Анализ системы управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - совершенствование оптимизации управления текущими затратами на предприятии.
В работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность затрат и их классификацию для целей управления, определить место контрольной функции в системе управления затратами;
2) провести анализ финансово-экономической деятельности предприятия, и анализ динамики и структуры затрат предприятия; исследовать действующую систему управления затратами;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления затратами предприятия 6
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация для целей управления 6
1.2 Системы и функции управления затратами в современных условиях 10
1.3 Метод управления затратами по центрам ответственности 14
2 Анализ системы управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко» 26
2.1 Краткая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ текущих издержек в ОАО «Сарапул-Молоко» 36
2.2.1 Анализ практики управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко» 36
2.2.2 Анализ затрат по элементам и калькуляционным статьям 43
2.2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «Сарапул-Молоко» 48
2.2.4 Основные направления совершенствования системы управления текущими затратами на предприятии 52
Заключение 59
Список использованной литературы 62

Файлы: 1 файл

управление затратами, Полина Шавкунова.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

Затраты, связанные с  размещением заказов, находятся  в обратной зависимости от размера партии поставки:

З раз = (МЗ / П) * С раз

Математическая модель оптимального размера заказа выражается формулой Уилсона:

По =

Проведем необходимые  расчеты. Для выявления экономического эффекта, полученного в результате оптимизации партии заказа, проведем сравнительный анализ затрат на размещение и хранение заказа, результаты расчета представим в виде таблицы 2.15.

  1. Определим оптимальный размер заказа по формуле Уилсона:

2. Определим фактические  затраты на размещение заказа:

3. Определим затраты  на размещение заказа при оптимальной  партии заказа:

4. Определи фактические  затраты на хранение заказа:

5. Определим затраты  на хранение заказа при оптимальной  партии заказа:

Таблица 2.15 - Сравнительный анализ затрат на обслуживание заказа, тыс. руб.

Показатель

Оптимальная величина

Фактическая величина

Отклонение (+,-)

Размер заказа, тыс. руб.

983

170

+813

Величина материальных ресурсов необходимых в рассматриваемом периоде, тыс. руб.

304785

304785

0

Стоимость размещения одной  партии заказа, тыс. руб.

9,2

9,2

0

Стоимость хранения партии заказа, тыс. руб.

5,8

5,8

0

Затраты на хранение заказа, тыс. руб.

2850,7

493

+2357,7

Затраты на размещение заказа, тыс. руб.

2852

16494

-13642

Итого

   

-11284,3


 

Таким образом, опираясь на данные сведенные в таблицу 2.15, мы можем сделать вывод, о том, что в результате заготовления требуемого объема сухого молока более крупными партиями затраты на хранения увеличились на 2357,7 тыс. руб., затраты на размещения заказа сократились на 13642 тыс. руб. Общая величина снижения затрат на приобретения сырья сократилась на 11 284,3 тыс. руб.

 

Снизить уровень  общехозяйственных расходов, посредством  увеличения объемов производства

Рациональное использованию производственных мощностей является важным источником оптимизации уровня затрат на производство продукции. По техническим характеристикам полная загруженность производственных мощностей позволит выпускать 70 936 тонн продукции различных наименований. Фактически в 2010 г. было выпущено 68 778 тонн. Исследования емкость рынка отделом маркетинга говорят о том, предприятие имеет возможность реализовать выпущенную продукцию даже при полной загруженности производственных мощностей. Единственным препятствием служит нехватка оборотных средств. Для того, чтобы выявить потребность предприятия в денежных ресурсах и полученные финансовые результаты при проведении данных мероприятий проведем анализ затрат в разрезе постоянных и переменных.

Z общ = Z пост + z пер * q

Увеличение объема производства и реализации при сохранении прежнего среднего уровня цен на продукцию  позволит снизить величину постоянных затрат на рубль товарной продукции, что приведет к увеличению уровня прибыли.

Результаты анализа  представим в таблице 2.16.

Таблица 2.16 - Анализ затрат в разрезе постоянных и переменных

Показатель

Фактическая величина

Плановая величина

Объем производства, тонн

68778

70936

Средний уровень цен, тыс. руб.

9,5

9,5

Величина постоянных затрат

На весь объем продукции, тыс. руб.

97036

97036

На единицу продукции, тыс. руб.

1,4

1,37

Величина переменных затрат

На весь объем продукции, тыс. руб.

359708

370995

Величина перемененных затрат на единицу продукции, тыс. руб.

5,23

5,23

Выручка, тыс. руб.

653391

673892

Прибыль, тыс. руб.

197394

205861


 

Таким образом, увеличение объема выпускаемой продукции позволило  снизить величину постоянных расходов на производство 1 тонны молока с 1,4 до 1,37 тыс. руб. Общая их величина осталась прежней 97036 тыс. руб. Одновременно увеличения объема выпуска продукции потребует привлечения дополнительных средств для финансирования переменных затрат. Их величина на производство одной тонны молока составляет 5,23 тыс. руб., если выпуск продукции увеличится, то увеличится и их общая величина 70936*5,23 – 68778*5,23=11286 тыс. руб., т.е. дополнительно потребуется 11286 тыс. руб.

В качестве источника  средств можно воспользоваться краткосрочным банковским кредитом в размере 11 290 тыс. руб., привлекаемого на общих условиях. Рассчитаем стоимость кредита, результаты расчетов представлены в таблице 2.17.

Таблица 2.17 - Расходы ОАО «Сарапул-Молоко», связанные с приобретением кредита

Показатель

Ставка банка

тыс. руб.

Размер кредита

 

11290

Стоимость получения  кредита

29,1

35,1

Процентная ставка

18%

2032,2

Процентная ставка за обслуживание кредита

2%

225,8

Итого

 

2293,1


 

Таким образом, дополнительная прибыль от выпуска дополнительных единиц продукции составит: 205861 – 197394 – 2293,1 = 6173,9 тыс. руб.

Финансовые результаты от проведенных мероприятий представим в виде таблицы 2.18.

Таблица 2.18 - Финансовые результаты, полученные в результате проведенных мероприятий

Мероприятие

Сумма дополнительно  полученной прибыли, тыс. руб.

Оптимизация величины заказа

11284,3

Снижение общехозяйственных  расходов

6173,9

Итого

19212,6


 

Таким образом, в результате предложенных мероприятий ОАО «Сарапул-Молоко» получит дополнительно 17458,2 тыс. руб. чистой прибыли.

 

Заключение

В заключении можно сделать  вывод о том, что все задачи выполнены и следовательно поставленная цель достигнута. На основе проделанной работы можно сформулировать основное правило хозяйствования – производить заданный объем продукции при минимальных затратах. Управленческие решения, влияющие на величину затрат, принимаются на всех уровнях управления и во всех структурных подразделениях предприятия, координация всей деятельности которых направлена на оптимизацию затрат.

Исходя из содержания теоретической главы работы, основными  элементами управления затратами на производство и реализацию продукции на предприятии является прогнозирование и планирование, нормирование затрат организации, их учета и калькуляции себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.

После того как были детально рассмотрены перечисленные элементы, можно сказать, что планирование затрат на производство и реализацию продукции осуществляется различными методами, которые зависят от общеэкономических условий, масштабов предприятия и его деятельности, возможностей бухгалтерского и управленческого учета. Важнейшим документом при планировании себестоимости является смета затрат на основе которой может быть произведен анализ расходов предприятия.

Целью анализа расходов на производство отдельных видов  и всей совокупности продукции является оценка их фактической величины за отдельный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии затрат и уменьшении себестоимости в расчете на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в деятельности и перспективе. Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана программа, которая бы учитывала все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции и корректировалась бы с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств.

Проанализировав практику управления затратами ОАО «Сарапул-Молоко» можно сказать, что непосредственное участие в управлении затратами ОАО «Сарапул-Молоко» принимают: генеральный директор ОАО «Сарапул-Молоко», планово-экономический отдел и главный бухгалтер.

Проанализировав затраты  по видам выпускаемой продукции можно сделать вывод о том, что наибольшая доля затрат приходится на производство и на производство молока «Село Зеленое» и молока стерилизованного «Молочная речка». А представленный анализ затрат на производство продукции по элементам, наглядно демонстрирует, что наибольшую долю занимают материальные затраты. Вторыми по удельному весу в сумме общих затрат на производство и реализацию продукции занимают затраты на оплату труда.

Сравнительный анализ объемов  и темпов роста выручки от реализации продукции, прибыли и затрат на ее производство и реализацию показал, что выручка ОАО «Сарапул-Молоко» к 2010 г. снизилась на 13,9%, однако одновременно снизились и затраты на производство и реализацию продукции на 16,31%, в то время как прибыль от реализации продукции имела стабильный рост. Стабильный рост прибыли и одновременное снижение затрат на производство и реализацию продукции характеризует интенсивное развитие предприятия, т.е. рост финансовых результатов не за счет повышения цен на продукцию, а за счет расширения производства. Для оптимизации затрат ОАО «Сарапул-Молоко» предложены следующие мероприятия - оптимизировать величину заказа, снизить уровень общехозяйственных расходов, посредством увеличения объемов производства.

В результате заготовления требуемого объема полуфабриката более крупными партиями затраты на хранения увеличились на 2357,7 тыс. руб., затраты на размещения заказа сократились на 13642 тыс. руб. Общая величина снижения затрат на приобретение сырья сократилась на 11 284,3 тыс. руб.

Увеличение объема выпускаемой  продукции позволило снизить  величину постоянных расходов на производство 1 тонны молока с 1,4 до 1,37 тыс. руб. Общая их величина осталась прежней 97036 тыс. руб. Одновременно увеличения объема выпуска продукции потребует привлечения дополнительных средств для финансирования переменных затрат. Дополнительно требуется 11286 тыс. руб. В качестве источника средств предлагается воспользоваться краткосрочным кредитом в размере 11 290 тыс. руб., привлекаемого на общих условиях.

В результате предложенных мероприятий ОАО «Сарапул-Молоко» получит дополнительно 17458,2 тыс. руб. чистой прибыли.

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Ананькина, Е.А. Контроллинг как инструмент управления предприятием [Текст] / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др. - М.: Аудит, 2010. - 279 с.
  2. Баканов, М.И. Теория экономического анализа [Текст] / М.И. Баканов - М.: Финансы и статистика, 2010. - 324 с.
  3. Батрин, Ю.Д. Бюджетное планирование деятельности промышленных предприятий [Текст] / Ю.Д. Батрин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2010, - 283с.
  4. Бурцев, В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения [Текст] В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 4. - С.18-23.
  5. Винсент Дж. Лае. Пособия Эрнст энд Янг. Как понимать и использовать финансовую отчетность: Пер. с англ. – М.: Джон Уайли энд Санз, 2005.
  6. Дронов, Р.И. Оценка финансового состояния предприятия [Текст] / Р.И. Дронов, А.И. Резник, Е.М. Бунина // Финансы. - 2011. - №4. -С.18-23.
  7. Друри, К. Учет затрат методом «Стандарт-костс» [Текст] / К. Друри. - М.: Аудит ИО Юнити, 2010. - 148 с.
  8. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2009.
  9. Иванов, А.А. Как разработать систему управления затратами [Текст] /А.А. Иванов // Финансовый директор. - 2010. - № 11. - с.12.
  10. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [Текст] / Н.И. Кабушкин. - М.: Остожье, 2011. - 497 с.
  11. Карминский, А.М. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организации [Текст] / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 256 с.
  12. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности [Текст] / В.В. Ковалев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 280 с.
  13. Кондратова, И.Г. Основы управленческого учета [Текст] / И.Г. Кондракова. - М.: Финансы и статистика, 2011 - 144 с.
  14. Купчина, Л. Управленческий учет помогает увеличить прибыль компании [Текст] / Л. Купчина // Экономика и жизнь. - 2012. - С.45-48.
  15. Район Б. Стратегический учет для руководителя: Пер. с англ. / Под ред. В.А. Мирюкова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009.
  16. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива, 2009.
  17. Трубочкина, М.И. Управление затратами предприятия [Текст] / М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 217 с.
  18. Финансовый анализ деятельности фирмы. – М.: Крокус Интернешнл, 2011.
  19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  20. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  21. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений / Под ред. С.Б. Барнгольц, Г.М. Тация. – М.: Финансы и статистика, 2009

Информация о работе Анализ системы управления затратами в ОАО «Сарапул-Молоко»