Анализ системы управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - совершенствование оптимизации управления текущими затратами на предприятии.
В работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность затрат и их классификацию для целей управления, определить место контрольной функции в системе управления затратами;
2) провести анализ финансово-экономической деятельности предприятия, и анализ динамики и структуры затрат предприятия; исследовать действующую систему управления затратами;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления затратами предприятия 6
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация для целей управления 6
1.2 Системы и функции управления затратами в современных условиях 10
1.3 Метод управления затратами по центрам ответственности 14
2 Анализ системы управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко» 26
2.1 Краткая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ текущих издержек в ОАО «Сарапул-Молоко» 36
2.2.1 Анализ практики управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко» 36
2.2.2 Анализ затрат по элементам и калькуляционным статьям 43
2.2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «Сарапул-Молоко» 48
2.2.4 Основные направления совершенствования системы управления текущими затратами на предприятии 52
Заключение 59
Список использованной литературы 62

Файлы: 1 файл

управление затратами, Полина Шавкунова.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

Акционеры открытого  общества могут отчуждать принадлежащие  им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено.

Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный настоящим пунктом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

Акционеры закрытого  общества имеют преимущественное право  приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций, продаваемых акционерами, устанавливаются уставом общества. Срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 и более 60 дней с момента предложения акций на продажу.

ОАО «МК «Сарапул-молоко» - это 75 лет традиций качества на рынке молочной продукции. В производстве используется только экологически чистое натуральное сырье.

Основным видом деятельности ОАО «МК «Сарапул-Молоко» является переработка молока и производство молочной продукции с высокими потребительскими свойствами, соответствующей стандартам и санитарно-гигиеническим требованиям.

Выпускаемая продукция: Производство и продажа молочных продуктов:

  • молока,
  • кефира,
  • сметаны,
  • сыра,
  • сливочного масла,
  • творога,
  • маргарина,
  • йогурта.

Молочный комбинат  «Сарапул-молоко» занимает одно из лидирующих мест по объемам производства среди перерабатывающих предприятий молочной промышленности Удмуртской республики. В месяц комбинат выпускает и реализует порядка 4,5  тысяч тонн молочной продукции. Среднесписочное количество сотрудников предприятия – 400 человек.  

Продукция молочного  комбината «Сарапул-молоко», ассортимент которой насчитывает более 80 наименований, знают и любят жители городов Удмуртской Республики, Башкортостана, республики Татарстан, Пермской, Свердловской, Тюменской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, а также северных регионов.

В настоящий момент идет заключение договоров поставки в  торговые сети г.Перми и близлежащие территории, в феврале начнут работать обособленные подразделения в г. Кунгур и г. Соликамск. В планах на 2012 год - открытие на территории ПХК первого магазина фирменной розничной торговли.

Состав, количество, размеры  и соподчиненность различных  структурных подразделений образуют его организационную структуру управления. Организационная структура должна обеспечивать предприятию способность к быстрому реагированию на изменение внешней среды и, при необходимости легко трансформироваться, сохраняя целостность организации и ее основные установки. Организационная структура предприятия показана в Приложении 1.

В ОАО МК «Сарапул-молоко» используется традиционная линейно-функциональная структура управления. Структура управления ОАО МК «Сарапул-молоко» представлена в Приложении 2.

Высшим органом управления ОАО «МК «Сарапул-молоко» является общее собрание акционеров, состоящее из акционеров или их законных представителей. На общем собрании акционеров решаются такие вопросы как избрание совета директоров, утверждение ревизионной комиссии и аудитора, а также вопросы о бухгалтерской отчетности предприятия.

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью  предприятия. Количественный состав совета директоров – 15 человек.

Исполнительную власть осуществляет директор – Пастухов Владимир Иванович. Он руководит  текущей деятельностью общества, действует от имени общества, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Организует выполнение решений общего собрания и Совета директоров общества.

Заместитель директора  по маркетингу и продажам осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, включая, маркетинг и сбыт. Ему подчинены: отделы сбыта, продаж и маркетинга. Эти структуры ведут непосредственную деятельность по осуществлению эффективных продаж выпускаемой продукции.

Бухгалтерия комбината  ведет учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств; своевременно отражает на  счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций; осуществляет контроль за своевременностью и правильностью оформления операций, ведет расчеты по заработной плате с работниками предприятия, осуществляет правильное начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, внебюджетные фонды, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам, отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы. Обеспечивает своевременное составление бухгалтерской отчетности.

Отдел качества следит за выполнением требований нормативно-технической  документации и стандартов качества, а также осуществляет операционный и технологический контроль качества изготовляемой  продукции.

Заместитель директора  по общим вопросам следит за деятельностью  службы безопасности и состоянием территории.

Отдел реформирования организует работу по восстановлению деятельности сельскохозяйственных кооперативов.

Плановая служба призвана осуществлять экономическое планирование производственно-хозяйственной деятельности и повышения эффективности производства.

Задачи планово-экономического отдела заключаются в обеспечении  финансовыми ресурсами всех подразделений производства соответственно с заданиями плана.

Экономист по труду осуществляет работу по совершенствованию организации труда, форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирования. Рассчитывает фонды заработной платы и численность работающих с учетом необходимости наиболее рационального использования трудовых ресурсов.

Юридический отдел сопровождает деятельность предприятия и представляет его интересы в суде и других государственных органах.

В состав ОАО МК «Сарапул-молоко» входят следующие подразделения:

- участок приёмки молока;

- аппаратный цех;

- творожный цех;

- лаборатории;

- участок закваски;

- цех сушки молока;

- участок розлива;

- компрессорный цех;

- административные подразделения;

- транспортный цех;

- вспомогательные службы.

В деятельности предприятия принимают участие руководители, специалисты и рабочие, исходя из этого, проведем анализ численности ОАО «Сарапул-Молоко» в 2008 – 2010 гг. Результаты анализа представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Анализ численности ОАО «Сарапул-Молоко» в 2008-2010 гг.

Показатель

Абсолютное значение, чел

Отклонение, чел.

Темп роста, %

2008

2009

2010

07-06

08-07

07/06

08/07

Руководители

45

47

53

2

6

104,44

112,77

Специалисты

123

112

128

-11

16

91,06

114,29

Рабочие

281

287

329

6

42

102,14

114,63

Итого

449

446

510

-3

64

99,33

114,35


 

Анализ численности персонала  дополним данными о среднем уровне заработной платы.

Таблица 2.2 - Динамика оплаты труда ОАО «Сарапул-Молоко» в 2008 – 2010 гг.

Показатель

Абсолютное значение, чел

Отклонение, чел.

Темп роста, %

2008

2009

2010

07-06

08-07

07/06

08/07

Среднемесячная заработная плата

6500

9300

10900

2800

1600

143,1

117,2


 

Таким образом, из данных таблицы 2.1 и таблице 2.2 наглядно видно, что к 2010 г. увеличилась численность персонала на 64 человека и ее темп роста составил 114,35 %, уровень оплаты так же повысился в 2009 г. на 43,1% в 2010 г. на 17,2%.

Эффективность деятельности предприятия отражает в первую очередь динамика реализованной продукции. Анализ динамики и структуры реализации продукции представим в таблице 2.3.

По результатам анализа  реализации продукции, представленном в таблице 2.3, можно сказать о том, что на протяжении всего исследуемого периода наибольший удельный вес в структуре производимой продукции занимает «Молоко «Село Зеленое» и «Молоко стерилизованное «Молочная речка». Объемы реализации продукции имеют тенденцию к увеличению, о чем говорит темп роста, который составил в 2009 г. 136,83%, а в 2010 г. он несколько снизился. Таким образом, темп роста замедлился, во многом это связано с экономическим кризисом, который коснулся практически всех сфер производства. Несмотря на это можно говорить о том, что ОАО «Сарапул-Молоко» имеет положительную тенденцию развития и устойчивое положение на рынке.

Таблица 2.3 - Анализ структуры и динамики реализованной продукции ОАО «Сарапул-Молоко» в 2008 – 2010 гг.

Показатель

2008

2009

2010

Темп роста, %

Абсо-лютное значение, тыс. руб.

Удельный вес, %

Абсо-лютное значение, тыс. руб.

Удельный вес, %

Абсо-лютное значение, тыс. руб.

Удельный вес, %

07/06

08/07

Молоко Село

Зеленое

543163,63

80,66

683671,38

74,20

653394,71

82,44

125,87

95,57

Питьевое молоко

Топтыжка

22760,89

3,38

27273,14

2,96

13869,98

1,75

119,82

50,86

Молоко стерилизован-

ное Молочная речка

99865,07

14,83

153872,13

16,70

102003,76

12,87

154,08

66,29

Сливки Село Зеленое

3232,32

0,48

51045,01

5,54

17674,31

2,23

1579,3

34,62

Кефир, биокефир

Легкий день

3232,32

0,48

3777,70

0,41

3170,28

0,40

116,87

83,92

Йогурты питьевые

 Молочная речка

1077,44

0,16

1750,64

0,19

2456,97

0,31

162,48

140,35

Итого

673399,00

100,00

921390,00

100,00

792570,00

100,00

136,83

86,02


 

Степень эффективности  использования основных средств ОАО «Сарапул-Молоко» в анализируемом периоде представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Коэффициенты эффективности использования основных средств ОАО «Сарапул-Молоко» в 2008 – 2010 гг.

Показатели

Абсолютное значение

Изменение в абсолютном выражении

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2009-2008

2010-2009

Основные средства, тыс. руб.

96013

267761

304 202

171748

36441

Выручка от реализации продукции

673399

921390

792570

136,83

86,02

Фондоотдача, руб.

7,01

3,44

2,61

-3,57

-0,83

Фондоемкость, руб.

0,143

0,291

0,384

0,002

0,093

Фондорентабельность, руб.

0,9

0,39

0,39

-0,51

0


 

Таким образом, по данным таблицы 2.4 можно сказать о том, что величина основных средств увеличивается с каждым годом. Тем не менее, снижение фондоотдачи свидетельствует о низкой эффективности использования их на предприятии. Фондоотдача снизилась в 2009 г. на 3,57 по сравнению с 2008 г., в 2010 г. снижение данного показателя составило 0,83 руб.

В период кризиса особое значение приобретает оценка финансовой устойчивости предприятия. Финансовую устойчивость предприятия отражают абсолютные и относительные показатели. Результаты анализа представлены соответственно в таблице 2.5 и таблице 2.6.

Таблица 2.5 - Абсолютные показатели финансовой устойчивости ОАО «Сарапул-Молоко» в 2008 – 2010 гг.

Показатели

2008

2009

2010

Общая величина запасов  и затрат

166961

148396

87453

Показатели наличия  источников формирования запасов и  затрат

1.Наличие собственных  оборотных средств

220027

263474

338069

2.Наличие собственных  и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат

224 527

267 974

353 269

3. Общая величина основных  источников формирования запасов и затрат

224 527

267 974

353 269

Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками  формирования

1. Излишек или недостаток  СОС

-53 066

-115 078

-250 616

2. Излишек или недостаток  собственных и долгосрочных заемных  источников формирования запасов и затрат

-57 566

-119 578

-265 816

3. Излишек или недостаток  общей величины основных источников формирования запасов и затрат

-57 566

-119 578

-265 816

Информация о работе Анализ системы управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко»