Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
Исходя из вышеизложенного, актуальность выбранной темы дипломной работы «Анализ рентабельности предприятия и ее влияние на конкурентноспособность» обусловлена необходимостью развития предприятия в условиях рыночной экономики и важностью данной проблемы для страны в целом.
Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия
1.1Понятие рентабельности
1.2.Виды рентабельности
1.3.Система показателей рентабельности
1.4.Методика анализа рентабельности предприятия
ГЛАВА 2 Анализ рентабельности предприятия на примере ИП Панферов Р.С. магазин «Странник»
2.1 Краткая характеристика деятельности магазин «Странник»
2.2 Анализ рентабельности собственного капитала
2.3 Анализ рентабельности продукции
2.4 Анализ рентабельности продаж
2.5 Анализ рентабельности активов
ГЛАВА 3 Основные направления повышения рентабельности предприятия
3.1 Разработка мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 154.88 Кб (Скачать файл)

 

Важный обобщающий показатель себестоимости  продукции – затраты на рубль  товарной продукции. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции  к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.

Затраты базисного периода, пересчитанного на фактический объем производства продукции рассчитаны по формуле:

å(Впл * Хплтп + Апл,

 где В – переменные расходы;

Х – объем производства;

А -  сумма постоянных расходов.

Для 2002 года  (6,72 * 8788) * 1,136 + 23439,5 = 90526,4 тыс.руб

В том числе:

для чулочных изделий (4,41*6894)*1,136+12580=47117,3 тыс.руб;

для трикотажных изделий (15,14*1894)*1,136 + 10859,5 = 39535,8 тыс.руб

Для 2003 года (8,05 * 9987) * 0,907 +32560,8 = 105479,4 тыс.руб

В том числе:

для чулочных изделий (5,62 * 7983) * 0,907 + 18940 = 59632,1 тыс.руб

для трикотажных изделий (17,71 * 2004) * 0,907 + 13620,8 = 45811,0 тыс.руб.

Затраты по базисному уровню, пересчитанному  на фактический выпуск  продукции:

å(Впл * Хф) + Апл,

Для 2002  года (6,72 * 9987) + 23439,5 = 90552,14 тыс.руб

В том числе:

Для чулочных изделий (4,41 * 7983) + 12580 = 20567,4 тыс.руб

Для трикотажных изделий (15,14  * 2004) + 10859,5 = 41721,1 тыс.руб.

Для 2003 года (8,05 * 9061) +32560,8 = 105501,9 тыс.руб

В том числе:

Для чулочных изделий (5,62 * 7983) + 18940 = 63804,5 тыс.руб

Для трикотажных изделий (17,71 * 2004) + 13620,8 = 49111,6 тыс.руб

Фактические затраты при плановом уровне постоянных затрат:

å(Вф * Хф) + Апл,

для 2002 года (8,05 * 9987) + 23439,5 = 103834,9 тыс.руб

в том числе:

Для чулочных изделий (5,62 * 7983) + 12580 = 57444,5 тыс.руб

для трикотажных изделий (17,71 * 2004) +10859,5 = 46350,3 тыс.руб

Для 2003 года (10,1 * 9061) + 32560,8 = 124046,9 тыс.руб

В том числе:

Для чулочных изделий (6,69 * 7093) + 18940 = 66392,2 тыс.руб

Для трикотажных изделий (22,23 * 1968) + 13620,8 = 57369,4 тыс.руб

За счет изменения структуры  выпуска продукции сумма затрат возросла в 2002 году на 25,7 тыс.руб (90552,1 – 90526,4), в 2003 году на 22,5 тыс.руб (105501,9 – 105479,4). Это свидетельствует о том, что  в общем выпуске продукции  увеличилась доля затратоемкой  продукции. Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход издержек на производство продукции составил 13282,8 тыс.руб (10384,9 – 90552,1) в 2002 году и 18575 тыс.руб (124076,9 – 105501,9) в 2003 году. Таким  образом общая сумма затрат   2002 года выше уровня 2001 года на 30417 тыс.руб (112909 – 82492) или на 36,9%, а сумма затрат 2003 года выше суммы затрат  2002 года на 15088 тыс.руб (127997 – 112909).

Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на рубль товарной продукции  рассчитывается способом цепных подстановок по данным таблицы 2.12.

Таблица 2.12 Данные о выпуске товарной продукции

Товарная продукция

2002

2003

1.По плану   å (VРПiпл * Цiпл), всего

В том числе

Чулочно-носочная продукция

Трикотажные изделия

100042

 

58749,6

41292,4

142781

 

71048,7

53732,3

2.Фактически при плановой структуре  и плановых ценах: å (VРПiпл * Цiпл)*Квп, всего

в том числе:

чулочно-носочная продукция

трикотажные изделия

113647,7

 

 

66739,5

46908,2

113176,4

 

 

64441,2

48735,2

3. Фактически по ценам базисного  года å (VРПф * Цiпл), всего

в том числе:

чулочно-носочная продукция

трикотажные изделия

111702,4

 

 

68015,2

43687,2

115870,1

 

 

63127,7

52742,4

4. фактически по фактической  цене å (VРПф * Цф), всего

в том числе:

чулочно-носочная продукция

трикотажные изделия

124781

 

71048,7

53732,3

130766,0

 

69511,4

61254,6


З = С/ТП, где З – затраты на рубль товарной продукции; С- себестоимость  реализованной продукции; ТП – товарная продукция.

Зб 2001 = 82492/100042 = 0,82

Зусл1 = 90526,4/113647,7 = 0,80

Зусл2 = 90552,1/111702,4 = 0,81

Зусл3 = 103834,9/111702,4 = 0,93

Зусл4 = 112909/111702,4 = 1,01

З 2002 = 112909/124781 = 0,93

общ = Зф – Зб = 0,93 – 0,82 = 0,11

VРП = Зусл1 – Зб = 0,80 – 0,82 = -0,02

уд = Зусл2 – Зусл1 = 0,81 – 0,80 = +0,01

пер = Зусл3 – Зусл2 = 0,93 – 0,81 = +0,12

пс = Зусл4 – Зусл3 =  1,01 – 0,93 = 0,08

ц = Зф – Зусл4 = 0,93 – 1,01 = -0,08

В 2003 году влияние факторов на сумму  затрат на рубль товарной продукции  сложилось следующим образом:

Зусл1 = 105479,4/113176,4  =0,93

Зусл2 = 105501,9/115870,1 = 0,91

Зусл3 = 124076,9/115870,1 =1,07

Зусл4 = 127997/115870,1 = 1,1

З 2003 = 127997/130766 = 0,98

общ = Зф – Зб = 0,98 – 0,93 = 0,05

VРП = Зусл1 – Зб = 0,93 – 0,93 = 0

уд = Зусл2 – Зусл1 = 0,91 – 0,93 = - 0,02

пер = Зусл3 – Зусл2 = 1,07 – 0,91 = 0,16

пс = Зусл4 – Зусл3 =  1,1 - 1,07 = 0,03

ц = Зф – Зусл4 = 0,98 – 1,1 = -0,12

Аналитический расчет показал, что  предприятие в 2002 году увеличило  затраты на рубль товарной продукции  на 0,11 коп. по отношению к 2001 году, а в 2003 году на 0,05 коп. по отношению к 2002 году, в том числе за счет увеличения уровня переменных расходов на 0,12 коп в 2002 году и 0,16 коп в 2003 году. И в 2002 и в 2003 году на снижение уровня затрат влияло изменение оптовых цен на продукции (0,08коп и 0,12 коп).

Чтобы установить, как эти факторы  повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический  объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах. (Таблица 2.13)

Таблица 2.13 Расчет влияния факторов себестоимости на изменение суммы  прибыли

Фактор

Расчет влияния

Изменение суммы прибыли, тыс. руб

2002

2003

Объем выпуска товарной продукции

-0,02 * 100042/100

+0,02 * 124742/100

+20,0

 

-24,9

Структура товарной продукции

+0,01 * 100042/100

-0,02 * 124742/100

-10,0

 

+24,9

Уровень переменных затрат на единицу  продукции

+0,12 * 100042/100

+0,16 * 124742/100

-120,0

 

-199,6

Увеличение суммы постоянных затрат на производство и реализацию

+0,08 * 100042/100

+0,03 * 124742/100

-8,0

 

-37,4

Изменение уровня отпускных цен  на продукцию

-0,1 * 100042/100

-0,12 * 124742/100

+100

 

+149,7

Итого

 

-18,0

-87,3


 

 

Как видно из расчета, за счет влияния  себестоимости на экономические  показатели сумма прибыли снижена  на 18 тыс.руб в 2002 году и на 87,3 тыс.руб  в 2003 году.

Следующим важным показателем деятельности промышленного предприятия является качество продукции. Высокий уровень  качества продукции способствует повышению  спроса на нее и увеличению суммы  прибыли не только за счет объема продукции, но и за счет более высоких цен.

Проведем анализ качества реализованной  продукции ОАО «Виктория» за период с 2001 по 2003 годы. Рассчитаем долю продукции  каждого сорта и средневзвешенную цену изделий в сопоставимых условиях.

 Расчет влияния сортности  продукции на изменение средней  цены можно выполнить методом  цепной подстановки, когда сравнивается  сумма выручки за общий объем  фактически реализованной продукции  при ее плановом и фактическом  сортовом составе (таблица 2.14, 2.15). Полученную разность разделим  на общее количество фактически  реализованной продукции и узнаем, как изменилась средняя цена  за счет ее качества. Этот  расчет  представлен в виде формулы:

ВРусл = å(VРПф *УДф) * Цпл

Реализация  чулочных изделий 2002 год:

I сорта ВРусл1 = (7983  * 89,1%)*8,58 = 61028,3 тыс.руб

II сорта ВР усл1 =  (7983*10,9%) *8,0 = 6961,2 тыс.руб

ВРусл2 = å(VРПобщф *УДпл) * Цпл

Iсорт ВРусл2 = (7983 * 90.1%) * 8,58 = 61713,2 тыс.руб

II сорт ВРусл2 = (7983 * 9,9%) *8,0 = 6961,2 тыс.руб

DЦ = ВРусл1 -  ВРусл2/ VРП общф = 67989,5 – 68035,7/7983 = -0,01 руб

Реализация трикотажных изделий 2002 год

I сорта ВРусл1 =  (2004*90,8)*22 =40031,9 тыс.руб

II сорта ВР усл1 =  (2004*9,2)*20,9=3853,3 тыс.руб

ВРусл2 = å(VРПобщф *УДпл) * Цпл

Iсорт ВРусл2 = (2004 * 81,5) * 22 = 35931,7 тыс.руб

II сорт ВРусл2 = (2004 * 18,5)* 20,9 = 7748,5 тыс.руб

DЦ = ВРусл1 -  ВРусл2/ VРП общф = 43885,2 –43680,2/2004 = +0,10 руб

Реализация  чулочных изделий 2003 год:

I сорта ВРусл1 =  (7093*92,7) * 8,95 = 58848,1 тыс.руб

II сорта ВР усл1 =  (7093*7,3)*8,49 = 4396,0 тыс.руб

ВРусл2 = å(VРПобщф *УДпл) * Цпл

Iсорт ВРусл2 = (7093 * 89,1)*8,95 = 56562,8 тыс.руб

II сорт ВРусл2 = (7093 * 10,9) * 8,49 = 6563,9 тыс.руб

DЦ = ВРусл1 -  ВРусл2/ VРП общф = 63244,1 – 63126,7/7093 = +0,02 руб

Реализация трикотажных изделий 2003 год

I сорта ВРусл1 =  (1968 * 70,1) * 27   = 37248,3 тыс.руб

II сорта ВР усл1 =  (1986 * 29,9) * 25 = 14710,8 тыс.руб

ВРусл2 = å(VРПобщф *УДпл) * Цпл

Iсорт ВРусл2 = (1968 * 90,8) *27 = 48247,5 тыс.руб

II сорт ВРусл2 = (1968 * 9,2)*25 = 4526,4 тыс.руб

DЦ = ВРусл1 -  ВРусл2/ VРП общф = 51959,1- 52773,9/1968 = -0,4

 

Таблица 2.14 Расчет влияния качества продукции на его среднюю  цену реализации 2002 год

Сорт

цена

Объем реализованной продукции

Удельный вес сортов,%

Факт.

объем

При плано

вой

сортности

Выручка от реализации, тыс.руб

При фактич.сортности

При базис-ной

По цене 1 сорта

2001

2002

2001

2002

2001

2002

Чулочно-носочная продукция

I

8,58

6214

7113

90,1

89,1

7192,7

61028,3

61713,2

53316,1

61029,5

II

8,00

680

870

9,9

10,9

790,3

6961,2

6322,5

5834,4

7464,6

итого

6894

7983

100

100

7983

67989,5

68035,7

59150,5

68494,1

Трикотажная продукция

I

22,0

1544

1820

81,5

90,8

1633,3

40031,9

35931,7

33968

40040

II

20,9

350

184

18,5

9,2

370,7

3853,3

7748,5

7700

4048

итого

1894

2004

100

100

2004

43885,2

43680,2

41668

44088

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия