Международное правоохранительное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Современному миру присущи сложные процессы, причем не только позитивные. Сохраняются условия и факторы, порождающие такое социально опасное явление, как преступность. Анализ ее состояния в мире свидетельствует о том, что она достигла беспрецедентных масштабов и представляет реальную угрозу безопасности государств и их граждан.
Преступность уже не ограничивается национальными границами, становится все более трансграничной. Сложилась ситуация, что самостоятельно государства уже не в состоянии справиться со многими преступлениями. Поэтому обеспечение защищенности жизненно важных интересов государств в борьбе с преступностью требует консолидации их усилий как на национальном, так и на международном уровнях.

Файлы: 1 файл

Международное правоохранительное право.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)


      МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Современному миру присущи  сложные процессы, причем не только позитивные. Сохраняются условия и факторы, порождающие такое социально опасное явление, как преступность. Анализ ее состояния в мире свидетельствует о том, что она достигла беспрецедентных масштабов и представляет реальную угрозу безопасности государств и их граждан.

Преступность уже не ограничивается национальными границами, становится все более трансграничной. Сложилась ситуация, что самостоятельно государства уже не в состоянии справиться со многими преступлениями. Поэтому обеспечение защищенности жизненно важных интересов государств в борьбе с преступностью требует консолидации их усилий как на национальном, так и на международном уровнях.

Важное место в предупреждении, выявлении и пресечении как отдельных преступлений, так и борьбе с преступностью в целом отводится международно-правовым мерам. Однако следует заметить, что государства и их компетентные органы объединяют свои усилия в борьбе и с иными, менее тяжкими правонарушениями, квалифицируемыми на национальном уровне, как правило, как административные правонарушения. Например, это относится к правонарушениям, совершаемым физическими лицами и предусмотренным Конвенцией о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. - в случаях преднамеренного хранения, приобретения или культивирования наркотиков для личного потребления. Поэтому тесно соприкасающиеся друг с другом области международного права, затрагивающие борьбу с уголовными и иными правонарушениями, можно объединить в более широкую область и обобщенно назвать «международным правоохранительным правом», под которым следует понимать отрасль международного права, содержащая совокупность международно-правовых норм, регулирующих международные отношения между государствами и иными субъектами международного права в области борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, совершаемыми физическими лицами.

1. Содержание международного сотрудничества в правоохранительной сфере, место и роль международного права в его регулировании

Наибольшие усилия на международной арене в правоохранительной сфере предпринимаются в области борьбы с преступностью. Международное сотрудничество в данной области может иметь формы заключения международных договоров, разработки иных международных документов в данной области; принятия национальных нормативных правовых актов, направленных на реализацию международных обязательств государств; взаимного обмена информацией; совместного осуществления мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску преступников; оказания взаимной помощи в области уголовного правосудия; обмена опытом, законодательными и иными нормативными правовыми актами; обмена на взаимной основе специальными техническими и иными средствами; оказания содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров; проведения совместных научных исследований, обмена результатами самостоятельных исследований и другие взаимоприемлемые формы.

Борьба с иными, чем преступления правонарушениями осуществляется, как правило, в комплексе мер, предпринимаемых в отношении преступлений и преступности в целом. Они не охватывают уголовно-правовые меры, но могут включать административно-правовые, воспитательные, медицинские и иные меры, осуществляемые на национальном уровне в соответствии с законодательством государств.

Субъектами таких преступлений и иных правонарушений, как правило, являются физические лица. Однако начинает складываться практика закрепления на международной арене обязательств государств по привлечению к ответственности, в том числе и уголовной, юридических лиц. Такие меры не должны исключать и мер наказания физических лиц, связанных с управлением данными юридическими лицами.

В зависимости от пространственного размаха, круга участников, вовлеченных в эту сферу, борьба с преступлениями и иными правонарушениями (далее возможно употребление обобщенного термина – правонарушения) осуществляется на международном (универсальном, региональном (субрегиональном), двустороннем) и внутригосударственном уровнях, и ведется в пределах сухопутной, водной и воздушной территорий.

Участниками борьбы с  правонарушениями на международной  арене являются разнообразные действующие лица. Однако главная роль среди них отводится государствам. Их взаимодействие между собой предусматривает, прежде всего, сотрудничество, основанное на стремлении государств бороться с угрожающими их безопасности преступными деяниями и иными затрагивающими их жизненно важные интересы правонарушениями. При этом можно выделить межгосударственный, межправительственный и межведомственный уровни такого международного сотрудничества, причем последнее играет все более важную роль.

Наряду с государствами  в борьбе с преступлениями и иными  правонарушениями важное место занимают международные межправительственные организации (ООН, ИКАО, ИМО, МАГАТЭ, СНГ, ШОС и др.). Они решают самые разнообразные задачи: от разработки проектов международных договоров до осуществления конкретных мер. Отдельные международные межправительственные организации специально созданы для решения задач борьбы с преступностью (Интерпол, Европол).

В целях активизации  и координации усилий на международной  арене в борьбе с конкретными  преступлениями государства нередко  образовывают специальные международные органы, создают не являющиеся международными организациями объединения или используют уже действующие (например, страны «восьмерки»).

Совершенствуется система  международной уголовной юстиции. До настоящего времени для преследования лиц, совершивших особо опасные преступления, которые представляют угрозу для всего мирового сообщества, создавались временные международные суды (трибуналы) – ad hoc (особенно для этого, только для этого случая – лат.). Ныне, наряду с органами ad hoc, действует постоянный Международный уголовный суд1.

Все чаще созываются международные  конференции, на которых обсуждаются проблемные вопросы борьбы с преступностью, разрабатываются и принимаются проекты международных договоров, другие международные документы в правоохранительной сфере.

Важная роль в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями отводится международно-правовым мерам. Они основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права, нормах международных договоров самого различного уровня. Так, в рамках универсальных международных договоров многие представляющие угрозу жизненно важным интересам мирового сообщества общественно опасные деяния находят закрепление в качестве преступлений, менее опасные - как простые правонарушения. В этих договорах обычно предусматривается общий механизм международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а именно вопросы юрисдикции государств в отношении совершаемых правонарушений, конкретные меры по борьбе с ними, вопросы выдачи, оказания правовой помощи, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении преследования лиц, которые совершили или подозреваются в совершении правонарушений, и другие актуальные вопросы международного сотрудничества. В свою очередь, на реализацию положений указанного уровня договоров направлены региональные и двусторонние договоры. Они позволяют наиболее полно учитывать специфические особенности международного сотрудничества конкретных государств, составляют его реальное наполнение. Так, например, договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам включают в себя такие мероприятия как получение показаний и заявлений, предоставление документов, материалов и других предметов, вручение документов, установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов, исполнение запросов о проведении обысков и выемок, передача содержащихся под стражей лиц для дачи показаний, установление местонахождения и арест имущества с целью его конфискации, возмещения ущерба и взимания штрафов и др.

Международное право  в области борьбы с преступлениями и иными правонарушениями не ограничиваются взаимодействием государств и их компетентных органов на международной арене. Обязательства государств содержат и правила поведения, которые призваны упорядочить путем имплементации внутригосударственные отношения в правоохранительной сфере. Такие обязательства непосредственно затрагивают деятельность судов, органов прокуратуры, исполнительной власти в сфере юстиции, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, адвокатуры и других органов, компетенция которых лежит в той или иной мере в области борьбы с указанными правонарушениями или оказывающих содействие правоохранительной деятельности. Положения, содержащиеся в международных договорах и иных международных документах, создают ориентиры (стандарты) для деятельности данных органов. В последнее время стало появляться все большее число международных правовых норм, содержащих стандарты в вопросах поддержания правопорядка, применения оружия и силы в правоохранительных целях, осуществления уголовного правосудия, обращения с заключенными.

В правоохранительной сфере  возрастает роль резолюций международных  организаций, в частности ООН  и ее специализированных учреждений. Они оказывают существенное влияние на развитие законодательства государств, на формирование норм международного права. В положениях резолюций все чаще находят отражение конкретные рекомендации по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

2. Состав преступлений и иных правонарушений согласно международному праву и их классификация

В целом исходя из характера ответственности за совершенные правонарушения, которые нашли отражение в международном праве, их можно подразделить на преступления согласно международному праву и иные правонарушения согласно международному праву. В отношении последней группы наступает иная, чем уголовная ответственность.

Как и на национальном уровне, наряду с составом преступления, предусмотренным уголовным законодательством государства, или составом административного правонарушения можно говорить о международно-правовом составе преступления или иного правонарушения, представляющем собой систему признаков (элементов), нашедших отражение в международном праве, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как правонарушение. При этом важно отметить, что количество признаков международно-правового состава правонарушения строго определено нормой международного права. Однако оно может быть самым разнообразным и не обязательно соответствовать числу признаков составов правонарушений, предусмотренных законодательством государства. Так, например, в п.4 ст.36 Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г. отмечается, что она дает только общие установления о преступности тех или иных деяний, конкретные же составы преступлений должны определяться внутренним правом каждой договаривающейся стороны.

В большинстве международных  договоров, в которых закреплена противоправность тех или иных деяний, отсутствуют конкретные меры ответственности за их совершение. Если об ответственности в них все же говорится, то такие положения нередко носят общий характер. Как правило, ответственность в соответствии с нормами международного права физические лица несут (по крайней мере, в настоящее время) согласно законодательству государств. Исключение составляет ответственность за преступления, которая осуществляется в рамках международной уголовной юстиции.

Не следует считать, что в международном праве  предусмотрены лишь уголовно правовые или административно правовые меры, которые должны осуществляться на внутригосударственном уровне. В целом можно сказать, что при совершении общественно опасных деяний, признаки которых содержат международно-правовой состав преступлений или иных правонарушений, “запускается” механизм осуществления прав и обязанностей государств-участников в соответствии с международным правом. Он также может предусматривать принятие организационных, технических, оперативных и иных мер, вытекающих из норм международного права. Эти меры могут быть направлены на выявление и пресечение таких правонарушений, привлечение к уголовной или административной ответственности лиц, их совершивших, лечение, перевоспитание, последующее наблюдение за правонарушителями, восстановление их трудоспособности или социальную реинтеграцию и т.п. Нередко международные обязательства государств предусматривают меры, направленные на предупреждение правонарушений.

Исходя из субъекта, преступления согласно международному праву их можно  условно подразделить на две основные категории: первая – преступления согласно международному праву, совершаемые государствами; вторая – преступления согласно международному праву, совершаемые физическими лицами.

К преступлениям согласно международному праву, совершаемым  государствами, традиционно относят международные преступления. Нормы, содержащие эти преступления, выходят за рамки международного правоохранительного права, но тесно связаны с ним. В доктрине международного права, а также в отдельных международных документах отмечается, что такие преступления совершаются как против других государств (агрессия), так и внутри самих государств (апартеид, геноцид и др.).

Субъектами других преступлений, согласно международному праву, являются физические лица, хотя, как уже отмечалось, субъектами преступлений согласно международному праву в правоохранительной сфере могут стать и юридические лица. К числу таких преступлений традиционно относят военные преступления, преступления против мира, преступления против человечности, в том числе преступление геноцида, и преступления международного характера. Под ними в целом понимаются следующие группы преступлений.

Преступления  против мира – преступления, связанные с началом и ведением агрессивных войн.

Военные преступления – деяния, совершенные в ходе вооруженных конфликтов и связанные, прежде всего с нарушением законов или обычаев войны.

Преступления  против человечности – преступления, связанные с жестоким обращением в отношении гражданского населения в мирное время или во время войны.

Преступление  геноцида - деяния, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Следующая группа преступлений согласно международному праву, совершаемых физическими лицами и условно названная преступлениями международного характера, в современных условиях представляют все возрастающую внутреннюю и внешнюю угрозу безопасности государств и мировому сообществу, в целом. Это обусловливает потребность в принятии самого широкого спектра мер по противодействию этим преступлениям на государственном и международном уровнях. Данная группа преступлений составляет основной объект противодействия в рамках международного правоохранительного права.

Преступления  международного характера, представляют собой общественно опасные деяния, предусмотренные в качестве преступлений в нормах универсальных международных договоров или в обычных нормах международного права. Данные преступления не относятся к военным преступлениям, преступлениям против мира, преступлениям против человечности, в том числе преступлению геноцида; они совершаются частными лицами, непосредственно не связаны с деятельностью конкретных государств и имеют объектом посягательства как межгосударственные отношения, так и общественные отношения внутри государств, входящие в круг их правоохранительных интересов. Лица, совершившие эти деяния, несут за них уголовную ответственность и подлежат наказанию в соответствии с нормами международного права, либо законодательства государств. Содержание защищаемых международным правом интересов, а также взаимосвязь признаков этих преступлений соответствуют конкретному виду преступлений, предусмотренному в международном праве.

Информация о работе Международное правоохранительное право