Анализ системы управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - совершенствование оптимизации управления текущими затратами на предприятии.
В работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность затрат и их классификацию для целей управления, определить место контрольной функции в системе управления затратами;
2) провести анализ финансово-экономической деятельности предприятия, и анализ динамики и структуры затрат предприятия; исследовать действующую систему управления затратами;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления затратами предприятия 6
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация для целей управления 6
1.2 Системы и функции управления затратами в современных условиях 10
1.3 Метод управления затратами по центрам ответственности 14
2 Анализ системы управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко» 26
2.1 Краткая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ текущих издержек в ОАО «Сарапул-Молоко» 36
2.2.1 Анализ практики управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко» 36
2.2.2 Анализ затрат по элементам и калькуляционным статьям 43
2.2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «Сарапул-Молоко» 48
2.2.4 Основные направления совершенствования системы управления текущими затратами на предприятии 52
Заключение 59
Список использованной литературы 62

Файлы: 1 файл

управление затратами, Полина Шавкунова.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.12 - Анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «Сарапул-Молоко» в 2008 - 2010 гг.

Наименование показателя

№ строки

Формула

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Плановая с/с всей ТП, тыс.руб.

1

∑qпSп

567000,00

735356,18

748401,80

Себестоимость всей выпущенной продукции:

         

1) по плановой с/с, тыс. руб.

2

∑qфSп

550420,00

724458,00

642315,00

2) по фактической с/с, тыс.  руб.

3

∑qфSф

558541,00

797349,00

667269,00

ТП в оптовых ценах предприятий:

         

1) по плану, тыс. руб.

4

∑qпСп

612360,00

661820,56

808273,94

2) фактически в ценах, принятых  в плане, тыс. руб.

5

∑qфСп

618483,60

728002,62

816356,68

3) фактически в ценах, действующих в отчетном году, тыс. руб.

6

∑qфСф

673399,00

921390,00

792570,00

Затраты на рубль ТП по плану (стр.1/стр.4)

7

∑qпSп / ∑qпСп

0,93

1,11

0,93

Затраты на рубль фактически выпущеной ТП

         

1) по плану, пересчитанному на  фактический выпуск (стр.2/стр.5)

8

∑qфSп / ∑qфСп

0,89

0,94

0,85

2) фактически в ценах, действующих в отчетном году (стр.3/стр.6)

9

∑qфSф / ∑qфСф

0,83

0,97

0,84

3) фактически в ценах, действующих,  принятых в плане (стр.3-изменение цен/стр.5)

10

∑qфS1ф / ∑qфСп

0,92

1,09

0,99

4) фактически в оптовых ценах  на готовую продукцию, принятых  в плане (стр.3/стр.5)

11

∑qфSф / ∑qфСп

0,90

1,10

0,82


 

По данным таблицы 2.12 можно сделать следующие выводы:

В 2008 г. 0,83 – 0,89 = - 0,06, т.е фактические затраты оказались ниже утвержденных в плане.

В 2009 г. 0,97 – 0,94 = 0,03, т.е. в этом году фактические затраты на рубль товарной продукции оказались выше плановых.

В 2010 г. 0,84 – 0,85 = - 0,01, соответственно фактические затраты ниже плановых.

Проанализируем влияние  каждого из 4-х вышеперечисленных  факторов на эти отклонения, соответственно по годам, результаты расчетов представим в таблице 2.13.

Таблица 2.13 - Факторный анализ изменения затрат на рубль выпущенной продукции ОАО «Сарапул-Молоко» по сравнению с планом за 2008 – 2010 гг.

Фактор

Отклонение

2008

2009

2010

1. изменение объема  выпущенной продукции

-0,06

-0,08

-0,15

2. изменение уровня  затрат на производство отдельных изделий

0,03

0,11

0,12

3. изменение цен и  тарифов на потребленные материальные ресурсы

0,02

0,03

0,06

4. изменение оптовых  цен на продукцию

-0,05

-0,03

-0,04

Итого

-0,06

0,03

-0,01


 

Проанализировав данные таблицы 2.13 можно сделать вывод  о том, что увеличение объема выпущенной продукции в 2008 г. повлекло за собой снижение затрат на рубль товарной продукции на 0,06 коп., изменение оптовых цен на продукцию также позволило снизить затраты на 0,06 коп. Повышение уровня затрат на производство продукции привело к повышению и затрат на рубль товарной продукции.

В совокупности эти факторы  привели к снижению уровня затрат на рубль товарной продукции на 0,06 коп.

В 2009 г. на снижение затрат на рубль товарной продукции оказали те же факторы, что и в 2008 г. Увеличение объема выпускаемой продукции снизило затраты на 0,08 коп., изменение оптовых цен на продукцию – 0,03. Значительное влияние в 2009 г. на уровень затрат на рубль товарной продукции оказало изменение уровня затрат на производство продукции, а именно повышение уровня материальных затрат, которые, как мы выяснили в предыдущем анализе, занимают наибольшую долю в структуре затрат предприятия.

В совокупности эти факторы  привели к перерасходу планового  уровня затрат на рубль товарной продукции на 0,03 коп.

В 2010 г. экономия затрат на рубль товарной продукции составила 0,01 коп. Значительное влияние на снижение затрат оказал уровень производимой продукции – 0,15, изменение цен и тарифов на потребляемые материальные ресурсы повлияло на перерасход средств в размере 0,06 коп.

Таким образом, на основе факторного анализа можно сделать вывод о том, что основными направлениями снижения затрат на производство и реализацию продукцию должны быть:

- повышение уровня  производимой продукции, соответственно  данное повышение должно в  обязательном порядке учитывать  емкость рынка; предприятие в таком случае получит экономию за счет снижения уровня постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции;

- снижение уровня материальных  затрат, соответственно данное снижение не должно повлиять на качество производимой продукции.

Далее составим сводную  таблицу 2.14, характеризующую динамику затрат на рубль товарной продукции.

Таблица 2.14 - Динамика затрат на рубль товарной продукции ОАО «Сарапул-Молоко» за 2008 – 2010 гг.

Наименование

Абсолютное значение, коп.

Отклонение (+,-)

Тепм роста, %

2008

2009

2010

2009-2008

2010-2009

2009/

2008

2010/

2009

Затраты на руб. товарной продукции

0,83

0,87

0,84

0,04

-0,03

104,82

96,55


 

Как видно из таблицы 2.14 затраты на рубль товарной продукции  в 2009 г. увеличились на 0,04 коп или на 4,82%. В анализе, проводимом выше было наглядно показано резкое увеличение и общей суммы затрат в этом году. В 2010 г. затраты на рубль товарной продукции снизились на 0,03 коп. или на 3,45%.

На основе анализа  затрат ОАО «Сарапул-Молоко» в 2008 – 2010 гг. можно сделать вывод о том, что наибольшая доля затрат приходится на материальные затраты, а именно на основные материалы.

Анализ затрат по калькуляционным  статьям показал, что наибольшее отклонение от плановых показателей наблюдается по статьям «Сырье и материалы», «Оплата труда» и «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования».

Тем не менее, к 2010 г. наблюдается существенное снижение уровня затрат, которое не было связано со снижением объема производства, а произошло за счет внедрения новых технологий в производство. Уровень прибыли от производства и реализации продукции в течении 2008 – 2010 гг. равномерно растет.

Проанализировав влияние  всех факторов на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции  ОАО «Сарапул-Молоко», мы наметили основные направления, которым стоит уделить внимание при поиске путей снижения затрат на производство и реализацию продукции.

 

2.2.4 Основные направления  совершенствования системы управления  текущими затратами на предприятии

 

Оптимизация величины заказа

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше среднегодовой запас и больше издержки, связанные со складированием этого сырья, материалов. Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определить оптимальное количество закупаемых сырья и материалов.

Оптимальный размер запасов  заключается в определении такой их величины, при которой совокупные затраты по их обслуживанию минимальны.

Наибольший удельный вес в структуре реализуемой  продукции, как было выявлено в предыдущем параграфе, приходится на производство молока «Село Зеленое» и молока стерилизованного «Молочная речка». Производство этих видов продукции требует создания крупных запасов полуфабриката - сухого молока. Рассматривая данный аспект стоит уделить внимание затратам связанным с размещением заказа. Известно, что с увеличением партии заказа, данные затраты снижаются. Затраты на хранение полуфабрикатов для нашего предприятия минимальны, в связи с тем, что оно использует собственные площади и оборудование.

В период закупочного  сезона, продолжительность которого составляет в среднем шесть-восемь месяцев, предприятие может сэкономить, покупая оптом максимально большие партии цельного молока напрямую у колхозов. По опыту последних лет цены на цельное молоко к весне возрастают в 1,5 – 2 раза. Имея свою вальцевую установку (установка для высушивания цельного молока) ОАО «Сарапул-Молоко» имеет возможность приобрести, переработать и сохранить молоко с минимальными затратами, без ухудшения качества и получить максимальную прибыль.

Для того, чтобы определить возможную экономию затрат, связанных  с размещением заказа, необходимо определить уровень оптимального размера заказа, сравнить его со средним размером поставляемой партии молока и исходя из этого определить затраты на размещение заказа.

Оптимальный размер заказа обеспечивает минимальную величину суммарных затрат. С ростом величины заказа количество размещенных в течение года заказов будет уменьшаться. Рост величины заказа понижает затраты на размещение заказа, одновременно увеличивает затраты на хранение, в связи с возрастанием средней величины запаса.

Точка экономического заказ  должна находиться в точке равенства  расходов на размещение и хранение. Для того чтобы все время поддерживать размер запасов на оптимальном уровне, важно знать, когда пополнять запас и каков должен быть размер заказа на пополнение, то есть ответить на два основных вопроса управления запасами.

Ответ на первый вопрос зависит  от типа системы управления запасами. Если система предусматривает периодический  контроль через равные промежутки времени, момент поступления нового заказа обычно совпадает с началом каждого интервала времени.

Если предусмотрен непрерывный  контроль, то точка заказа определяется уровнем запаса, при котором размещается  новый заказ.

Ответ на второй вопрос решается через размер заказа, определяющего  оптимальное количество запасов, которое необходимо поставлять каждый раз.

Решать такие задачи позволяют экономико-математические методы оптимизации, которые заключаются в том, что какая-то функция (в случае управления запасами - функция издержек, так как они должны быть минимальными) исследуется на критические точки — mах или min. В результате находится значение (оптимальное) управляемой переменной.

Затраты, связанные с  хранением запасов на складе, находятся  в прямой зависимости от размера  одной партии:

Зх = (П / 2) * С хр

С другой стороны, с увеличением  размера заказа растут складские  затраты, следовательно: чем крупнее заказ, тем выше издержки на хранение.

Находя оптимальную  партию заказа необходимо учитывать  специфику деятельности предприятия. Преимущества увеличения партии заказа были названы выше. Остановимся на затратах по хранению зерна. С другой стороны, с увеличением размера заказа растут складские затраты, следовательно, следует уделять внимание оптимальных условиям по хранению запасов.

За счет наличия и оптимального выбора месторасположения вальцевой установки в несколько раз сокращаются расходы на транспортировку молока к месту хранения и дальнейшую переработку.

Затраты на заказ - это  затраты на закупку партии продукции. Включают затраты на контроль наличия  продукции, подготовку и передачу заказа, получение продукции, проверку количества и качества, раскладку по местам хранения, проверку документов, подготовку рекламации, постановку на учет, оплату труда персонала.

Затраты на оформление заказа включают в себя управленческие и административные затраты, связанные с подготовкой заказа на поставку или производственного заказа.

Затраты, связанные с  выполнением заказа на поставку партии продукции: расходы по размещению заказов, заключению договоров, оформлению заказов; командировочные расходы; почтово-телеграфные и телефонные расходы; определенная часть транспортных расходов; управленческие расходы; расходы по приемке продукции, складированию; расходы на наладку оборудования для выпуска заказанной партии продукции.

Информация о работе Анализ системы управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко»