мир ……………………………………………………29
2.2 Политика Ливии на Африканском континенте ………………………...40
2.3 Ливия и международный терроризм. Движение неприсоединения…………………….......……………………………………46
3 Ливийская война 2011г. ……………………………………………………
3.1 «Арабская весна» ………………………………………………………...54
3.2 Итоги «весны» ……………………………………………………………59
Заключение …………………………………………………………………...66
Список использованной литературы ………………………………………..68
Важнейшей особенностью современного ливийского государства является революционная роль его руководства и лично М.Каддафи. Ни в одной другой арабской стране в постколониальный период захватившие власть армейские офицеры не осуществляли таких длительных глубоких преобразований, как в Ливии. Революционное руководство Ливии попыталось охватить всю политическую, экономическую и культурную активность ливийцев рамками институтов «прямой демократии».
Своеобразная концепция общественного развития, выдвинутая Каддафи, изложена в его главном труде - "Зелёной книге", в которой идеи ислама сплетаются с теоретическими положениями русских анархистов Кропоткина и Бакунина.
Истоки его мировоззрения следует искать в его пройденном жизненном пути, полном лишений, борьбы и несправедливости, которые он видел с ранних лет. Муаммар Каддафи родился в 1942 году в бедуинском шатре в 30 км южнее города Сирт в бедуинской семье. В раннем детстве М.Каддафи ничем не отличался от своих сверстников. «Однако, когда ему исполнилось шесть лет, он, к удивлению родителей, заявил, что хочет учиться. В семье было шестеро детей, но никто не умел ни читать, ни писать и не испытывал в этом необходимости» [3; с.10].
Дед рассказывал Муаммару «о сражениях с итальянским колонизаторами, отец и мать – истории из жизни бедуинов, а со сверстниками он играл в войну» [3; с.10]. Дед Муаммара Каддафи был убит в 1911 году итальянским колонистом.
Следуя за отцом, постоянно кочевавшим в поиске новых, более плодородных земель, Муаммар сменил три школы: в Сирте, Себхе и Мисурате. Мальчик рос смышленым, стрмился всё узнать, пытался сам научиться читать Коран, часами наблюдал за жизнью пустыни. Шестилетнюю начальную школу Каддафи закончил за четыре года. Это был праздник бедуинов и большим достижением самого Каддафи. «Возможно, что глядя на жалкую жизнь своих соплеменников, М.Каддафи впервые захотел изменить их судьбу» [3; с.11].
Семья решила, что он должен продолжать учёбу, и направилась для этого в г.Себху. Там М.Каддафи познакомился со своими будущими соратниками. «Вместе с ними он слушал радиопередачи из Египта, где в 1952 г. была свергнута монархия и провозглашена республика, читал запрещённые книги, сосчинял политические памфлеты, писал письма в редакции газет» [3; с.12].
В юности он был поклонником египетского лидера Гамаля Абделя Насера; участвовал в антиизраильских акциях протеста во время Суэцкого кризиса в 1956 году. В 1959 году в Себхе была создана подпольная организация, одним из активистов которого стал М.Каддафи. 5 октября 1961 года организация провела демонстрацию протеста против выхода Сирии из состава Объединенной Арабской Республики, завершившуюся речью возле древней стены города главного организатора мероприятия — Муаммара Каддафи. Через несколько дней он был исключён из школы-интерната Себхи.
Школьником участвовал в подпольной политической организации, проводил антиколониальные демонстрации против Италии. В 1961 году Муаммар создал подпольную организацию, ставившую своей целью свержение монархии, как в соседнем Египте. В октябре того же года в городе Себха началась молодёжная демонстрация в поддержку алжирской революции. Она сразу же переросла в массовое антимонархистское выступление. Каддафи был организатором и руководителем демонстрации. За это его арестовали, а затем выслали из города. Продолжать учёбу пришлось в Мисурата. Там он поступил в местный лицей, который успешно закончил в 1963 году.
В 1965 году Муаммар Каддафи в чине лейтенанта окончил военный колледж в Бенгази, затем в 1966 году проходил переподготовку в Великобритании и тогда же был произведён в капитаны. Впервые он стал известен арабскому миру, когда направил своё подразделение на помощь Насеру в шестидневную войну 1967 года.
М. Каддафи стал одним из тех, кто подготовил и поднял восстание в Ливии в 1969 г. В то время монархический режим не только не жалел средств для поддержания своей безопасности, но и охранялся американскими, английскими, французскими и итальянскими колонизаторами. В 1969 г. Каддафи поклялся «превратить свою отсталую, обременённую средневековыми пережитками родину в свободное, независимое, процветающее государство масс, которое он потом назвал джамахирией» [3; с.13]. 16 января 1970 года Муаммар Каддафи стал премьер-министром и министром обороны. Одним из первых мероприятий возглавляемого Каддафи нового руководства страны стала эвакуация иностранных военных баз с ливийской территории. Он тогда сказал: «Или иностранные базы исчезнут с нашей земли, и в таком случае революция будет продолжаться, или же, если базы останутся, революция погибнет» [17; с.7].
В апреле 1970 года был завершён вывод войск с базы ВМС Англии в Тобрук, в июне - с крупнейшей в регионе американской военно-воздушной базы Уилус-Филд, в предместье Триполи. 7 октября того же года из Ливии были изгнаны все 20 тыс. итальянцев.
Поиски самобытной идеологии для теоретического обоснования практики политического строя, установленного в результате свержения монархии 1 сентября 1969 г., привели к разработке М.Каддафи так называемой третьей мировой теории, выдвинутой им в качестве альтернативы двум противостоящим друг другу идеологиям – капиталистической и коммунистической. Эта «особая» модель политического, экономического и социального развития не только настойчиво внедряется Каддафи на практике, но и активно пропагандируется в качестве наиболее продуктивной для других развивающихся стран.
Отношение М. Каддафи к достижениям западной цивилизации можно проследить в нескольких аспектах. Одним из таких аспектов является отношение к женщине. Каддафи проводит сравнение положения женщины, которое культивируется западной цивилизацией и её истинного предназначения. Так в «Зеленой Книге» говорится: «Все существующие ныне общества видят в женщине только товар. Восток рассматривает ее как предмет купли-продажи, запад же отказывается признавать в ней женщину. Побуждать женщину выполнять мужскую работу – значит посягать на женственность, отпущенную ей природой ради необходимости продолжения жизни. Мужской труд подавляет красоту, которой природа наделила женщину для выполнения ее основного назначения. Женщина не создана для несвойственного ей труда» [1; с.82].
«Игнорирование естественных различий между женщиной и мужчиной, смешение их назначения - тенденция, полностью противоречащая устоям цивилизации и вечным законам природы. Она подрывает основы жизни человека и является истинной причиной всех бед в его общественной жизни.
Современные индустриальные общества, приспособившие женщину для выполнения мужской физической работы в ущерб ее женственности, ее естественному жизненному назначению как матери и источника красоты и спокойствия – это не цивилизованные, а материалистические общества, подражание примеру которых неразумно и опасно для Человечества и Цивилизации.
Вопрос не в том, должна или не должна работать женщина. Подобная постановка вульгарна и абсурдна, поскольку общество обязано обеспечить работой всех своих способных к труду членов, будь то мужчины или женщины. Дело в том, что каждый должен выполнять такую работу, которая ему подходит, и не должен принуждаться к выполнению неподходящей для него работы.
Заставлять детей выполнять работу взрослых - произвол и насилие. Заставлять женщину выполнять работу мужчины - также произвол и насилие» [1; с.83].
Таким образом, приведённая выше цитата ярко иллюстрирует осуждение «западного» отношения к женщине.
М.Каддафи так отзывается о достижениях Запада в области образования: « в настоящее время молодежь вынуждена в течение определенных часов заучивать в учебных аудиториях материалы, зафиксированные в учебниках. Такой метод обучения противоречит свободе. Обязательное обучение, которым похваляются государства мира, сумевшие навязать его молодежи, является средством подавления свободы, подавления природных способностей человека. Принуждение при выборе профессионально ориентации представляет собой диктат, губительный для свободы, поскольку он лишает человека права свободного выбора, творчества и проявления таланта. Заставить человека изучать какую-либо дисциплину по программе - диктат. Навязывать людям изучение определенных предметов - диктат. Обязательное регламентированное обучение по программам означает на деле принудительное насаждение невежества среди масс. Все государства, сводящие процесс обучения в рамки официальных программ и заставляющие своих граждан обучаться исключительно в пределах официально установленных и одобренных предметов и дисциплин, совершают над своими гражданами насилие» [1; с.87].
С осуждением М.Каддафи относится к положению в западной цивилизации в области спорта и зрелищ. В «Зелёной книге он говорит: «Спорт может быть индивидуальным, подобно молитве, творимой человеком в одиночестве, даже в закрытой комнате, либо коллективным, когда спортивные игры проводятся на открытых площадках, подобно тому, как массовые молитвы совершаются в храмах. В первом случае спорт является занятием индивидуальным, во втором - массовым, поскольку им занимается весь народ, не передоверяя этого занятия никому другому. Было бы неразумно, если бы люди ходили в храм не для того, чтобы молиться самим, а для того, чтобы посмотреть, как молятся другие. Столь же неразумно, когда толпы людей идут на стадионы и спортивные площадки не для участия в спортивных играх, а ради того, чтобы посмотреть выступления какого-либо спортсмена или группы спортсменов» [1; с.90].
Далее говориться: «Театральные и концертные залы заполняют леди несерьезные, неспособные играть в жизни героическую роль, те, кто не понимает смысла исторических событий и не представляет себе будущего. Эти бездельники приходят в театры и зрительные залы, чтобы посмотреть, как течет жизнь и поучиться совершенно так же, как ученики, заполняющие школьные классы, чтобы учиться.
Творцам жизни не пристало следить за тем, как актеры на сцене изображают жизнь. Точно так же скачущие на конях всадники не сидят на трибунах во время скачек. Если бы каждый имел коня, то не нашлось бы желающих наблюдать за скачками и аплодировать их участникам. Сидящие зрители - это те, кто не могут сами заниматься этим видом спорта, потому что не умеют ездить верхом» [1; с.90].
В этих высказываниях прослеживается чёткая линия рациональности, с которой трудно не согласиться. Делегирование другим своего участия в жизни, устраняет того, кто делегирует из ряда её активных участников в ряд наблюдателей. А это уже не активная позиция человека, а пассивная. Пассивными людьми легче управлять и навязывать свои идеи. М.Каддафи, как проповедник свободы осуждает запад в культе «наблюдателя жизни».
«Бокс и разные виды борьбы свидетельствуют, что человечество еще не окончательно избавилось от пережитков варварства. Однако когда человек поднимется на более высокую ступень цивилизации, это неизбежно произойдет.… Однако самые просвещенные и интеллектуально развитые люди уже сейчас сторонятся этих варварских видов спорта, не желая быть ни участниками, ни зрителями подобных выступлений» [1; с.91].
Особое внимание в третьей теории уделяется политической модели общества. "Джамахирия" или "государство масс" (от арабского слова "джамахир" - народные массы) – это общественное устройство, которое, по замыслу Муамара Каддафи, воплощает мечту человечества о народовластии. Главный смысл провозглашенной ливийским лидером модели заключается в реализации принципа "прямой демократии", что означает непосредственное участие народных масс в принятии любых решений без таких посредников, как парламент, правительство, политические партии.
«Народные конгрессы и народные комитеты представляют собой конечный результат борьбы народов за демократию. Без народных конгрессов нет демократии. Комитеты должны существовать повсеместно. Сначала все население разбивается на первичные, низовые народные конгрессы. Каждый конгресс избирает в качестве руководящего органа комитет. Комитеты формируют народные конгрессы на уровне округов, то есть уже не первичные.
Далее, массы, объединенные в первичные народные конгрессы, избирают административные народные комитеты, которые заменяют собой государственную администрацию и берут на себя управление всеми отраслями хозяйства общества. Народные комитеты, управляющие отраслями общественного хозяйства, ответственны перед первичными народными конгрессами, которые определяют их политику и контролируют исполнение. Тем самым управление становится народным, народным становится контроль, утрачивается отжившее определение демократии, гласящее, что демократия - это контроль народа над правительством, и на его место ставится правильное определение, гласящее, что демократия – это народный самоконтроль» [1; с.13].
Первым политическим шагом по оформлению этой концепции стала "народная революция", о начале которой было объявлено в апреле 1973 года. На всех предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях были созданы народные комитеты (НК) для борьбы с элементами прежней системы и для сохранения "идеологической чистоты" ливийского общества.
Следующим этапом формирования концепции "Джамахирии" стала реорганизация государственных институтов страны (март 1977 года). В этом месяце был принят декрет об установлении "режима народной власти". Высшим органом государственной власти был объявлен Всеобщий народный конгресс (ВПК), созываемый два раза в год. Страна получила название Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (СНЛАД) [11;с. 36].
Базой законодательного устройства
СНЛАД был провозглашен Коран. Конституцию
Ливии заменили Декларация прав человека
в джамахирийском обществе", утвержденная
в июне 1988 года, и принятый на ее основе
в марте 1989 года закон "Об укреплении
свободы". Государство "прямой народной
демократии" строится в соответствии
с административно-
Основой "Джамахирии" являются первичные народные собрания (ПНС) совершеннолетних граждан городского квартала" или административного района. Эти ПНС полномочны обсуждать и выносить решения по любым вопросам, касающимся как местных, так и общенациональных проблем. Любое принятое ПНС решение, касающееся своего района, сразу приобретает законодательную силу.
Осенью 1977 года во всех НК стали создаваться "революционные комитеты (РК), состоящие в основном из сотрудников органов безопасности. В функции РК было вменено наблюдение за политической деятельностью НК. секретариатов народных комитетов и других общественных организаций. Эти РК стали исключительно полновластными. Они могут отбирать кандидатов в НК; могут предавать суду "подрывные элементы" и обладают правом цензуры. Фактически РК стали проводниками тоталитарной диктатуры Каддафи, организацией, через которую режим подавляет своих противников, осуществляет и проводит в жизнь свою политику[11; с. 36].
В целях сохранения режима и остатков "джамахирийской модели" в ее первоначальном виде ливийское руководство в начале 90-х годов пошло на реорганизацию внутриполитических структур. В ноябре 1992 года на сессии ВНК было принято решение о создании в стране новой административной структуры, предполагающей "переход страны на высшую ступень народовластия - образцовой Джамахирии". Вместо первичных народных собраний - основы "джамахирии", существовавших ранее в районах и муниципалитетах, в стране впредь будут действовать 1455 коммун [11; с. 36].
Информация о работе Ливия в системе международных отношений во второй половине ХХ-начале ХХІ веков