Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
Исходя из вышеизложенного, актуальность выбранной темы дипломной работы «Анализ рентабельности предприятия и ее влияние на конкурентноспособность» обусловлена необходимостью развития предприятия в условиях рыночной экономики и важностью данной проблемы для страны в целом.
Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия
1.1Понятие рентабельности
1.2.Виды рентабельности
1.3.Система показателей рентабельности
1.4.Методика анализа рентабельности предприятия
ГЛАВА 2 Анализ рентабельности предприятия на примере ИП Панферов Р.С. магазин «Странник»
2.1 Краткая характеристика деятельности магазин «Странник»
2.2 Анализ рентабельности собственного капитала
2.3 Анализ рентабельности продукции
2.4 Анализ рентабельности продаж
2.5 Анализ рентабельности активов
ГЛАВА 3 Основные направления повышения рентабельности предприятия
3.1 Разработка мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 154.88 Кб (Скачать файл)

Резерв повышения уровня рентабельности инвестируемого капитала может быть подсчитан по формуле:

Р­R  = (БПф + Р­БП) / S Кф - Р¯ К + ДК  х 100 – Rф, где

БП – балансовая сумма прибыли;

Р­БП – резерв  увеличения балансовой суммы прибыли;

SКф – фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала;

Р¯К – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;

ДК – дополнительная сумма основного  и оборотного капитала, необходимая  для освоения резервов роста прибыли.

 

1.4. Взаимосвязь рентабельности  и конкурентоспособности  предприятия

 

Конкуренция  -  основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса  и снижения издержек производства и  цен. Побуждая предприятия снижать  свои производственные затраты, приводя  к ликвидации обременительных для  общества убыточных производств, конкуренция  способствует интенсификации, повышению  эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция  создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов.

Одним из основополагающих принципов  рыночной экономики является свободная  конкуренция товаропроизводителей.

Конкуренция – это борьба между  производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и  сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской  деятельности.

В соответствии с методами осуществления  различают ценовую и неценовую  конкуренцию.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товара более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более  высокой производительностью, а  также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эстетичность и безопасность. Все большую роль стали играть в конкурентной борьбе надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товаров, ее престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение  услуг по более низким ценам, чем  другие конкуренты. В условиях цивилизованного  рынка снижение цены происходит за счет либо снижения издержек производства, либо уменьшения прибыли. Мелкие и средние  фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую  долю прибыли. Крупные монополии  подчас вообще отказываются от получения  прибыли, с тем чтобы с помощью  низких цен на соответствующий товар  полностью вытеснить конкурентов  с рынка, в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки. Такой метод конкурентной борьбы использовала в свое время  американская компания «Кока-Кола»  при вторжении на рынки стран  Латинской Америки, позже таким  же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и страны Западной Европы.

В последнее время к ценовой  конкуренции вновь возрос интерес  в развитых странах в связи  с внедрением ресурсосберегающей техники  и экономии на издержках производства.

Отечественные предприятия, как правило, чаще всего используют метод ценовой  конкуренции. При этом главной задачей  для предприятий становится обоснование  такой величины объема продаж продукции  или доли рынка для предприятия, при которой его производство обеспечит получение максимальной прибыли.

Для решения этой задачи предприятию  следует определить оптимальную  величину расходов на производство, и  сбыт продукции для обеспечения  получения прибыли при сложившимся  уровне цен на рынке, которого предприятие может достичь для своей продукции. В свою очередь при оценке расходов производства и сбыта продукции основное внимание надо направить на выявление всех тех затрат, с которыми реально связаны производство и сбыт данной продукции, а также на выявление и анализ тех статей затрат, величина которых может измениться при изменении объемов выпуска (продаж) продукции в результате изменения цен.

Ценовая стратегия должна быть согласована  с главными финансовыми целями предприятия, принятыми на ближайшее время  и перспективу.

В соответствии с финансовым планом предприятие определяет точку безубыточности (предел рентабельности), обосновывает минимальный уровень прибыльности, необходимый при продаже каждого  вида продукции, величину вклада на покрытие и оценивает запас финансовой прочности. При решении этих задач  приоритетной является задача по обеспечению  наибольшего объема прибыльности и  максимизации показателей рентабельности продаж, чистого собственного капитала и рентабельности всех активов.

Каждое предприятие (которое уделяет  внимание этим вопросам) устанавливает  на основе учета затрат три типа цен: предельные цены в соответствии с величиной переменных затрат; затратные  цены, которые обеспечивают безубыточность продаж (соответствуют точке безубыточности); плановые цены, устанавливаемые с  учетом оценки состояния рынка.

Предельные цены покрывают только те затраты, которые непосредственно  связаны с производством продаваемого изделия. Продажа продукции по цене, близкой к предельной, позволяет  обеспечить полную загрузку производственных мощностей предприятия при условии, что предприятие уже покрыло  все постоянные затраты и способно осуществить дополнительный выпуск продукции без увеличения постоянных затрат.

Затратная цена обеспечивает полное покрытие расходов в расчете на конкретный объем продаж (на уровне безубыточности) и не может быть использована при других объемах продаж. Затратный метод ценообразования влечет за собой опасность серьезных финансовых просчетов, так как себестоимость изделия соответствует лишь определенному объему выпуска и продаж.

При установлении плановых цен очень  часто предприятия не принимают  во внимание зависимость объема продаж от цены. Обычно на практике используют два подхода к ценообразованию: ориентацию на потребителей (на основе анализа поведения потребителей назначают максимальную цену, которую  потребители готовы заплатить) и  ориентацию на конкурентов (на основе анализа цен на аналогичную продукцию  у конкурентов устанавливают  свою цену в соответствии с ранее  определенной позицией своего товара на рынке – ценовое лидерство  или следование за конкурентами). Такой  подход к ценообразованию называют рыночным, так цена определяется рынком, а затраты предприятия должны окупаться не за счет прибавления  к ним определенной нормы прибыли, а за счет улучшения качества продукции, увеличения объема продаж, снижения расходов и затрат, то есть  за счет интенсификации деятельности предприятия.

Предприятие должно рассчитывать величину прибыли и рентабельность от производства единицы каждого вида продукции  при существующей цене, величину роста  объема продаж каждого вида продукции, в случае снижения ее цены (при этом необходимо учитывать, что рост объема выпуска продукции снижает долю постоянных затрат, и влияет на снижение себестоимости единицы продукции), а также предельное сокращение объема продаж продукции предприятия в  случае повышения ее цены.

 

2. Анализ рентабельности предприятия  на примере ОАО «Биробиджанская  промышленно-торговая трикотажная  фирма «Виктория»

 

2.1 Краткая характеристика предприятия

 

 Организационно-правовая форма  ОАО «Биробиджанская промышленно-торговая  трикотажная фирма «Виктория» -  акционерное общество открытого  типа.

Учредительным документом ОАО «Виктория» является устав, утвержденный учредителями

Высшим органом управления ОАО  «Виктория» является общее собрание акционеров. Руководство деятельностью  предприятия осуществляет Совет  директоров (наблюдательный совет) из 7 человек. Исполнительным коллегиальным  органом, осуществляющим руководство  текущей деятельностью АОО, является правление, состоящее из 12 человек.

ОАО «Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма «Виктория» ведет  свою историю с 1967 года, когда государственной  комиссией были приняты в эксплуатацию мощности по производству чулочно-носочных и трикотажных изделий.

В 1993 году чулочно-трикотажная фабрика  была преобразовано в акционерное  общество открытого типа.

Основной вид деятельности предприятия  на протяжении уже 36 лет остается неизменным – это выпуск чулочно-насочных изделий, бельевого и верхнего трикотажа.

В состав предприятия входят два  основных производства: чулочное и  бельевое, объединяющее  шесть основных цехов: два вязальных, два красильно-отделочных, кеттельно-статечный, закройно-швейный.

На предприятии установлено  более 900 единиц  основного кругловязального и чулочно-вязального оборудования, 82 единицы отделочного оборудования и 281 единица раскройно-швейного оборудования различных марок, классов, систем и диаметров. Процент износа производственного оборудования по состоянию на 01.01.2004 года составил 67,3%.

Предприятие перерабатывает в год  более 700 тонн различных видов сырья: хлопчатобумажную полиамидную и  полиэфирную нить, нить вискозную. Освоен выпуск изделий из полиамидной и  хлопчатобумажной нити с вложением  эластана (высокоэластичной нитью, аналогом лайкры).  Сырье поставляется из г.Иваново  и г.Москвы.

Ассортимент изделий, выпускаемых  предприятием, охватывает все возрастные группы и размерроста и насчитывает  более 40 наименований, широкой цветовой гаммы: чулки женские  и детские, носки, колготки детские и женские; нижнее белье, сорочки и пижамы, ползунки и распашонки; джемпера, брюки детские  и мужские и т.д.

Продукция предприятия известна широкому кругу потребителей Бурятии, Читинской, Амурской, Магаданской, Сахалинской  областей; Хабаровского, Приморского  краев; Якутии. Для расширения рынка  сбыта и увеличения объема реализации продукции в г.Биробиджане открыты  два фирменных магазина.

На предприятии действует накопительная  система скидок на продукцию предприятия, отпускаемую со склада готовой продукции  за наличный и безналичный расчет:

-    от 30000 рублей до 60000 рублей  – скидка 2%

  • от 60000 рублей до 100000 рублей – скидка 4%;
  • от 100000 рублей до 300000 рублей – скидка 6%;
  • от 300000 рублей и выше – скидка 8%.

Численность работающих в  ОАО «Виктория» по состоянию на 01.01.2004 года  составила 507 человек, из них промышленно-производственный персонал – 487 человек. Схема структуры  управления представлена на рисунке 2.1.














 




 




 






 

 

Рисунок 2.1 Схема структуры управления ОАО «Виктория»

2.2 Анализ рентабельности деятельности  ОАО «Виктория»

 

Для оценки эффективности деятельности предприятия рассчитаем рентабельность деятельности ОАО «Виктория» за 2001, 2002, 2003 годы и проведем анализ полученных показателей. Для расчета показателей  рентабельности используем данные бухгалтерских  балансов и отчетов о прибылях и убытках.

Таблица 2.1 Исходные данные для расчета  показателей рентабельности, тыс.руб

Показатели

2001

2002

2003

1. Средняя стоимость активов  (стр.300 ф.1)

67496

76784

75619

2. Средняя стоимость внеоборотных  активов (стр.190 ф.1)

23159

27352

23791

3. Средняя стоимость оборотных  активов (стр.290 ф.1)

44337

49432

51828

4. Средняя стоимость собственного  капитала (стр.490-450  ф.1)

54342

62948

67953

5. Коэффициент фондоемкости  продукции  (стр2 : стр7) *100

23,0

22,0

18,0

6. Коэффициент закрепления оборотных  средств (стр.3 : стр.7)*100

44,0

40,0

40,0

7. Выручка от продаж (стр 010 ф.2)

100042

124742

130766

8. Себестоимость реализованной  продукции (стр.020+030+040 ф.2)

82492

112881

127997

9. Прибыль от продаж (стр.050 ф.2)

17550

11861

2769

10. Чистая прибыль от всех  видов деятельности (стр.190 ф.2)

13732

11790

6044

11. Прибыль на рубль реализованной  продукции (стр.10 : стр.7)*100

14,0

10,0

5,0


 

Используя данные таблицы 2.1, рассчитаем рентабельность активов, собственного капитала, продаж и производственной деятельности

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия