Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 19:15, реферат
Современному миру присущи сложные процессы, причем не только позитивные. Сохраняются условия и факторы, порождающие такое социально опасное явление, как преступность. Анализ ее состояния в мире свидетельствует о том, что она достигла беспрецедентных масштабов и представляет реальную угрозу безопасности государств и их граждан.
Преступность уже не ограничивается национальными границами, становится все более трансграничной. Сложилась ситуация, что самостоятельно государства уже не в состоянии справиться со многими преступлениями. Поэтому обеспечение защищенности жизненно важных интересов государств в борьбе с преступностью требует консолидации их усилий как на национальном, так и на международном уровнях.
К числу указанной группы преступлений обычно относят различные формы и проявления международного терроризма, пиратство, рабство и работорговлю, распространение поддельных денежных знаков, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, преступления в сфере нелегальной иммиграции, преступления, связанные со столкновением судов и неоказанием помощи на море, незаконный ввоз и вывоз культурных ценностей и др.
Многие преступления и их самостоятельные составы находят отражение в региональных, субрегиональных и в отдельных двусторонних соглашениях. Нередко такие преступления имеют те же наименования, что и в универсальных международных договорах. Уточняются лишь признаки закрепленных в них преступлений. Данные преступления, также можно условно назвать преступлениями международного характера локального (регионального, субрегионального, двустороннего) уровня.
В международных договорах объектом сотрудничества могут быть и межгосударственные отношения в сфере борьбы с преступлениями, нашедшими отражение в уголовном законодательстве сторон договора. В таких документах встречаются ссылки на данные преступления. Их составы могут содержать ограниченный набор признаков преступлений международного характера. О таких деяниях нередко говорят, как об общеуголовных преступлениях, потребность борьбы с которыми вызывает необходимость заключения отдельных двусторонних или многосторонних международных договоров (о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, о выдаче, о сотрудничестве в борьбе с преступностью и т.д.).
Правонарушения, в отношении которых наступает иная, чем уголовная ответственность имеют нередко те же наименования, что и преступления международного характера. Первые отличаются от вторых меньшей общественной опасностью. В международных договорах, закрепляющих составы таких правонарушений, как правило не указывается о требовании принятия в отношении лиц, их совершивших, мер уголовной ответственности. Государства в своем законодательстве, исходя из серьезности этих действий (бездействий) и их последствий, самостоятельно квалифицируют их как преступления или иные правонарушения.
Борьба с преступлениями и иными правонарушениями осуществляется в пределах сухопутных, морских и воздушных пространств, имеющих различный международно-правовой статус и правовой режим. Кроме того, имеют различный правовой статус лица, совершившие эти правонарушения, объекты, на которых они находятся (морские и воздушные суда, стационарные платформы на континентальном шельфе и др.), а также субъекты правоохранительной деятельности. Исходя из этого обстоятельства, государства и их правоохранительные органы обладают различными возможностями в осуществлении мер в данной области. Они тесно связаны с понятием "юрисдикция".
Следует, прежде всего, обратить особое внимание на две взаимосвязанные составляющие юрисдикции государства – законодательную (предписательную) юрисдикцию, т.е. которую оно может установить и исполнительную юрисдикцию, которую государство может реализовать. Они имеют большое значение в правоохранительной деятельности.
Теоретически государства с помощью своего законодательства, могут установить юрисдикцию в отношении всех преступлений и иных правонарушений, посягающих на их граждан и объекты, иные жизненно-важные интересы государств в пределах самых различных пространств. В частности, государства могут ее устанавливать в отношении преступлений, совершенных иностранными гражданами вне пределов своей территории, если такие деяния направлены против интересов данных государств, и даже на борту космических летательных аппаратов. В то же время следует отметить, что возможности государств по осуществлению своей юрисдикции имеют ограниченные пределы. Они определяются границами распространения своего суверенитета, суверенитета иностранных государств и международным правом. Поэтому пределы исполнительной юрисдикции могут быть ýже пределов предписательной юрисдикции.
Юрисдикция государств в отношении совершаемых преступлений может основываться на следующих принципах.
Территориальный принцип. Основанная на этом принципе юрисдикция устанавливается в отношении правонарушений, совершенных в пределах территории какого-либо государства.
В доктрине международного права есть точка зрения, согласно которой юрисдикция распространяется не только на территорию государства, но и, обобщенно говоря, на связанные с этой территорией движущиеся объекты – морские и воздушные суда, космические аппараты. В этих случаях нередко говорят о квазитерриториальности юрисдикции. Более того, территориальный принцип используется в значительной степени как основа юрисдикции государства в соответствии с международным правом в отношении районов, примыкающих к его территории, – прилежащей зоны, континентального шельфа, исключительной экономической зоны.
Принцип гражданства (личный принцип). Различают активный и пассивный принцип гражданства.
Основанная на активом принципе гражданства (личном активном принципе) юрисдикция распространяется на случаи совершения преступлений гражданами вне территории своего государства, в частности на территории иностранного государства, на борту иностранных морских и воздушных судов.
Основанная на пассивном принципе гражданства (личном пассивном принципе) юрисдикция государства распространяется на преступления, совершенные иностранцами против его граждан за рубежом.
Охранительный принцип (принцип безопасности). Базирующаяся на этом принципе юрисдикция государства распространяется на случаи, когда квалифицируемое как преступление действие, совершенное иностранцем за границей, угрожает безопасности этого государства (его жизненно важным интересам).
Существует опасность чрезмерно широкого толкования термина «безопасность» или «жизненно важные интересы». Поэтому большинство государств использует этот принцип ограниченно. Имеет место точка зрения, что этот принцип охватывает действия, которые также являются преступными в иностранном государстве. К их числу обычно относят заговор с целью свержения правительства государства, подделку валюты, организацию террористических актов и т.д.
Принцип универсальности. Основанная на этом принципе юрисдикция государства распространяется на случаи, когда те или иные признаваемые преступными деяния совершены лицами, не являющимися гражданами этого государства, вне его территории и такие действия не направлены ни против этого государства, ни против его граждан.
Существуют самые различные точки зрения в отношении содержания данного принципа, охватываемых им преступлений, а также его осуществления. Согласно одной из них, государства не вправе в одностороннем порядке устанавливать свою юрисдикцию на основе указанного принципа. Установление так называемой универсальной юрисдикции допустимо лишь в случаях, предусмотренных международными договорами и международными обычаями. Наиболее типичный пример универсальной юрисдикции – это распространение уголовной юрисдикции любого государства в отношении пиратства.
В международных договорах юрисдикция государства иная, чем уголовная, затрагивает главным образом правонарушения, совершенные на территории государства, на его континентальном шельфе, на борту находящихся в открытом море морских судов и в ряде других предусмотренных международным правом случаях.
Борьба с терроризмом. Акты терроризма представляют все большую угрозу безопасности Российской Федерации и других государств. Нередко такие акты носят международный характер и создают опасность межгосударственным отношениям, дестабилизируют международную обстановку. Терроризм превратился в глобальную проблему современности, которая может быть решена только общими усилиями.
Под эгидой ООН и ее специализированных учреждений разработано и принято 13 антитеррористических конвенций, в которых нашло запрещение целой группы деяний, которые можно отнести к актам международного терроризма в различных его формах и проявлениях и которые должны быть уголовно наказуемыми на внутригосударственном уровне. В ООН в 2000 г. начата работа по разработке всеобъемлющей Конвенции по международному терроризму, с помощью которой предполагается решение проблемы разработки общего определения международного терроризма.
Активизируется сотрудничество государств в области борьбы с терроризмом в рамках региональных международных организаций. Так, заключенная в Страсбурге в рамках Совета Европы Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г., наряду с определением деяний, являющихся преступными, охватывает вопросы выдачи лиц, их совершивших, оказания государствами друг другу взаимной правовой помощи и ряд других вопросов. Позже в 2005 г. эта международная организация приняла Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма, которая предусмотрела целый комплекс мер по предотвращению актов терроризма, решению вопросов информационного обмена, выдачи, уголовного преследования с должным учетом защиты прав человека, оказания необходимой правовой помощи в случае совершения таких преступлений.
Согласно Договору о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, заключенного 4 июня 1999 г. его участники взяли обязательство осуществлять сотрудничество в предупреждении, выявлении, пресечении и расследования актов терроризма, в соответствии с положениями как самого Договора, так и другими международными обязательствами сторон и их законодательством.
Международное право стало уделять внимание вопросам сотрудничества государств по проведению совместных силовых мероприятий по пресечению актов терроризма. В рамках регионального сотрудничества стали создаваться международные институты, объединяющие компетентные органы, призванные непосредственно осуществлять борьбу с международным терроризмом. Таким примером является создание Антитеррористического центра государств – участников СНГ на основе решения Совета глав СНГ от 21 июня 2000 г.
В азиатском регионе в качестве примера можно привести взаимодействие государств и их компетентных органов в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Правовому регулированию такого сотрудничества посвящена Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.), в которой наибольший акцент сделан на международном межведомственном сотрудничестве. Так, компетентные органы согласно ее положениям осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие путем: обмена информацией; выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; разработки и принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения актов терроризма и других деяний, указанных в настоящей конвенции, и взаимоуведомления о результатах их осуществления. Кроме того, должны быть предприняты меры по предупреждению, выявлению и пресечению финансирования, поставок вооружения и боеприпасов, оказания иного содействия любым лицам и (или) организациям для совершения актов терроризма. При необходимости оказывается практическая помощь по пресечению актов терроризма и ликвидации их последствий.
7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге было заключено Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре (РАТС). РАТС является постоянно действующим органом ШОС и предназначена для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Шанхайской конвенции 2001 г.
Кроме того, в других регионах мира были заключены Конвенция американских государств против терроризма 2002 г., Региональная конвенция Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии по борьбе с терроризмом 1987 г., Конвенция Организации Исламская конференция о борьбе с международным терроризмом 1999 г.
На двустороннем межправительственном уровне также активно осуществляется сотрудничество в борьбе с терроризмом. Участники двусторонних международных договоров обмениваются информацией о террористических группировках, о возможных террористических актах против их стран и граждан, взаимодействуют в проведении мероприятий по предотвращению и расследованию террористических актов, в поиске и задержании виновных в их совершении лиц, решают другие вопросы международного сотрудничества.
В рамках ООН и ряда других международных организаций принято множество документов, которые, несмотря на их рекомендательный характер, отражают идеи и подходы всего мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом и его проявлениями. Среди таких документов следует отметить резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. и приложение к ней, содержащее Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма.
После террористических актов, происшедших 11 сентября 2001 г. в США, активизировалось участие в борьбе с международным терроризмом Совета Безопасности ООН – органа, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Уже 12 сентября 2001 г. Совет принял резолюцию 1368 (2001), а 28 сентября 2001 г. - резолюцию 1373 (2001), в которых были перечислены меры, которые должны предпринимать государства в борьбе с актами терроризма. Кроме того, резолюцией 1373 (2001) был учрежден вспомогательный орган Совета - Комитет по борьбе международным терроризмом (КТК), призванный обеспечивать контроль за осуществлением всеми государствами резолюции 1373 (2001) и содействовать расширению возможностей государств в деле борьбы с терроризмом.
12 ноября 2001 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1377 (2001), к которой прилагалась Декларация о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. В ней был предложен целый комплекс мер, которые следует предпринять государствам в данной области, в том числе скорейшее присоединение всех государств к существующим договорам, касающимся терроризма, и продолжение работы в данной области.
В целях координации усилий государств по предотвращению попадания оружия массового уничтожения в руки негосударственных субъектов и его использования для террористических, целей Совет Безопасности по инициативе России и ряда других государств принял резолюцию 1540 (2004) от 28 апреля 2004 г. Ею же был учрежден временный вспомогательный орган - «Комитет 1540», служащий центром по обмену информацией и обобщению опыта в области борьбы с терроризмом.
Договорная база в области борьбы с международным терроризмом в основном посвящена противодействию его отдельным проявлениям и аспектами. Следует прежде остановиться на захватах заложников, которые нередко становятся основным способом достижения террористами поставленных перед собою целей. Для борьбы с этим явлением была специально разработана Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. Ее участники взяли на себя обязательства предусматривать соответствующие наказания за захват заложников, с учетом тяжкого характера этих преступлений. Конвенция предусматривает механизм выдачи, а также вопросы оказания государствами друг другу правовой помощи в связи с уголовно-процессуальными действиями, обмен необходимой при этом информации.