Бюджетное выравнивание регионов России на примере Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:
– разработки теоретических и методологических подходов к формированию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, основанной на единых критериях;
– изучения особенностей выравнивания бюджетной обеспеченности на этапе преодоления последствий экономического кризиса;
– определения и классификации методов и инструментов выравнивания бюджетной обеспеченности;
– разработки практических рекомендаций по созданию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты определения бюджетного выравнивания на уровне регионов 6
1.1.Понятие бюджетного выравнивания 6
1.2.Методы бюджетного выравнивания 15
1.3.Методы сбалансированности бюджета субъекта РФ 26
Глава II. Анализ бюджетной обеспеченности Астраханской области 32
2.1.Анализ доходной и расходной части бюджета Астраханской области 32
2.2.Основные приоритеты бюджетных расходов Астраханской области 37
2.3. Применение бюджетирования, ориентированного на результат в Астраханской области 42
Глава III. Пути повышения сбалансированности местных бюджетов в Астраханской области 48
3.1.Мероприятия по бюджетному выравниванию в Астраханской области 48
3.2.Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области 55
Заключение 63
Список литературы 66

Файлы: 1 файл

Диплом Бюджетное выравнивание регионов России исправлен второй раз Регина.docx

— 156.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диплом 

на тему: «Бюджетное выравнивание регионов России на примере Астраханской области»

 

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты определения            бюджетного выравнивания на уровне регионов 6

1.1.Понятие бюджетного выравнивания 6

1.2.Методы бюджетного выравнивания 15

1.3.Методы сбалансированности бюджета субъекта РФ 26

Глава II. Анализ бюджетной обеспеченности                  Астраханской области 32

2.1.Анализ доходной и расходной части бюджета Астраханской    области 32

2.2.Основные приоритеты бюджетных расходов Астраханской     области 37

2.3. Применение бюджетирования, ориентированного на результат в Астраханской области 42

Глава III. Пути повышения сбалансированности местных бюджетов в Астраханской области 48

3.1.Мероприятия по бюджетному выравниванию в Астраханской области 48

3.2.Обеспечение эффективного управления системой общественных   финансов Астраханской области 55

Заключение 63

Список литературы 66

Приложения 72

 

 

Введение

Актуальность  темы. В настоящее время продолжает сохраняться значительная дифференциация бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Ее основная причина состоит в значительных различиях в уровнях экономического развития конкретных территорий.

Основная  цель бюджетного выравнивания – обеспечение  основных социальных гарантий для всех граждан страны независимо от места их проживания. Эта проблема приобретает существенную специфику в условиях экономического кризиса. При кризисных явлениях цель бюджетного выравнивания состоит, прежде всего, в оказании регионам финансовой помощи, направленной на обеспечение первоочередных потребностей населения. Но по мере выхода из кризиса финансовая помощь должна концентрироваться на развитии инфраструктуры как основного условия экономического роста в будущем периоде. Помимо социального аспекта выравнивание бюджетной обеспеченности имеет важное экономическое значение. Оно предопределяет повышение платежеспособного спроса населения в конкретном регионе и тем самым создает предпосылки для развития бизнеса и, соответственно, роста инвестиций.

Сложившуюся систему выравнивания бюджетной  обеспеченности субъектов Федерации  нельзя признать эффективной. Она характеризуется  отсутствием объективных критериев формирования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации; недостаточной разработанностью подходов к оценке налогового потенциала регионов, муниципальных районов, поселений; излишней сложностью алгоритма расчета индекса бюджетных расходов; отсутствием критериев выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов и поселений.

Актуальность  темы исследования обусловлена необходимостью:

– разработки теоретических и методологических подходов к формированию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, основанной на единых критериях;

– изучения особенностей выравнивания бюджетной обеспеченности на этапе преодоления последствий экономического кризиса;

– определения и классификации методов и инструментов выравнивания бюджетной обеспеченности;

– разработки практических рекомендаций по созданию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.

Цель  исследования состоит в разработке теоретических и методологических подходов к формированию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, основанной на единых критериях.

Для достижения этой цели были поставлены и решались в ходе исследования следующие задачи:

- исследовать  понятие бюджетного выравнивания;

- проанализировать  методы бюджетного выравнивания;

- определить  методы сбалансированности бюджета  субъекта РФ;

- провести  анализ доходной и расходной  части бюджета Астраханской области;

- выявить  основные приоритеты бюджетных  расходов Астраханской области;

- исследовать  последствия применения бюджетирования, ориентированного на результат в Астраханской области;

- предложить  пути повышения сбалансированности  местных бюджетов в Астраханской  области.

Объектом  исследования является совокупность экономических отношений, возникающих при выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования является система выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Теоретические и методологические основы исследования составили труды российских и зарубежных ученых и специалистов-практиков по проблемам общественных финансов и межбюджетных отношений.

 В  исследовании применялись принципы  диалектической логики, системного анализа и синтеза, теории равновесия, теории общественных финансов. Комплексный подход к предмету исследования реализован с применением общенаучных методов: индуктивного и дедуктивного анализа, научных абстракций, классификаций, исторического метода. В работе также применялись экономико-математические методы и методы сравнения и группировки.

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты определения            бюджетного выравнивания на уровне регионов

1.1.Понятие бюджетного  выравнивания

Наличие в бюджетной системе Российской Федерации федерального, регионального  и местного уровней как неотъемлемых объектов государственного макроэкономического регулирования отражает объективно существующую потребность в регулировании социально-экономических процессов не только в масштабах всей страны, но и в рамках отдельных субъектов Федерации. Поскольку бюджетно-налоговая политика государства является единственным доступным государству средством перераспределения финансовых ресурсов между регионами, ее основной целью, по существу, является поддержка но приемлемом уровне межрегиональных различий в степени социально-экономического развития и, по возможности, их выравнивание.

Результативность  бюджетно-налоговой политики во многом определяет стабильное функционирование страны, сокращение регионального социально-экономического неравенства, обеспечение государственного единства1.  Создание устойчиво растущей национальной экономики невозможно без решения проблем выравнивания межрегиональных различий, преодоления кризисных явлений и отставания в развитии отдельных территорий.

Значительные  территориальные различия в качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями  регионов, являются логическим основанием для использования государством политики выравнивания. Ее результатом считается последовательное приближение показателей благосостояния населения и экономического развития в худших (по этим показателям) регионах, по крайней мере, к среднему по стране уровню.

Региональное  бюджетное выравнивание является основой  любой государственной макроэкономической политики в регионе, проводимой в целях  недопущения или сглаживания кризисных социальных, экономических, экологических и иных ситуаций как причин появления высокой территориальной дифференциации. Возникают ситуации, когда территориальные различия приводят к отклонениям от нормы, а именно: происходят негативные колебания экономических (кризис производства), экологических (экологическая катастрофа) и социальных (снижение уровня жизни, сокращение рождаемости и продолжительности жизни, ухудшение демографической структуры, рост преступности) индикаторов регионального развития. Именно в этих случаях необходимость государственной селективной поддержки (поддержки определенных регионов) приобретает особую актуальность.

Политика  выравнивания как средство государственного воздействия на 
функционирование отдельных регионов применяется в различных масштабах 
по отношению к разным параметрическим группам. Крупномасштабная политика "выравнивания" осуществляется в ФРГ (по отношению к землям 
бывшей ГДР), Италии (проблема "Север-ЮГ"), Японии (создание технополисов) и во многих других странах2. В России такого рода политика осуществляется на общегосударственном уровне - в плане стремления к равной "бюджетной обеспеченности" населения, т.е. по важному, но не определяющему параметру регионального развития.

Неравномерность распространения кризисных явлений  последнего десятилетия среди регионов России усилили и без того высокую дифференциацию уровней социально-экономического развития регионов. В настоящее время по показателям развития производства и уровня жизни населения региональные различия достигают десятков, а по некоторым показателям и сотен раз. Положение усугубляется тем, что экономические противоречия между развитыми регионами и регионами с низким экономическим потенциалом нередко переходят в политическую плоскость, что создает угрозу единства страны.

Кроме того, построение в России системы бюджетного федерализма происходило в основном по образцу высокоразвитых федеративных государств и не принимало во внимание существенную дифференциацию исходных региональных условий, не имеющую аналогов во всем мире. При этом с самого начала перехода на модель бюджетного федерализма возникали острые противоречия в финансовых отношениях между центром и регионами, что вызывало постоянные споры о приемлемости выбранных принципов, форм и методов реализации бюджетного выравнивания. Однако все они по преимуществу затрагивали лишь финансовые технологии межбюджетных отношений, что приводило только к накоплению и обострению проблем.

Оценивая  значимость и степень приоритетности проблем бюджетного выравнивания, следует  отметить тот факт, что существенные различия в экономической и социальной сферах регионов затрудняют, а иногда усугубляют невозможность проведения бюджетного выравнивания с точки зрения эффективности для всех территорий с учетом как экономического, так и социального критериев.

Таким образом, как один из элементов бюджетно-налоговой  политики Федерального центра "региональное бюджетное выравнивание" необходимо вследствие наличия высокой степени  дифференциации регионов по уровню экономического развития, финансовому потенциалу и, в конечном итоге, бюджетным доходам  и расходам в расчете на душу населения. В сравнении с другими странами, проведение политики бюджетного выравнивания для субъектов Российской Федерации  особенно актуально. Так, например, если в Австралии соотношение ВРП  в расчете на душу населения для  наиболее отсталых и самых развитых штатов составляет 1:1,5, для канадских провинций -1:1,9, для швейцарских кантонов - 1:2,2, то для регионов России это соотношение составляет 1:213.

Межбюджетные  трансферты являются частью бюджета  бюджетной системы РФ. Поэтому  рассмотрение этого понятия целесообразно  начать с рассмотрения понятия «бюджет».

Бюджет  – это форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый  для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению  средств и контролю за их эффективным использованием.

Как экономическая  категория бюджетные отношения  являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

В статье 6 Бюджетного кодекса дается определение  межбюджетных трансферт: «межбюджетные  трансферты - средства одного бюджета  бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации».

Межбюджетные  трансферты являются одним из наиболее эффективных инструментов фискальной политики. Можно выделить три основные задачи данного инструмента:

· компенсация  внешних эффектов, возникающих в  виде перелива выгод от деятельности властей одного административно-территориального образования в другие административно-территориальные образования;

· выравнивание доходов субнациональных бюджетов;

· устранение недостатков налоговой системы].

В статье 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации  записано, что финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации может осуществляться в следующих формах:

· предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

· предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

· предоставления бюджетных кредитов;

Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций  и бюджетных кредитов дается в  ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.

Обращаем  внимание, что в новой редакции Бюджетного кодекса РФ из определения  дотации исключено их направление  на финансирование текущих расходов бюджета - получателя дотации.

Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Информация о работе Бюджетное выравнивание регионов России на примере Астраханской области