Отчет по системе межбюджетных отношений в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:14, отчет по практике

Описание работы

Настоящее исследование текущей системы межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы в структурных подразделениях Министерства финансов Кыргызской Республики, Центрального казначейства и финансовых органов местного самоуправления осуществлено в рамках Программы ПРООН по демократическому управлению в Кыргызской Республике.
Настоящий исследовательский отчет подготовлен для содействия Правительству в разработке эффективной политики финансовой децентрализации.

Содержание работы

Предисловие
I. Введение
I.1. Роль ПРООН в проведении государственных реформ в Кыргызской Республике
I.2. Будущие виды деятельности
I.3. Текущее состояние системы межбюджетных отношений

II. Методология подготовки отчета
II.1. Элементы системы межбюджетных отношений
II.2. Анализ системы межбюджетных отношений в Кыргызстане
III. Анализ существующей нормативной правовой базы в части межбюджетных отношений
III.1. Описание и оценка существующей нормативной правовой базы
III.2. Оценка нормативной правовой базы
III.3. Рекомендации по нормативной правовой базе
IV. Роль госструктур в системе межбюджетных отношений
IV.1. Текущая роль государственных структур
IV.2.Рекомендации о роли госструктур в системе межбюджетных отношений:
IV. 3. Административно-территориальное деление
IV. 4. Рекомендации по административно-территориальному делению
Y. Формирование и оценка существующих межбюджетных отношений
Y.1. Распределение расходных обязательств
Y.2. Рекомендации по распределнию расходных обязательств
Y.3. Распределение доходных источников
Y.4. Рекомендации по распределнию доходных источников
Y.5. Межбюджетные финансовые трансферты
Y.6. Рекомендации по оказанию финансовой помощи
Y.7. Практика внебюджетных фондов, бюджетного дефицита и их влияние на местные бюджеты.
Y.8. Рекомендации в отношении внебюджетного фонда, бюджетного дефицита, консолидированного бюджета
Y.9. Рекомендации по процедурным вопросам
VI. Анализ реформ бывших стран Советского Союза и международный опыт
VI. 1. Опыт отобранных бывших стран Советского Союза
VI. 2. Отобранные международные практики по межбюджетным отношениям
VII. Анализ деятельности Программы Доноров по оказанию содействия
VIII. Рекомендации по усовершенствованию системы межбюджетных отношений
IX. Заключение

Файлы: 1 файл

kyrgizstan russian.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

США

Бюджетная система США состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов и насчитывается 5035 штатов и около 83000 муниципальных образований. Для США характерно наличие муниципальных органов власти с ограниченной (по сравнению с остальными муниципалитетами) сферой ответственности — так называемых школьных округов и районов специального обслуживания. Ответственность органов власти на уровне штатов и муниципалитетов традиционно относится за обеспечение населения основными государственными услугами: начальное и среднее образование, местная полиция и пожарная охрана, муниципальный транспорт, общественные работы и социальное обеспечение, а также высшее образование на уровне штата. Обязанность по финансированию национальной обороны и системы государственного социального обеспечения относится только на федеральное правительство.

 

Италия

Италия является унитарным государством с четырех уровневой системой государственной власти: центральный – региональный – провинции -муниципалитеты. Административно-территориальное деление состоит из 20 регионов, 99 провинций, 8100 муниципальных образований и 212 местных единиц здравоохранения, их которых пять регионов из двадцати имеют особый статус, при котором эти регионы имеют самостоятельность в определении расходов своих бюджетов, закрепленное в Конституционном законодательстве. Бюджеты регионов осуществляют расходы по финансированию услуг медицинских учреждений, планирования градостроительства, водоснабжения, а также дорожного строительства и внутреннего регионального пассажирского транспорта. При этом в законодательстве устанавливается правовая норма, позволяющая передачи части расходных полномочий органами власти регионов на нижестоящие уровни бюджетной системы, что происходит на практике, обычно в случаях расходов, связанных с финансированием жилищно-коммунального хозяйства или общественных работ. Бюджеты провинций осуществляют расходы по финансированию строительства и содержания государственных автомобильных дорог регионального значения, финансированию водного и горного транспорта, мероприятий по защите окружающей среды и образовательных учреждений и культурных заведений регионального значения (местные университеты, музеи, театры и т.п.). Основными статьями расходов бюджетов муниципалитетов являются содержание местных подразделений полиции, системы социального обеспечения, строительство и содержание зданий для органов юстиции и образовательных учреждений, строительство, ремонт и уборка муниципальных улиц и дорог, обеспечение населения муниципалитета газом и электроэнергией. Большинство вышеназванных расходных полномочий были получены с вышестоящих уровней бюджетной системы, при этом передача расходных полномочий обеспечивается выделением целевых грантов из бюджета соответствующего уровня на финансирование переданных функций. Из всех бюджетов субнационального (территориального) уровня самые низкие расходы приходятся на бюджеты провинций (в 199236 году их расходы не превышали 1% к ВВП).

 

Япония

Структура бюджетной системы Правительства Японии  начинается с расходов на финансирование капиталовложений, а затем на  текущие расходы (военные расходы,  госаппарат и полицию, на проценты и выплаты по госдолгу на социальные расходы, из них: на образование и здравоохранение, на прочие социальные услуги, на денежные выплаты населению, в том числе, на пенсии по старости и инвалидности) и на другие текущие расходы. За счет государственного бюджета в Японии финансируются расходы на так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто не способен самостоятельно обеспечить свой минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи направлениям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, безработица, похороны. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета,  25% - из бюджетов местных органов власти.

Если посмотреть процентное37 соотношение расходов местных органов власти и расходов центрального Правительства, то расходы местных органов власти выше расходов центрального Правительства и из года в год наблюдается по ним рост, как показано в таблице 10:

 

Таблица 11

 

1966

1971

1976

1981

1986

1991

Расходы центрального Правительства

6,2

5,9

8,2

10,5

9,9

9,3

Расходы местных органов власти

13,0

14,4

16,9

18,9

17,2

15,4


 

За счет средств местных органов власти финансируется  развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий, через местные бюджеты осуществляются расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий, значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.

 

Рекомендации

 

Реформа межбюджетных отношений обычно строится на базе создания сбалансированной системы прав и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для того, чтобы преодолеть бюджетный кризис реформирование желательно начать с упорядочения межбюджетных отношений. Острой и сложной проблемой остается оптимизация многоуровневой бюджетной системы, которая объединяет республиканский бюджет, местные бюджеты областей и местные районные бюджеты (городские, сельские, районные в городах и т.п.). На практике отношения между уровнями бюджетной системы расплывчаты и неустойчивы, противоречия возникают постоянно, никто толком не знает, какой уровень власти отвечает за расходование налогов на те или иные цели. Бюджетная система слишком сложна и запутанна.

 

Y.2. Рекомендации по распределению расходных обязательств:

 

1.В Конституции или в Бюджетном  кодексе закрепить расходные  полномочия органов власти различного  уровня:

- центр (Правительство)

- регион (область или округ или  аймак),

- ОМСУ (село, город).

2.Провести инвентаризацию расходных полномочий республиканского и местных бюджетов (областных, районных, городских/сельских, поселковых) и регламентирующих их нормативных правовых актов.

3.Конкретизировать разграничение  расходов и бюджетной ответственности  органов власти и управления разных уровней:

- полномочия на центральном  уровне;

- полномочия на уровне региона;

- полномочия на уровне ОМСУ:

(1) собственные функции

(2) делегированные государственные  функции

Предлагаем один из вариантов по разграничению расходов и бюджетной ответственности по полномочиям

- на  центральном уровне:

Осуществлять  полномочия по регулированию вопросов безопасности государства, обороны, общественного правопорядка, национального государственного долга и государственной собственности, денежно-кредитной и банковской системы, торговых и коммерческих отношений.

- на региональном уровне:

Осуществлять расходы по финансированию строительства и содержания государственных автомобильных дорог регионального значения, финансирование мероприятий по защите окружающей среды и образовательных учреждений и культурных заведений регионального значения (местные университеты, музеи, театры и т.п.); здравоохранения регионального значения.

- на уровне местного самоуправления:

 

Собственные функции:

1.Организация  и финансирование расходов на строительство и содержание учреждений дошкольного, начального и среднего образования; развитие культуры и содержание библиотек.

2.Строительство и содержание  местных учреждений здравоохранения (ФАПы, ГСВ, скорую помощь).

3.Организация и финансирование расходов на подготовку рабочей силы, содержание ПТУ.

4.Финансирование расходов на  содержание местной милиции и  пожарной охраны.

5.Финансирование расходов на  содержание системы социального  обеспечения.

6.Строительство  и ремонт местных улиц и  дорог; сбор и вывоз промышленных отходов, формирование и обслуживание кладбищ.

7.Обеспечение населения газом  и электроэнергией, ЖКХ, питьевой  водой; сбор и вывоз отходов, и  очистка сточных вод.

8.Обеспечения населения телефоном  и почтовой связью.

9.Строительство и содержание спортивных сооружений для детей и взрослых.

Делегированные государственные функции:

1.Предотвращение  безработицы и организация временных  рабочих мест

2.Обеспечение  общественного порядка

3.Управление  строительством на территории  согласно генеральному плану

4.Сбор  статистических данных и ее  предоставление

5.Регистрация  детей и защита прав детей

6.Регистрация  брака

7.Регистрация  смерти

8.Организация  выборов

9.Оказание  содействия в организация призыва  на воинскую службу.

10.Осуществление  выплат различных пособий, пенсий.

11.Социальная  помощь бедным и социально  уязвимым; вопросы, связанные с усыновлением  и опекунством

12.Распределение  и  использование  земель  Фонда  перераспределения сельскохозяйственных  угодий;

13.Учет, сбор и контроль собственных  налогов местных бюджетов закрепить за местными налоговыми инспекциями.

 

4.Закрепить в законодательном  порядке правовую норму позволяющую  передачи части расходных полномочий  органами власти на ниже стоящие  уровни бюджетной системы, таких  как финансирование жилищно-коммуналного хозяйства, общественных работ и тому подобных (перечень можно расширить в зависимости от способности выполнять эти услуги).

5.Передачи полномочий в органы  местного самоуправления сопровождать  выделением грантов и/или средствами  из соответствующего бюджета на осуществление переданных им функций.

6.Установить особый порядок  отношений с дотационными регионами, включающий жесткие правила контроля  за разработкой, утверждением и  исполнением их бюджетов.

7.Разработать и внедрить механизм  внешнего финансового управления для регионов и территорий, находящихся в состоянии финансового кризиса.

8. Законодательно закрепить, что любые  внесенные в течение года поправки  к первоначально утвержденному  бюджету должны быть показаны  отдельно с пояснениями расхождений между утвержденным и измененным бюджетом.

 

Y.3. Распределение доходных источников

 

Законодательная база

 

В данной области, нормативно-правовая база представлена Налоговым кодексом, Таможенным кодексом, законами «Об основных принципах бюджетного права», «О финансово-экономических основах местного самоуправления», которые определяют распределение государственных доходов на общегосударственные налоги и местные налоги, определяют налоговую базу, регулируют освобождения и устанавливают ограничения размеров ставок для местных налогов. Налоговый кодекс устанавливает, что только Жогорку Кенеш КР имеет право введения новых видов налогов, сборов, установление размеров ставок. Представительные органы местного самоуправления имеют право самостоятельно вводить или отменять местные налоги и сборы, при этом установлено, что, ставки  по местным налогам устанавливаются Жогорку Кенешем.

Вышеперечисленные законы устанавливают доходы республиканского и местного бюджетов и определяют поступления от общегосударственных налогов, неналоговых платежей и других доходов, местных налогов соответственно по бюджетам, но не дают четкого определения долевых и недолевых налогов.

На практике все имеющиеся налоги и поступления механически делятся на долевые и не долевые налоги. Разница между не долевыми и долевыми налогами заключается в том, что поступления от не долевых налогов распределяются исключительно для Правительства.

К не долевым налогам относятся  – налог на добавленную стоимость; акцизный налог на импортную продукцию; налог за пользование автомобильными дорогами, взимаемый с юридических лиц; импортные и экспортные таможенные пошлины; отчисления для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;  отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы; проценты по кредитам (ссудам), выдаваемым из республиканского бюджета; сбор за выдачу специалисту свидетельства на право ведения операций с ценными бумагами; комиссионный сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг; сбор за регистрацию залога, произведение выписки из Единого государственного реестра и дополнительное залоговое уведомление; сбор за регистрацию (перерегистрацию) транспортных средств; консульские сборы; сбор и отчисления за осуществление туристской и альпинистской деятельности; незаконно полученные доходы, в том числе за осуществление деятельности без лицензии, в отношении которого установлен лицензионный порядок; доходы от проведения республиканских лотерей (плата за право осуществления лотерейной деятельности); плата за опробирование и клеймение ювелирных (бытовых) изделий из драгоценных металлов (техническая экспертиза и контрольные анализы драгоценных металлов); доходы от аренды и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; доходы концессионные (от аренды имущества, земли и ее недр иностранными инвесторами) и роялти; плата за загрязнение окружающей среды (включая плату за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов); доходы за оказанные государственными организациями платные услуги и выполненные работы, согласно реестру, утверждаемому Правительством КР; доходы за прохождение альтернативной (вневойсковой) службы; доходы за пользование природными ресурсами и недрами; доходы от реализации конфискованного имущества, имущества, безвозмездно перешедшего в установленном порядке в государственную собственность, в том числе товары и транспортные средства, оформленные в таможенном режиме отказа в пользу государства; доходы от прибыли Национального банка; доходы от дивидендов на государственный пакет акций; государственная пошлина; доходы уголовно-исполнительных инспекций; суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей, административные штрафы и санкции; прочие неналоговые, иные доходы.

Информация о работе Отчет по системе межбюджетных отношений в Кыргызской Республике