Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа
Цель данной работы - совершенствование оптимизации управления текущими затратами на предприятии.
В работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность затрат и их классификацию для целей управления, определить место контрольной функции в системе управления затратами;
2) провести анализ финансово-экономической деятельности предприятия, и анализ динамики и структуры затрат предприятия; исследовать действующую систему управления затратами;
Введение 3
1 Теоретические основы управления затратами предприятия 6
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация для целей управления 6
1.2 Системы и функции управления затратами в современных условиях 10
1.3 Метод управления затратами по центрам ответственности 14
2 Анализ системы управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко» 26
2.1 Краткая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ текущих издержек в ОАО «Сарапул-Молоко» 36
2.2.1 Анализ практики управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко» 36
2.2.2 Анализ затрат по элементам и калькуляционным статьям 43
2.2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «Сарапул-Молоко» 48
2.2.4 Основные направления совершенствования системы управления текущими затратами на предприятии 52
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Таким образом, проанализировав абсолютные показатели финансовой устойчивости, можно говорить о том, что ситуация на предприятии к 2010 г. значительно ухудшилась, т.к. все три года ОАО «Сарапул-Молоко» имело недостаток источников финансирования, который увеличивался с каждым годом.
Таблица 2.6 - Коэффициенты финансовой устойчивости ОАО «Сарапул-Молоко» в 2008-2010 гг.
Показатели |
Норматив |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Изменения | |
2009-2008 |
2010-2009 | |||||
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования |
>0.5 |
1,03 |
1,64 |
1,75 |
+0,61 |
+0,11 |
Коэффициент финансовой независимости |
>0,4 |
0,77 |
0,89 |
0,95 |
+0,12 |
+0,06 |
Коэффициент Финансовой устойчивости |
>0,6 |
0,78 |
0,9 |
0,97 |
+0,12 |
+0,07 |
В таблице 2.6 наглядно представлено, что все коэффициенты финансовой устойчивости соответствуют нормативным значениям в период 2008 – 2010 гг.
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования увеличился в 2009 г. на 0,61, в 2010 г. – 0,11, что рассматривается как положительный показатель финансовой устойчивости.
Таблица 2.7 - Показатели оценки ликвидности баланса ОАО «Сарапул-Молоко» в 2008-2010 гг.
Показатели |
Норматив |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение | |
2009-2008 |
2010-2009 | |||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,1-0,7 |
0,4 |
1,02 |
7,21 |
+0,62 |
+6,19 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
>1 |
1,64 |
2,96 |
12,71 |
+1,32 |
+9,75 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,5-2 |
3,49 |
5,4 |
16,56 |
+1,91 |
+11,16 |
Можно сказать о том, что предприятие способно покрывать свои обязательства, т.к. коэффициенты ликвидности баланса соответствуют нормативным значениям.
В деятельности любого предприятия огромное значение занимают затраты. Деятельность финансового менеджера должна быть напрямую направлена на оптимизацию их величины и максимально возможное снижение, которое бы не повредило качеству выпускаемой продукции. Управление затратами на предприятии осуществляется комплексно различными отделами, следовательно, целесообразно рассмотреть практику управления затратами ОАО «Сарапул-Молоко».
2.2 Анализ текущих издержек в ОАО «Сарапул-Молоко»
2.2.1 Анализ практики управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко»
Управление затратами ОАО «Сарапул-Молоко» представляет собой непрерывный процесс их учета, анализа, планирования и контроля, результатом которого является выработка управленческих решений, направленных на оптимизацию затрат и их снижение.
Анализ практики управления затратами ОАО «Сарапул-Молоко» целесообразно начать с рассмотрения органов управления обществом. Итак, органами управления общества являются:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров;
- единоличный исполнительный орган (генеральный директор);
Высшим органом управления ОАО «Сарапул-Молоко» является Общее собрание акционеров. Общее руководство предприятием осуществляет Совет директоров общества. Генеральный директор избирается Советом директоров общества сроком от 1 до 5 лет. Генеральный директор является единоличным исполнительным органом общества. У генерального директора в подчинении находятся: директор по производству и развитию, коммерческий директор, главный инженер, начальник отдела кадров, главный бухгалтер, начальник ПЭО, юрист все вместе они осуществляют общее руководство предприятием.
Непосредственное участие в управлении затратами предприятия принимают:
- генеральный директор ОАО «Сарапул-Молоко»;
-планово-экономический отдел;
-главный бухгалтер.
Управление затратами ОАО «Сарапул-Молоко» реализуется в следующих присущих финансовому менеджменту функциях: финансовый анализ; планирование; оперативное регулирование; учет; контроль за их состоянием.
Рассмотрим более подробно как осуществляется на предприятии каждая из перечисленных выше функций финансового менеджмента.
Как в целом экономический анализ, так и анализ затрат на производство и реализацию продукции представляет собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе затратами. Они являются этапом управленческой деятельности. С помощью экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства, и таким образом, обосновываются решения для планирования и управления.
Анализ затрат на производство и реализацию продукции в ОАО «Сарапул-Молоко» осуществляется планово-экономическим отделом по следующим основным этапам.
Анализ сметы затрат. Для принятия оптимальных решений по оперативному управлению производством и сбытом продукции, обеспечения контроля за затратами на производство и реализацию продукции и снижения издержек как важнейшего фактора роста прибыли от продаж планово-экономический отдел ОАО «Сарапул-Молоко» осуществляет систематическое сопоставление данных фактических затрат на производство со сметными и с данными за период, предшествующий отчетному. На динамику затрат на производство оказывают влияние два фактора: структурные изменения в ассортименте выпускаемой продукции и изменения объема выпуска.
Анализ себестоимости единицы продукции. Анализ фактически достигнутых результатов проводится сравнением фактической калькуляции с нормативной (сметной).
Анализ затрат на рубль выпускаемой продукции. При анализе затрат на рубль товарной продукции главный экономист исследуемого предприятия учитывает влияние четырех основных факторов: изменение структуры выпущенной продукции; изменение уровня затрат на производство отдельных изделий; изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы; изменение оптовых цен на продукцию.
Планирование является важнейшей функцией управления затратами. Планирование себестоимости в ОАО «Сарапул-Молоко» осуществляется в целях: подготовки исходной информации для планирования прибыли и рентабельности - основных показателей эффективности производства, обеспечения необходимых условий для осуществления хозрасчетных взаимоотношений между подразделениями предприятия, установление оптовых и розничных цен на производимую продукцию на уровне, обеспечивающим безубыточную работу, выработки и принятия оптимальных управленческих решений в области финансовой (технической, организационной) политики, выявление нормальной величины текущих затрат при определенных (заданных или выбранных) условиях производства.
Планирование в ОАО «Сарапул-Молоко» осуществляется планово-экономическим отделом путем разработки перспективных (на ряд лет) и текущих (годовых) планов.
Перспективный план на исследуемом предприятии представляет собой производственную программу деятельности с подразделением по кварталам и содержит следующие основные разделы: сведения о предприятии; бюджет предприятия на планируемый период; показатели деятельности предприятия на планируемый период: показатели экономической эффективности деятельности предприятия, дополнительные показатели деятельности и прогноз экономической эффективности деятельности на два года.
В основе разработки годовых смет (бюджетов) ОАО «Сарапул-Молоко» лежит нормативный метод. План производственно-финансовой деятельности исследуемого предприятия составляется на основе планового показателя, который является элементом учетной и финансовой политики - это: изменения затрат на рубль товарной продукции; изменение себестоимости отдельных видов продукции; сумма затрат на производство и реализацию продукции. Годовой план составляется с подразделением по кварталам. Планирование себестоимости в разрезе отдельных месяцев осуществляется вследствие серьезного влияния фактора сезонности производства и сбыта.
Планирование себестоимости предшествует тщательный и всесторонний анализ, в ходе которого устанавливается влияние на себестоимость продукции основных технико-экономических факторов в базисном периоде. Информацию о фактических затратах планово-экономический отдел получает от главного бухгалтера из сметы затрат и отчетной калькуляции базисного периода.
Особое внимание уделяется на величине и причинам возникновения затрат, обусловленных неправильной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья, материалов, энергии; доплат рабочим за сверхурочные работы; потерь от простоев оборудования; излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов; нарушениями технологической и трудовой дисциплины. Одновременно выявляется внутрипроизводственные резервы в области организации производства и труда, внедрение новой техники и технологии с оценкой их экономической эффективности.
В ОАО «Сарапул-Молоко» расчет плана ведется в калькуляционном и поэлементном разрезе одновременно и осуществляется в следующем порядке: Сводный бюджет затрат на производство получается как сумма всех прямых затрат, смет (бюджетов) комплексных затрат и смет (бюджетов) затрат по всем отделениям, причем суммирование производится отдельно по каждому экономическому элементу и из всех расходов и смет включаются выделенные в отдельную строку услуги других производств.
Планирование калькуляции себестоимости единицы продукции получается на основе расчета плановой величины прямых расходов на единицу продукции; распределения по изделиям косвенных расходов, отраженных в соответствующих бюджетах (сметах). Планирование себестоимости товарной продукции определяется на основе плановых калькуляций и плана выпуска продукции. Для увязки двух разделов плана по себестоимости - бюджетного (сметного) и калькуляционного разрабатывается сводный бюджет затрат на производство путем объединения единой таблицы смет (бюджетов) затрат по отделениям, смет (бюджетов) комплексных расходов и годовых (квартальных) сумм прямых затрат. Калькуляция себестоимости единицы продукции, плановая себестоимость товарной продукции, а также план выпуска и продажи продукции в натуральном выражении и средние цены продаж на нее выступают в качестве исходных данных для расчета остальных показателей плана по себестоимости: себестоимость реализованной продукции, затраты на один рубль товарной продукции.
Учет объема производства и производственных затрат - важнейший участок в системе управления себестоимостью, оказывающий прямое влияние на непрерывное повышение технического уровня производства и его эффективность.
Снижение себестоимости
продукции имеет большое
Учет затрат на производство
и калькулирование
Учет затрат невозможен без группировки по элементам и статьям расходов. В целом же группировка постатейного и поэлементного разреза себестоимости показывает ее структуру. На исследуемом предприятии с учетом особенностей технологии и организации его основных производств, а так же в целях рациональной организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции устанавливается: экономически обоснованная номенклатура статей калькуляционных затрат и, в том числе, статей всех видов комплексных расходов (расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных расходов и другие); оптимальное количество аналитических счетов к 20 счету «Основное производство»; оптимальное количество объектов калькулирования себестоимости продукции; метод распределения затрат между незавершенным производством и готовой (товарной) продукции; метод распределения косвенных затрат между аналитическими счетами основного и вспомогательного производства и объектов калькуляции.
Главный бухгалтер формирует смету затрат и отчетную калькуляцию на основе «Общего свода затрат на оплату труда», который формирует бухгалтер расчетной группы, «Оборотной и сальдовой ведомости по счетам аналитического учета сырья и материалов», формируемого бухгалтером материальной группы.
Учет затрат ведется на персональных компьютерах по программе DOS, которая создана специально для ОАО «Сарапул-Молоко».
Источником «Общего свода затрат на оплату труда» являются наряды, табеля учета рабочего времени, учетные листы механизаторов, формируемых управляющими второго и третьего отделения. «Оборотная и сальдовая ведомости» формируется на основе данных материальных отчетов, подготавливаемых материально ответственными лицами.
Информация о работе Анализ системы управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко»