Международное правоохранительное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Современному миру присущи сложные процессы, причем не только позитивные. Сохраняются условия и факторы, порождающие такое социально опасное явление, как преступность. Анализ ее состояния в мире свидетельствует о том, что она достигла беспрецедентных масштабов и представляет реальную угрозу безопасности государств и их граждан.
Преступность уже не ограничивается национальными границами, становится все более трансграничной. Сложилась ситуация, что самостоятельно государства уже не в состоянии справиться со многими преступлениями. Поэтому обеспечение защищенности жизненно важных интересов государств в борьбе с преступностью требует консолидации их усилий как на национальном, так и на международном уровнях.

Файлы: 1 файл

Международное правоохранительное право.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Специальный трибунал по Ливану создается во исполнение резолюции 1664 (2006) Совета Безопасности от 29 марта 2006 г. и на основе Соглашения между ООН и Ливаном Республикой об учреждении трибунала с прилагаемым к нему уставом. Назначение нового органа - привлечение к судебной ответственности лиц, виновных в совершении террористических нападений, приведших к гибели бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и других людей. В Соглашении определяются состав трибунала, порядок выдвижения и назначения судей (как международных, так и ливанских), международного обвинителя и ливанского заместителя обвинителя, секретаря и других членов этого судебного органа. Будучи договорным органом, трибунал не является ни вспомогательным органом ООН, ни частью судебной системы Ливана. Трибунал и национальные суды Ливана имеют параллельную юрисдикцию, а сам он верховенство над этими судами. Производство в трибунале включает в себя элементы как континентальной, так и общеправовой системы. Его временная юрисдикция распространяется на период с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г., но может быть расширена.

Международный уголовный суд (МУС) действует согласно Римскому Статуту от, 17 июля 1998 г.), руководствуясь принципом комплементарности (дополнительности) по отношению к национальным органам уголовной юстиции. Россия подписала Статут, но пока его не ратифицировала.

Местопребыванием Суда была выбрана Гаага, однако Суд может  осуществлять свои функции и полномочия на территории любого государства-участника Статута или, по специальному соглашению, – на территории любого другого государства.

Суд обладает международной  правосубъектностью и наделен такой  правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей.

В соответствии со Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении преступления геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и преступления агрессии. Такая юрисдикция действует только в отношении преступлений, совершенных физическими лицами после вступления в силу Статута.

Статут закрепил принцип  недопустимости ссылки на должностное положение. Иммунитеты или специальные процессуальные нормы, которые могут быть связаны с должностным положением лица, будь то согласно национальному или международному праву, не должны препятствовать осуществлению правосудию.

Суд может осуществлять свою юрисдикцию, если ситуация, при  которой, как представляется, были совершены  одно или несколько указанных  преступлений, передается Прокурору Суда государством-участником или же Советом Безопасности ООН, действующим на основании главы VII Устава ООН (Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии). Допускается возможность начала расследования и самим Прокурором Суда.

Суд сам определяет, что  дело не может быть принято к производству, если:

- данное дело расследуется или в отношении его возбуждено уголовное преследование государством, которое обладает в отношении его юрисдикцией. Однако это не касается случаев, когда это государство не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом;

- дело расследовано  государством, которое обладает  юрисдикцией в отношении него, и это государство решило не возбуждать в отношении лица, которого это касается, уголовного преследования. Тем не менее, исключение составляют случаи, когда данное решение стало результатом нежелания или неспособности государства возбудить уголовное преследование должным образом;

- лицо, которого это  касается, уже было судимо за  поведение, которое является предметом данного заявления, и проведение судебного разбирательства Судом не разрешено на основании положений Статута;

- дело не является достаточно серьезным, чтобы оправдывать дальнейшие действия со стороны Суда.

Чтобы выявить в каком-либо конкретном деле нежелание, Суд, принимая во внимание принципы уголовного процесса, признанные международным правом, учитывает наличие, если это применимо, одного или нескольких следующих факторов:

  • судебное разбирательство было проведено или проводится либо национальное решение было вынесено с целью оградить соответствующее лицо от уголовной ответственности за преступления, подпадающие под юрисдикцию настоящего Суда;
  • имела место необоснованная задержка с проведением судебного разбирательства, которая в сложившихся обстоятельствах несовместима с намерением предать соответствующее лицо правосудию;
  • судебное разбирательство не проводилось или не проводится независимо и беспристрастно и порядок, в котором оно проводилось или проводится, в сложившихся обстоятельствах является несовместимым с намерением предать соответствующее лицо правосудию.

Чтобы выявить в каком-либо конкретном деле неспособность, Суд учитывает, в состоянии ли данное государство, в связи с полным либо существенным развалом или отсутствием своей национальной судебной системы, получить в свое распоряжение обвиняемого либо необходимые доказательства и свидетельские показания или же оно не в состоянии осуществлять судебное разбирательство еще по каким-либо причинам.

Суд в ходе своей деятельности применяет, во-первых, Статут, Элементы преступлений и свои Правила процедуры и доказывания; во-вторых, в соответствующих случаях, применимые международные договоры, принципы и нормы международного права, включая общепризнанные принципы международного права вооруженных конфликтов. Если же указанное невозможно, то Суд применяет совместимые с этими нормами общие принципы права, взятые им из национальных законов правовых систем мира, включая, соответственно, национальные законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении конкретного преступления. Суд может применять принципы и нормы права в соответствии с тем, как они были истолкованы в его предыдущих решениях.

Суд состоит из 18 судей. Однако их число может быть увеличено  установленным Статутом порядком. Свои функции судьи выполняют на постоянной основе. Их кандидатуры могут выдвигаться каждым государством – участником Статута. Сами судьи избираются путем тайного голосования на заседании Ассамблеи государств-участников, созываемой для этой цели.

Судьи занимают свою должность  в течение девяти лет и, с учетом отдельных ситуаций, указанных в Статуте, не имеют права на переизбрание. Каждые три года состав судей обновляется на одну треть.

Для обеспечения повседневного  функционирования Суда принимается Регламент Суда. Организационно Суд включает в себя Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства, Канцелярию Прокурора и Секретариат.

Председатель Суда вместе с первым и вторым вице-председателями образуют Президиум. Этот орган несет ответственность за надлежащее управление делами Суда, выполняет и другие функции в соответствии со Статутом. При выполнении своих обязанностей, этот орган координирует деятельность с Прокурором и заручается согласием последнего по всем вопросам, представляющим взаимный интерес. В свою очередь Апелляционное отделение состоит из Председателя и еще четырех судей, Судебное отделение – не менее чем из шести судей, Отделение предварительного производства – не менее чем из шести судей.

Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении палатами. Так, Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения. Функции Палаты предварительного производства осуществляются либо тремя судьями Отделения предварительного производства, либо одним судьей этого отделения. Не исключена возможность одновременного учреждения более чем одной Судебной палаты или Палаты предварительного производства.

Канцелярия Прокурора  действует независимо как отдельный  орган Суда. Она отвечает за получение передаваемых ситуаций и любой обоснованной информации о преступлениях, за их изучение и осуществление расследований и уголовного преследования в Суде. Этот орган возглавляется Прокурором.

В Статуте закреплен  широкий комплекс вопросов, относящихся к его компетенции, в частности: организация начала расследования; права и обязанности Прокурора при расследовании, а также права других лиц в ходе расследования; роль Палаты предварительного производства при расследовании, ее функции и полномочия, в частности, выдача Палатой предварительного производства ордера на арест или приказа о явке; процедура ареста в государстве места содержания под стражей; первоначальное производство в Суде; порядок утверждения обвинений до начала судебного разбирательства.

В случае если вина обвиняемого  установлена, Судебная палата рассматривает вопрос о назначении соответствующего наказания, принимая во внимание представленные в ходе разбирательства доказательства и сделанные представления. В этом вопросе Суд в соответствии с Правилами процедуры и доказывания принимает во внимание такие факторы, как тяжесть преступления и личность осужденного. Суд может назначить наказание в виде лишения свободы сроком вплоть до 30 лет, а также пожизненное лишение свободы в тех случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным. Приговор оглашается публично и, когда это возможно, в присутствии обвиняемого.

Помимо лишения свободы, Суд может назначить штраф в соответствии с критериями, предусмотренными в Правилах процедуры и доказывания, а также конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав bona fide (действующий добросовестно – лат.) третьих сторон.

Решение принимается большинством судей. Оно выносится в письменном виде и содержит полное и мотивированное изложение выводов Судебной палаты. При отсутствии единодушия решение Судебной палаты содержит мнение большинства и меньшинства. Решение или его резюме оглашается в открытом заседании.

Наказание в виде лишения  свободы отбывается в государстве, назначаемом Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор.

Государства-участники Статута в соответствии с его положениями всесторонне сотрудничают с Судом в проведении им расследования преступлений, подпадающих под юрисдикцию этого судебного органа, а также в осуществлении уголовного преследования за эти преступления. Просьбы направляются Судом по дипломатическим или по любым другим соответствующим каналам. Когда это целесообразно, они могут также направляться через Интерпол или любую соответствующую региональную организацию. Суд также может предложить любому государству, не являющемуся участником настоящего Статута, оказать помощь на основе специальной договоренности, соглашения с таким государством или на любой другой соответствующей основе. Суд также может осуществлять сотрудничество с межправительственной организацией. Суд может препроводить просьбу об аресте и передаче лица вместе с подкрепляющими эту просьбу материалами, любому государству-участнику Статута, на территории которого может находиться это лицо.

В тех случаях, когда  государство-участник не выполняет  просьбу Суда о сотрудничестве, Суд может вынести заключение по этому поводу и передать вопрос Ассамблее государств-участников или, в тех случаях, когда данный вопрос передан Суду Советом Безопасности, – Совету Безопасности.

Следует обратить внимание, что государства, разрабатывая Статут, договорились, что термин "передача" означает доставку лица государством в Суд в соответствии с положениями этого документа, а термин "выдача" означает доставку лица одним государством в другое государство в соответствии с положениями международного договора, конвенции или нацио


Информация о работе Международное правоохранительное право