Международное правоохранительное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Современному миру присущи сложные процессы, причем не только позитивные. Сохраняются условия и факторы, порождающие такое социально опасное явление, как преступность. Анализ ее состояния в мире свидетельствует о том, что она достигла беспрецедентных масштабов и представляет реальную угрозу безопасности государств и их граждан.
Преступность уже не ограничивается национальными границами, становится все более трансграничной. Сложилась ситуация, что самостоятельно государства уже не в состоянии справиться со многими преступлениями. Поэтому обеспечение защищенности жизненно важных интересов государств в борьбе с преступностью требует консолидации их усилий как на национальном, так и на международном уровнях.

Файлы: 1 файл

Международное правоохранительное право.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

 Преступными на  международном уровне признаются  совершаемые на море деяния, связанные с неоказанием помощи людям. Для борьбы с такими преступлениями разработаны Брюссельская конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г., Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г., Женевская конвенция об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г., Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Международная конвенция о спасании 1989 г.

Борьба с  несанкционированным вещанием из открытого  моря. Имеют место случаи, когда с иностранных судов в открытом море осуществляется несанкционированное вещание на территорию прибрежного государства. Для целей Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. "несанкционированное вещание" означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением, однако, передачи сигналов бедствия. Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде: государства флага судна; государства регистрации установки; государства, гражданином которого является это лицо; любого государства, где могут приниматься передачи или санкционированной радиосвязи которого чинятся помехи. Однако данная конвенция не определяет характер ответственности – уголовной или административной, - которая должна наступить в отношении совершаемых правонарушений.

Борьба с  киберпреступлениями. Вопросами международного сотрудничества в сфере борьбы с киберпреступлениями непосредственно занимаются ООН, Совет Европы, СНГ, ОБСЕ, Европейский Союз, страны «восьмерки».

Так, в рамках СНГ 1 июня 2001 г было подписано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Соглашением, среди прочих направлений взаимодействия, предусмотрены совместные меры по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации.

В рамках Советы Европы 23 ноября 2001 г. была заключена Конвенция о киберпреступности. Конвенция посвящена борьбе с правонарушениями, направленными против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных систем, сетей и данных, а также неправомерным их использованием. Это достигается как криминализацией деяний в данной сфере, так и применением властных полномочий, достаточных для эффективной борьбы с указанными правонарушениями и направленных на обнаружение киберпреступлений, их расследование, судебное преследование лиц, совершивших такие преступления.

5. Международные стандарты в области правосудия

Международные стандарты  в области осуществления правосудия представляют собой правила поведения, которые применяются или должны применяться в деятельности национальных и международных судебных органов. Они затрагивают и организацию деятельности этих органов. Вместе с тем, в правовой доктрине сложилась точка зрения, согласно которой правосудие в области борьбы с преступностью - понятие более широкое, нежели правосудие в качестве специфического вида государственной или международной деятельности, осуществляемой только судом при рассмотрении уголовных дел. В широком смысле под органами правосудия понимается деятельность не только судебных органов, но и органов, непосредственной задачей которых служит обеспечение осуществления правосудия. К ним относятся органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие, прокурорский надзор, исполнение приговоров и решений. Поэтому наряду с международными стандартами, используемыми при осуществлении уголовного судопроизводства, целесообразно говорить о стандартах, которые направлены на обеспечение осуществления непосредственно правосудия, сопутствуют ему (вопросы выдачи, передачи лиц, обращения с заключенными и др.).

В зависимости от источников международного права, в которых  такие правила закреплены, стандарты могут носить обязательный для всего мирового сообщества характер, если они нашли отражение в международном обычае, или ограниченный – для участников конкретных международных договоров. Они могут иметь форму принципов или просто норм международного права. Кроме того, существует рекомендуемая практика, указания на которую содержат документы международных организаций. В большинстве случаев она еще не является всеобщей и общепризнанной, однако международные организации рекомендуют ее правительствам для применения на национальном уровне.

Формирование международных  стандартов в интересах осуществления  правосудия тесно связано с развитием  норм в области защиты прав человека. Важное значение в этой сфере сыграла Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Несмотря на то, что эта декларация носит рекомендательный характер, многие ее положения стали общепризнанными и нашли отражение как в международном праве, так и законодательстве большинства государств, легли в основу их конституций, в том числе и Конституции Российской Федерации.

В этой декларации, в частности, нашли отражение такие общепризнанные нормы (стандарты), как:

  • каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность;
  • все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона;
  • каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом;
  • никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию;
  • каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом;
  • каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты;
  • никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено;
  • никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. в договорном порядке закрепил основные положения в области уголовного правосудия, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и предусмотрел ряд новых норм. В нем, например, нашли закрепление такие стандарты в области уголовного правосудия, как:

  • никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом;
  • каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение;
  • каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение;
  • каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно;
  • каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой;
  • все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности;
  • обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц;
  • обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения;
  • никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.

В Международном пакте  о гражданских и политических правах указано, что все лица равны  перед судами и трибуналами. Кроме  того, каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии:

быть в срочном порядке  и подробно уведомленным на языке, который  он понимает, о характере и основании предъявляемого ему обвинения;

иметь достаточное время  и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;

быть судимым без  неоправданной задержки;

быть судимым в его  присутствии и защищать себя лично  или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника;

допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь  право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;

пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке;

не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.

Каждый, кто осужден  за какое-либо преступление, имеет право  на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. При наличии судебной ошибки лицо, понесшее наказание в результате осуждения, получает компенсацию согласно закону. Однако это не распространяется на ситуацию, если будет доказано, что указанное неизвестное обстоятельство не было в свое время обнаружено исключительно или отчасти по вине этого лица.

Региональные международные  договоры в основном подтверждают положения вышерассмотренных документов, а в отдельных случаях их уточняют. В частности, это относится к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г., в которых предусмотрен широкий спектр стандартов в области уголовного правосудия.

Вопросы выдачи3. Одним из важных элементов сотрудничества государств в борьбе с преступностью является выдача лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений в иностранном государстве. Выдача осуществляется в целях судебного преследования за преступление, которое ее может повлечь, либо для вынесения или исполнения приговора суда в связи с таким преступлением. Договорная практика государств в данном вопросе довольно обширная. Наряду с этим действуют обычные нормы международного права, регламентирующие отдельные вопросы выдачи. Можно утверждать, что в этой области сформировались определенные стандарты, которым государства следуют в рамках международного сотрудничества.

Положения о выдаче лиц  содержатся практически во всех договорах  по борьбе с преступностью. На универсальном  уровне – это конвенции о борьбе с захватом заложников, незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, незаконным оборотом наркотиков и другими преступлениями международного характера. На региональном уровне можно в качестве примера привести Европейскую Конвенцию о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.), Дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче (Страсбург, 15 октября 1975 г.), Второй дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче (Страсбург, 17 марта 1978 г.). Наибольшее число международных договоров по данному вопросу заключено на двусторонней основе. Это договоры о выдаче, о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам и т.д.

Основанием для выдачи лица другому государству является предусматривающий ее договор, или положения законодательства государства, допускающие выдачу. При этом необходимо наличие просьбы от запрашивающего государства. В то же время иностранное государство само по своей инициативе может пожелать выдать то или иное лицо, совершившее преступление..

В международном праве и практике сотрудничества государств нашли отражение следующие условия, допускающие выдачу лиц в интересах уголовного правосудия. Так, например, выдача производится за деяния, которые в соответствии с законодательством обеих сотрудничающих сторон являются преступлениями. При этом различие в юридической терминологии не препятствует рассмотрению запроса о выдаче. Определение характера преступления относится к исключительной компетенции запрашиваемой стороны.

Как правило, государства  не выдают своих граждан. Кроме того, согласно международному праву выдача не допускается на основании любого из следующих обстоятельств:

  • если преступление, в отношении которого поступает просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как преступление политического характера;
  • если запрашиваемое государство имеет веские основания полагать, что просьба о выдаче сделана с целью судебного преследования или наказания лица по признаку расы, вероисповедания, гражданства, этнической принадлежности, политических взглядов, пола или статуса или что положению такого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин;
  • лицо, в отношении которого направлена просьба о выдаче, является лицом, которому в этом государстве предоставлено право убежища;
  • если существует опасность того, что лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче, может быть подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
  • если это лицо в процессе уголовного разбирательства не будет обладать в запрашивающем государстве правом на минимальные гарантии в процессе уголовного разбирательства, предусмотренные в Международном пакте о гражданских и политических правах;
  • если лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче, в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны приобретает иммунитет от судебного преследования или наказания по какой-либо причине;
  • если в запрашиваемом государстве данное лицо было осуждено или оправдано, помиловано или амнистировано за то же преступление, которое является основанием запроса о выдаче;
  • выдача не допускается по законодательству запрашиваемой стороны, и в ряде других случаях.

Информация о работе Международное правоохранительное право