Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
Исходя из вышеизложенного, актуальность выбранной темы дипломной работы «Анализ рентабельности предприятия и ее влияние на конкурентноспособность» обусловлена необходимостью развития предприятия в условиях рыночной экономики и важностью данной проблемы для страны в целом.
Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия
1.1Понятие рентабельности
1.2.Виды рентабельности
1.3.Система показателей рентабельности
1.4.Методика анализа рентабельности предприятия
ГЛАВА 2 Анализ рентабельности предприятия на примере ИП Панферов Р.С. магазин «Странник»
2.1 Краткая характеристика деятельности магазин «Странник»
2.2 Анализ рентабельности собственного капитала
2.3 Анализ рентабельности продукции
2.4 Анализ рентабельности продаж
2.5 Анализ рентабельности активов
ГЛАВА 3 Основные направления повышения рентабельности предприятия
3.1 Разработка мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 154.88 Кб (Скачать файл)

Найдем сумму прибыли при  фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для  этого скорректируем плановую сумму  прибыли на  коэффициент выполнения плана по реализации продукции:

Если бы не изменилась величина остальных  факторов, сумма прибыли 2002 года увеличилась  бы на 13,6% и составила 13486,6 тыс.руб (11872 * 1,136), а сумма прибыли 2003 года должна была уменьшиться на 9,3% и составить 2511,5 тыс.руб (2769* 0,907) (Пусл1).

Теперь определим сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  себестоимости и  ценах предыдущего (базисного года). Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат: å(VРПф * Цп) – å(VРПф * Спл).

Прибыль (Пусл2) при таких условиях сотавит:

В 2002 году - 29210,4 тыс.руб

7983 * 8,52 = 68015,2 тыс.руб – выручка  от реализации чулочно-насочных  изделий;

2004 * 21,8 = 43687,2 тыс.руб – выручка  от реализации трикотажных изделий;

Выручка при ценах базисного  года в целом по предприятию составит 111702,4 тыс.руб.

Пусл2 = 111702,4 – 82492 = 29210,4 тыс.руб.

Условная прибыль (Пусл2) 2003 составит 2961,1 тыс.руб:

115870,1 – 112909 = 2961,1 тыс.руб., где 115870 – выручка при ценах 2002 года  в целом по предприятию (63127,7 + 52742,4):

ВР от реализации чулочной продукции = 7093*8,90 = 63127,7 тыс.руб,

ВР трикотажных изделий = 1968 * 26,80 = 52742,4 тыс.руб.

Подсчитаем сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме реализованной  продукции, структуре и ценах, но при себестоимости базисного  года. Для этого от фактической  суммы выручки вычтем условную сумму  затрат:

П усл.3 = å(VРПф * Цф) - å(VРПф * Спл)

Условная прибыль 2002 года составит 42289 тыс.руб:

71048,7 - 42960,2 = 28088,5 тыс.руб – от  реализации чулочно-носочной продукции;

53732,3 – 39531,8 = 14200,5 тыс.руб – от  реализации трикотажных изделий;

П усл3 = 28088,5 +14200,5 = 42289 тыс.руб. – в  целом по предприятию.

Условная прибыль 2003 года составит 17857 тыс.руб:

69511,4 – 63800,2 = 5711,2 тыс.руб – от  реализации чулочных изделий;

61254,6 – 49108,8 = 12145,8 тыс.руб – от  реализации трикотажных изделий;

Пусл3 = 5711,2 + 12145,8 = 17857 тыс.руб.

Рассмотрим, как изменилась прибыль  от влияния факторов первого уровня:

За счет объема продаж :

D ПVрп =  Пусл1 – Пб, где Пб – прибыль базисного (предыдущего) года

В 2002 году D ПVрп = 13486,6 – 17550 = - 4063,4 тыс.руб

В 2003 году D ПVрп = 2511,5 –11872 = - 9360,5 тыс.руб

За счет структуры товарной продукции:

DПстр = Пусл2 – Пусл1

в 2002 году DПстр = 29210,4 – 13486,6 = +15723,8

в 2003 году DПстр = 2961,1 – 2511 = +449,6

За счет средних цен реализации:

DПц = Пусл3 – Пусл2

в 2002 году DПц = 42289-29210,4 = +13078,6

в 2003 году DПц = 17857 – 2961,1 = +14895,9

За счет себестоимости реализованной  продукции:

DПс = Пф – Пусл3

В 2002 году DПс = 11872 – 42289 = - 30417

В 2003 году DПс = 2769 –17857 = - 15088

Итого в 2002 году DП = - 4063,4 + 15723,8 + 13078,6 – 30417 = - 5678

В 2003 году DП = - 9360,5 + 449,6 + 14895,9 – 15088 = - 9103

Результаты расчетов показали, что  изменение структуры товарной продукции  способствовало увеличению суммы прибыли 2002 года на 15723,8 тыс.руб, увеличение  среднереализационных  цен позволило  увеличить прибыль на 13078,6 тыс.руб, а за счет повышения себестоимости  продукции сумма прибыли была сокращена на 30417 тыс.руб. В целом  в 2002 году по сравнению к 2001 году прибыль  на предприятии снизилась на 5678 тыс.рублей.

В 2003 году увеличение суммы прибыли  произошло в основном за счет увеличения среднереализационных цен на 14895,9 тыс.руб, но за счет повышения себестоимости  сумма прибыли снизилась на 15088 тыс.руб. В  целом по предприятию  за 2003 год произошло снижение прибыли  на 9103 тыс.рублей.

Проанализируем динамику прибыли  от реализации отдельных видов продукции. Факторная модель  расчета прибыли  от  реализации отдельных видов  продукции будет иметь вид:

П = VРПi * (Цi  - Сi)

Проведем методику расчета влияния  факторов способом цепных подстановок:

Для  реализации чулочно-носочных изделий:

Пбаз. = 6894 (8,52 – 6,23) = 15787,3 тыс.руб

П усл1 = VРПф * (Цб –Сб) = 7983 (8,52-6,23) = 18281,1 тыс.руб  в 2002 году;

Пусл1 – 7093 (8,90 – 7,99)  = 6454,6 тыс.руб в 2003 году.

Пусл2 = VРПф (Цф – Сб) = 7983(8,90 – 6,23) = 21314,6 тыс.руб – 2002 год

Пусл2 = 7093 (9,8 –8,9) = 6383,7 тыс.руб – 2003 год

DПобщ = Пф – Пб

DПобщ  2002 года = 7248,5 – 15787,3 = -8538,8

DПобщ 2003 года = 2220 – 7248,5 = - 5028,5 тыс.руб

VРП = Пусл1  - Пб

2002 год  18281,1 – 15787,3 = +2493,8 тыс.руб

2003 год – 6454,6 – 7248,5 = - 793,9 тыс.руб

ц = Пусл2 - Пусл1

2002 год   21314,6 – 18281,1 = +3033,5 тыс.руб

2003 год   6383,7 – 6454,6 = -70,9 тыс.руб

DПс = Пф – Пусл2

2002 год   7248,5 – 21314,6 = - 14066,1 тыс.руб

2003 год 2220 – 6383,7 =  - 4163,7 тыс.руб

DПобщ = DПVрп + DПц + DПс

2002 г DПобщ = 2493,8 + 3033,5 + (-14066,1) = - 8538,8

2003 г DПобщ = (-793,9) + (-70,9) + (-4163,7) = - 5028,5 тыс.руб

На динамику прибыли от реализации чулочно-носочных изделий в 2002 году положительное влияние оказало  увеличение среднереализационных цен (3033,5 тыс.руб) и увеличение  объема продаж (2493,8 тыс.руб), отрицательное  влияние оказывает увеличение себестоимости  – прибыль снизилась на 14066,1 тыс.руб.

В 2003 году произошло снижение суммы  прибыли за счет всех факторов. Основное влияние оказано  повышением себестоимости  продукции, которое повлекло за собой  снижение  прибыли на 4163,7  тыс.руб.  

Рассмотрим изменение суммы  прибыли от реализации трикотажных  изделий:

Пбаз = 1894 (21,8 – 20,87 ) = 1761,4 тыс. руб.

Пусл1 = 2004 (21,8 –20,87) =  1893,7 тыс.руб. – 2002 год

Пусл1 = 1968 (26,8 – 24,5) = 4546,1 тыс.руб - 2003  год;

Пусл2 = 2004 (26,8 – 20,87) = 11903,8 тыс.руб    - 2002 год

Пусл2  = 1968 (31,13 – 24,5) = 13047,8 тыс.руб – 2003 год;

Пф = 2004 (26,8 – 24,5) = 4629,2 тыс.руб – 2002 год

Пф = 1968 (31,13 – 30,85) = 551,0 тыс.руб – 2003  год

общ = 4629,2 – 1761,4 = +2867,8 тыс.руб - 2002 год

общ = 551,0 – 4629,2 = - 4078,2 тыс.руб    - 2003 год

VРП = 1863,7 – 1761,4 = + 102,3 тыс.руб - 2002  год

VРП   = 4546,1 –4629,2 = -83,1тыс.руб – 2003 год;

ц = 11903,8 – 1863,7 = + 10040,1 тыс.руб – 2002 год

ц = 13047,8 – 4546,1 = + 8501,7 тыс.руб -  2003 год;

DПс = 4629,2 – 11903,8 = - 7274,6 тыс.руб  - 2002  год

DПс = 551 – 13047,8 = - 12496,8 тыс.руб – 2003 год.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

На динамику  прибыли от реализации трикотажных изделий в 2002 году положительное влияние оказывает рост объема  продаж  (102,3 тыс.руб),   увеличение среднереализационных цен (10040,1 тыс.руб), негативное влияние оказывает повышение себестоимости товарной продукции (7274,6 тыс.руб).

В 2003 году за счет повышения среднереализационных цен прибыль увеличилась на 8501,7 тыс.руб., за счет снижения объема продаж прибыль снизилась  на 83,1 тыс.руб., за счет увеличения себестоимости продукции  прибыль снизилась  на 12496,8 тыс.рублей.(таблица 2.6).

Таблица 2.6 Факторный анализ прибыли  от реализации отдельных видов продукции

Вид продукции

Отклонение от плановой прибыли. 2002год  тыс.руб 

Отклонение от прибыли 2003 год, тыс.руб

общ

В том числе

общ

В том числе

VПР

Ц

С

VПР

Ц

С

Чулочно-носочные

8538,8

2493,8

3033,5

-14066,1

-5028,5

-739,9

-70,9

-4163,

Трикотажные

2867,8

102,3

10040,1

-7274,6

-4078,2

-83,1

8501,7

-12496,8


 

На основании полученных результатов  рассчитаем уровень рентабельности производственной деятельности в     целом по предприятию.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

R = П (при VРПобщ, УДi, Цi, Ci) / И (при VРП общ, Удi, * Сi)

Расчет влияния факторов первого  порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепных подстановок, используя данные таблиц 2.3, 2.4, 2.6:

Rпл = Ппл / Ипл  = 17550/82492 * 100 = 21,3%,

Rусл1 = Пусл1/ Иусл (при VРПфобщ, УДпл, * Спл) = 13486,6 / 82492 * 1,136 = 14,4%;

Rусл2 = Пусл2усл(при VРПфобщ, УДф * Спл) = 29210,4/82492  * 100 = 35,4%

Rусл3 = Пусл3/ Иусл = 42289/82492  * 100 = 51,3%

R2002 = Пфф = 11872/112909 * 100 = 10,5%

DRобщ = Rф -  Rб = 10,5 – 21,3 = - 10,8%

DRVРП = Rусл1 – Rб = 14,4 – 21,3 = - 6,9%

DRуд = Rусл2 – Rусл1 = 35,4 –14,4 = +21%

DRц = Rусл3 – Rусл2 = 51,3 – 35,4 = +15,9%

DRс = Rф - Rусл3 = 10,5 –51,3 = - 40,8%

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что рентабельность 2002 года снизилась на 10,8% к уровню рентабельности 2001 года. Рост себестоимости реализованной  продукции на 30417 тыс.руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 40,8%. Повышение  среднего уровня цен и удельного  веса более рентабельных видов продукции  в общем объеме реализации увеличили  уровень рентабельности на 36,9% (21+15,9).

В 2003 годом уровень рентабельности от влияния факторов первого порядка  изменялся следующим образом:

Rусл1 = Пусл1/ Иусл (при VРПфобщ, УДпл, * Спл) = 2511,5/112909 * 0,907 = 2,5%;

Rусл2 = Пусл2усл(при VРПфобщ, УДф * Спл)= 2961,1/112909 = 2,6%;

Rусл3 = Пусл3/ Иусл = 17857/112909 = 15,8%;

R2003 = Пфф = 2769/127997 = 2,2%

DRобщ = Rф -  Rб = 2,2 – 10,5 = -8,3%

DRVРП = Rусл1 – Rб = 2,5 – 10,5 = -8,0;

DRуд = Rусл2 – Rусл1 = 2,6 – 2,5 = +0,1%

DRц = Rусл3 – Rусл2 = 15,8 – 2,6 = + 13,2%;

DRс = Rф - Rусл3 = 2,2 – 15,8 = - 13,6%

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что уровень рентабельности производственной деятельности в 2003 году снизился на 8,3% к уровню 2002 года. Снижение объема реализованной продукции  на 926 усл.ед. повлекло за собой снижение уровня рентабельности на 8%, рост себестоимости  реализованной продукции на 15088 тыс.руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 13,6%. Положительный эффект получен  от повышения уровня среднереализационных цен – повышение уровня рентабельности на 13,2%.

Затем сделаем факторный анализ по каждому виду продукции используя  формулу:

Ri= Пi/Иi = VРПi(Цi –Сi)/VРПi * Сi = Цi – Сi/Сi = Цi/Сi   - 1

По данным таблицы 2.7 рассчитаем влияние  факторов на изменение уровня рентабельности по каждому виду продукции способом цепных подстановок.

 

Таблица 2.7 Факторный анализ рентабельности производственной деятельности

Вид продукции

Средняя цена реализации, руб

Себестоимость ед.продукции, руб

Рентабельность, %

2001

2002

2003

2001

2002

2003

2001

2002

2003

Чулочно-носочные

8,52

8,9

9,8

6,23

7,99

9,49

36,8

11,4

3,3

трикотажные

21,8

26,8

31,13

20,87

24,5

30,85

4,5

9,4

0,9

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия