Международное правоохранительное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Современному миру присущи сложные процессы, причем не только позитивные. Сохраняются условия и факторы, порождающие такое социально опасное явление, как преступность. Анализ ее состояния в мире свидетельствует о том, что она достигла беспрецедентных масштабов и представляет реальную угрозу безопасности государств и их граждан.
Преступность уже не ограничивается национальными границами, становится все более трансграничной. Сложилась ситуация, что самостоятельно государства уже не в состоянии справиться со многими преступлениями. Поэтому обеспечение защищенности жизненно важных интересов государств в борьбе с преступностью требует консолидации их усилий как на национальном, так и на международном уровнях.

Файлы: 1 файл

Международное правоохранительное право.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Ссылка на политические цели или мотивы не должна препятствовать выдаче, если деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, представляет собой нарушение уголовного законодательства. Не рассматриваются в качестве политических преступлений покушение на жизнь главы государства или главы правительства или членов их семей, террористические акты, военные преступления, преступления против мира и преступления против человечности, в том числе преступление геноцида.

Международные договоры нередко содержат положения, согласно которым без согласия государства, осуществившему выдачу, лицо не может быть выдано третьей стороне или же подвергнуто наказанию или осуждено за другое преступление, совершенное ранее.

Если преступление, в  отношении которого поступает просьба  о выдаче, наказывается смертной казнью в соответствии с законодательством  запрашивающего государства, то выдача не производится, если только это государство не дает достаточные, по мнению запрашиваемого государства, гарантии, что смертный приговор не будет вынесен или, в случае его вынесения, не будет приведен в исполнение.

Просьба о выдаче, в  письменном виде, подтверждающие документы и последующие сообщения, передаются по дипломатическим каналам, непосредственно между министерствами юстиции или любыми другими органами, назначенными сотрудничающими государствами.

Международные стандарты в области обращения с заключенными. Мировое сообщество пытается разработать ориентиры в области обращения с заключенными. Такие правила не имеют целью подробное описание образцовой системы пенитенциарных заведений. Они предназначены лишь для того, чтобы предложить государствам стандарты, которые обычно считаются правильными с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления пенитенциарными заведениями.

На первом Конгрессе  ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Эти Правила касаются управления пенитенциарными заведениями и положения заключенных. Они оказали существенно влияние на национальные законы и практику. Однако, тем не менее, на пути осуществления этих правил на практике все еще существуют препятствия различного рода, что находит отражение в периодических докладах ООН об их реализации. В связи с этим Экономическим и Социальным Советом ООН была принята резолюция 1984/47 "Процедуры эффективного выполнения минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными".

Стандарты в области  обращения с заключенными также  можно найти в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 г., Минимальных стандартных правилах отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (Пекинские правила), Основных принципах обращения с заключенными 1990 г., а также Правилах по защите несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г. Совет Европы в 1987 году принял Европейские тюремные правила.

Вопросы передачи. Следует обратить внимание, что в международном праве начинают складываться стандарты в вопросах передачи лица в интересах осуществления уголовного правосудия. Такие правила охватывают ситуации передачи лица: подозреваемого в совершении преступлений, минуя судебные органы своего государства; содержащегося под стражей, для дачи показаний или оказания помощи в проведении расследований в иностранном государстве; в международный орган, осуществляющий правосудие; осужденного международным судебным органом, для отбывания наказания в какое-либо государство, а также передачи осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в иностранном государстве.

6. Международные правоохранительные организации

Международные межправительственные организации в самых различных формах участвуют в борьбе с преступностью. Одни из них принимают опосредованное участие в борьбе с преступностью (международные организации, участвующие в борьбе с преступностью). К их числу можно отнести ООН, ИМО, ИКАО, МАГАТЭ и др. Однако следует заметить, что роль многих таких международных организаций возрастает, ввиду создания в их рамках специальных структур по борьбе с преступностью (КТК ООН, АТЦ СНГ, РАТС ШОС, Евроюст). Другие международные организации непосредственно участвуют в этой деятельности (международные правоохранительные организации). К их числу можно отнести Интерпол и Европол.

Интерпол. Учредительным договором этой международной организации стал Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) 1956 г. На 1 января 2006 г. Интерпол насчитывает в своем составе 184 государства. Ее членом является и Россия.

Интерпол имеет целями обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции государств в рамках их законодательства, а также создание и развитие учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению преступности и борьбе с ней. Деятельность этой организации сосредоточена на международном розыске преступников, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей, а также на регистрации преступников. Такая деятельность охватывает, например, такие преступления, как незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, кража произведений искусств и антиквариата, а также преступления, связанные с терроризмом.

Этой организации категорически  запрещается осуществлять какое-либо вмешательство в дела, входящие в компетенцию государств, или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Структурно Интерпол состоит из Генеральной Ассамблеи, Исполнительного комитета, Генерального секретариата, Национальных центральных бюро и Советников.

Генеральная Ассамблея является высшим органом Интерпола. Она состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ими могут стать высокопоставленные должностные лица тех органов, которые выполняют в государствах полицейские функции, должностные лица, чьи функциональные обязанности связаны с деятельностью этой организации, а также специалисты по вопросам, включаемым в повестку дня заседаний Интерпола.

Генеральная Ассамблея  выполняет следующие функции: определяет принципы деятельности и разрабатывает  общие меры, которые должны способствовать выполнению задач Интерпола; рассматривает и утверждает общий план работы, предлагаемый Генеральным секретарем Интерпола на следующий год; устанавливает иные регламентирующие положения, полагаемые необходимыми; избирает должностных лиц данной организации; принимает решения и дает рекомендации государствам-членам по вопросам, входящим в компетенцию Интерпола; рассматривает и выносит решения о сотрудничестве с другими организациями и др.

Генеральная Ассамблея  проводит свои сессии ежегодно. По просьбе  Исполнительного комитета или большинства членов Интерпола могут быть созваны ее чрезвычайные сессии.

Исполнительный  комитет: осуществляет контроль за выполнением решений Генеральной Ассамблеи; готовит повестку дня ее сессий; представляет Генеральной Ассамблее рабочие планы или предложения, которые Исполнительный комитет считает целесообразным; осуществляет контроль за деятельностью Генерального секретаря; осуществляет все полномочия, которыми его наделяет Ассамблея. Комитет собирается на заседания не менее одного раза в год по созыву Президента Интерпола.

Постоянно действующей  службой Интерпола является Генеральный секретариат. Он проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета; выступает в качестве международного центра по борьбе с преступностью; действует как специализированный и информационный центр; осуществляет эффективное руководство деятельностью Интерпола; поддерживает контакты с национальными и международными органами; издает материалы, которые могут быть сочтены целесообразными; решает другие задачи, предусмотренные Уставом Интерпола.

Генеральный секретариат  состоит из Генерального секретаря  и технического и административного персонала, который выполняет функции по обеспечению деятельности этой международной организации.

Каждая страна определяет орган, который выступает в качестве Национального центрального бюро Интерпола. Этот орган осуществляет взаимодействие с различными учреждениями своей страны, с подобного органами других стран, а также с Генеральным секретариатом. Россия, являясь участником этой международной организации, создала Национальное центральное бюро Интерпола, входящее в состав центрального аппарата МВД России. В Российской Федерации образованы также территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола.

Европол. Решение о создании Европола было принято 9-10 декабря 1991 г. в Маастрихте на заседании Европейского Совета. Однако для нормального функционирования международной организации 26 июля 1995 г. государства – члены ЕС подписали Конвенцию об учреждении Европейской полицейской организации (Европола).

В качестве цели Европола, в ее учредительном договоре было обозначено улучшение полицейского сотрудничества между государствами-членами. Компетенция этой международной организации охватывает борьбу с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми, нелегальной иммиграцией, незаконным оборотом радиоактивных веществ и ядерных материалов, угоном автотранспортных средств, подделкой евро, "отмыванием" денег. Членом этой организации может стать любой член Европейского союза.

Основной для Европола является информационная функция. Она  определила задачи этой международной организации, а именно: содействие обмену информацией между государствами – членами ЕС; ее сбор, обработка и анализ; оперативный обмен между компетентными властями государств – членов ЕС информацией, касающейся совершаемых преступлений; оказание помощи в проводимых в государствах – членах ЕС расследованиях преступлений; обслуживание компьютерной системы собранной информации. Кроме того, в рамках Европола правоохранительные органы членов ЕС осуществляют оперативное взаимодействие в борьбе с преступностью, сотрудничество по вопросам расследований, подготовку кадров, аналитическую работу.

Каждое государство  – член Европола определяет уполномоченный орган для выполнения указанных задач. Этот орган осуществляет связь между Европолом и национальными властями. Для этой цели государство направляет в Европол, по крайней мере, одного офицера связи, чтобы представлять национальные интересы в данной организации.

Конвенция о Европоле определила и структуру органов этой организации. Ими стали: Совет, состоящий из представителей всех государств-членов; Директор, назначаемый Советом на четырехлетний срок не более чем одни раз; Финансовый контролер, назначаемый с единогласия Совета и подотчетный ему; Бюджетный комитет, состоящий из представителей всех государств-членов.

Совет ЕС предоставил  Европолу полномочия заключить с  другими государствами, в том числе и с Российской Федерацией соглашения о сотрудничестве, которое отвечало бы их общим интересам. Так 6 ноября 2003 г. в Риме было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией. На его основе осуществляется взаимодействие между Россией и Европолом. Оно охватывает сферу предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, входящих в компетенцию этой международной организации.

7. Международные уголовные  суды и трибуналы

Международные уголовные суды и трибуналы можно условно подразделить на две категории:

- трибуналы "ad hoc":

а) международные трибуналы, созданные на основе соглашения государств – победителей во Второй мировой войне (Международный Военный Трибунал для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси 1945 г., Международный военный Трибунал для Дальнего Востока 1946 г.). К их числу можно также отнести трибуналы, созданные на основе резолюций Совета Безопасности ООН (Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии 1993 г., Международный трибунал по Руанде 1994 г.);

б) интернационализированные внутригосударственные суды и трибуналы, например, Специальный суд по Сьерра-Леоне и созданные в Камбодже Чрезвычайные палаты для суда над "красными кхмерами" и др.;

- трибуналы, действующие  на постоянной основе. В настоящее  время единственный такой орган – Международный уголовный суд.

Международный Военный Трибунал для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси 1945 г. Настоящий трибунал был создан для осуществления "справедливого и быстрого" суда и наказания главных военных преступников фашисткой Германии и ее союзников. В своей деятельности он руководствовался Уставом Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г., далее – Устав). Непосредственно процесс проходил в Нюрнберге.

Трибунал имел право судить и наказывать физических лиц, которые, действуя индивидуально или в качестве членов организации, совершили преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.

В соответствии с Уставом  руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, должны нести ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана. Трибунал имел право признать, что группа или организация, членом которой подсудимый являлся, была преступной организацией.

Организационно Трибунал состоял из 4 членов и их заместителей. Было назначено по одному члену и  одному заместителю от Великобритании, Франции, США и СССР.

Для эффективной работы Трибунала был создан Комитет по расследованию дел и обвинению главных военных преступников. Для расследования дел и обвинения главных военных преступников каждая из подписавшихся Устав Трибунала сторон назначала главного обвинителя. Эти лица, действуя индивидуально и в сотрудничестве друг с другом расследовали, собирали и представляли до или во время судебного процесса все необходимые доказательства; готовили обвинительный акт для утверждения указанным Комитетом; производили предварительный допрос всех необходимых свидетелей и подсудимых; выступали в качестве обвинителей на суде; производили другие действия, которые были необходимыми в целях подготовки дела и производства суда.

Уставом Трибунала были предусмотрены процессуальные гарантии для подсудимых. Однако согласно Уставу Трибунал не должен быть связан формальностями в использовании доказательств. Он устанавливал и применял возможно более быструю и не осложненную формальностями процедуру и допускал любые доказательства, которые, по его мнению, имеют доказательную силу.

Информация о работе Международное правоохранительное право