Бюджет субъекта РФ – составная часть бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный кодекс Российской Федерации не употребляет понятия «бюджетное устройство субъекта Российской Федерации». Однако оно вводится бюджетным законодательством субъектов Российской Федерации. Бюджетное устройство субъекта Российской Федерации это организованное на определенных принципах взаимодействие бюджетов, действующих на территории данного субъекта и образующих его бюджетную систему.

Содержание работы

Введение
1 Экономическое содержание и значение бюджета субъекта РФ
2 Анализ составления и исполнения бюджета субъекта РФ
3 Основные проблемы и перспективы организации бюджетного процесса на региональном уровне
Заключение

Файлы: 1 файл

БС РФ.docx

— 37.12 Кб (Скачать файл)

Тема 11. Бюджет  субъекта  РФ – составная  часть  бюджетной системы  РФ

 

    Введение

1  Экономическое содержание  и значение бюджета субъекта  РФ

2  Анализ составления  и исполнения бюджета субъекта  РФ

3  Основные проблемы  и перспективы организации бюджетного  процесса на региональном уровне

    Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетная система – это  совокупность бюджетов различных видов,

организованных в определенную систему. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов .

Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

Для государств унитарного типа характерна двухуровневая бюджетная  система: центральный (общегосударственный) бюджет: б) местные бюджеты.

Для федеративных государств, к которым относится Россия, характерна

трехуровневая бюджетная  система. Первый уровень занимает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Второй уровень – бюджеты  субъектов федерации. Всего их в  настоящее время в Российской Федерации 89, в том числе: республиканские  бюджеты – 21; краевые бюджеты  – 8; областные бюджеты – 50, в том  числе 1 бюджет автономной области; окружные бюджеты – 10; бюджеты городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга – 2. Кроме того в эту систему  входят бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов.

Третий уровень составляют местные бюджеты или бюджеты  муниципальных образований, которые  предназначены для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не употребляет понятия  «бюджетное устройство субъекта Российской Федерации». Однако оно вводится бюджетным  законодательством субъектов Российской Федерации. Бюджетное устройство субъекта Российской Федерации это организованное на определенных принципах взаимодействие бюджетов, действующих на территории данного субъекта и образующих его бюджетную систему.

Таким образом, бюджетное  устройство субъекта Российской Федерации  включает в себя:

1) бюджетную систему; 

2) принципы организации  бюджетного устройства;

3) бюджетное регулирование,  осуществляемое через систему  межбюджетных отношений.

  1. Экономическое содержание и значение бюджета субъекта РФ

Бюджетная система субъекта Российской Федерации – это виды бюджетов, действующих на территории данного субъекта и объединенных механизмом межбюджетных отношений  в определенную организационную  структуру.

Рассматривая бюджетную  систему субъекта Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что субъекты Российской Федерации довольно разнообразны по своему устройству и некоторые  из них представляют из себя довольно сложные в организационном отношении  образования (так называемые сложносоставные  субъекты Российской Федерации).

Как правило бюджетная  система субъекта Российской Федерации 

состоит из бюджетов двух видов:

а) бюджета самого субъекта Российской Федерации; б) бюджетов муниципальных  образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации (местных  бюджетов). При этом следует учитывать, что бюджеты субъектов муниципальных образований не входят в состав бюджета субъекта Российской Федерации, а представляют собой самостоятельное звено бюджетной системы.

Помимо названных бюджетов существуют еще так называемые «консолидированные бюджеты». Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что «консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории». Соответственно этому консолидированный бюджет субъекта

Российской Федерации  составляют свод бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных  образований, находящихся на его  территории (ст. 15 Бюджетного кодекса  Российской Федерации). Надо сказать, что  консолидированные бюджеты бюджетами  в полном смысле этого слова не являются, поскольку они не являются фондами денежных средств (материальное значение бюджета) и не утверждаются никаким представительным органом. Иначе говоря, данные бюджеты не выступают в качестве финансового  плана. Поэтому в лучшем случае названные  бюджеты являются некой чисто  учетной категорией и используются финансовыми органами в целях  бюджетного планирования и отслеживания ситуации в сфере бюджетной деятельности. Еще раз подчеркнем, что в бюджетной  системе, основанной на принципе автономности бюджетов, никаких сводных бюджетов быть не может.

Для понимания места бюджета  субъекта Российской Федерации в  бюджетной системе Российской Федерации  остановимся на принципах формирования бюджетных систем.

Бюджетные системы могут  быть двух видов: 1) системы, основанные на    принципе бюджетного централизма, когда каждый нижестоящий бюджет входит в состав вышестоящего бюджета. Более мягким проявлением принципа бюджетного централизма является принцип единства бюджетной системы; 2) бюджетные системы, основанные на принципе автономности бюджетов.

Для бюджетных систем, построенных  на принципе бюджетного централизма, характерны централизация управления бюджетами, строгая иерархия бюджетов, общность главных источников получения бюджетных  доходов, организация бюджетного планирования по модели «сверху вниз», при которой  каждый нижестоящий бюджетный план базируется на показателях вышестоящего. Такие системы присущи государствам социалистического типа, чья экономика  основана на государственной собственности.

По такому принципу была организована бюджетная система  СССР.

При такой организации  бюджетной системы бюджеты подразделяются на: а) сводные (или совокупные), которые  объединяют в своем составе все  бюджеты, действующие на данной территории. К сводным бюджетам относились Государственный  бюджет СССР, объединяющий все бюджеты, действующие на территории Союза, государственные  бюджеты союзных и автономных республик, включающие в себя все  бюджеты, имеющиеся в данных республиках, бюджеты областей, городов и районов; б) обособленные (или изолированные) бюджеты, которые не включают в себя какие-либо бюджеты и предназначены  для финансирования затрат на уровне своей административно-территориальной  единицы. Такими в рамках СССР были союзный бюджет, финансирующий мероприятия союзного значения, республиканские, областные, районные, сельские бюджеты.

Преимущество бюджетной  системы, организованной на принципе бюджетного централизма, заключается в возможности  сосредоточения большей части финансовых ресурсов государства (а практически  – и всего общества) «в одних  руках», распределение их по единому  плану, концентрация значительных денежных средств на «решающих» направлениях, что позволяет добиться – и  опыт СССР тому подтверждение –  серьезных достижений (например, формирование военно-промышленного комплекса  в СССР, развитие аэрокосмической  промышленности, отдельные достижения в области точных наук). Недостатком  такого рода системы является ее общая  негибкость, проявление бюрократического централизма, жесткость и мелочность бюджетного планирования, отсутствие заинтересованности местных государственных  органов в активной работе по сбору  общегосударственных налогов и  поиску дополнительных источников бюджетных доходов, так как источником финансирования нижестоящего бюджета выступает вышестоящий бюджет, безразличие получателей бюджетных ассигнований к экономному и бережливому использованию бюджетных средств, порождение у всех участников бюджетной деятельности иждивенческих настроений и отсутствие у них стимулов к активному ведению производственно-хозяйственной деятельности. При построении бюджетной системы на принципе автономности все бюджеты являются обособленными (изолированными).

Для бюджетных систем, построенных  на принципе автономности входящих в  них бюджетов, характерны их относительная  независимость друг от друга, наличие  у каждого бюджета собственной  доходной базы, самостоятельного аппарата управления, призванного обеспечить сбор доходов, права организовать распределение  и контролировать использование  выделенных из бюджета денег, что  осуществляется по своему плану, не связанному с бюджетными планами, опосредующими  другие бюджеты. По

такому принципу обычно организованы бюджетные системы развитых стран либерально-демократического типа, чья экономика основана на частной собственности.

Преимуществами бюджетной  системы, организованной на принципе автономности бюджетов, являются её мобильность, более  хозяйственное отношение к государственным  деньгам, наличие стимулов у каждого  звена бюджетной системы в  лице соответствующих финансовых органов  к изысканию дополнительных бюджетных  доходов, самостоятельность в принятии бюджетных решений, более прямая ответственность этих органов перед  населением за результаты своей бюджетной  деятельности. Недостатком такого рода систем является распыленность (в масштабе страны) бюджетных ресурсов, территориальная  неравномерность их размещения (наличие  бедных и богатых регионов), многоступенчатость различных видов налогов и  других обязательных платежей. Например, в США помимо федеральных налогов, существуют налоги штатов, местные налоги, которые существенно различаются в зависимости от региона страны.

При этом каждый уровень  бюджетной системы обслуживается  собственными финансовыми ведомствами, не связанными друг с другом. Это  не только приводит к раздуванию государственного аппарата, но и создает неудобства для предпринимателей и граждан, трудности в сбалансировании  отдельных бюджетных фондов.

К сожалению, пока не выработана оптимальная бюджетная система, которая соединила бы в себе преимущества двух названных её типов, не восприняв  в тоже время присущих им недостатков. Каждая из приведенных бюджетных систем имеет принципиально различный характер, является порождением определенного общественно-политического строя, основана на определенном виде собственности, имеет свои преимущества и внутренне отягощена собственными минусами.

В период становления Российской Федерации в качестве суверенного  государства было решено перейти  от принципа бюджетной централизации  построения бюджетной системы на другой принцип – принцип автономности. Этот принцип, надо подчеркнуть, больше соответствует условиям рыночной экономики, на которую уже было ориентировано  государство.

Однако позже, по нашему мнению, произошел определенный отход от принципов либерально-рыночной экономики  и возобладало стремление усилить  централизованное начало в бюджетной  системе. Следует сказать, что принцип  единства бюджетной системы и  принцип самостоятельности бюджетов – это сложно сочетаемые принципы. Однако говоря о принципах бюджетной  системы Российской Федерации, Бюджетный  кодекс Российской Федерации называет в их числе и принцип единства бюджетной системы, и принцип  самостоятельности бюджетов. Такой  подход к установлению принципов  построения бюджетной системы вызывает большие сомнения. Причем в реальной практике формирования бюджетной системы  Российской Федерации взяло верх централизованное начало, обоснованное принципом единства бюджетное системы. Сказывается это в концентрации основных государственных доходов  в федеральном бюджете, следствием чего является значительная финансовая зависимость бюджетов субъектов  Российской Федерации от федерального. Неслучайно, что в теоретических  разработках предлагается опираться  на принцип федерализма, на основе которого можно было бы создать бюджетное  устройство, в большей мере соответствующее  государственному устройству России как  федеративного государства.

Принцип единства бюджетной  системы реализуется, как это  предусматривает Бюджетный кодекс Российской Федерации, через единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса, санкций за нарушение  бюджетного законодательства, а также  единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации, ведениябухгалтерского  учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектовРоссийской Федерации  и местных бюджетов. Что касается принципа самостоятельности бюджетов, то он в соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации означает: право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и налоговым законодательством Российской Федерации; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства (ст. 31 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Информация о работе Бюджет субъекта РФ – составная часть бюджетной системы РФ