Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
Исходя из вышеизложенного, актуальность выбранной темы дипломной работы «Анализ рентабельности предприятия и ее влияние на конкурентноспособность» обусловлена необходимостью развития предприятия в условиях рыночной экономики и важностью данной проблемы для страны в целом.
Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия
1.1Понятие рентабельности
1.2.Виды рентабельности
1.3.Система показателей рентабельности
1.4.Методика анализа рентабельности предприятия
ГЛАВА 2 Анализ рентабельности предприятия на примере ИП Панферов Р.С. магазин «Странник»
2.1 Краткая характеристика деятельности магазин «Странник»
2.2 Анализ рентабельности собственного капитала
2.3 Анализ рентабельности продукции
2.4 Анализ рентабельности продаж
2.5 Анализ рентабельности активов
ГЛАВА 3 Основные направления повышения рентабельности предприятия
3.1 Разработка мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению рентабельности магазин «Странник»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 154.88 Кб (Скачать файл)

 

Рентабельность чулочно-носочных изделий рассчитана по формуле:

Для 2001 года (базисный) R = Ц – С/С = 8,52 – 6,23/6,23 * 100 =  36,8%

Rусл = Цф – Сбб = 8,9 – 6,23/6,23 * 100 = 42,9%

Rф = Цф – Сфф = 8,9 – 7,99/7,99 * 100 = 11,4%

Рентабельность чулочно-носочных изделий в 2002 году снизилась на 25,4%. За счет повышения цены реализации рентабельность возросла на 6,1% (42,9 – 36,8), а из-за повышения себестоимости  реализованной продукции снизилась  на 31,5% (11,4 – 42,9).

В 2003 году рентабельность производства чулочно-носочных изделий по отношению  к 2002 году снизилась на 8,1%:

Rусл = Цф – Сбб  =  9,8-7,99/7,99 *100= 22,7%

Rф = Цф – Сфф  = 9,80 - 9,49/9,49 * 100 = 3,3%

За счет повышения среднереализационных цен уровень рентабельности  вырос  на  11,3% (22,7 – 11,4), а из-за повышения  себестоимости снизился на 19,4% (3,3 – 22,7).

Аналогичным образом рассчитаем динамику изменений уровня рентабельности трикотажных  изделий.

Для 2001 года (базисный) R = Ц – С/С = 21,8 – 20,87/20,87 * 100 = 4,5%

Rусл = Цф – Сбб = 26,8 – 20,87/20,87 * 100 = 28,4%

Rф = Цф – Сфф = 26,8 – 24,5/24,5 * 100 = 9,4% - 2002 год;

Rусл = Цф – Сбб  = 31,13 -24,5/24,5 * 100 = 27,1%

Rф = Цф – Сфф = 31,13 – 30,85/30,85 * 100 = 0,9%

DR 2002 = Rф – Rб = 9,4 – 4,5 = +4,9%

Как  видно из расчета, рентабельность трикотажных изделий в 2002 году увеличилась  по отношению к 2001 году на 4,9%. За счет повышения цены реализации уровень рентабельности вырос на 23,9% (28,4 – 4,5), а за счет увеличения себестоимости реализованных изделий снизился на 19% (9,4 – 28,4).

DR 2003 = Rф – Rб = 0,9 – 9,4 = - 8,5%

В 2003 году уровень рентабельности снизился на 8,5% по отношению к 2002 году, за счет роста цен произошло увеличение уровня рентабельности на 17,7% (27,1 – 9,4), за счет повышения себестоимости  уровень рентабельности снизился на 26,2% (0,9 – 27,1).

Из таблицы 2.7 видно, что на предприятии  более доходным (рентабельным) является производство чулочно-носочных изделий. Снижение уровня рентабельности производственной деятельности за 3 года на 33,5% чулочно-носочной продукции и  на 3,6% трикотажных  изделий связано с тем, что  рост себестоимости выпущенной продукции  опережает рост цен на продукцию. За период с 2001 года по 2003 год себестоимость  продукции в среднем увеличилась  в 1,5 раза, а цены в 1,3 раза при незначительном (1,03%) росте объема реализованной  продукции.

Проведем факторный анализ рентабельности продаж, используя детерминированную  факторную модель  в целом по предприятию и данные таблицы 2.5:

Rpn = П = f[VРПобщ, УДi, Цi, Сi]/ ВР = f[VРПобщ, УДi, Цi]

Rpn (б) = 17550/100042 * 100 = 17,5%

Rусл1 = Пусл1/ВРусл = 13486,6/(100042 * 1,136) * 100 = 11,9%

Rусл2 = Пусл2/ ВРусл = 29210,4/100042 * 100 = 29,2%

Rусл3 = Пусл3/ВР =  42289/100042 * 100 = 42,3%

R2002 = Пф/ВРф = 11872/124781 * 100 = 9,5%

DRобщ = Rф -  Rб = 9,5 – 17,5 = -8,0%

DRVРП = Rусл1 – Rб = 11,9 –17,5 = -5,6%

DRуд = Rусл2 – Rусл1 = 29,2 – 11,9 = 17,3%

DRц = Rусл3 – Rусл2 = 42,3 – 29,2 = 13,1%

DRс = Rф - Rусл3 = 9,5 – 42,3 = -32,8%

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что уровень рентабельности продаж в 2002 году снизился по сравнению  с 2001 годом на 8%. Самое негативное влияние оказал рост себестоимости  продукции (36,9% к уровню 2001 года), что  привело к снижению уровня рентабельности на 32,8%. За счет объема продаж рентабельность снизилась на 5,6%. Положительное влияние  на рост рентабельности оказывает повышение  реализационных цен (13,1%) и увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации.

Рентабельность продаж 2003 года составила:

Rусл1 = Пусл1/ВРусл = 2511,5/(124781 * 0,907) = 2,2%

Rусл2 = Пусл2/ ВРусл = 2961,1/124781 * 100 = 2,4%

Rусл3 = Пусл3/ВР =  17857/124781 * 100 = 14,3%

R2003 = Пф/ВРф = 2769/130766 * 100 = 2,1%

DRобщ = Rф -  Rб = 2,1 – 9,5 = - 7,4%

DRVРП = Rусл1 – Rб = 2,2 – 9,5 = -7,3%

DRуд = Rусл2 – Rусл1 = 2,4-2,2 = 0,2%

DRц = Rусл3 – Rусл2 = 14,3 – 2,4 = 11,9%

DRс = Rф - Rусл3 = 2,1 – 14,3 = -12,2%

Как видно из расчета, на уровень  рентабельности по-прежнему большое  влияние оказывают рост себестоимости (- 12,2%) и повышение цен (+11,9). За счет сокращения объема продаж рентабельность дополнительно снизилась на 7,3%.

Уровень рентабельности каждого вида продукции рассчитаем по формуле:

R = Пi/Врi = VРПi(Цi – Сi)/VРПi * Цi = Цi  -Ci/Цi

Для чулочно-носочных изделий:

R = Ц – С/Ц = 8,52 – 6,23/8,52  * 100 = 26,9%

Rусл = Цф – Сбф = 8,90-6,23/8,90 * 100 = 30,0%

Rф 2002г = 8,90 – 7,99/8,90 * 100 = 10,2%

Rусл = Цф – Сбф = 9,8 – 7,99/9,8 * 100 = 18,5%

Rф 2003г = Цф – Сфф = 9,8- 9,49/9,80 * 100 = 3,2%

Рентабельность  продаж чулочно-носочных изделий в 2002 году снизилась к  уровню 2001 года на 16,7%; в 2003 году по отношению  к 2002 году на 7%.  За счет повышения  цен уровень рентабельности увеличился на 3,1% в 2002 году (30-26,9) и на 8,3% в 2003 году (18,5 – 10,2). За счет повышения  себестоимости  уровень рентабельности снизился на 19,8% в 2002 году (10,2- 30) и на 15,3% в 2003 году (3,2 – 18,5).

Аналогичным образом  рассчитаем рентабельность продаж трикотажных изделий:

R = Ц – С/Ц = 21,8 – 20,87/21,8 * 100 = 4,3%

Rусл = Цф – Сбф = 26,8 – 20,87/26,8 * 100 = 22,1%

Rф 2002г = Цф – Сфф = 26,8 – 24,5/26,8 * 100 = 8,6%

Rусл = Цф – Сбф = 31,13 – 24,5/31,13 * 100 = 21,3%

Rф 2003г = Цф – Сфф = 31,13 – 30,85/31,13 * 100 = 0,9%

Показатель рентабельности продаж трикотажных изделий в 2002 году увеличился  на 4,3% к уровню 2001 года (8,6 – 4,3), в 2003 году по сравнению с 2002 годом снизился на 7,7% (0,9 – 8,6).( Таблица 2.8)  За счет повышения  цен рост рентабельности составил 17,8% в 2002 году (22,1 – 4,3) и 12,7% в 2003 году (21,3 – 8,6). Повышение себестоимости снизило  уровень рентабельности трикотажных  изделий на 13,5% в 2002 году (8,6 – 22,1) и  на 20,4% в 2003 году (0,9 – 21,3).

Таблица 2.8 Рентабельность продаж по видам продукции, %

Вид изделия

2001

2002

2003

Чулочно-носочные

26,9

10,2

3,2

трикотажные

4,3

8,6

0,9


 

Из таблиц 2.7  и 2.8 видно, что на предприятии более доходным (рентабельным) является производство чулочно-носочных изделий. Снижение уровня рентабельности производственной деятельности за 3 года на 33,5% чулочно-носочной продукции и  на 3,6% трикотажных изделий, а также   снижение уровня рентабельности продаж на 11,9% чулочно-носочных изделий и 20,9% трикотажной продукции связано с тем, что рост себестоимости выпущенной продукции опережает рост цен на продукцию. За период с 2001 года по 2003 год себестоимость продукции в среднем увеличилась в 1,5 раза, а цены в 1,3 раза при незначительном (1,03%) росте объема реализованной продукции.

Рассмотрим более детально причины  изменения уровня цен и факторы, влияющие на  увеличение себестоимости  единицы продукции и определим  их влияние на уровень рентабельности.

Для анализа динамики себестоимости  продукции воспользуемся данными  таблицы 2.9.

Как видно из таблицы 2.9 фактические  затраты на производство и реализацию на предприятии  возросли в 2002 году в абсолютном исчислении на 30417 тыс.руб  по отношению к 2001 году и на 15088 тыс.руб  в 2003 году по отношению к 2002 году.

Таблица 2.9 Затраты на производство и реализацию продукции, тыс.руб

Элементы затрат

2001

2002

2003

сумма

Уд.вес,%

сумма

Уд.вес,%

сумма

Уд.вес,%

Материальные затраты (сырье, теплоэнергия, электороэнергия, вода и т.п.)

63086,3

76,5

79276,1

70,2

91347,9

71,4

Заработная плата

12071,1

14,6

21884

19,4

23708,2

18,5

Единый соц.налог 

4503,8

5,5

8061

7,2

8571,8

6,8

Амортизация

451,8

0,5

387

0,3

1556

1,2

Прочие расходы

2379

2,9

3300,9

2,9

2633,1

2,1

Всего

82492

100

112909

100

127997

100

В том числе

           

Постоянные расходы

23439,5

28,4

325608

28,8

36834

28,8

Переменные расходы 

59052,5

71,6

80348,2

71,2

91163

71,2


 

В целом же за три года рост себестоимости  составил 45505 тыс.руб. или 155,2%. Перерасход произошел почти по всем элементам  затрат. Увеличилась сумма, как переменных, так и постоянных расходов.  Самый  большой удельный вес в структуре  затрат занимают материальные затраты  (более 70%) и заработная плата (от 14,6 до 19,4%). За анализируемый период структура затрат несколько изменилась: сократился удельный вес материальных затрат (с 76,5% до 71,4%), увеличилась доля з/платы (с 14,6 до 18,5%) и амортизации (с 0,5 до 1,2%). Доля постоянных и переменных расходов в структуре затрат осталась почти на уровне 2001 года (±0,2%).

Как уже отмечалось выше, сумма  затрат может изменяться из-за объема выпущенной продукции, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции  и суммы постоянных расходов. Данные для расчета влияния этих факторов  приведены в таблицах 2.10 и 2.11.

Таблица 2.10 Затраты на рубль товарной продукции

Вид продукции

Объем реализа

ции, шт

Себестоимость всего  выпуска, тыс.руб

Себестоимость единицы продукции, руб

Постоян-ные

расходы

переменные

Всего

Постоян-ные

расходы

переменные

Всего

Чулочная

6894

12580

30380,2

42960,2

1,83

4,41

6,23

трикотажная

1894

10859,5

28672,3

39531,8

5,73

15,14

20,87

Всего 2001г

8788

23439,5

59052,5

82492

2,67

6,72

 

Чулочная

7983

18940,0

44860,2

63800,2

2,37

5,62

7,99

трикотажная

2004

13620,8

35488,0

49108,8

6,8

17,71

24,5

Всего 2002г

9987

32560,8

80348,2

112909,0

3,26

8,05

 

Чулочная

7093

19870

47421,4

67291,4

2,8

6,69

9,49

трикотажная

1968

16964

43741,6

60705,6

8,62

22,23

30,85

Всего 2003г

9061

36834

91163,0

127997,0

4,07

10,1

 

 

 

Таблица 2.11  Исходные данные для  факторного анализа общей суммы  издержек на производство и реализацию продукции

Затраты

2002

2003

По плану  на плановый выпуск продукции, всего

В том числе:

82492,0

112909,0

Чулочное производство

42960,2

63800,2

Трикотажное производство

39531,8

49108,8

По плану, пересчитанному на фактический  объем производства продукции, всего

В том числе:

 

90526,4

 

105479,4

Чулочное производство

47117,3

59632,1

Трикотажное производство

39535,8

45811,0

По плановому уровню на фактический  выпуск продукции, всего

В том числе:

 

90552,1

 

105501,9

Чулочное производство

20567,4

63804,5

Трикотажное производство

41721,1

49111,6

Фактические затраты, при плановом уровне постоянных затрат, всего

В том числе:

 

103834,9

 

124076,9

Чулочное производство

57444,5

66392,2

Трикотажное производство

46350,3

57369,4

Фактические затраты, всего

В том числе

 

112909

 

127997

Чулочное производство

63800,2

67291,4

Трикотажное производство

49108,8

60705,6

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия