Ливия в системе международных отношений во второй половине ХХ-начале ХХІ веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 12:13, дипломная работа

Описание работы

Основной целью мы ставим перед собой проанализировать роль и место Ливии в системе международных отношений во второй половине XX- начале XXI веков, для чего решаем следующие задачи:
- охарактеризовать идеологические основы политического развития Ливии;
- показать исторические истоки, обусловившую самобытную направленность радикального курса внутренней и внешней политики современной Ливии;
- выявить особенности ее внешнеполитического курса в отношении западных государств;
- показать основные направления региональной политики Ливии и ее роли в региональных процессах;
- охарактеризовать позицию западных держав в отношении Ливии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Политические отношения Ливии с Западом и странами Евросоюза в годы правления Муаммара Каддафи
1.1 Третья мировая теория М. Каддафи как идеологическая основа внутри- и внешнеполитического курса……………………………………...7
1.2 США - Ливия: конфронтация …………………………………………...14
1.3 Экономические санкции Совета Безопасности ООН против Ливии и их результаты…………………………………………………………………18
2 Ливия в региональных процессах во второй половине ХХ в.
2.1 Ливия и арабский мир ……………………………………………………29
2.2 Политика Ливии на Африканском континенте ………………………...40
2.3 Ливия и международный терроризм. Движение неприсоединения…………………….......……………………………………46
3 Ливийская война 2011г. ……………………………………………………
3.1 «Арабская весна» ………………………………………………………...54
3.2 Итоги «весны» ……………………………………………………………59
Заключение …………………………………………………………………...66
Список использованной литературы ………………………………………..68

Файлы: 1 файл

Ливия в системе международных отношений.doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

После проведения национализации, захвата рабочими предприятий единственным полем деятельности для частного капитала оставалась торговля. В 1978-1979 годах ливийское руководство преобразовало "эксплуататорский рынок" в рынок без частных купцов и торговцев.

Затем, до 1981 года ливийское руководство перераспределило трудовые ресурсы страны между отраслями. Крупные контингента молодежи, мелких торговцев и других категорий населения из непроизводственной сферы были направлены в промышленность, строительство и другие отрасли материального производства. Фактически была ликвидирована мелкая розничная торговля, открыты крупные государственные, магазины. Мелкие предприниматели превратились в рабочих и служащих государственных магазинов и других государственных предприятий.

В декабре 1989 года были сделаны некоторые послабления мелкому частному капиталу под предлогом "повышения роли индивидуальных и кооперативных хозяйств в экономике [11; с. 13].

После многих лет строгого контроля за всеми видами хозяйственной деятельности, не считая мелкие сельскохозяйственные фермы и мастерские ремесленников, было разрешено вновь открыть частные магазины и заниматься мелким бизнесом в сфере обслуживания и обрабатывающей промышленности. Некоторые государственные предприятия были переданы в собственность трудовых коллективов, функционирующих по схеме "партнеры, а не наемные работники"[ 11; с. 13].

М.Каддафи изложил свою трактовку социализма. В это понятие он включил: «достижение социальной справедливости, ликвидацию эксплуатации человека человеком, предоставление одинаковых возможностей для личностей в обществе, социальную безопасность и мирную ликвидацию социальных различий» [Лапин К. Третья мировая теория М. Каддафи. // Свободная мысль. 2000. №10. С.123.1; с. 13].

Реализацию социальной справедливости М.Каддафи видит в отмене заработной платы и возвращении к естественным правилам.

Экономическая деятельность в условиях нового социалистического общества, как считает М.Каддафи, - это производительный труд ради удовлетворения материальных потребностей, а не труд, не создающий никаких благ, или труд, имеющий целью прибыль во имя накопления, превышающего потребности.

«Правомерной целью экономической деятельности отдельных лиц должно быть удовлетворение лишь их личных потребностей, потому что мировые ресурсы, по крайней мере в каждый данный период, ограничены, как ограничены богатства каждого общества в отдельности. Поэтому никто не вправе заниматься экономической деятельностью с целью присвоения этих богатств в количествах, превышающих личные потребности человека, ибо излишек, превышающий потребности человека, принадлежит по праву другим» [1; с.125].

Социально-экономическая концепция М.Каддафи подразумевает, что человек вправе делать накопления, умеряя свои потребности за счет произведенного им продукта, а не за счет труда других или потребностей других. «Если допустить экономическую деятельность в масштабах, превышающих удовлетворение личных потребностей человека, то, получив сверх своих потребностей, этот человек тем самым помешает другим удовлетворить их потребности» [13; с. 130].

Накопление доли общественного богатства в размере, превышающем потребности одного человека, по мнению М. Каддафи, является уже посягательством на потребности другого человека.

Главной целью социалистического общества М. Каддафи видит в достижении счастья человека, которое можно обеспечить, по его мнению, только в условиях материальной и духовной свободы.

Но теория Каддафи, создавая  идеологические основы для  внутреннего развития Ливии, оказала непосредственное влияние и на определение ее внешнеполитического курса.

 

 

1.2 США - Ливия: конфронтация

 

Соединенные Штаты Америки боролись за влияние в Ливии на протяжении всего XIX и, пожалуй, XX веков. За 10 лет до свержения королевского  режима ЦРУ США подготовило специальное исследование  по Ливии для Комитета по изучению программы военной помощи, в котором, в частности, подчеркивалось: "Ливия служит буфером между Ближним Востоком и Магрибом и, по меньшей мере, может заслонить последний от арабского национализма, исходящего из Каира. Пока Ливия остается дружественной Западу, Запад может контролировать южное побережье и часть Восточного Средиземноморья"[2; с. 353].

Американцам казалось, что они прочно осели в этой стране, и потому приход к власти в Ливии военных, а затем их меры по ликвидации военного присутствия США и по ограничению деятельности нефтяных концернов вызвали за океаном нескрываемое раздражение. Антиливийская кампания в США впервые достигла наибольшего накала в конце 1973 г., когда в Триполи приняли решение приостановить экспорт нефти и всех видов нефтепродуктов в США в знак протеста против поддержки за океаном израильской агрессии 1973 г. против соседних арабских стран.

Тогда-то в американской печати и  появились наиболее резкие подстрекательские заявления в адрес Ливии вплоть до призывов к военному вмешательству, чтобы "гарантировать поставки нефти" как писала об этом газета "Christian  Science Monitor" [2; с. 353]. Пресса, конгрессмены, госдепартамент, нефтяные компании буквально задыхались от злобы, утверждая, будто Ливия "угрожает  мировой экономике " или "душит индустриальный мир".

То был "первый пик" напряженности между США и Ливией. Конечно же Ливия никому не угрожала и никого не душила. Угрожали, наоборот, Ливии, и в первую очередь Соединенные Штаты, по интересам которых наносился удар.

А.А.Озадовский справедливо отмечал, что "главными источниками этого кризиса были ослабление позиций США, обострение  неравномерности развития капитализма и происходящая на этой основе перегруппировка сил в капиталистическом мире в ущерб Соединенным Штатам, стремительный рост национально-освободительного движения, провалы и поражения политики неоколониализма" [2; с. 355].

США никак не хотели смириться с потерей Ливии и развернули против революционного  режима  настоящую войну. В 1975 г. Белый дом ограничил экспорт американской промышленной продукции в Ливию. В 1977 г. США блокировали продажу Ливии гражданских транспортных самолетов, производившихся в Италии по американской лицензии. В августе 1979 г. Вашингтон организовал провокационные маневры у ливийских берегов, что вызвало взрыв антиамериканских настроений по всей стране. В декабре 1979 г. демонстранты сожгли посольство США в Триполи, что повлекло за собой решение Вашингтона о временном закрытии в одностороннем порядке дипломатического представительства США в СНЛАД. В мае 1980 г. американские дипломаты покинули Триполи и одновременно из Вашингтона были высланы несколько ливийских дипломатов [2; с. 356].

 На 1981г. пришелся "второй пик "  напряженности  в отношениях между  двумя  странами. США  обвинили "поддержке международного терроризма"  и  под  этим предлогом  закрыли народное бюро (посольство) СНЛАД  в Вашингтоне. Одновременно в мае  1981 г. стало известно о разработке  американской  администрацией  "секретного плана" по призыванию  ряда арабских  стран  для свержения режима М.Каддафи. В августе 1981 г. США провели провокационные учения 5-го флота в заливе Сидра у побережья Ливии .19 августа принимавшие участие в учениях восемь американских истребителей сбили два ливийских самолета, несших патрульную службу, по поводу чего СНЛАД  обратилась с жалобой в Совет Безопасности ООН. В  конце 1981г. в  США была поднята шумная кампания о якобы имевшей место засылке в эту страну группы ливийских террористов, намеревавшихся  совершить покушение на президента Р.Рейгана. ЦРУ использовало  эту кампанию, чтобы в декабре 1981г. обсудить в своей  штаб-квартире  планы убийства М. Каддафи, что стало главной целью в серии тайных операций Центрального разведывательного  управления США за границей. В том же месяце Р.Рейган рекомендовал американским техническим специалистам покинуть Ливию, что было началом свертывания деятельности  американских нефтекомпаний в СНЛАД. В декабре же 1981г. на территории Египта был проведен первый этап маневров "Брайт стар", имевший четкую антиливийскую направленность.

В феврале 1982 г. американские военные самолеты нарушили воздушное пространство Ливии, приблизившись на расстояние  80 км к городу Бенгази. В марте 6-й флот США вновь провел провокационные маневры в непосредственной близости от побережья СНЛАД. В марте  же Вашингтон объявил эмбарго на импорт ливийской нефти и поставки в  СНЛАД  американского нефтяного оборудования, что по существу свернуло экономические связи между двумя странами.

В 1982-1983 гг. Ливия  предпринимала активные усилия для снятия эффекта экономического бойкота  США. С этой  целью был принят ряд мер по налаживанию отношений с западноевропейскими странами, в частности с Францией,  Италией, ФРГ, Австрией. Одним из наиболее  удачных шагов в этом  направлении явился  визит М. Каддафи в Вену в марте 1982 г. результате которого существенно увеличился объем ливийско-австрийской торговли. Нехватка нефтяного оборудования и специалистов была частично замещена другими  странами.

Между тем война Вашингтона против Триполи продолжалась. В июле 1984 г. самолеты ВМС США неоднократно вторгались в воздушное пространство Ливии, совершали провокационные полеты вблизи прибрежных городов Эль-Бейд, Бенгази, Сирт. В сентябре 6-й флот США провел широкомасштабные учения и маневры военных кораблей у территории ных вод Ливии. В ноябре 1984 г. ЦРУ подготовило доклад "Об оценке уязвимости Ливии", в котором предложило осуществить против СНЛАД широкую программу "политических, экономических и полувоенных мер" [2; с. 357].

В октябре 1985 г. исполнительным указом президента США был введен запрет на импорт нефтепродуктов из Ливии. В ноябре того же года администрация США санкционировала очередную тайную операцию ЦРУ с целью свержения режима М.Каддафи в Ливии. В январе 1986 г. президент Р.Рейган объявил о введении новых санкций против СНЛАД: были запрещены все экономические и торговые связи американских госучреждений, частных фирм и отдельных лиц с этой страной; находящимся на  ливийской территории американским гражданам было приказано покинуть ее под угрозой тюремного заключения или штрафа. Всего с 1981 по 1986 гг. США провели у ливийского побережья 18 военных учений и маневров.

15 апреля 1986 г. 15 истребителей бомбардировщиков  палубной авиации 6-го флота и 18 переброшенных с американских баз в Англии бомбардировщиков F-III нанесли серию ударов по Триполи, Бенгази, Тархуне, другим городам СНЛАД. Сотни зданий оказались разрушенными, включая резиденцию М.Каддафи, среди мирных жителей имелось большое число убитых и раненых.

Террористическая акция США вызвала возмущение во всем мире. Она была осуждена в Совете Безопасности ООН, куда Ливия обратилась с жалобой. "Советское правительство решительно осуждает агрессивную, разбойничью акцию США против Ливии - члена ООН, требует незамедлительно положить ей конец. В противном случае в Советском Союзе вынуждены будут сделать более далеко идущие выводы", - говорилось в Заявлении Советского правительства, опубликованном 9апреля 1986 г. В Послании М.С.Горбачева, направленном апреля 1986 г. лидеру ливийской революции, в частности, подчеркивалось: "Совершив вооруженное нападение на Ливию» американцы не достигли своих целей. Наоборот, эта агрессия еще теснее сплотила ливийский народ вокруг своего революционного руководства, еще более повысила его решимость и впредь твердо отстаивать прогрессивные завоевания революции 1 сентября, проводить независимый антиимпериалистический курс на международной арене. Надежды Вашингтона сломить и поставить на колени свободолюбивую Джамахирию провалились, а сами США потерпели новое морально-политическое поражение" [2; с. 358].

"Третий пик" напряженности  в 1986 г. стал самым опасным. США подвергли Ливию и весь мир психологическому "прессингу", предприняв против СНЛАД военные акции. "Ливия вооружает и обучает партизанские организации или оказывает какое-то влияние на ультралевых и террористов" - писала в августе 1986 г. газета "Washington Post", опубликовав в качестве подтверждения отчет о докладе госдепартамента США с  перечислением 32 стран Центральной и Южной Америки, куда якобы протянулись "щупальца М.Каддафи". В антиливийскую кампанию включился Р.Рейган. "Действия правительства  Ливии, - заявил он, - продолжают представлять собой  необычную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике Соединенных Штатов" [2; с. 358].

В октябре 1986 г. в США разразился политический скандал, когда газета "Washington Post" назвала антиливийскую  кампанию Белого дома (и публиковавшийся доклад госдепартамента США о 32 странах, куда протянулись "нити" из СНЛАД), провокационной. Газета сообщила, что еще 14 августа 1986 г. на секретном совещании со своими помощниками Р.Рейган

утвердил "секретную директиву совета национальной  безопасности, предусматривавшую распространение Центральным  разведывательным управлением фальшивой информации о Каддафи". Это делалось путем проталкивания антиливийских материалов ЦРУ в иностранные органы печати. Госсекретарь Дж.Щульц поспешил заявить, что не видит в этом ничего зазорного, так как администрация США имеет право "вводить противника в заблуждение".

И в то же время, по нашему мнению, "война с Каддафи" велась не на голом месте: его политические просчеты были Использованы в полной мере, причем просчеты, связанные, в Первую очередь, с его левым радикализмом. Саморазоблачение американцев, негативная реакция мировой общественности на Преступные акции США, стойкость ливийского режима несколько охладили пыл Вашингтона - к концу 1986 г. "третий Пик" пошел на убыль, В 1987 г. наметилось стремление сторон Найти взаимоприемлемый компромисс, что явилось отражением позитивных перемен, происшедших на международной арене во второй половине 80-х годов. Однако в 90-е годы вотношениях между двумя странами начался еще один кризис В выделенные нами "пики" напряженности в отношении между СНЛАД и США в основном совпадают с "периодзацией конфликтности", которую дал Р.Е.Халей в монографии "Каддафи и Соединенные Штаты с 1969 г.". По его мнению, наиболее сложными для руководства обеих стран были периоды 1969-1973, 1973-1980 гг. и все восьмидесятые годы. Среди проблем, обостривших американо-ливийские отношения, Р.Е.Халей назвал взаимные обвинения в террористической деятельности, ливийско-чадский конфликт, инциденты в районе залива Большой Сирт, "дипломатическую войну" и усиление советского влияния в Ливии. Хотя Р.Е.Халей и попытался "обелить" действия вашингтонской администрации он признал, что Ливия оказалась для Вашингтона "крепким орешком" и не уступила давлению США [2; с. 359], а США не  поступились своими стратегическими региональными и  коммерческими интересами и фактически сделали перманентной свою "силовую стратегию" в отношении СНЛАД.

Информация о работе Ливия в системе международных отношений во второй половине ХХ-начале ХХІ веков