Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:14, отчет по практике
Настоящее исследование текущей системы межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы в структурных подразделениях Министерства финансов Кыргызской Республики, Центрального казначейства и финансовых органов местного самоуправления осуществлено в рамках Программы ПРООН по демократическому управлению в Кыргызской Республике.
Настоящий исследовательский отчет подготовлен для содействия Правительству в разработке эффективной политики финансовой децентрализации.
Предисловие
I. Введение
I.1. Роль ПРООН в проведении государственных реформ в Кыргызской Республике
I.2. Будущие виды деятельности
I.3. Текущее состояние системы межбюджетных отношений
II. Методология подготовки отчета
II.1. Элементы системы межбюджетных отношений
II.2. Анализ системы межбюджетных отношений в Кыргызстане
III. Анализ существующей нормативной правовой базы в части межбюджетных отношений
III.1. Описание и оценка существующей нормативной правовой базы
III.2. Оценка нормативной правовой базы
III.3. Рекомендации по нормативной правовой базе
IV. Роль госструктур в системе межбюджетных отношений
IV.1. Текущая роль государственных структур
IV.2.Рекомендации о роли госструктур в системе межбюджетных отношений:
IV. 3. Административно-территориальное деление
IV. 4. Рекомендации по административно-территориальному делению
Y. Формирование и оценка существующих межбюджетных отношений
Y.1. Распределение расходных обязательств
Y.2. Рекомендации по распределнию расходных обязательств
Y.3. Распределение доходных источников
Y.4. Рекомендации по распределнию доходных источников
Y.5. Межбюджетные финансовые трансферты
Y.6. Рекомендации по оказанию финансовой помощи
Y.7. Практика внебюджетных фондов, бюджетного дефицита и их влияние на местные бюджеты.
Y.8. Рекомендации в отношении внебюджетного фонда, бюджетного дефицита, консолидированного бюджета
Y.9. Рекомендации по процедурным вопросам
VI. Анализ реформ бывших стран Советского Союза и международный опыт
VI. 1. Опыт отобранных бывших стран Советского Союза
VI. 2. Отобранные международные практики по межбюджетным отношениям
VII. Анализ деятельности Программы Доноров по оказанию содействия
VIII. Рекомендации по усовершенствованию системы межбюджетных отношений
IX. Заключение
Долевые налоги – это отчисления от общегосударственных налогов, которые совместно используются Правительством с местными (областного, районного, сельского и городского) уровня органами управления. К ним относятся: налог на прибыль, акциз на внутреннюю продукцию, подоходный налог, налог от доходов от обязательного патентирования, единый налог для субъектов малого предпринимательства, налог на проценты, налог на доходы от нерезидентов, поступления от страховых фондов.
Местные налоги и сборы по закону включают в себя 16 видов - это налог с туристов, гостиничный налог, налог на право охоты и рыболовства, налог на рекламу, курортный налог, 4-х процентный налог с розничной торговли, налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях, налогообложение видеосалонов, налог на право использования местной символики, сборы на вывоз мусора с территории населенных пунктов, сбор за парковку автотранспорта, сбор с владельцев собак, сбор со сделок, совершаемых на товарно-сырьевых биржах, сбор за право проведения аукционов и лотерей, налог за право использования местной символики, налог с владельцев транспортных средств.
Долевые налоги в КР регулируются основным законом «О республиканском бюджете», который ежегодно устанавливает нормативы отчислений от общегосударственных налогов в местный бюджет. Исследование отчислений от общегосударственных налогов в период с 1991 года по 2005 показывают, что первоначально в период с 1991 года по 1996 год нормативы отчислений от общегосударственных налогов в местные бюджеты устанавливались дифференцированно (от 2,9% до 100%), как в отношении к отдельным областям, так и конкретным районам и городам областей.
При этом нормативы отчислений от налога на добавленную стоимость и акцизов устанавливались от общей суммы этих налогов (то есть без разделения на внутренний, импортный).
Ранее
большая часть основных общегосударственных
налогов (налог на прибыль, налог на добавленную
стоимость, акцизы, подоходный налог, земельный
налог, плата за природные ресурсы по драгоценным
металлам, поступления по денежно-вещевой
лотерее) оставалась в местных бюджетах,
как показано ниже в таблице 12:
Нормативы, утвержденные законом «О республиканском бюджете на 1991-2005 года»
Таблица 12
Отчисления от общегосудар ственных налогов |
от налога с оборота (1991) налог на добавленную стоимость (введен с 1992) (%) |
От налога на прибыль (%) |
От налога с продаж (1991) Акцизы (с 1992 года) (%)
|
Земельный налог с юр.лиц (с 1993 года) (%) |
поступлений по денежно-вещевым лотереям (1991-1992) подоходный налог (введен с 1993 года) (%) | ||||||||||||||||||||
Области, районы, города |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
Чуйская область: |
24,1 |
55 |
63,5 |
42 |
20 |
4538 11,4 |
50 |
42 |
10 |
55 |
100 |
42 4239 |
55,4 |
||||||||||||
Калининский |
100 |
23 |
100 |
100 |
100 |
50 |
|||||||||||||||||||
Панфиловский |
39,8 |
10 |
10 |
100 |
|||||||||||||||||||||
Аламединский |
37,9 |
10 |
3 |
100 |
|||||||||||||||||||||
Кантский |
90,2 |
10 |
10 |
100 |
|||||||||||||||||||||
Московский |
43,8 |
10 |
10 |
100 |
|||||||||||||||||||||
Сокулукский |
66,2 |
5 |
3 |
100 |
|||||||||||||||||||||
гТокмок |
50,4 |
5 |
3 |
100 |
|||||||||||||||||||||
Кара-Балта |
2,9 |
10 |
3 |
100 |
|||||||||||||||||||||
Кеминский |
23 |
27,9 |
100 |
||||||||||||||||||||||
Чуйский |
23 |
39,3 |
100 |
||||||||||||||||||||||
Иссык-Атинский |
72,7 |
100 |
|||||||||||||||||||||||
Иссык-Кульская область |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
23 |
35 |
45 35 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 100 |
55,4 |
100 |
100 |
100 |
||||||
Ошская область |
43,9 |
25,3 |
85 |
100 |
100 |
20 |
35 |
45 13,9 |
100 |
100 |
20 |
50 |
85 |
100 |
100 100 |
10040 |
55,4 |
100 |
100 |
100 |
|||||
Г.Бишкек |
30,3 |
15 |
10,7 |
22 |
23 |
5 |
45 6,6 |
15 |
22 |
3 |
8,3 |
15 |
10 |
22 22 |
100 |
100 |
50 |
||||||||
Таласская область |
100 |
100 |
100 |
100 |
35 |
45 |
100 |
100 |
100 100 |
55,4 |
100 |
||||||||||||||
Кировский |
23 |
100 |
|||||||||||||||||||||||
Таласский |
23 |
100 |
100 |
||||||||||||||||||||||
гТалас |
23 |
100 |
100 |
||||||||||||||||||||||
Ленинпольский |
100 |
100 |
|||||||||||||||||||||||
Манасский |
100 |
100 |
|||||||||||||||||||||||
Джалал-Абадская область |
92,8 |
100 |
100 |
100 |
35 |
45 35 |
100 |
31,8 |
100 |
100 |
100 |
100 100 |
55,4 10041 |
10042 |
100 |
100 |
|||||||||
Нарынская область |
100 |
100 |
100 |
100 |
35 |
45 35 |
100 |
100 |
0 |
100 100 |
55,4 |
100 |
Отчисления от общегосудар ственных налогов |
от налога на добавленную стоимость43 (%) |
От налога на прибыль44 (%) |
От акцизного налога (%)
|
От налога с товарооборота розничной торговли и услуг населению45 (%) |
От подоходного налога (%) | ||||||||||||||||||||
Области, города |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Чуйская область |
44,3 |
44,3 |
35 |
35 |
35 |
35 |
44,3 |
35 |
35 |
35 |
35 |
44,3 |
44,3 |
35 |
35 |
35 |
35 | ||||||||
Иссык-Кульская область |
100 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 |
100 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 | ||||||||
Ошская область |
100 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 |
100 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 | ||||||||
Г.Бишкек |
22 |
22 |
35 |
35 |
35 |
35 |
22 |
35 |
35 |
35 |
35 |
22 |
22 |
35 |
35 |
35 |
35 | ||||||||
Таласская область |
100 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 |
100 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 | ||||||||
Джалал-Абадская область |
100 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 |
100 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 | ||||||||
Нарынская область |
100 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 |
100 |
100 |
35 |
35 |
35 |
35 | ||||||||
Баткенская область46 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
Отчисления от общегосудар ственных налогов |
От налога на прибыль (%) |
От акцизного налога на внутреннюю продукцию47 (%) |
От подоходного налога (%)
|
От доходов от обязательного патентирования; единого налога для субъектов малого предпринимательства 48 (%) |
От налога на проценты; налога на доходы нерезидентов, поступления от страховых фондов49 (%) | ||||||||||||||||||||
Области, города республиканского значения |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Чуйская область |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 | |||||
Иссык-Кульская область |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 | |||||
Ошская область |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 | |||||
Г.Бишкек |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 | |||||
Таласская область |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 | |||||
Жалалабадская область |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 | |||||
Нарынская бласть |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 | |||||
Баткенская область |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 | |||||
Г Ош50 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
Как видно из таблицы размер ставки норматива отчислений от общегосударственных налогов в местный бюджет с 1997 года был установлен в едином размере 35% и остается неизменным по настоящее время. В то же время, количество общегосударственных налогов ежегодно изменяется как по составу, так и количеству.
С 1997 года нормативы отчислений от налога на добавленную стоимость были отменены, а с 2001 года нормативы отчислений от акцизного налога были установлены только на внутреннюю продукцию, соответственно поступления в доход местного бюджета уменьшились на всю сумму НДС с 1997 года и на акцизный налог в части импорта с 2001 года.
С 2002 года оставшееся количество долевых налогов дополнили два вида налогов - доходы от обязательного патентирования и единого налога для субъектов малого предпринимательства. В 2004 году их список дополнился поступлениями от страховых фондов. В 2005 году - дополнился налогом на проценты, налогом на доходы нерезидентов.
Ограничения и процедуры отчислений
Вышеназванный закон ежегодно вносит разные нормы регулирования межбюджетных отношений в виде установления ограничений и порядка отчислений от сверхплановых сумм переплат от общегосударственных налогов. Так, в 1997 году был введен термин «от плановых поступлений» и одновременно установлено ограничение по зачислению в местный бюджет сумм полученных при перевыполнении по этим видам налогов, в связи, с чем сумма переплат по общегосударственным налогам, на которые были установлены нормативы, стала перечисляться в доход республиканского бюджета. Аналогично произошло и по сбору налога на добавленную стоимость51, так при исполнении местного бюджета на полученную сумму переплаты было установлено ограничение по зачислению в местный бюджет52 дифференцированно для областей и города Бишкек по нормативу (75% с 1997 по 2001 год, и 65% с 2002 по 2005 год). Разница от суммы переплат по налогу на добавленную стоимость стала зачисляться в доход республиканского бюджета также дифференцированно (25% с 1997 по 2001 год, и 35% с 2002 по 2005 год).
Далее с 2000 года было введено уточнение в части перевыполнения суммы, зачисляющейся в местный бюджет, и в сумму перевыполнения каждого вида налога стала включаться плановая сумма недоимки и взаимозачеты, которые первоначально отразились на местных бюджетах областей и города Бишкек. А с 2001 года - на местных бюджетах городов, районов и айыл окмоту, одновременно, в этом же году было установлено ограничение в части того, что зачисление суммы перевыполнения от общегосударственных налогов в местный бюджет может производиться только при стопроцентном выполнении плана по основному налогу.
С 2002 года был установлен порядок, при котором в случае перевыполнения плановых показателей в первом полугодии и не выполнении их по результатам года средства, перечисленные в первом полугодии подлежат изъятию в республиканский бюджет в следующем году, а сумма перевыполнения плановых показателей за счет переплаты по налогам подлежит вычету из сверхплановых поступлений.
Начиная с 1997 года в КР была введена единая система нормативов отчислений от общегосударственных налогов в местный бюджет в размере 35% и соответственно в республиканский бюджет – 65%, и несмотря на увеличение в последние три года количества долевых налогов, сумма отчислений от общегосударственных налогов с каждым годом уменьшается за счет ежегодно устанавливаемых ограничений.
Кроме вышеназванного закона, межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы КР регулируются также законами «Об основных принципах бюджетного права» и «О финансово-экономических основах местного самоуправления». В сравнении с выше проанализированным законом53, эти законы устанавливают несколько иной порядок, по которому доходы, дополнительно полученные при исполнении местного бюджета и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении органов местного самоуправления и не подлежат изъятию. И должны использоваться на финансирование расходов местного бюджета по усмотрению местных кенешей.
Собственные доходы и отчисления в местный бюджет
Вышеперечисленные законы определяют собственные доходы местного бюджета, которые формируются из местных налогов и называются закрепленными налогами и включают также налог на собственность, земельный налог и доходы от сборов за вывоз мусора и т. п., и из регулируемых налогов, которые образуются за счет отчислений от долевых общегосударственных налогов.
Динамика текущих доходов54 республиканского и местного бюджета характеризуется следующими показателями, как показано ниже в таблице 13:
Таблица 13
(тыс.сом)
Текущие доходы |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Республиканский бюджет |
11121,03 |
13024,11 |
14544,91 |
15255,44 |
18120,71 |
Местный бюджет |
2337,55 |
2587,84 |
2850,37 |
2912,7 |
3185,72 |
Удельный вес местного бюджета к республиканскому |
21,02 |
19,87 |
19,60 |
19,09 |
17,58 |
Информация о работе Отчет по системе межбюджетных отношений в Кыргызской Республике