Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
Исходя из вышеизложенного, актуальность выбранной темы дипломной работы «Анализ рентабельности предприятия и ее влияние на конкурентноспособность» обусловлена необходимостью развития предприятия в условиях рыночной экономики и важностью данной проблемы для страны в целом.
Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия
1.1Понятие рентабельности
1.2.Виды рентабельности
1.3.Система показателей рентабельности
1.4.Методика анализа рентабельности предприятия
ГЛАВА 2 Анализ рентабельности предприятия на примере ИП Панферов Р.С. магазин «Странник»
2.1 Краткая характеристика деятельности магазин «Странник»
2.2 Анализ рентабельности собственного капитала
2.3 Анализ рентабельности продукции
2.4 Анализ рентабельности продаж
2.5 Анализ рентабельности активов
ГЛАВА 3 Основные направления повышения рентабельности предприятия
3.1 Разработка мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 154.88 Кб (Скачать файл)

 Для расчета рентабельности  активов (Ракт.) используем формулу,  которая раскрывает связь между  рентабельностью фондов (производственных активов), рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателем оборота производственных фондов).

Ракт  = ЧП/ средняя стоимость  активов * 100,

Где ЧП – чистая прибыль от всех видов деятельности

В 2001 году рентабельность активов  составила:

Ракт. = 13732/67496 * 100 = 20,3%

В 2002г Ракт = 11790/76784 * 100 = 15,4%

В 2003 году Ракт = 6044/75619 * 100 = 8,0%

Рентабельность фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем  выше фондоотдача основных фондов и  скорость оборота  текущих активов; чем ниже затраты на рубль продукции. Числовая оценка влияния отдельных  факторов на  уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок, или интегральному методу оценки факторных влияний.

Как видно из расчета, рентабельность фондов  снизилась в 2002 году  на 4,9% по отношению к 2001 году, и на 7,4%  в 2003 году по отношению к 2002 году. В  целом за анализируемый период рентабельность снизилась на 12,3%.

Влияние факторов, оказавших воздействие  на изменение уровня рентабельности, определяется из следующих расчетов:

1). Снижение доли прибыли на  рубль реализованной продукции  (см. табл.2.1) привело к снижению  уровня рентабельности на 5,4 пункта  в 2002 году и 7,3 пункта в 2003 году:

14,9  - 20,3 = - 5,4, где 14,9 =  прибыль  2002г/ коэффициент фондоемкости 2001 г + коэффициент закрепления оборотных  средств 

10: (23+44)*100 = 14,9

8,1- 15,4 = -7,3, где 8,1 = 5:(22+40)*100

2) Снижение фондоемкости, т.е. увеличение  фондоотдачи основных производственных  фондов привело к росту рентабельности  на 0,2 пункта в 2002 году и 0,5  в 2003 году:

15,1 – 14,9 = 0,2 , где 15,1 = прибыль  на 1 рубль реализованной продукции/  коэффициент фондоемкости отчетного  года + коэффициент закрепления оборотных  средств базисного года

10: (22+44)*100 = 15,1

8,6 – 8,1 = 0,5 , где 8,6 = 5: (18+40)*100

3) Снижение коэффициента закрепления  материальных оборотных средств,  то есть ускорение их оборачиваемости,  привело к  увеличению рентабельности  в 2002 году на 0,3 пункта. В 2003 году  коэффициент закрепления оборотных  средств сохранился на уровне 2002 года, что привело к снижению  рентабельности на 0,6.

15,4-15,1= 0,3

8-8,6= - 0,6

Таким образом, общее снижение рентабельности по факторам составляет 4,9% в 2002 году (0,2+0,3-15,4)  и 7,4% в 2003 году (0,5-7,3-0,6), что соответствует  общему изменению рентабельности активов.

 Важной характеристикой использования  собственных средств предприятия  считается рентабельность собственного  капитала (Ркап). Она показывает, сколько  единиц прибыли от обычных  видов деятельности приходится  на единицу собственного капитала.

Ркап. = ЧП/средняя стоимость собственного капитала;

В 2001 году Ркап = 13732/54342 * 100 =25,3%;

В 2002 году Ркап = 11790/62948 * 100 = 18,7%;

В 2003 году Ркап = 6044/67953 * 100 = 8,9%

Как видно из расчета, рентабельность собственного капитала в 2002 году снизилась  на 6,6% по отношению к 2001 году и на 9,8% в 2003 году по сравнению с 2002 годом. В целом снижение уровня рентабельности за анализируемый период связано  с уменьшением  прибыли и составляет 16,4%.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) (Рп) – это один из основных показателей  который отражает доходность вложения средств в основное производство. Ее определяют по данным формы 2 по формуле:

Рп = Прибыль от продаж/Себестоимость  реализованной продукции

Рассчитаем показатели рентабельности производственной деятельности за анализируемый  период:

В 2001 году рентабельность производственной деятельности составила:

Рп.= 17550/82492 * 100 = 21,3%

В 2002 году Рп = 11861/112881 * 100 = 10,5%

В 2003 году Рп = 2769/127997 * 100 = 2,2%

Принято считать организацию сверхрентабельной, если Рп> 30%. Когда Рп принимает значения от 20 до 30%, организация считается высокорентабельной, в интервале от 5 до 20% - средняя рентабельность, в пределах от 1 до 5% - низкая.

Как видно из расчета рентабельность производственной деятельности снизилась  в 2003 году по сравнению с 2002 годом  на 8,3%, по сравнению с 2001 годом на 19,1% и предприятия из разряда высорентабельных перешло в низкорентабельные.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли  на сумму полученной выручки (ВР). Рентабельность продаж характеризует эффективность  предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  с рубля продаж. Рассчитаем показатель рентабельности продаж в целом по предприятию по формуле:

Рпр. = Ппр/ВР * 100

В 2001 году рентабельность продаж составила 17,5  (17550/100042 *100);

В 2002 году –     9,5% (11872/124781 * 100);

В 2003 году – 2,1 (2769/130766 * 100).

Как видно из расчета, в целом  за анализируемый период показатель рентабельности продаж снизился на 15,4% 

Уровень рентабельности производственной деятельности и продаж зависит от  основных факторов первого порядка: изменения объема производства и  структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен  реализации. 

. Анализ объема производства  начинается с изучения динамики  товарной продукции, расчета базисных  и цепных темпов роста и  прироста продукции.

Таблица 2.2 Динамика производства и  реализации продукции

Год

Объем производства продукции тыс.руб

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс. руб

Темпы роста, %

Базис-ные

цепные

базисные

цепные

2001

95750

100

100

94881

100

100

2002

116638

121,8

121,8

115286

124,7

124,7

2003

124455

130,0

106,7

124684

130,7

104,8


 

За анализируемый период объем  производства товарной продукции увеличился на 30 процентов. Среднегодовой темп прироста продукции составил 14%:

Ö1,0*1,218*1,067 = Ö 1,30 = 1,14 = 114%.

Тпр = 114 – 100 = 14%.

Объем    реализации увеличился на 30,7%. Среднегодовой темп прироста составил 14,5%:

Ö1,0*1,247*1,048 = Ö1,31 = 1,145 = 114,5

Тпр. = 114,5 – 100 = 14,5%.

Анализ динамики выпуска и реализации продукции показал, что темпы  роста выпущенной и реализованной  продукции практически совпадают. Следовательно, весь объем выпущенной продукции своевременно реализуется, продукция предприятия пользуется спросом у потребителей.

Далее проведем анализ структуры товарной продукции. Выполнить план по структуре  – значит сохранить в фактическом  выпуске продукции запланированные  соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все ее экономические показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  товарной продукции, прибыль, рентабельность.

В основу расчета положен принцип  цепных подстановок, который позволил абстрагироваться от всех факторов кроме  структуры продукции (таблица 2.3).

Таблица 2.3 Анализ структуры товарной продукции за 2002 год

Изделие

Средне-реализа

ционная цена

Объем реализации

товарной продукции

Товарная продукция

 в ценах базисного

 года

Изменение Товар.продукцииза счет струк-туры

 

2001

 

2002

2001

%

2002

%

2001

Факт. при плано-вой структу-ре

2002

Чулочно-

носочные

8,52

8,9

6894

78,4

7983

79,9

58749,6

66739,5

67057,2

+317,7

Трикотажные

21,8

26,8

1894

21,6

2004

20,1

41292,4

46908,2

43687,2

-3221

Всего

   

8788

100

9987

100

100042

113647,7

110744,4

-2903,3


 

Таблица 2.4 Анализ структуры товарной продукции за 200 год

Изделие

Средне-реализа

ционная цена

Объем реализации

товарной продукции

Товарная продукция

 в ценах базисного

 года

Изменение

Товар.

продукции

за счет структуры

2002

2003

2002

%

2003

%

2002

Факт. при плано-вой структу-ре

2003

Чулочно-

носочные

8,9

9,8

7983

79,9

7093

78,2

71048,7

64441,2

63127,7

-1313,5

Трикотажные

26,8

31,13

2004

20,1

1968

21,7

48735,2

52742,4

52742,4

+4007,2

Всего

   

9987

100

9061

100

124781

113176,4

115870,1

+2693,7


 

Данные графы «фактически при  плановой структуре» получены умножением показателя графы «товарная продукция  базисного года» по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в натурально-условных единицах:

Коэффициент выполнения плана 2002 года равен 1,136:

Квп = 9987/8788 = 1,136;

Коэффициент  выполнения плана 2003 года равен 0,907:

Квп = 9061/9987 = 0,907.

Из таблиц 2.3 и 2.4 видно, что в 2002 году удельный вес более дорогой  продукции (трикотажных изделий) снизился на 1,5% по сравнению с 2001 годом, соответственно снизилась и ее доля в стоимостном  выражении на 3221 тыс.руб. При фактической  структуре 2002 года объем реализации в ценах предыдущего года ниже объема реализации 2001 года на 2903,3 тыс.руб. В 2003 годом удельный вес более дорогой продукции увеличился на 1,6% к уровню 2002 года, соответственно увеличился и ее объем в стоимостном измерении на 4007,2 тыс.руб. Увеличение   товарной продукции за счет структуры в 2003 году составило в целом 2693,7 тыс.руб.

Рассмотрим, как повлияло изменение  объемов продаж и структуры товарной продукции на прибыль при неизменной величине остальных факторов. Для  расчета используем данные таблицы 2.5.

Таблица 2.5 Исходные данные для расчета  изменения суммы прибыли

Изделие

Кол-во

реализов.

продукции,

Цена, руб

Выручка, тыс.руб

Себестои-мость, тыс.руб

Прибыль, тыс.руб

2001год

         

Чулочно-носочные

6894

8,52

58749,6

42960,2

15789,4

трикотажные

1894

21,8

41292,4

39531,8

1760,6

Всего:

8788

 

100042

82492

17550

2002 год

         

Чулочно-носочные

7983

8,90

71048,7

63800,2

7248,5

трикотажные

2004

26,80

53732,3

49108,8

4623,5

Всего:

9987

 

124781

112909

11872

2003

         

Чулочно-носочные

7093

9,80

69511,4

67291,4

2220

трикотажные

1968

31,13

61254,6

60705,6

549

Всего:

9061

 

130766

127997

2769

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия