Анализ принятия решений в условиях неопределенности и риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Произошедшие в экономике России за последние годы изменения выявили ряд дискуссионных и актуальных проблем, носящих теоретический и прикладной характер и имеющих чрезвычайно важное значение для устойчивого функционирования и развития экономики. К серьезным проблемам относятся вопросы теории, методологии и практики принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………...…………..….........3
2. Глава 1.Теоретические основы принятия решений в условиях неопределенности и риска…………………………………………………….……..5
3. 1.1 Технология принятия решений в условиях неопределенности…..…..5
4. 1.2 Сущность, содержание и виды рисков при реализации решений……16
5. Глава 2.Исследование процесса принятия решения в условиях неопределенности и риска на примере ОАО «Пермские сельские леса»….…..23
6. 2.1 Краткая характеристика, маркетинг, стратегия развития и оценка платежеспособности ОАО «Пермские сельские леса»…………………………..23
7. 2.2 Анализ процесса принятия решений в условиях неопределенности и риска на ОАО «Пермские сельские леса»…………………………………………29
8. Глава 3. Направление совершенствования принятия решений в условиях неопределенности и риска на ОАО «Премские сельские леса»………………..38
9. Заключение………………………….………………...…….………..………43
10. Список используемой литературы……………….....………...………...….

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 121.08 Кб (Скачать файл)

-транспортные риски – риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т.д.;

-коммерческие риски – опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов отданной коммерческой сделки.

По структурному признаку коммерческие риски делятся на следующие категории:

-имущественные риски – риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.;

-производственные риски – риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии;

-торговые риски – представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т.п.; финансовые риски – связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств).

К торговым относятся:

-риски, связанные с покупательной способностью денег:

-инфляционный риск – риск того, что при росте инфляции (обесценение денег и, соответственно, рост цен) получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут;

-дефляционный риск – риск того, что при росте дефляции (снижение цен и, соответственно, увеличение покупательной способности денег) происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов;

-валютные риски – опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций;

-риски ликвидности – риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости;

Риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски):

-риск упущенной выгоды – риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование, инвестирование и т.п.);

-риск снижения доходности – риск, возникающий в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам, а также по портфельным инвестициям, связанным с формированием инвестиционного портфеля, представляющим собой приобретение ценных бумаг и других активов (сюда могут относиться: процентные риски – опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам, риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам;

-кредитный риск – опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору, риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга);

-риски прямых финансовых потерь – биржевые риски, представляющие собой опасность потерь от биржевых сделок (риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.);

-селективный риск (лат. selektio – выбор, отбор) – риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля;

-риск банкротства – опасность в результате неправильного выбора вложения капитала полной потери предпринимателем собственного капитала и его неспособности рассчитываться по взятым на себя обязательствам. 

При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом[12, с.125].

Вопросами теории управления риском занимается риск-менеджмент. Риск-менеджмент – специальная форма предпринимательской деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специалистов, страховые компании, финансовые менеджеры. 

Одна из основных сфер риск-менеджмента – страховой рынок, где объектом купли-продажи выступают страховые услуги, предоставляемые организациям и отдельным гражданам преимущественно страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами. Схема риск-менеджмента представлена на рис. 1 
 
 
Рис. 1. Инструментарий снижения влияния риска.

Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня. Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопределенностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации управленческих решений по их уменьшению.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избеганием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2. Исследование процесса принятия решения в условиях неопределенности и риска на примере ОАО «Пермские сельские леса».

2.1 Краткая  характеристика, маркетинг, стратегия  развития и оценка платежеспособности  ОАО «Пермские сельские леса».

1) Полное и сокращенное наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Пермские сельские леса», ОАО «Пермсельлес».

2) Дата государственной регистрации - 10.04.2010 г.

3) Почтовый и юридический адрес предприятия:

Российская Федерация, 614022, г.Пермь ул.Энергетиков, 39, а.

4) Основной вид экономической деятельности – 02.01.5 «лесоводство».

5) Организационно-правовая форма предприятия Открытое акционерное общество.

6). Организационная структура предприятия. ОАО «Пермские сельские леса.

Стратегия развития заключается в более полном удовлетворении потребностей Пермского края и других регионов. Существует ряд товаров, импортируемых на Пермский рынок строительных материалов из-за границы и стран СНГ, но в крае существует ресурсно-сырьевая база позволяющая выпускать данные товары внутри области, что снизит их стоимость на 30-40%, повысит конкурентноспособность предприятий их производящих. Предприятие ОАО «Пермские сельские леса» имеет возможность пополнить свою номенклатуру изделиями, которые с технической и маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы. Поддержка со стороны органов местной власти обеспечивает постоянное поддержание производственных мощностей предприятия.

Из-за того, что доля продукции ОАО «Пермские сельские леса» на рынке составляет 40% конкуренция остальных предприятий пока, не представляется сильной.

Каналы сбыта - это лицо, организации или их совокупность берущая на себя ряд функций, риск и ответственность за продвижения товара от производителя к потребителю. Основными каналами распределения являются:

• предприятия розничной торговли;

• оптовые предприятия;

• непосредственно отдел реализации на предприятии. Посредники выполняют ряд важнейших функции:

1. сбор информации, для планирования обмена производства;

2. стимулирование сбыта;

3. установление контактов - налаживание  и поддержание связей с потенциальными  покупателями;

4. организация товародвижения - склад - транспортировка. Производиться стимулирования  сбыта продукции и на самом  предприятии: посредством системы  наценок и скидок, в зависимости  от объема продажи и условий  оплаты; стимулирование работников  службы маркетинга и сбыта  продукции посредством нормативов  оплаты их труда в зависимости от объема продаж.

Система маркетинговых коммуникаций, применяемая ОАО «Пермские сельские леса», включает в себя следующий набор элементов:

1. реклама;

2. стимулирование сбыта;

3. выставки - ярмарки;

В своей деятельности ОАО «Пермские сельские леса» использует как прямую, так и косвенную рекламу. Косвенная заключается в том, что на протяжении многих лет потребители отдавали предпочтения товару данной фирмы. Прямая реклама, которая способствует быстрой реакции распространяется в прессе (газеты, журналы), специальные буклеты, на телевидении, в наружной рекламе.

 Деятельность в системе стимулирования сбыта направлена на то, чтобы: дать необходимую информацию потенциальным потребителям о новом товаре, а также существующим потребителям о конкретных характеристиках предлагаемого товара; выявить на рынке новые возможности использования предлагаемого товара; переманивание клиентов; инициировать реализацию товара за счет повышения степени их узнаваемости в среде покупателей; использовать различные средства стимулирования объемов и кратности совершения покупок; повышать имидж предприятия.

Стимулирование, направленное на покупателей: разработанная и отлаженная система скидок постоянным клиентам; предоставления товара в кредит; отпуск товара под реализацию (постоянным посредникам); выдача рекламных проспектов покупателям; посещения выставок; демонстрация товара; и т. д.

Для повышения общественного мнения ОАО «Пермские сельские леса» использует следующие элементы:

1. Благотворительная деятельность.

2. Помощь администрации в благоустройстве города.

3. Посещения различных выставок (что повышает репутацию предприятия  не только в области, но и  по России в целом).

Тем самым ОАО «Пермские сельские леса» наиболее выгодно для себя использует конкурсы и выставки, что помогает поднять престиж предприятия и его известность, а так же снизить затраты на традиционную рекламу.

Оценка платежеспособности предприятия за 2013 год.

В таблице 3 рассчитаем трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации.

Расчет трехкомпонентного показателя (тыс. руб.) 
Таблица 3

 
№ пп

 
Показатель

 
начало периода

 
конец периода

 
отклонение 

 
1

 
Источники собственных средств

 
290127

 
441593

 
151466

 
2

 
Внеоборотные активы 

 
249514

 
318866

 
69352

 
3

 
Наличие собственных оборотных средств

 
40613

 
122727

 
82114

 
4

 
Долгосрочные пассивы

 
49411

 
124015

 
74604

 
5

 
Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных кредитов и займов

 
90024

 
246742

 
156718

 
6

 
Краткосрочные кредиты и займы

 
1500

 
10679

 
9179

 
7

 
Общая величина основных источников формирования запасов

 
91524

 
257421

 
165897

 
8

 
Общая величина запасов 

 
61703

 
89562

 
27859

 
9

 
Излишек или недостаток оборотных средств

 
-21090

 
33165

 
54255

 
10

 
Излишек или недостаток собственных и заемных источников

 
28321

 
157180

 
128859

 
11

 
Излишек или недостаток общей величины формирования запасов

 
29821

 
167859

 
138038

 
12

 
Трехкомпонентный показатель

 
{0;1;1}

 
{1;1;1}

 

 

В таблице 4 приведены некоторые данные по характеристике затрат и доходов предприятия за последние два года.

Расходы по обычным видам деятельности (тыс. руб.) 
                                                                                                 Таблица 4

 
Статьи затрат

 
2012 год.

 
2013 год.

 
тыс. руб.

 
%

 
тыс. руб.

 
%

 
1. Материал. затраты

 
158515

 
59

 
102547

 
49

 
2. Затраты на оплату труда

 
61794

 
23

 
45010

 
21,6

 
3. Отчисления на соц. страх.

 
21494

 
8

 
12690

 
6,1

 
4.Амортизация

 
16120

 
6

 
22769

 
11

 
5. Прочие

 
10748

 
4

 
25837

 
12,3

 
Себестоимость

 
268671

 
100

 
208853

 
100


 

По основным материалам отклонение сложилось за счет разницы в цене материалов и замены некоторых из них.

Показатели прибыльности предприятия. Таблица 5 (тыс. руб.)

 
Показатели

 
2012

 
2013

 
1.Валовая прибыль  
2.Чистая прибыль  
3.Амортизация 
4. «Cash Flow»

 
148728 
85172 
74069 
63609

 
68157 
10809 
11239 
68199

Информация о работе Анализ принятия решений в условиях неопределенности и риска