Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:54, дипломная работа
Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
Исходя из вышеизложенного, актуальность выбранной темы дипломной работы «Анализ рентабельности предприятия и ее влияние на конкурентноспособность» обусловлена необходимостью развития предприятия в условиях рыночной экономики и важностью данной проблемы для страны в целом.
Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия
1.1Понятие рентабельности
1.2.Виды рентабельности
1.3.Система показателей рентабельности
1.4.Методика анализа рентабельности предприятия
ГЛАВА 2 Анализ рентабельности предприятия на примере ИП Панферов Р.С. магазин «Странник»
2.1 Краткая характеристика деятельности магазин «Странник»
2.2 Анализ рентабельности собственного капитала
2.3 Анализ рентабельности продукции
2.4 Анализ рентабельности продаж
2.5 Анализ рентабельности активов
ГЛАВА 3 Основные направления повышения рентабельности предприятия
3.1 Разработка мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
Заключение
Список использованной литературы
Резерв повышения уровня рентабельности инвестируемого капитала может быть подсчитан по формуле:
РR = (БПф + РБП) / S Кф - Р¯ К + ДК х 100 – Rф, где
БП – балансовая сумма прибыли;
РБП – резерв увеличения балансовой суммы прибыли;
SКф – фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала;
Р¯К – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;
ДК – дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.
1.4. Взаимосвязь рентабельности
и конкурентоспособности
Конкуренция - основа рыночной
экономики, мощный стимул экономического
роста, улучшения качества продукции,
ускорения научно-технического прогресса
и снижения издержек производства и
цен. Побуждая предприятия снижать
свои производственные затраты, приводя
к ликвидации обременительных для
общества убыточных производств, конкуренция
способствует интенсификации, повышению
эффективности общественного
Одним из основополагающих принципов
рыночной экономики является свободная
конкуренция
Конкуренция – это борьба между
производителями или
В соответствии с методами осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Неценовая конкуренция предполагает предложение товара более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эстетичность и безопасность. Все большую роль стали играть в конкурентной борьбе надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товаров, ее престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль.
Ценовая конкуренция предполагает
продажу товаров или
В последнее время к ценовой конкуренции вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающей техники и экономии на издержках производства.
Отечественные предприятия, как правило,
чаще всего используют метод ценовой
конкуренции. При этом главной задачей
для предприятий становится обоснование
такой величины объема продаж продукции
или доли рынка для предприятия,
при которой его производство
обеспечит получение
Для решения этой задачи предприятию
следует определить оптимальную
величину расходов на производство, и
сбыт продукции для обеспечения
получения прибыли при
Ценовая стратегия должна быть согласована с главными финансовыми целями предприятия, принятыми на ближайшее время и перспективу.
В соответствии с финансовым планом
предприятие определяет точку безубыточности
(предел рентабельности), обосновывает
минимальный уровень
Каждое предприятие (которое уделяет
внимание этим вопросам) устанавливает
на основе учета затрат три типа
цен: предельные цены в соответствии
с величиной переменных затрат; затратные
цены, которые обеспечивают безубыточность
продаж (соответствуют точке
Предельные цены покрывают только
те затраты, которые непосредственно
связаны с производством
Затратная цена обеспечивает полное покрытие расходов в расчете на конкретный объем продаж (на уровне безубыточности) и не может быть использована при других объемах продаж. Затратный метод ценообразования влечет за собой опасность серьезных финансовых просчетов, так как себестоимость изделия соответствует лишь определенному объему выпуска и продаж.
При установлении плановых цен очень часто предприятия не принимают во внимание зависимость объема продаж от цены. Обычно на практике используют два подхода к ценообразованию: ориентацию на потребителей (на основе анализа поведения потребителей назначают максимальную цену, которую потребители готовы заплатить) и ориентацию на конкурентов (на основе анализа цен на аналогичную продукцию у конкурентов устанавливают свою цену в соответствии с ранее определенной позицией своего товара на рынке – ценовое лидерство или следование за конкурентами). Такой подход к ценообразованию называют рыночным, так цена определяется рынком, а затраты предприятия должны окупаться не за счет прибавления к ним определенной нормы прибыли, а за счет улучшения качества продукции, увеличения объема продаж, снижения расходов и затрат, то есть за счет интенсификации деятельности предприятия.
Предприятие должно рассчитывать величину
прибыли и рентабельность от производства
единицы каждого вида продукции
при существующей цене, величину роста
объема продаж каждого вида продукции,
в случае снижения ее цены (при этом
необходимо учитывать, что рост объема
выпуска продукции снижает долю
постоянных затрат, и влияет на снижение
себестоимости единицы
2. Анализ рентабельности
2.1 Краткая характеристика
Организационно-правовая
Учредительным документом ОАО «Виктория» является устав, утвержденный учредителями
Высшим органом управления ОАО «Виктория» является общее собрание акционеров. Руководство деятельностью предприятия осуществляет Совет директоров (наблюдательный совет) из 7 человек. Исполнительным коллегиальным органом, осуществляющим руководство текущей деятельностью АОО, является правление, состоящее из 12 человек.
ОАО «Биробиджанская промышленно-
В 1993 году чулочно-трикотажная фабрика была преобразовано в акционерное общество открытого типа.
Основной вид деятельности предприятия на протяжении уже 36 лет остается неизменным – это выпуск чулочно-насочных изделий, бельевого и верхнего трикотажа.
В состав предприятия входят два основных производства: чулочное и бельевое, объединяющее шесть основных цехов: два вязальных, два красильно-отделочных, кеттельно-статечный, закройно-швейный.
На предприятии установлено более 900 единиц основного кругловязального и чулочно-вязального оборудования, 82 единицы отделочного оборудования и 281 единица раскройно-швейного оборудования различных марок, классов, систем и диаметров. Процент износа производственного оборудования по состоянию на 01.01.2004 года составил 67,3%.
Предприятие перерабатывает в год более 700 тонн различных видов сырья: хлопчатобумажную полиамидную и полиэфирную нить, нить вискозную. Освоен выпуск изделий из полиамидной и хлопчатобумажной нити с вложением эластана (высокоэластичной нитью, аналогом лайкры). Сырье поставляется из г.Иваново и г.Москвы.
Ассортимент изделий, выпускаемых предприятием, охватывает все возрастные группы и размерроста и насчитывает более 40 наименований, широкой цветовой гаммы: чулки женские и детские, носки, колготки детские и женские; нижнее белье, сорочки и пижамы, ползунки и распашонки; джемпера, брюки детские и мужские и т.д.
Продукция предприятия известна широкому
кругу потребителей Бурятии, Читинской,
Амурской, Магаданской, Сахалинской
областей; Хабаровского, Приморского
краев; Якутии. Для расширения рынка
сбыта и увеличения объема реализации
продукции в г.Биробиджане
На предприятии действует
- от 30000 рублей до 60000 рублей – скидка 2%
Численность работающих в ОАО «Виктория»
по состоянию на 01.01.2004 года составила
507 человек, из них промышленно-
Рисунок 2.1 Схема структуры управления ОАО «Виктория»
2.2 Анализ рентабельности
Для оценки эффективности деятельности предприятия рассчитаем рентабельность деятельности ОАО «Виктория» за 2001, 2002, 2003 годы и проведем анализ полученных показателей. Для расчета показателей рентабельности используем данные бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках.
Таблица 2.1 Исходные данные для расчета показателей рентабельности, тыс.руб
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
1. Средняя стоимость активов (стр.300 ф.1) |
67496 |
76784 |
75619 |
2. Средняя стоимость |
23159 |
27352 |
23791 |
3. Средняя стоимость оборотных активов (стр.290 ф.1) |
44337 |
49432 |
51828 |
4. Средняя стоимость |
54342 |
62948 |
67953 |
5. Коэффициент фондоемкости продукции (стр2 : стр7) *100 |
23,0 |
22,0 |
18,0 |
6. Коэффициент закрепления |
44,0 |
40,0 |
40,0 |
7. Выручка от продаж (стр 010 ф.2) |
100042 |
124742 |
130766 |
8. Себестоимость реализованной продукции (стр.020+030+040 ф.2) |
82492 |
112881 |
127997 |
9. Прибыль от продаж (стр.050 ф.2) |
17550 |
11861 |
2769 |
10. Чистая прибыль от всех видов деятельности (стр.190 ф.2) |
13732 |
11790 |
6044 |
11. Прибыль на рубль |
14,0 |
10,0 |
5,0 |
Используя данные таблицы 2.1, рассчитаем рентабельность активов, собственного капитала, продаж и производственной деятельности