Международное правоохранительное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Современному миру присущи сложные процессы, причем не только позитивные. Сохраняются условия и факторы, порождающие такое социально опасное явление, как преступность. Анализ ее состояния в мире свидетельствует о том, что она достигла беспрецедентных масштабов и представляет реальную угрозу безопасности государств и их граждан.
Преступность уже не ограничивается национальными границами, становится все более трансграничной. Сложилась ситуация, что самостоятельно государства уже не в состоянии справиться со многими преступлениями. Поэтому обеспечение защищенности жизненно важных интересов государств в борьбе с преступностью требует консолидации их усилий как на национальном, так и на международном уровнях.

Файлы: 1 файл

Международное правоохранительное право.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Борьба с рабством и торговлей людьми. Конвенция относительно рабства от 25 сентября 1926 г., измененная Протоколом от 7 декабря 1953 г., впервые дала определение понятию "рабство", "торговля невольниками". В 1956 г. была заключена Дополнительная конвенция об уничтожении рабства, работорговли, а также институтов и обычаев, схожих с рабством, в которой нашли уточнение понятия "рабство" и "работорговля", а также было раскрыто содержание институтов и обычаев, схожих с рабством. В частности, это "долговая кабала", "крепостное состояние", "бесправное положение женщины при вступлении в брак, в браке или после смерти мужа", "передача ребенка или подростка моложе 18 лет с целью его эксплуатации".

На борьбу с принудительным и обязательным трудом также направлена Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде 1930 г. и ряд более поздних актов этой Организации.

Запрету морской перевозки  рабов посвящена Конвенция ООН  по морскому праву 1982 г., согласно которой каждое государство принимает эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, наказания за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели.

На противодействие проституции, торговле женщинами и детьми направлены Международный договор о борьбе с торговлей белыми рабынями 1904 г., Международная конвенция о борьбе с торговлей белыми рабынями 1910 г., Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г., Международная конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами 1933 г. Эти договоры были изменены протоколами, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 и 1948 г.г. В 1950 г. была открыта для подписания Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, объединяющая в себе вышеуказанные акты и включающая основные положения проекта конвенции, разработанной Лигой Нации еще в 1937 г.

Несмотря на существование  целого ряда международных документов, предусматривающих практические меры по борьбе с торговлей и эксплуатацией людей, до сих пор не имелось универсального документа, в котором затрагивались бы все аспекты этой противоправной деятельности. Поэтому разработка и подписание Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.), способствует решению этой задачи. Этот договор охватывает вопросы: оказания помощи жертвам торговли людьми; осуществления их физической, психологической и социальной реабилитации; обеспечения физической безопасности указанных лиц; их возвращения в свое государство; сотрудничества правоохранительных, миграционных или других соответствующих органов государств-участников в борьбе с торговлей людьми; противодействия въезду лицам, причастным к организации такой преступной деятельности и аннулирования их виз.

Борьба с  подделкой денежных знаков. В 1929 г. в Женеве была заключена Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков. Ее участники в частности взяли на себя обязательства рассматривать как обычные уголовные преступления: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата; сбыт поддельных денежных знаков; действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению или к добыванию для себя поддельных денежных знаков, при условии, что их поддельный характер был известен. Конвенция установила, что в законодательстве государств не должно устанавливаться различия в наказании за преступления, совершенные в отношении национальных или иностранных денежных знаков. Под термином "денежные знаки" здесь понимаются бумажные деньги, включая банковские билеты, и металлическая монета, имеющая хождение в силу закона.

Борьба с  преступлениями, связанными с культурными  ценностями. Культурные ценности являются одним из основных элементов цивилизации и культуры народов. Общепризнанно, что каждое государство обязано охранять находящиеся на его территории культурные ценности от кражи, тайных раскопок и незаконного вывоза.

Решая эту проблему, Генеральная конференция ЮНЕСКО 17 ноября 1970 г. в Париже приняла Конвенцию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Согласно ее положениям считаются незаконными ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности, совершенные в нарушение закрепленных в данной конвенции правил. Кроме того, запрещается ввоз таких ценностей, похищенных из музея или религиозного, или светского исторического памятника, или подобного учреждения другого участника этого договора. Государства взяли также обязательства принимать в соответствии со своим законодательством все необходимые меры, которые направлены на предотвращение данных преступлений, а лиц, ответственных за нарушение запрещений, предусмотренных настоящей конвенцией, подвергать уголовному или административному наказанию.

Борьба с  контрабандой. Как известно, государства с тем, чтобы оградить себя от ввоза на свою территорию и вывоза различных средств, материалов, товаров, ценностей и опасных веществ, в результате которых наносится ущерб их безопасности и безопасности соседних государств, вводят определенные ограничительные меры на своих границах, а точнее таможенных границах. Незаконное перемещение указанных предметов через границу во всем мире принято называть контрабандой и является таможенным правонарушением. Так, в соответствии с Международной конвенцией о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, заключенной 9 июня 1977 г. в Найроби в рамках Совета Таможенного сотрудничества (СТС), термин "контрабанда" означает обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме2.

По признаваемому государствами  обычаю контрабанда является правонарушением, имеющим международный характер. Ответственность лиц, совершивших контрабанду, производство по делам о контрабанде, порядок рассмотрения дел о контрабанде определяются национальным законодательством. Контрабанда может рассматриваться государствами, как преступление или административное правонарушение.

До настоящего времени отдельного общего универсального международного договора по контрабанде, где бы она предусматривалась в качестве преступления или иного правонарушения, закреплялись бы ее конкретные виды и признаки, не принято. Исключение составляют деяния, нашедшие отражение в договорах, и связанных с незаконным ввозом и вывозом наркотиков, огнестрельного оружия, его составных частей, компонентов, а также боеприпасов к нему, культурных ценностей, поддельных денежных знаков, порнографических изданий и алкогольных товаров. Контрабанда, как правило, является составной частью незаконного оборота указанных предметов.

Борьба с наемничеством. Серьезную угрозу стабильности международных отношений, территориальной целостности и политической независимости государств представляет наемничество. Понятие "наемник" впервые нашло юридическое закрепление в статье 47 Дополнительного протокола № 1 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. В дальнейшем в Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. оно было воспроизведено и содержательно расширено. Мировое сообщество посчитало, что вербовка, использование, финансирование и обучение наемников должны рассматриваться как преступления, вызывающие серьезную озабоченность всех государств, и что любое лицо, совершающее любое из таких деяний, подлежит либо судебному преследованию, либо выдаче. Конвенцией подчеркнута актуальность развития и усиления международного сотрудничества между государствами в целях предупреждения таких преступлений, преследования и наказания за их совершение. На внутригосударственном уровне участники этого договора взяли на себя обязательства предусмотреть соответствующие наказания за деятельность, связанную с наемничеством, с учетом тяжести таких преступлений.

Борьба с пиратством. К одной из древнейших угроз жизненно важным интересам государств на море можно отнести пиратство. Оно и в настоящее время представляет реальную опасность для мореплавания и, прежде всего – для права каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. В наше время пиратство, признанное мировым сообществом в качестве преступления, отнюдь не исчезло, количество пиратских актов увеличивается.

На универсальном уровне пиратство  как преступление получило закрепление в международном обычае, а также Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В указанных конвенциях также предусмотрены: основания для захвата пиратского судна или пиратского летательного аппарата; меры по пресечению пиратства и ответственность за его осуществление; обязанность государств сотрудничать в пресечении пиратства; характеристики судов и летательных аппаратов, которые уполномочены на осуществление захвата за пиратство; полномочия по осмотру судна, подозреваемого в пиратстве; ответственность за неправомерный захват судна или летательного аппарата по подозрению в пиратстве, совершенный без достаточных оснований.

Борьба с пытками. Запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания является общей нормой международного права. Этот запрет в различных формулировках содержится во многих международных документах. Пытки считаются посягательством на основные права и свободы человека. Их применение недопустимо ни при каких обстоятельствах. В сфере противодействия пыткам международное сообщество активно координирует свои действия.

Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 г. никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Это положение нашло отражение в европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Специально данной проблеме посвящена  принятая 9 декабря 1975 г. резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3452 (XXX), провозглашающая Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В ней закреплены общие принципы борьбы с этим противоправными явлениями.

Позднее на универсальном уровне была принята Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. В конвенции дано определение понятия "пытка", а также рассматриваются вопросы заключения под стражу лица, обвиняемого в совершении любого из преступлений, связанных с пытками; предварительного расследования фактов, судебного преследования и осуждения; оказания помощи в связи с уголовно-процессуальными действиями; выдачи лиц, подозреваемых в совершении этих преступлений. Согласно положениям этого договора был создан Комитет против пыток, состоящий из десяти экспертов, избираемых сроком на четыре года.

В рамках Совета Европы была принята Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.). Механизм, предусмотренный этим договором, применяется в отношении лиц, заявляющих о том, что они стали жертвами деяний, изложенных в ст. 3 (Запрещение пыток) Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенцией был учрежден Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Данный орган посредством посещений государств изучает обращение с лицами, лишенными свободы, с целью выявления фактов нарушения Конвенции и их предупреждения.

Положения о противоправности пыток нашли также отражения во всех учредительных актах международных судов и трибуналов, в том числе в Римском Статуте Международного уголовного суда 1998 г. Такие деяния относятся к числу преступлений против человечности.

Борьба с обращением и торговлей порнографических изданий. В интересах пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом порнографических изданий, на международной конференции в Париже 4 мая 1910 г. было заключено Соглашение относительно пресечения обращения порнографических изданий. Данное соглашение заключено в интересах взаимного обмена сведениями, представляющими правоохранительный интерес. Нарушения в данной сфере государствами могут квалифицироваться как преступления или административные правонарушения. В дальнейшем 4 мая 1949 г. был принят Протокол об изменении Соглашения 1910 г.

Государства, желая повысить эффективность  мер в данной сфере, 12 сентября 1923 г. в Женеве заключили Международную Конвенцию о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (изменения были внесены 12 ноября 1947 г.).

Борьба с повреждением инфраструктуры государств на море. Довольно часто государства располагают в пределах морских пространств элементы своей инфраструктуры – подводные телеграфные, телефонные, высоковольтные кабели, трубопроводы и принимают меры по их защите. Так, в соответствии со статьей 113 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. каждое государство принимает необходимые законы и правила, предусматривающие, что являются наказуемыми деяниями разрыв или повреждение подводного кабеля в открытом море каким-либо судном, плавающим под его флагом, или каким-либо лицом под его юрисдикцией. Данные действия должны быть совершены намеренно или в силу преступной небрежности таким образом, что это может прервать или затруднить телеграфную или телефонную связь. Это также относится к разрыву или повреждению при таких же обстоятельствах подводного трубопровода или высоковольтного кабеля. Этому вопросу также посвящена сохраняющая силу Международная конвенция по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. Характер ответственности, которую должны понести лица, причастные к повреждению инфраструктуры государства на море, в указанных конвенциях не определен.

Борьба со столкновением  судов и неоказанием помощи. Нередко, по вине людей происходят столкновения морских судов. Борьбе с такими происшествиями посвящены Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к уголовной компетенции в вопросе столкновения судов и других случаях, связанных с навигацией 1952 г., Женевская конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и ряд других международных договоров.

На предупреждение таких  инцидентов направлена Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 г. В ней регламентируется порядок плавания судов, характеристика огней и знаков, которые должны иметь суда для безопасного плавания.

Информация о работе Международное правоохранительное право