Отчет по системе межбюджетных отношений в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:14, отчет по практике

Описание работы

Настоящее исследование текущей системы межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы в структурных подразделениях Министерства финансов Кыргызской Республики, Центрального казначейства и финансовых органов местного самоуправления осуществлено в рамках Программы ПРООН по демократическому управлению в Кыргызской Республике.
Настоящий исследовательский отчет подготовлен для содействия Правительству в разработке эффективной политики финансовой децентрализации.

Содержание работы

Предисловие
I. Введение
I.1. Роль ПРООН в проведении государственных реформ в Кыргызской Республике
I.2. Будущие виды деятельности
I.3. Текущее состояние системы межбюджетных отношений

II. Методология подготовки отчета
II.1. Элементы системы межбюджетных отношений
II.2. Анализ системы межбюджетных отношений в Кыргызстане
III. Анализ существующей нормативной правовой базы в части межбюджетных отношений
III.1. Описание и оценка существующей нормативной правовой базы
III.2. Оценка нормативной правовой базы
III.3. Рекомендации по нормативной правовой базе
IV. Роль госструктур в системе межбюджетных отношений
IV.1. Текущая роль государственных структур
IV.2.Рекомендации о роли госструктур в системе межбюджетных отношений:
IV. 3. Административно-территориальное деление
IV. 4. Рекомендации по административно-территориальному делению
Y. Формирование и оценка существующих межбюджетных отношений
Y.1. Распределение расходных обязательств
Y.2. Рекомендации по распределнию расходных обязательств
Y.3. Распределение доходных источников
Y.4. Рекомендации по распределнию доходных источников
Y.5. Межбюджетные финансовые трансферты
Y.6. Рекомендации по оказанию финансовой помощи
Y.7. Практика внебюджетных фондов, бюджетного дефицита и их влияние на местные бюджеты.
Y.8. Рекомендации в отношении внебюджетного фонда, бюджетного дефицита, консолидированного бюджета
Y.9. Рекомендации по процедурным вопросам
VI. Анализ реформ бывших стран Советского Союза и международный опыт
VI. 1. Опыт отобранных бывших стран Советского Союза
VI. 2. Отобранные международные практики по межбюджетным отношениям
VII. Анализ деятельности Программы Доноров по оказанию содействия
VIII. Рекомендации по усовершенствованию системы межбюджетных отношений
IX. Заключение

Файлы: 1 файл

kyrgizstan russian.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Долевые налоги – это отчисления от общегосударственных налогов, которые совместно используются Правительством с местными (областного, районного, сельского и городского) уровня  органами управления. К ним относятся: налог на прибыль, акциз на внутреннюю продукцию, подоходный налог, налог от доходов от обязательного патентирования, единый налог для субъектов малого предпринимательства, налог на проценты, налог на доходы от нерезидентов, поступления от страховых фондов.

Местные налоги и сборы по закону включают в себя 16 видов - это налог с туристов, гостиничный налог, налог на право охоты и рыболовства, налог на рекламу, курортный налог, 4-х процентный налог с розничной торговли, налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях, налогообложение видеосалонов, налог на право использования местной символики, сборы на вывоз мусора с территории населенных пунктов, сбор за парковку автотранспорта, сбор с владельцев собак, сбор со сделок, совершаемых на товарно-сырьевых биржах, сбор за право проведения аукционов и лотерей, налог за право использования местной символики, налог с владельцев транспортных средств.

Долевые налоги в КР регулируются основным законом «О республиканском бюджете», который ежегодно устанавливает нормативы отчислений от общегосударственных налогов в местный бюджет. Исследование отчислений от общегосударственных налогов в период с 1991 года по 2005 показывают, что первоначально в период с 1991 года по 1996 год нормативы отчислений от общегосударственных налогов в местные бюджеты устанавливались дифференцированно (от 2,9% до 100%), как в отношении к отдельным областям, так и конкретным районам и городам областей.

При этом нормативы отчислений от налога на добавленную стоимость и акцизов устанавливались от общей суммы этих налогов (то есть без разделения на внутренний, импортный). 

Ранее большая часть основных общегосударственных налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, земельный налог, плата за природные ресурсы по драгоценным металлам, поступления по денежно-вещевой лотерее) оставалась в местных бюджетах, как показано ниже в таблице 12: 

Нормативы, утвержденные законом «О республиканском бюджете на 1991-2005 года»

Таблица 12

Отчисления

от общегосудар

ственных налогов

от налога с оборота (1991)

налог на добавленную стоимость (введен с 1992)

(%)

От налога на прибыль

(%)

От налога с продаж (1991)

Акцизы (с 1992 года)

(%)

 

Земельный налог с юр.лиц (с 1993 года)

 (%)

поступлений по денежно-вещевым лотереям (1991-1992)

подоходный налог (введен с 1993 года)

(%)

Области, районы, города

1991

1992

1993

1994

1995

1991

1992

1993

1994

1995

1991

1992

1993

1994

1995

1991

1992

1993

1994

1995

1991

1992

1993

1994

1995

Чуйская область:

 

24,1

55

63,5

42

 

20

4538

11,4

50

42

 

10

55

100

42

4239

   

55,4

             

Калининский

100

       

23

       

100

                 

100

100

50

   

Панфиловский

39,8

       

10

       

10

                 

100

       

Аламединский

37,9

       

10

       

3

                 

100

       

Кантский

90,2

       

10

       

10

                 

100

       

Московский

43,8

       

10

       

10

                 

100

       

Сокулукский

66,2

       

5

       

3

                 

100

       

гТокмок

50,4

       

5

       

3

                 

100

       

Кара-Балта

2,9

       

10

       

3

                 

100

       

Кеминский

         

23

       

27,9

                 

100

       

Чуйский

         

23

       

39,3

                 

100

       

Иссык-Атинский

                   

72,7

                 

100

       

Иссык-Кульская область

100

100

100

100

100

23

35

45

35

100

100

100

100

100

100

100

100

   

55,4

   

100

100

100

   

Ошская область

43,9

25,3

85

100

100

20

35

45

13,9

100

100

20

50

85

100

100

100

10040

 

55,4

   

100

100

100

   

Г.Бишкек

30,3

 

15

10,7

22

23

5

45

6,6

15

22

3

8,3

15

10

22

22

         

100

100

50

   

Таласская область

 

100

100

100

100

 

35

45

100

100

       

100

100

   

55,4

       

100

   

Кировский

         

23

                           

100

       

Таласский

         

23

       

100

                 

100

       

гТалас

         

23

       

100

                 

100

       

Ленинпольский

                   

100

                 

100

       

Манасский

                   

100

                 

100

       

Джалал-Абадская область

 

92,8

100

100

100

 

35

45

35

100

31,8

 

100

100

100

100

100

   

55,4

10041

10042

   

100

100

   

Нарынская область

 

100

100

100

100

 

35

45

35

100

100

     

0

100

100

   

55,4

       

100

   

 

 

Отчисления

от общегосудар

ственных налогов

от налога на добавленную стоимость43

(%)

От налога на прибыль44

(%)

От акцизного налога

(%)

 

От налога с товарооборота розничной торговли и услуг населению45

(%)

От подоходного налога

(%)

Области, города

1996

1997

1998

1999

2000

1996

1997

1998

1999

2000

1996

1997

1998

1999

2000

1996

1997

1998

1999

2000

1996

1997

1998

1999

2000

Чуйская область

44,3

       

44,3

35

35

35

35

44,3

35

35

35

35

44,3

       

44,3

35

35

35

35

Иссык-Кульская область

100

       

100

35

35

35

35

100

35

35

35

35

100

       

100

35

35

35

35

Ошская область

100

       

100

35

35

35

35

100

35

35

35

35

100

       

100

35

35

35

35

Г.Бишкек

22

       

22

35

35

35

35

22

35

35

35

35

22

       

22

35

35

35

35

Таласская область

100

       

100

35

35

35

35

100

35

35

35

35

100

       

100

35

35

35

35

Джалал-Абадская область

100

       

100

35

35

35

35

100

35

35

35

35

100

       

100

35

35

35

35

Нарынская область

100

       

100

35

35

35

35

100

35

35

35

35

100

       

100

35

35

35

35

Баткенская область46

               

35

35

     

35

35

               

35

35


 

Отчисления

от общегосудар

ственных налогов

От налога на прибыль (%)

От акцизного налога на внутреннюю продукцию47 (%)

От подоходного налога

(%)

 

От доходов от обязательного патентирования;  единого налога для субъектов малого предпринимательства 48 (%)

 От налога на проценты; налога на доходы нерезидентов, поступления от страховых фондов49 (%)

Области, города республиканского значения

2001

2002

2003

2004

2005

2001

2002

2003

2004

2005

2001

2002

2003

2004

2005

2001

2002

2003

2004

2005

2001

2002

2003

2004

2005

Чуйская область

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

 

35

35

35

35

       

35

Иссык-Кульская область

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

 

35

35

35

35

       

35

Ошская область

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

 

35

35

35

35

       

35

Г.Бишкек

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

 

35

35

35

35

       

35

Таласская область

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

 

35

35

35

35

       

35

Жалалабадская область

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

 

35

35

35

35

       

35

Нарынская бласть

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

 

35

35

35

35

       

35

Баткенская область

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

35

 

35

35

35

35

       

35

Г Ош50

 

35

 

35

35

 

35

 

35

35

 

35

 

35

35

 

35

 

35

35

       

35


 

 

Как видно из таблицы размер ставки норматива отчислений от общегосударственных налогов в местный бюджет с 1997 года был установлен в едином размере 35% и остается неизменным по настоящее время. В то же время, количество общегосударственных налогов ежегодно изменяется как по составу, так и количеству.

С 1997 года нормативы отчислений от налога на добавленную стоимость были отменены, а с 2001 года нормативы отчислений от акцизного налога были установлены только на внутреннюю продукцию, соответственно поступления в доход местного бюджета уменьшились на  всю сумму НДС с 1997 года и на акцизный налог в части импорта с 2001 года.

С 2002 года оставшееся количество долевых налогов дополнили два вида налогов - доходы от обязательного патентирования и единого налога для субъектов малого предпринимательства. В 2004 году их список дополнился поступлениями от страховых фондов. В 2005 году - дополнился налогом на проценты, налогом на доходы нерезидентов.

 

Ограничения и процедуры отчислений

 

Вышеназванный закон ежегодно вносит разные нормы регулирования межбюджетных отношений в виде установления ограничений и порядка отчислений от сверхплановых сумм переплат  от общегосударственных налогов. Так, в 1997 году был введен термин «от плановых поступлений» и одновременно установлено ограничение по зачислению в местный бюджет сумм полученных при перевыполнении по этим видам налогов, в связи, с чем сумма переплат по общегосударственным налогам, на которые были установлены нормативы, стала перечисляться в доход республиканского бюджета. Аналогично произошло и по сбору налога на добавленную стоимость51, так при исполнении местного бюджета на полученную сумму переплаты было установлено ограничение по зачислению в местный бюджет52 дифференцированно для областей и города Бишкек по нормативу (75% с 1997 по 2001 год, и 65% с 2002 по 2005 год). Разница от суммы переплат по налогу на добавленную стоимость стала зачисляться в доход республиканского бюджета также дифференцированно (25% с 1997  по 2001 год, и 35% с 2002 по 2005 год). 

Далее с 2000 года было введено уточнение в части перевыполнения суммы, зачисляющейся в местный бюджет, и в сумму перевыполнения каждого вида налога стала включаться плановая сумма недоимки и взаимозачеты, которые  первоначально отразились на местных бюджетах областей и города Бишкек. А с 2001 года - на местных бюджетах  городов, районов и айыл окмоту, одновременно, в этом же году было установлено ограничение в части того, что зачисление суммы перевыполнения от общегосударственных налогов в местный бюджет может производиться только при стопроцентном выполнении плана по основному налогу.

С 2002 года был установлен порядок, при котором в случае перевыполнения плановых показателей в первом полугодии и не выполнении их по результатам года средства, перечисленные в первом полугодии подлежат изъятию в республиканский бюджет в следующем году, а сумма перевыполнения плановых показателей за счет переплаты по налогам подлежит вычету из сверхплановых поступлений.

Начиная с 1997 года в КР была введена единая система нормативов отчислений от общегосударственных налогов в местный бюджет в размере 35% и соответственно в республиканский бюджет – 65%, и несмотря на увеличение в последние три года количества долевых налогов, сумма отчислений от общегосударственных налогов с каждым годом уменьшается за счет ежегодно устанавливаемых ограничений.

Кроме вышеназванного закона, межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы КР регулируются также законами «Об основных принципах бюджетного права» и «О финансово-экономических основах местного самоуправления». В сравнении с  выше проанализированным законом53, эти законы устанавливают несколько иной порядок, по которому доходы, дополнительно полученные при исполнении местного бюджета и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении органов местного самоуправления и не подлежат изъятию. И должны использоваться на финансирование расходов местного бюджета по усмотрению местных кенешей.  

 

Собственные доходы и отчисления в местный бюджет

 

Вышеперечисленные законы определяют собственные доходы местного бюджета, которые формируются из местных налогов и называются закрепленными налогами и включают также налог на собственность, земельный налог и доходы от сборов за вывоз мусора и т. п., и из регулируемых налогов, которые образуются за счет отчислений от долевых  общегосударственных налогов.

Динамика текущих доходов54 республиканского и местного бюджета характеризуется следующими показателями, как показано ниже в таблице 13:

 

Таблица  13

(тыс.сом)

Текущие доходы

2002

2003

2004

2005

2006

Республиканский  бюджет

11121,03

13024,11

14544,91

15255,44

18120,71

Местный  бюджет

2337,55

2587,84

2850,37

2912,7

3185,72

Удельный вес местного бюджета к республиканскому

21,02

19,87

19,60

19,09

17,58

Информация о работе Отчет по системе межбюджетных отношений в Кыргызской Республике