Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
Исходя из вышеизложенного, актуальность выбранной темы дипломной работы «Анализ рентабельности предприятия и ее влияние на конкурентноспособность» обусловлена необходимостью развития предприятия в условиях рыночной экономики и важностью данной проблемы для страны в целом.
Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия
1.1Понятие рентабельности
1.2.Виды рентабельности
1.3.Система показателей рентабельности
1.4.Методика анализа рентабельности предприятия
ГЛАВА 2 Анализ рентабельности предприятия на примере ИП Панферов Р.С. магазин «Странник»
2.1 Краткая характеристика деятельности магазин «Странник»
2.2 Анализ рентабельности собственного капитала
2.3 Анализ рентабельности продукции
2.4 Анализ рентабельности продаж
2.5 Анализ рентабельности активов
ГЛАВА 3 Основные направления повышения рентабельности предприятия
3.1 Разработка мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 154.88 Кб (Скачать файл)

- оценка  работы предприятия по использованию  возможностей увеличения объема  реализации продукции, прибыли  и рентабельности;

- разработка  мероприятий по использованию  резервов.

 

1.2  Порог рентабельности. Анализ  рентабельности по системе директ-костинг

 

Существует  определенное взаимовлияние и взаимозависимость  между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы  роста прибыли всегда опережают  темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции  доля постоянных затрат в структуре  себестоимости продукции снижается  и появляется «эффект дополнительной прибыли».

Анализ  безубыточности (анализ соотношения  «затраты — объем производства —  прибыль», CVP-анализ) в настоящее  время широко используется для определения:

• критического объема производства для безубыточной работы;

• зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;

• запаса финансовой прочности предприятия;

• оценки производственного риска;

• целесообразности собственного производства или закупки;

• минимальной договорной цены на определенный период;

• планирования прибыли и т. д.

Анализ  безубыточности основан на ряде допущений. Во-первых, затраты можно разделить  на постоянные и переменные. Ряд  затрат предприятия может содержать  как переменную, так и постоянную части — так называемые смешанные  затраты (к ним чаще всего относятся  расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует  также учитывать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне  объемов производства.

Во-вторых, зависимость между объемом реализованной  продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит  как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному  затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.

В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.

В-четвертых, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.

Данные  допущения соответствуют условиям массового производства с достаточно непродолжительным производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа безубыточности на таких предприятиях. Не могут  опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиа-, судостроения, производители уникальной продукции.

Основной  составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).

Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором выручка покрывает  все издержки предприятия, связанные  с производством и реализацией  продукции.

При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как  на практике функция затрат носит  нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в  нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы  роста объемов производства, когда  допущения линейного характера  зависимости оправданы производственными  условиями.

Минимальный объем реализации Qmin покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT == 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

Qmin = F/(P-a) , шт. 

или в  денежном выражении:

Bmin=F/(1-b)

где Q — количество единиц продукции;

 Р  — цена единицы продукции;

F—расходы постоянные;

V— расходы  переменные;

 а  — величина переменных затрат  в цене единицы продукции;

 b — доля переменных затрат в базовой выручке.

Величина  прибыли при запланированных  объемах производства и реализации будет равна:

EBIT=PQ – F - a * Q,

где EBIT — прибыль до уплаты процентов и налогов.

Необходимо  также раскрыть содержание такого термина, как запас финансовой прочности  и определить порядок расчета  его величины.

Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать  производство продукции, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности.

1. В абсолютном  выражении:

Зфин = Qплан – Qmin

2. В относительном  выражении:

Зфин = (Qплан – Qmin) / Qплан

Показатель  финансовой прочности, рассчитанный в  относительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т. е. потерь, связанных со структурой затрат на производство.

3. В стоимостном  выражении:

Зфин = Qплан * Р – Qmin* Р

где Р  — цена изделия.

Чем выше показатель финансовой прочности, тем  меньше риск потерь для предприятия.

Полная  и всесторонняя оценка риска имеет  принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического метода просчитать последствия предпринимаемых мер.

Помимо  рассмотренного математического метода анализа безубыточности и финансовой прочности рекомендуется рассмотреть  маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль.

В последнее  время большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая  базируется на делении   производственных и сбытовых затрат на переменные и  постоянные и категории маржинального  дохода. Эта методика широко применяется  в странах с развитыми рыночными  отношениями. Она позволяет изучить  зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и  на основе этого управлять процессом  формирования ее величины. В отличие  от  методики анализа прибыли, которая  применяется на отечественных предприятиях, система директ-костинг позволяет  более полно учитывать взаимосвязи  между показателями и точнее измерять влияние факторов.

Маржинальная  прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Маржинальный  подход лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции  на рынок, ценообразованием и рядом  других задач повышения конкурентоспособности  производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики.

Удельная  маржинальная прибыль (GMgm) — производный показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции:

GMgm = р - а,

где GMgm — удельная маржинальная прибыль;

Р — цена единицы продукции;

а — переменные затраты в единице продукции.

Коэффициент маржинальной прибыли — это отношение  маржинальной прибыли к выручке  от реализации. Он показывает, какая  доля выручки от реализации используется на покрытие постоянных затрат в формирование прибыли.

Коэффициент маржинальной прибыли рассчитывается как доля маржинальной прибыли в  выручке от реализации (S):

KGM = GM/S.

Алгоритм  расчета влияния факторов на изменение  уровня рентабельности издержек, продаж, инвестируемого капитала по системе  директ-костинг будет выглядеть  следующим образом:

1). Рентабельность  по каждому виду продукции  

Ri = Пi/Зi = (Кi(Цi – Vi) – Нi / Кi х Vi + Нi, где

К – объем  реализованной продукции;

Ц – цена;

    1. сумма переменных расходов;

Н -  сумма постоянных затрат

Для анализа  рентабельности издержек в целом  по предприятию используем следующую  факторную модель:

R= П/З = ВР(Ду – Н)/ S (К х V) + Н =

= S(Кобщ х Удi х Цi) х S(Удi(Цi-Vi)/Цi) – Н / S(Кобщ х Удi х Vi) + Н,

где Удi – удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки;

Ду –  средняя доля маржинального дохода в выручке.

2). Рентабельность  продаж 

R = П/ВР = (ВР х Ду)/ВР  - Н =

= (S(Кобщ х Удi х Цi) S (Удiх(Цi –Vi)/Цi) –Н) / S (Кобщ х Удi х Цi)

3) Анализ  рентабельности инвестируемого  капитала производится по следующей  факторной модели:

R = БП/КL = ВР х Ду – Н + ВФР / S О /Коб =

= [S(Кобщ х Удi х Цi) х S(Удi (Цi– Vi) – Н + ВФР]/ [S(Rj,o [Удi х Vi) + Н]/ Коб,

где БП –  балансовая сумма прибыли;

КL – среднегодовая сумма инвестируемого капитала;

S О – сумма оборота (себестоимость реализованной продукции);

Коб –  коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к  среднегодовой сумме капитала);

ВФР –  внереализационные финансовые результаты.

Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей рентабельности состоит  в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов  модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает  более точное  исчисление влияния  факторов и, как следствие, - более  высокий уровень планирования и  прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в  финансовом менеджменте отечественных  предприятий  позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе директ-костинг, т.е. их группировки на постоянные и переменные.

 

1.3  Методика  подсчета резервов  увеличения суммы прибыли и  рентабельности

 

Резервы увеличения суммы прибыли  определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками  является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (Рисунок 3).







 

 

Рисунок 3. Схема подсчетов резервов  увеличения прибыли от реализации продукции

Для определения резервов роста  прибыли по первому источнику  необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции  умножить на фактическую прибыль  в расчете на единицу продукции  соответствующего вида:

Р­Пupn = Р ­VPПi х П ед фi, , где

VРП – объем реализации продукции.

Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции  и услуг подсчитывается следующим  образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого  вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с   учетом резервов его роста:

Р ­ Пс = S(Р¯С (VРПф + Р­VРП)).

Существенным резервом  роста  прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он определяется следующим  образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и  полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции:

Р ­ П = S (DУдi х Цi) / 100(VРПфi + Р­VРП), где

Удi – удельный вес I-го вида продукции в общем объеме реализации

Основным источником резервов повышения  уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р­П) и снижение себестоимости товарной продукции (Р¯С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

Р­R =Rв –Rф = Пф + Р­П/ (VРПвi х Свi)   х 100 – Пф/Иф, где

Р­ R – резерв роста рентабельности;

Rв – рентабельность возможная;

Rф – рентабельность фактическая;

Пф – фактическая сумма прибыли;

Р­П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

VРПв – возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Свi- возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Иф – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия