Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 19:15, реферат
Современному миру присущи сложные процессы, причем не только позитивные. Сохраняются условия и факторы, порождающие такое социально опасное явление, как преступность. Анализ ее состояния в мире свидетельствует о том, что она достигла беспрецедентных масштабов и представляет реальную угрозу безопасности государств и их граждан.
Преступность уже не ограничивается национальными границами, становится все более трансграничной. Сложилась ситуация, что самостоятельно государства уже не в состоянии справиться со многими преступлениями. Поэтому обеспечение защищенности жизненно важных интересов государств в борьбе с преступностью требует консолидации их усилий как на национальном, так и на международном уровнях.
Преступными на
международном уровне
Борьба с несанкционированным вещанием из открытого моря. Имеют место случаи, когда с иностранных судов в открытом море осуществляется несанкционированное вещание на территорию прибрежного государства. Для целей Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. "несанкционированное вещание" означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением, однако, передачи сигналов бедствия. Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде: государства флага судна; государства регистрации установки; государства, гражданином которого является это лицо; любого государства, где могут приниматься передачи или санкционированной радиосвязи которого чинятся помехи. Однако данная конвенция не определяет характер ответственности – уголовной или административной, - которая должна наступить в отношении совершаемых правонарушений.
Борьба с киберпреступлениями. Вопросами международного сотрудничества в сфере борьбы с киберпреступлениями непосредственно занимаются ООН, Совет Европы, СНГ, ОБСЕ, Европейский Союз, страны «восьмерки».
Так, в рамках СНГ 1 июня 2001 г было подписано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Соглашением, среди прочих направлений взаимодействия, предусмотрены совместные меры по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации.
В рамках Советы Европы 23 ноября 2001 г. была заключена Конвенция о киберпреступности. Конвенция посвящена борьбе с правонарушениями, направленными против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных систем, сетей и данных, а также неправомерным их использованием. Это достигается как криминализацией деяний в данной сфере, так и применением властных полномочий, достаточных для эффективной борьбы с указанными правонарушениями и направленных на обнаружение киберпреступлений, их расследование, судебное преследование лиц, совершивших такие преступления.
Международные стандарты
в области осуществления
В зависимости от источников международного права, в которых такие правила закреплены, стандарты могут носить обязательный для всего мирового сообщества характер, если они нашли отражение в международном обычае, или ограниченный – для участников конкретных международных договоров. Они могут иметь форму принципов или просто норм международного права. Кроме того, существует рекомендуемая практика, указания на которую содержат документы международных организаций. В большинстве случаев она еще не является всеобщей и общепризнанной, однако международные организации рекомендуют ее правительствам для применения на национальном уровне.
Формирование международных стандартов в интересах осуществления правосудия тесно связано с развитием норм в области защиты прав человека. Важное значение в этой сфере сыграла Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Несмотря на то, что эта декларация носит рекомендательный характер, многие ее положения стали общепризнанными и нашли отражение как в международном праве, так и законодательстве большинства государств, легли в основу их конституций, в том числе и Конституции Российской Федерации.
В этой декларации, в частности, нашли отражение такие общепризнанные нормы (стандарты), как:
Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. в договорном порядке закрепил основные положения в области уголовного правосудия, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и предусмотрел ряд новых норм. В нем, например, нашли закрепление такие стандарты в области уголовного правосудия, как:
В Международном пакте о гражданских и политических правах указано, что все лица равны перед судами и трибуналами. Кроме того, каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии:
быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему обвинения;
иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;
быть судимым без неоправданной задержки;
быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника;
допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;
пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке;
не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.
Каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. При наличии судебной ошибки лицо, понесшее наказание в результате осуждения, получает компенсацию согласно закону. Однако это не распространяется на ситуацию, если будет доказано, что указанное неизвестное обстоятельство не было в свое время обнаружено исключительно или отчасти по вине этого лица.
Региональные международные договоры в основном подтверждают положения вышерассмотренных документов, а в отдельных случаях их уточняют. В частности, это относится к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г., в которых предусмотрен широкий спектр стандартов в области уголовного правосудия.
Вопросы выдачи3. Одним из важных элементов сотрудничества государств в борьбе с преступностью является выдача лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений в иностранном государстве. Выдача осуществляется в целях судебного преследования за преступление, которое ее может повлечь, либо для вынесения или исполнения приговора суда в связи с таким преступлением. Договорная практика государств в данном вопросе довольно обширная. Наряду с этим действуют обычные нормы международного права, регламентирующие отдельные вопросы выдачи. Можно утверждать, что в этой области сформировались определенные стандарты, которым государства следуют в рамках международного сотрудничества.
Положения о выдаче лиц содержатся практически во всех договорах по борьбе с преступностью. На универсальном уровне – это конвенции о борьбе с захватом заложников, незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, незаконным оборотом наркотиков и другими преступлениями международного характера. На региональном уровне можно в качестве примера привести Европейскую Конвенцию о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.), Дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче (Страсбург, 15 октября 1975 г.), Второй дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче (Страсбург, 17 марта 1978 г.). Наибольшее число международных договоров по данному вопросу заключено на двусторонней основе. Это договоры о выдаче, о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам и т.д.
Основанием для выдачи лица другому государству является предусматривающий ее договор, или положения законодательства государства, допускающие выдачу. При этом необходимо наличие просьбы от запрашивающего государства. В то же время иностранное государство само по своей инициативе может пожелать выдать то или иное лицо, совершившее преступление..
В международном праве и практике сотрудничества государств нашли отражение следующие условия, допускающие выдачу лиц в интересах уголовного правосудия. Так, например, выдача производится за деяния, которые в соответствии с законодательством обеих сотрудничающих сторон являются преступлениями. При этом различие в юридической терминологии не препятствует рассмотрению запроса о выдаче. Определение характера преступления относится к исключительной компетенции запрашиваемой стороны.
Как правило, государства не выдают своих граждан. Кроме того, согласно международному праву выдача не допускается на основании любого из следующих обстоятельств: