Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:14, отчет по практике
Настоящее исследование текущей системы межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы в структурных подразделениях Министерства финансов Кыргызской Республики, Центрального казначейства и финансовых органов местного самоуправления осуществлено в рамках Программы ПРООН по демократическому управлению в Кыргызской Республике.
Настоящий исследовательский отчет подготовлен для содействия Правительству в разработке эффективной политики финансовой децентрализации.
Предисловие
I. Введение
I.1. Роль ПРООН в проведении государственных реформ в Кыргызской Республике
I.2. Будущие виды деятельности
I.3. Текущее состояние системы межбюджетных отношений
II. Методология подготовки отчета
II.1. Элементы системы межбюджетных отношений
II.2. Анализ системы межбюджетных отношений в Кыргызстане
III. Анализ существующей нормативной правовой базы в части межбюджетных отношений
III.1. Описание и оценка существующей нормативной правовой базы
III.2. Оценка нормативной правовой базы
III.3. Рекомендации по нормативной правовой базе
IV. Роль госструктур в системе межбюджетных отношений
IV.1. Текущая роль государственных структур
IV.2.Рекомендации о роли госструктур в системе межбюджетных отношений:
IV. 3. Административно-территориальное деление
IV. 4. Рекомендации по административно-территориальному делению
Y. Формирование и оценка существующих межбюджетных отношений
Y.1. Распределение расходных обязательств
Y.2. Рекомендации по распределнию расходных обязательств
Y.3. Распределение доходных источников
Y.4. Рекомендации по распределнию доходных источников
Y.5. Межбюджетные финансовые трансферты
Y.6. Рекомендации по оказанию финансовой помощи
Y.7. Практика внебюджетных фондов, бюджетного дефицита и их влияние на местные бюджеты.
Y.8. Рекомендации в отношении внебюджетного фонда, бюджетного дефицита, консолидированного бюджета
Y.9. Рекомендации по процедурным вопросам
VI. Анализ реформ бывших стран Советского Союза и международный опыт
VI. 1. Опыт отобранных бывших стран Советского Союза
VI. 2. Отобранные международные практики по межбюджетным отношениям
VII. Анализ деятельности Программы Доноров по оказанию содействия
VIII. Рекомендации по усовершенствованию системы межбюджетных отношений
IX. Заключение
Как видно из таблицы доходы местного бюджета из года в год падают по отношению к республиканскому бюджету, несмотря на их абсолютный рост.
Мы проанализировали прогноз местного бюджета 2005 года, то есть посмотрели из чего 19,09% складываются и как далее распределяются между ниже стоящими уровнями бюджетной системы.
Итак, источниками доходов местных бюджетов являются регулируемые налоги (отчисления от общегосударственных так называемых долевых налогов) и закрепленные налоги, которые включают местные налог, неналоговые платежи и другие доходы.
Вклад от долевых налогов – (35% отчислений от общегосударственных налогов), включая налог за оказание платных услуг населению с розничных продаж по отчетным данным 2004 года составил 58,4%, как показано ниже в таблице 14:
Таблица 14
(млн.сом)
Показатели |
По данным исполнения бюджета за 2004 год | ||
Государственный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет | |
Общие доходы и трансферты |
18335,8 |
15503,1 |
5910,2 |
Общие доходы |
17620,1 |
14721,8 |
2898,2 |
Текущие доходы |
17395,3 |
14544,9 |
2850,4 |
Долевые Налоги, всего |
3351,4 |
2180,7 |
1170,7 |
Из них: |
|||
Налог на прибыль |
918,6 |
597,1 |
321,5 |
Подоходный налог |
1442,9 |
937,9 |
505,0 |
Прочие55 |
158,5 |
104,1 |
54,4 |
Налог на проценты |
15,6 |
11,2 |
4,3 |
Налог на доходы нерезидентов |
140,1 |
91,1 |
49,0 |
Поступления от страховых взносов |
2,8 |
1,8 |
1,0 |
Доход от обязательного патентирования |
102,6 |
66,7 |
35,9 |
Единый налог56 |
16,3 |
10,6 |
5,7 |
Акциз на внутреннюю продукцию |
554,0 |
360,1 |
193,9 |
Доля долевых налогов (%) к текущим доходам |
19,27 |
14,99 |
41,07 |
Налог за оказание платных услуг населению с розничных продаж |
548020,4 | ||
Доля долевых налогов, включая налог за оказание платных услуг (%) к текущим доходам |
58,4 |
Как видно из таблицы 41,07% в местных доходах составляют отчисления от долевых налогов, тогда как в общем государственном бюджете их доля составляет 19,27%, а в республиканском бюджете около 14,99%.
В то же время, исследования отчетных данных исполнения государственного бюджета за 2004 год показали, что вклад местных налогов и сборов является очень ограниченным и составляет 1,45%57 от текущих доходов местного бюджета, а от текущих доходов государственного и республиканского бюджетов менее 0,3%, как показано ниже в таблице 15:
Таблица 15
(тыс.сом)
Текущие доходы |
Доля местного бюджета к: | |||||||
Год |
Государственного бюджета |
Республиканского бюджета |
Местного бюджета |
Из них местные налоги и сборы |
Государственному (%) |
Республиканскому (%) | ||
2004 |
17395286,8 |
14544910,0 |
2850376,8 |
16,39 |
19,6 | |||
|
Доля местных налогов и сборов (%) | |||||||
Госбюджету |
Респ/бюджету |
Мест/бюдж | ||||||
Местные налоги и сборы, всего: |
41305,5 |
0,24 |
0,28 |
1,45 | ||||
В разрезе видов местных налогов и сборов |
||||||||
налог с туристов |
733,0 |
0 |
0,01 |
0,03 | ||||
гостиничный налог |
3904,2 |
0,02 |
0,03 |
0,14 | ||||
налог на право охоты и рыболовства |
333,0 |
0 |
0 |
0,01 | ||||
налог на рекламу |
14226,6 |
0,08 |
0,10 |
0,50 | ||||
курортный налог |
7473,6 |
0,04 |
0,05 |
0,26 | ||||
налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях |
42,1 |
0 |
0 |
0,001 | ||||
налогообложение видеосалонов |
1370,5 |
0,01 |
0,01 |
0,05 | ||||
налог на право использования местной символики |
10,6 |
0 |
0 |
0 | ||||
сборы на вывоз мусора с территории населенных пунктов |
10858,4 |
0,06 |
0,07 |
0,38 | ||||
сбор за парковку автотранспорта |
973,8 |
0,01 |
0,01 |
0,03 | ||||
сбор с владельцев собак |
142,4 |
0 |
0 |
0 | ||||
сбор со сделок, совершаемых на товарно-сырьевых биржах |
- |
|||||||
сбор за право проведения аукционов и лотерей |
1237,3 |
0,01 |
0,01 |
0,04 |
Вклад58 налога на собственность, включая земельный налог - составляет 13,3% от текущих доходов местного бюджета; вклад неналоговых поступлений - составляет 26,9% от текущих доходов местного бюджета. В общем объеме государственных доходов доходы местного бюджета составляют довольно незначительную часть (менее 20%). Доходы местного бюджета помимо вышеперечисленных налогов и поступлений включают также официальные трансферты, которые в 2004 году составили 3011967,1 тыс.сомов и общие доходы местного бюджета этого года с полученными официальными трансфертами составили 5910184,6 тыс.сомов как показано ниже в таблице 16:
Таблица 16
(тыс.сом)
ДОХОДЫ |
Доля трансфертов местного бюджета к бюджетам: | |||||
показатели |
Государственного бюджета |
Республиканского бюджета |
Местного бюджета |
Государс твенному |
Республи канскому |
местному |
Общие доходы и полученные официальные трансферты |
18335824,2 |
15503081,5 |
5910184,6 |
16,43 |
19,43 |
50,96 |
Текущие доходы |
17395286,8 |
14544910,0 |
2850376,8 |
17,31 |
20,71 |
105,67 |
Полученные официальные трансферты |
715762,1 |
781236,9 |
3011967,159 |
420,81 |
385,54 |
Х |
Средства60, передаваемые по взаимным расчетам |
763538,2 |
65474,8 |
698063,4 |
Х |
Х |
Х |
Доля трансфертов за 2004 год в местных доходах составила 50,96%, а по отношению к текущим доходам - 105, 67%. Общая сумма местного бюджета составила 5,9 млрд. сомов или 32,23% к общим доходам государственного бюджета и 38,12% к общим доходам республиканского бюджета (включая трансферты), то есть менее 40,0%, что свидетельствует о том, что доход местных бюджетов почти полностью зависим от регулируемых налогов и трансфертов. Даже при включении трансфертов, доход местного бюджета составляет 32,2 %61 по отношению к доходу государственного бюджета и 38,12% по отношению к доходу республиканского бюджета.
Далее мы проанализировали распределение общей суммы местного бюджета в размере 19,09% между ниже стоящими уровнями бюджетной системы. Исследование показали, что местный бюджет подразделяется на семь областных бюджетов, 40 районных бюджетов и 471 сельских бюджетов (айыл окмоту и поселковые управы), два городских бюджета республиканского значения и двадцать три городских бюджетов местного (областного, районного) значения.
Распределение местного бюджета по областям и городам
Распределение местного бюджета62 по областям и двум городам республиканского значения показаны ниже в таблице 17:
Таблица 17
(млн.сом)
План регулирования |
Ошская область |
Баткенская область |
Жалал-Абадская область |
Нарынская область |
Таласская область |
Иссык-Кульская облатсь |
Чуйская область |
Город Бишкек |
Город Ош |
Всего |
Доходы, всего: |
150,9 |
67,4 |
270,0 |
46,1 |
51,3 |
232,7 |
561,8 |
1378,9 |
153,5 |
2912,7 |
Из них: |
||||||||||
Закрепленные налоги |
128,0 |
55,6 |
185,5 |
33,9 |
43,0 |
153,6 |
351,4 |
787,5 |
88,7 |
1827,3 |
Регулируемые налоги |
22,8 |
11,9 |
84,4 |
12,1 |
8,3 |
79,1 |
210,5 |
591,3 |
64,8 |
1085,4 |
Доля каждого местного бюджета к общему доходу |
5,18 |
2,31 |
9,27 |
1,58 |
1,76 |
7,99 |
19,29 |
47,34 |
5,27 |
100,0 |
Численность населения63 (тыс.чел) |
1031,5 |
411,7 |
948,6 |
266,0 |
212,9 |
429,5 |
756,0 |
811,0 |
253,5 |
5120,7 |
Как видно из таблицы, общая суммы местного бюджета (2912, 7 тыс. сомов - контрольная цифра доведенная Минфином) в разрезе областей и двух городов колеблется от 1,58% до 47,34%, несмотря на имеющуюся незначительную разницу численности населения (по данным статистики) в отдельных областях и регионах.
Далее местные бюджеты областей распределяют общую сумму между районными (городскими) бюджетами своей области и областным бюджетом. Ниже приведенная таблица 18 показывает распределение местного областного бюджета на примере Ошской области между шестью местными районными бюджетами, двумя городскими бюджетами и областным бюджетом:
Таблица 18
(тыс.сом)
Алайский |
Чон-Алай ский |
Араванский |
Кара-уйский |
Наукатский |
Г.Кара-Кульджа |
Узгенский |
Г.Узген |
Областной |
Всего по Ошской области | |
Закрепленные налоги |
2728,6 |
1792,0 |
15628,7 |
54970,8 |
19873,3 |
3956,8 |
15965,5 |
2623,3 |
10512,9 |
128051,9 |
В том числе: |
||||||||||
Налог на дивиденды |
2,0 |
2,0 |
4,0 | |||||||
Обязат. патент |
3,8 |
8,8 |
323,8 |
133,8 |
6,8 |
4,7 |
90,3 |
572,0 | ||
Единый налог |
2,1 |
50,8 |
69,1 |
145,0 |
267,0 | |||||
4% налог с т/о |
950,4 |
104,0 |
1086,3 |
21112,9 |
3132,0 |
864,4 |
1457,0 |
1334,0 |
30041,0 | |
Пр.виды услуг |
90 |
10 |
232,5 |
923,4 |
630 |
192,7 |
230,6 |
4,8 |
2314,0 | |
Гостин. налог |
1 |
1,0 | ||||||||
Н/г на реклам. |
0,7 |
0,3 |
1,0 | |||||||
Сбор в/мусор |
70 |
10 |
202,5 |
763 |
600 |
190,5 |
200 |
2036,0 | ||
Сбор за паркв |
108,7 |
2 |
0,3 |
4,8 |
116,0 | |||||
Сбор за аукц |
20 |
30 |
50 |
30 |
30 |
160 | ||||
Н/с Вл транс |
195 |
155 |
553 |
1569,4 |
825,6 |
195 |
421,8 |
178,2 |
4093,0 | |
Зем/ с физлиц |
220,1 |
293,5 |
397,9 |
965,9 |
1082,7 |
274,7 |
394,7 |
59,5 |
3689,0 | |
Зем/сельхоз/н |
425,5 |
922,4 |
6015,2 |
14227,7 |
7293,3 |
1345,0 |
8318,9 |
38548,0 | ||
Зем/н/сельх/н |
100 |
80 |
600 |
2347 |
660 |
99 |
385 |
315 |
4586 | |
Доход от недоимки |
164 |
561,6 |
811,1 |
3,7 |
438,6 |
1979,0 | ||||
Сбор к/продаж |
639,0 |
639,0 | ||||||||
Госпошлина |
250 |
65 |
630 |
2920 |
1150 |
300 |
840 |
291 |
6446 | |
Спецсредства |
420 |
100 |
605 |
1055 |
695 |
445 |
600 |
205 |
9873,9 |
13998,9 |
ФПЗ |
70,0 |
50 |
5250,0 |
8900 |
3200 |
230 |
2800 |
20500 | ||
Прненалогов |
3,8 |
10 |
84 |
62,1 |
209 |
0,5 |
5,1 |
0,5 |
375,0 | |
Регулируемые налоги |
839,6 |
470,3 |
1798,2 |
11298,3 |
5209,0 |
878,9 |
1308,2 |
1049,5 |
22852,0 | |
Итого доходов |
3568,2 |
2262,3 |
17426,9 |
46766,0 |
25082,3 |
4835,7 |
17273,7 |
3672,8 |
30016,0 |
150903,9 |
Категориальный грант |
46000 |
20550 |
38200 |
101800 |
83900 |
46350 |
64600 |
14900 |
188474,2 |
604774,2 |
Выравнивающий грант |
14592,8 |
7269,3 |
5145,4 |
9230,6 |
12231,2 |
9030,3 |
1444,5 |
100917,9 |
159862,0 | |
Средства передаваемые в ТУ ФОМС64 |
- 2993,0 |
- 10216,3 |
- 6353,4 |
- 5422,8 |
- 509,8 |
+ 25495,3 |
- | |||
ДОХОДЫ |
64161,0 |
30081,6 |
57779,3 |
138349,7 |
111859,5 |
63416,9 |
85481,2 |
19507,5 |
344903,4 |
915540,1 |
Информация о работе Отчет по системе межбюджетных отношений в Кыргызской Республике