Международное правоохранительное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Современному миру присущи сложные процессы, причем не только позитивные. Сохраняются условия и факторы, порождающие такое социально опасное явление, как преступность. Анализ ее состояния в мире свидетельствует о том, что она достигла беспрецедентных масштабов и представляет реальную угрозу безопасности государств и их граждан.
Преступность уже не ограничивается национальными границами, становится все более трансграничной. Сложилась ситуация, что самостоятельно государства уже не в состоянии справиться со многими преступлениями. Поэтому обеспечение защищенности жизненно важных интересов государств в борьбе с преступностью требует консолидации их усилий как на национальном, так и на международном уровнях.

Файлы: 1 файл

Международное правоохранительное право.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Значительное число актов терроризма происходит в отношении самолетов гражданской авиации, лиц, находящихся на их борту. В связи с этим была разработана Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна 1963 г., Гаагская конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и дополняющий ее Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию1988 году.

На региональном и  двустороннем уровнях государства  также предпринимают попытки координировать свои усилия в вопросах обеспечения безопасности объектов воздушного транспорта. Так, например, 26 мая 1995 г. в Минске между государствами, входящими в СНГ, заключено Соглашение о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Морские пространства издавна  представляют для мирового сообщества жизненно важный интерес. Однако моря используются не только на благо человечества, в их пределах совершаются акты международного терроризма и другие преступления, угрожающие безопасности мореплавания. Поэтому принятие в 1988 г. Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства и дополняющего ее Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе стало крупным шагом в направлении единообразного предупреждения всех форм и проявлений террористического насилия на море, а также борьбе с ним. Данные договоры отражают специфику борьбы с терроризмом в пределах морских пространств. В дополнении к этим документам на Дипломатической конференции, проходившей с 10 по 14 октября 2005 г. в Лондоне под эгидой Международной морской организации (ИМО), были приняты тексты еще двух протоколов. Необходимость их разработки была вызвана озабоченностью государств наличием угрозы применения террористами ядерного, химического и биологического оружия, распространения этого оружия морем, использования морских судов для совершения актов терроризма и возможностью перевозки террористов морем.

Особое внимание в  настоящее время уделяется противодействию актам терроризма, совершаемым в морских портах. На Дипломатической конференции по охране человеческой жизни на море, прошедшей в Лондоне с 9 по 13 декабря 2002 г. под эгидой ИМО, были приняты новая Глава XI-2 для включения в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Международный кодекс по охране судов и портовых средств. Целью этих документов стало дальнейшее совершенствование мер по борьбе с актами терроризма, совершаемыми против объектов морского транспорта, выработка единых правил по обеспечению безопасности портовых средств и морских судов, находящихся в портах.

Ввиду того, что акты ядерного терроризма могут приводить к самым серьезным последствиям и создают угрозу международной безопасности, мировое сообщество уделяет им особое внимание. С этой целью была принята Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г., проект которой был предложен Россией.

В данном документе, наряду с закреплением конкретных составов деяний, связанных с ядерным терроризмом, нашел отражение широкий спектр вопросов международного сотрудничества: от мер по предупреждению актов ядерного терроризма до выдачи, лиц их совершивших, соблюдения основных прав и свобод человека при осуществлении правоохранительных мер в данной области.

Одним из наиболее важных договоров, регламентирующих противодействие ядерному терроризму, является Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. Она применяется к ядерному материалу, используемому только в мирных целях. При этом данная конвенция охватывает вопросы физической защиты при международной и внутригосударственной перевозке ядерного материала, его использовании и хранении.

В интересах предотвращения террористических актов с использованием пластических взрывчатых веществ 1 марта 1991 г. в Монреале была заключена Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения. Эта конвенция в основном посвящена технической стороне данного вопроса. Этот пробел устраняет Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.

Нередко акты терроризма совершаются против лиц, находящихся под особой защитой международного права. Такие преступления создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений. Чтобы противодействовать таким актам в 1973 г. была принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. К числу таких лиц настоящая конвенция, в частности относит находящихся в иностранном государстве: главу государства, в том числе каждого члена коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства; главу правительства, министра иностранных дел, а также сопровождающих членов их семей.

Нейтрализации отдельных условий, способствующих совершению актов терроризма, посвящена Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Она способствует принятию эффективных мер по недопущению финансирования террористической деятельности, а также борьбе с ним путем преследования и наказания совершающих его лиц.

Борьба с транснациональной  организованной преступностью. Деятельность организованных преступных групп приобрела глобальные масштабы и стала реально угрожать жизненно важным интересам государств, поэтому мировое сообщество консолидирует свои усилия в борьбе с организованной преступностью. В этой связи была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Данная конвенция призвана стать ядром борьбы с преступностью на международном уровне. Она охватывает вопросы предупреждения, расследования и уголовного преследования в связи с совершением преступлений, признанными таковыми в соответствии ее положениями и связанными с участием в организованной преступной группе, отмыванием доходов от преступлений, коррупцией и воспрепятствованием осуществлению правосудия.

Борьба с незаконным оборотом наркотических средств  и психотропных веществ. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ представляет все большую опасность для международных отношений, экономического и социального развития государств и их национальной безопасности.

Международно-правовое запрещение деяний в этой сфере нашло отражение в Конвенции о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г,; Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г. (с поправками, внесенными в нее Протоколом 1972 г.), Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. В этих документах установлена противоправность и наказуемость целого спектра операций с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Борьба с этим явлением является одним из наиболее важных направлений борьбы с организованной преступностью. Сегодня объемы доходов, незаконно получаемых преступными организациями, представляют угрозу безопасности государств и в целом международной безопасности. Меры, предпринимаемые в этой области, в том числе и международно-правовые, призваны обеспечить защиту легальной экономики от криминальных инвестиций, подорвать финансовую основу деятельности этих организаций, прекратить их деятельность.

Большой вклад в борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем, призвана внести рассмотренная выше Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Согласно ее положениям государства не только должны стремиться криминализировать отмывание доходов, но и обязаны устанавливать всеобъемлющий режим надзора в отношении банков и иных финансовых учреждений в целях недопущения и выявления всех форм отмывания денежных средств.

На региональном уровне наиболее активно процесс противодействия "отмыванию" денег осуществляется в европейском регионе. В рамках Совета Европы, Европейского Союза и СНГ принят ряд многосторонних международных договоров, регулирующих сотрудничество в данной области. Так, например, Советом Европы 8 ноября 1990 г. была принята Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.

В интересах борьбы с  легализацией доходов, полученных преступным путем, государства создают специальные международные институты, примером которых может служить Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания» денег ФАТФ (FATF – Financial Action Task Force – англ.), образованная, 9 июня 1989 г. по решению совещания на высшем уровне стран «семерки» в Париже. Комиссия устанавливает стандарты и разрабатывает и реализует политику по борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма. ФАТФ является своеобразным международным объединением, не имеющим своего учредительного договора, в состав которого входят как государства, так и международные организации, тесно сотрудничающим с другими международными организациями и органами, заинтересованными в противодействии отмыванию преступных доходов. В 1990 г. ФАТФ разработала свой основной руководящий документ – «Сорок рекомендаций».

Борьба  с коррупцией. Коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, угрожает их стабильности и безопасности, подрывает демократические институты и ценности, справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку.

Противодействию коррупции  уделено в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, согласно которой ее участники должны признать в качестве уголовно наказуемых ряд умышленных коррупционных деяний. Непосредственно данному вопросу посвящена Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 г., в сферу которой входят предупреждение и расследование коррупции, уголовное преследование за нее, а также приостановление операций (замораживание), арест, конфискация и возвращение доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией.

На региональном уровне также предпринимаются активные шаги в данной сфере. Так, в рамках Совета Европы была принята Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. Ее участники поставили цель проводить в первоочередном порядке общую уголовную политику, направленную на защиту общества от коррупции, в частности путем принятия соответствующего законодательства и профилактических мер. В этой конвенции закреплены составы преступлений, совершаемыми как физическими, так и юридическими лицами. Советом Европы были также приняты Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г., Типовой кодекс поведения государственных должностных лиц 2000 г. Кроме того, этим органом 1 мая 1999 г. была сформирована Группа государств против коррупции (ГРЕКО). Данная группа действует на основе ее Устава. Создание этого международного института призвано компенсировать недостатки национальных механизмов борьбы с коррупцией, законодательства и практического осуществления реформ в данной сфере.

В рамках Европейского Союза  в 1997 г. была принята Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств – членов Европейского союза, а в 1998 г. – Объединенные меры по борьбе с коррупцией в частном секторе.

На американском континенте была принята Межамериканская конвенция по борьбе с коррупцией 1996 г. На Африканском континенте проблеме борьбы с коррупцией уделено внимание в Конвенции Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней 2003 г.

Борьба с  нелегальной миграцией. Нелегальная миграция, являющаяся мировым феноменом, представляет все возрастающую угрозу международной стабильности и благосостоянию народов многих государств. Мировое сообщество борется не с нелегальными иммигрантами как таковыми, а с организованными преступными группировками, стремящимися получить прибыль от нелегальной доставки людей в другие страны.

В борьбе с нелегальной  миграцией большую роль играет международное  право. Так, в ст.6 Конвенции Международной Организации Труда (МОТ) № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (Женева, 4 июня 1975 г.) отмечается, что в рамках национального законодательства должны предусматриваться меры для эффективного применения административного, гражданского и уголовного наказания, включая тюремное заключение, в отношении организации миграции трудящихся с целью получения работы. В Приложениях 1 и 2 к Конвенции (МОТ) № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г. указано: "Всякое лицо, способствующее тайной или незаконной иммиграции, подлежит соответствующему наказанию".

Однако в этих договорах  четко не обозначен международный  правовой состав преступлений в сфере  нелегальной миграции, механизм борьбы с нею. Ликвидации этого пробела способствует Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Протокол направлен на развитие сотрудничества между его участниками в данной сфере при обеспечении защиты прав незаконно ввезенных мигрантов. Он охватывает вопросы противодействия проникновению нелегальных мигрантов на борт морских судов, пограничного контроля, повышения надежности документов для въезда (выезда) в государство, возращения в свое государство лиц, которые стали объектом указанных в Протоколе деяний, выдачи этим лицам документов, необходимых для возращения.

В вопросах противодействия  нелегальной миграции государства  активно сотрудничают на региональном уровне. Так, Россия и другие входящие в СНГ государства, в 1998 году заключили Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией.

Борьба с  нелегальным оборотом оружия. Незаконное изготовление и оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему наносят ущерб безопасности отдельных государств, миру в целом, создают угрозу для благополучия народов, их социально-экономическому развитию и праву на мирную жизнь.

Решению указанной проблемы способствует Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (утвержден резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 мая 2001 г.). В этом документе предусмотрен комплекс мер, предпринимаемых на внутригосударственном уровне, таких как: конфискация, арест и отчуждение перечисленных предметов; хранение в течение не менее десяти лет информации о таком незаконном обороте; его идентификация и отслеживание; установление или применение эффективной системы экспортно-импортных лицензий или разрешений, а также меры в отношении международного транзита; выявление, предупреждение и пресечение хищений, утрат или утечек, а также незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия его составных частей и компонентов; регулирование деятельности лиц, осуществляющих брокерские операции, с такими предметами и другие меры.

Информация о работе Международное правоохранительное право