Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:54, дипломная работа
Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
Исходя из вышеизложенного, актуальность выбранной темы дипломной работы «Анализ рентабельности предприятия и ее влияние на конкурентноспособность» обусловлена необходимостью развития предприятия в условиях рыночной экономики и важностью данной проблемы для страны в целом.
Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия
1.1Понятие рентабельности
1.2.Виды рентабельности
1.3.Система показателей рентабельности
1.4.Методика анализа рентабельности предприятия
ГЛАВА 2 Анализ рентабельности предприятия на примере ИП Панферов Р.С. магазин «Странник»
2.1 Краткая характеристика деятельности магазин «Странник»
2.2 Анализ рентабельности собственного капитала
2.3 Анализ рентабельности продукции
2.4 Анализ рентабельности продаж
2.5 Анализ рентабельности активов
ГЛАВА 3 Основные направления повышения рентабельности предприятия
3.1 Разработка мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
Заключение
Список использованной литературы
Для расчета рентабельности
активов (Ракт.) используем формулу,
которая раскрывает связь
Ракт = ЧП/ средняя стоимость активов * 100,
Где ЧП – чистая прибыль от всех видов деятельности
В 2001 году рентабельность активов составила:
Ракт. = 13732/67496 * 100 = 20,3%
В 2002г Ракт = 11790/76784 * 100 = 15,4%
В 2003 году Ракт = 6044/75619 * 100 = 8,0%
Рентабельность фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота текущих активов; чем ниже затраты на рубль продукции. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок, или интегральному методу оценки факторных влияний.
Как видно из расчета, рентабельность фондов снизилась в 2002 году на 4,9% по отношению к 2001 году, и на 7,4% в 2003 году по отношению к 2002 году. В целом за анализируемый период рентабельность снизилась на 12,3%.
Влияние факторов, оказавших воздействие на изменение уровня рентабельности, определяется из следующих расчетов:
1). Снижение доли прибыли на рубль реализованной продукции (см. табл.2.1) привело к снижению уровня рентабельности на 5,4 пункта в 2002 году и 7,3 пункта в 2003 году:
14,9 - 20,3 = - 5,4, где 14,9 = прибыль
2002г/ коэффициент
10: (23+44)*100 = 14,9
8,1- 15,4 = -7,3, где 8,1 = 5:(22+40)*100
2) Снижение фондоемкости, т.е. увеличение
фондоотдачи основных
15,1 – 14,9 = 0,2 , где 15,1 = прибыль
на 1 рубль реализованной продукции/
10: (22+44)*100 = 15,1
8,6 – 8,1 = 0,5 , где 8,6 = 5: (18+40)*100
3) Снижение коэффициента
15,4-15,1= 0,3
8-8,6= - 0,6
Таким образом, общее снижение рентабельности по факторам составляет 4,9% в 2002 году (0,2+0,3-15,4) и 7,4% в 2003 году (0,5-7,3-0,6), что соответствует общему изменению рентабельности активов.
Важной характеристикой
Ркап. = ЧП/средняя стоимость
В 2001 году Ркап = 13732/54342 * 100 =25,3%;
В 2002 году Ркап = 11790/62948 * 100 = 18,7%;
В 2003 году Ркап = 6044/67953 * 100 = 8,9%
Как видно из расчета, рентабельность собственного капитала в 2002 году снизилась на 6,6% по отношению к 2001 году и на 9,8% в 2003 году по сравнению с 2002 годом. В целом снижение уровня рентабельности за анализируемый период связано с уменьшением прибыли и составляет 16,4%.
Рентабельность
Рп = Прибыль от продаж/Себестоимость реализованной продукции
Рассчитаем показатели рентабельности производственной деятельности за анализируемый период:
В 2001 году рентабельность производственной деятельности составила:
Рп.= 17550/82492 * 100 = 21,3%
В 2002 году Рп = 11861/112881 * 100 = 10,5%
В 2003 году Рп = 2769/127997 * 100 = 2,2%
Принято считать организацию
Как видно из расчета рентабельность производственной деятельности снизилась в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 8,3%, по сравнению с 2001 годом на 19,1% и предприятия из разряда высорентабельных перешло в низкорентабельные.
Рентабельность продаж рассчитывается
делением прибыли от реализации продукции,
работ и услуг или чистой прибыли
на сумму полученной выручки (ВР). Рентабельность
продаж характеризует эффективность
предпринимательской
Рпр. = Ппр/ВР * 100
В 2001 году рентабельность продаж составила 17,5 (17550/100042 *100);
В 2002 году – 9,5% (11872/124781 * 100);
В 2003 году – 2,1 (2769/130766 * 100).
Как видно из расчета, в целом за анализируемый период показатель рентабельности продаж снизился на 15,4%
Уровень рентабельности производственной
деятельности и продаж зависит от
основных факторов первого порядка:
изменения объема производства и
структуры реализованной
. Анализ объема производства
начинается с изучения
Таблица 2.2 Динамика производства и реализации продукции
Год |
Объем производства продукции тыс.руб |
Темпы роста, % |
Объем реализации, тыс. руб |
Темпы роста, % | ||
Базис-ные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
2001 |
95750 |
100 |
100 |
94881 |
100 |
100 |
2002 |
116638 |
121,8 |
121,8 |
115286 |
124,7 |
124,7 |
2003 |
124455 |
130,0 |
106,7 |
124684 |
130,7 |
104,8 |
За анализируемый период объем производства товарной продукции увеличился на 30 процентов. Среднегодовой темп прироста продукции составил 14%:
Ö1,0*1,218*1,067 = Ö 1,30 = 1,14 = 114%.
Тпр = 114 – 100 = 14%.
Объем реализации увеличился на 30,7%. Среднегодовой темп прироста составил 14,5%:
Ö1,0*1,247*1,048 = Ö1,31 = 1,145 = 114,5
Тпр. = 114,5 – 100 = 14,5%.
Анализ динамики выпуска и реализации
продукции показал, что темпы
роста выпущенной и реализованной
продукции практически
Далее проведем анализ структуры товарной
продукции. Выполнить план по структуре
– значит сохранить в фактическом
выпуске продукции
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все ее экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.
В основу расчета положен принцип цепных подстановок, который позволил абстрагироваться от всех факторов кроме структуры продукции (таблица 2.3).
Таблица 2.3 Анализ структуры товарной продукции за 2002 год
Изделие |
Средне-реализа ционная цена |
Объем реализации товарной продукции |
Товарная продукция в ценах базисного года |
Изменение Товар.продукцииза счет струк-туры | ||||||
2001 |
2002 |
2001 |
% |
2002 |
% |
2001 |
Факт. при плано-вой структу-ре |
2002 | ||
Чулочно- носочные |
8,52 |
8,9 |
6894 |
78,4 |
7983 |
79,9 |
58749,6 |
66739,5 |
67057,2 |
+317,7 |
Трикотажные |
21,8 |
26,8 |
1894 |
21,6 |
2004 |
20,1 |
41292,4 |
46908,2 |
43687,2 |
-3221 |
Всего |
8788 |
100 |
9987 |
100 |
100042 |
113647,7 |
110744,4 |
-2903,3 |
Таблица 2.4 Анализ структуры товарной продукции за 200 год
Изделие |
Средне-реализа ционная цена |
Объем реализации товарной продукции |
Товарная продукция в ценах базисного года |
Изменение Товар. продукции за счет структуры | ||||||
2002 |
2003 |
2002 |
% |
2003 |
% |
2002 |
Факт. при плано-вой структу-ре |
2003 | ||
Чулочно- носочные |
8,9 |
9,8 |
7983 |
79,9 |
7093 |
78,2 |
71048,7 |
64441,2 |
63127,7 |
-1313,5 |
Трикотажные |
26,8 |
31,13 |
2004 |
20,1 |
1968 |
21,7 |
48735,2 |
52742,4 |
52742,4 |
+4007,2 |
Всего |
9987 |
100 |
9061 |
100 |
124781 |
113176,4 |
115870,1 |
+2693,7 |
Данные графы «фактически при плановой структуре» получены умножением показателя графы «товарная продукция базисного года» по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в натурально-условных единицах:
Коэффициент выполнения плана 2002 года равен 1,136:
Квп = 9987/8788 = 1,136;
Коэффициент выполнения плана 2003 года равен 0,907:
Квп = 9061/9987 = 0,907.
Из таблиц 2.3 и 2.4 видно, что в 2002 году удельный вес более дорогой продукции (трикотажных изделий) снизился на 1,5% по сравнению с 2001 годом, соответственно снизилась и ее доля в стоимостном выражении на 3221 тыс.руб. При фактической структуре 2002 года объем реализации в ценах предыдущего года ниже объема реализации 2001 года на 2903,3 тыс.руб. В 2003 годом удельный вес более дорогой продукции увеличился на 1,6% к уровню 2002 года, соответственно увеличился и ее объем в стоимостном измерении на 4007,2 тыс.руб. Увеличение товарной продукции за счет структуры в 2003 году составило в целом 2693,7 тыс.руб.
Рассмотрим, как повлияло изменение объемов продаж и структуры товарной продукции на прибыль при неизменной величине остальных факторов. Для расчета используем данные таблицы 2.5.
Таблица 2.5 Исходные данные для расчета изменения суммы прибыли
Изделие |
Кол-во реализов. продукции, |
Цена, руб |
Выручка, тыс.руб |
Себестои-мость, тыс.руб |
Прибыль, тыс.руб |
2001год |
|||||
Чулочно-носочные |
6894 |
8,52 |
58749,6 |
42960,2 |
15789,4 |
трикотажные |
1894 |
21,8 |
41292,4 |
39531,8 |
1760,6 |
Всего: |
8788 |
100042 |
82492 |
17550 | |
2002 год |
|||||
Чулочно-носочные |
7983 |
8,90 |
71048,7 |
63800,2 |
7248,5 |
трикотажные |
2004 |
26,80 |
53732,3 |
49108,8 |
4623,5 |
Всего: |
9987 |
124781 |
112909 |
11872 | |
2003 |
|||||
Чулочно-носочные |
7093 |
9,80 |
69511,4 |
67291,4 |
2220 |
трикотажные |
1968 |
31,13 |
61254,6 |
60705,6 |
549 |
Всего: |
9061 |
130766 |
127997 |
2769 |