Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:
– разработки теоретических и методологических подходов к формированию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, основанной на единых критериях;
– изучения особенностей выравнивания бюджетной обеспеченности на этапе преодоления последствий экономического кризиса;
– определения и классификации методов и инструментов выравнивания бюджетной обеспеченности;
– разработки практических рекомендаций по созданию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты определения бюджетного выравнивания на уровне регионов 6
1.1.Понятие бюджетного выравнивания 6
1.2.Методы бюджетного выравнивания 15
1.3.Методы сбалансированности бюджета субъекта РФ 26
Глава II. Анализ бюджетной обеспеченности Астраханской области 32
2.1.Анализ доходной и расходной части бюджета Астраханской области 32
2.2.Основные приоритеты бюджетных расходов Астраханской области 37
2.3. Применение бюджетирования, ориентированного на результат в Астраханской области 42
Глава III. Пути повышения сбалансированности местных бюджетов в Астраханской области 48
3.1.Мероприятия по бюджетному выравниванию в Астраханской области 48
3.2.Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области 55
Заключение 63
Список литературы 66
Вывод: таким образом, реализация ведомственной целевой программы обеспечит повышение эффективности работы системы общественных финансов региона, а также соответствие параметров ее деятельности лучшей российской практике, принципам ответственного управления и стратегическим целям Правительства Астраханской области.
Переход российской экономики на рыночные отношения потребовал переосмысления роли и места планирования в системе государственного регулирования и управления. Недостаточное научное обеспечение процесса реформирования привело к разрушению системы народно-хозяйственного планирования вместо качественного ее изменения и адаптации к рыночным условиям. Ошибочность такого рода действия вскоре стала очевидной, поскольку исключение централизованного управления повлекло за собой неисполнение государством обязательств по бюджетным ассигнованиям и госзакупкам, сокращение государственного рефинансирования, в результате чего произошло свертывание отечественного производства, рост неплатежей, массовое уклонение от уплаты налогов.
Между тем
многолетний мировой и
Несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в настоящее время в России отсутствуют встроенные в бюджетный процесс механизмы обеспечения результативности государственных расходов.
Бюджетные средства в основном планируются и распределяются на основе корректировки (индексации) расходов прошлых лет, без четкой привязки к целям и ожидаемым результатам расходования бюджетных средств. Методы программно-целевого планирования (в том числе разработки и реализации федеральных целевых программ) в значительной степени носят формальный характер. Полномочия и, следовательно, ответственность администраторов бюджетных расходов при формировании и исполнении бюджета остаются ограниченными, отсутствуют институциональные стимулы для повышения эффективности бюджетных расходов и оптимизации бюджетной сети.
В рамках концепции "управления ресурсами" бюджет формируется путем индексирования существующих расходов по дробным статьям различных типов бюджетной классификации. При соблюдении жестких бюджетных ограничений обеспечивается сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей расходов по статьям бюджетной классификации. Перераспределение средств между статьями и разделами не допускается или крайне затруднено, а остатки средств на бюджетном счете ликвидируются в конце года, что побуждает администраторов бюджетных расходов любой ценой обеспечить "освоение" выделенных средств. Преобладает внешний контроль, осуществляемый центральными или специализированными ведомствами.
В рамках
концепции "управления результатами"
бюджет формируется исходя из целей
и планируемых результатов
Таблица 7
Цели и задачи ведомственной целевой программы
Цели |
Задачи |
Краткая характеристика |
1 |
2 |
3 |
Цель 1. Проведение единой государственной политики обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы, направленной на мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов в консолидированный бюджет Астраханской области |
Задача 1.1. Повышение точности формирования прогноза доходов бюджета Астраханской области |
Исполнение доходной части бюджета |
Задача 1.2. Повышение уровня собираемости налогов |
Задача уровня собираемости налогов отражает состояние и качество работы с недоимкой, и полноту поступления начисленных доходов | |
Задача 1.3. Систематический контроль совместно с администраторами доходов за состоянием недоимки и невыясненных поступлений с целью недопущения их прироста выше уровня, достигнутого за соответствующий период прошлого года |
Ускорение оборота поступлений в бюджет Астраханской области, в том числе поступления налоговых сборов в региональный бюджет. | |
Задача 1.4. Обеспечение поступления дополнительных финансовых средств из федерального бюджета |
Дополнительное получение финансовых средств из федерального бюджета | |
Цель 2. Создание условий для оптимизации расходных обязательств Астраханской области, их полного и своевременного исполнения и обеспечение прозрачности, надежности и безопасности финансовой системы Астраханской области |
Задача 2.1. Обеспечение полного, своевременного и эффективного исполнения расходных обязательств Астраханской области, утверждаемых за счет бюджета Астраханской области на соответствующий финансовый год и плановый период |
1. Снижение дефицита бюджета Астраханской области; 2. Снижение кредиторской задолжен 3. Отсутствие просроченных |
Задача 2.2. Оптимизация управления государственным долгом Астраханской области |
1. Сохранение прямых и условных обязательств на экономически безопасном уровне; 2. Обеспечение своевременного и полного исполнения бюджетных обязательств | |
Задача 2.3. Обеспечение эффективности последующего государственного финансового контроля |
Повышение эффективности контрольной работы |
Продолжение табл.7 | ||
1 |
2 |
3 |
Цель 3. Создание условий для эффективного выполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, поддержание их финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития Астраханской области |
Задача 3.1. Эффективное и обоснованное оказание финансовой помощи муниципальным образованиям Астраханской области |
Реализация политики укрепления финансовой стабильности муниципальных образований Астраханской области путем прямого предоставления межбюджетных трансфертов |
Непосредственные и конечные результаты реализации программы
Наименование задач ВЦП |
Непосредственный результат реализации задачи |
Конечный результат реализации задачи |
1 |
2 |
3 |
Задача 1.1. Повышение точности формирования прогноза доходов |
В результате планируемой работы отклонение исполнения прогнозных назначений по доходам не превысят 3 %. К 2012-2014гг. процент исполнения бюджета Астраханской области по доходам составит 100%. |
Исполнение доходной части бюджета и утвержденных расходных обязательств . |
Задача 1.2. Повышение уровня собираемости налогов |
В результате проведенной работы уровень собираемости доходов консолидированного бюджета Астраханской области на 01.01.2015 года составит 97,3%. |
Исполнение доходной части бюджета с целью полного и своевременного исполнения утвержденных расходных обязательств. |
Задача 1.3. Систематический контроль совместно с администраторами доходов за состоянием недоимки и невыясненных поступлений с целью недопущения их прироста выше уровня, достигнутого за соответствующий период прошлого года |
Реализация данной задачи позволит сократить объем невыясненных поступлений на счета бюджета Астраханской области до 0,01%. |
Ускорение оборота денежных масс, в том числе поступления налоговых сборов в региональный бюджет. |
Задача 1.4. Обеспечение поступления дополнительных финансовых средств из федерального бюджета |
В 2012-2014гг. планируется увеличение объема финансовой помощи из федерального бюджета на 5% ежегодно. |
Дополнительное получение финансовых средств из федерального бюджета. |
Задача 2.1. Обеспечение полного, своевременного и эффективного исполнения расходных обязательств Астраханской области, утверждаемых бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период |
1. Проект бюджета Астраханской
области на очередной 2. Эффективное управление средств |
Закон о бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период соответствует принципам ответственного управления общественными финансами Эффективное управление средствами бюджета Астраханской области. Недопущение нецелевого использования средств бюджета Астраханской области. Недопущение несанкционированной кредиторской задолженности. Ускорение денежного оборота в регионе, а соответственно – поступления собираемых налогов в регион. Формирование достоверной бюджетной отчетности, а также другой информации внутренним и внешним пользователям. |
Задача 2.2. Оптимизация управления государственным долгом Астраханской области |
Долговая политика будет соответствовать основным параметрам бюджетной системы, а также основным направлениям бюджетной и налоговой политики. Соотношение объема государственного долга и утвержденного общего годового объема доходов бюджета Астраханской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений не превысит 85% по состоянию на 01.01.2015г. |
Замена «дорогих» заемных средств на внутреннее кредитование и более дешевые кредиты из федерального бюджета. Сокращение внутреннего долга Астраханской области Доведение расходов на обслуживание государственного внутреннего долга до минимума. |
Задача 2.3. Обеспечение эффективности последующего государственного финансового контроля |
Значение процентного соотношения суммы восстановленных бюджетных средств по результатам ревизий (проверок) к общей сумме бюджетных средств, подлежащих восстановлению, планируется на уровне 93 % на 01.01.2015 год. |
Повышение эффективности контрольной работы. |
Задача 3.1. Эффективное и обоснованное оказание финансовой помощи муниципальным образованиям Астраханской области |
Сохранение стабильных темпов роста финансовой обеспеченности муниципальных образований (налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований с учетом безадресной помощи из бюджета Астраханской области на 1 жителя) на уровне 104% к показателю предыдущего года. |
Укрепление финансовой самостоятельности муниципальных образований Астраханской области, а также создание объективной, формализованной и прозрачной системы межбюджетных отношений. |
1 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский [и др.] / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009. С.137.
2 Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для вузов / Амаглобели Н. Д., Литвиненко А. Н., Сохадзе З. З., Титов В. А., Поляк Г. Б. / Под ред. Поляка Г.Б. М.:ЮНИТИ, 2012. С.184.
3 Гусев С.И. Бюджетное регулирование в зарубежных странах (опыт, проблемы): Монография / С.И. Гусев, Ю.Г. Швецов. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011. С.14.
4 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский [и др.] / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009. С.148.
5 Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для вузов / Амаглобели Н. Д., Литвиненко А. Н., Сохадзе З. З., Титов В. А., Поляк Г. Б. / Под ред. Поляка Г.Б. М.:ЮНИТИ, 2012. С.165.
6 Васюнина М.Л. Межбюджетные субсидии субъектам Российской Федерации: этапы и направления их совершенствования // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2012. N 8. С. 14 - 21.
7 Матвеева Е.Н., Бармин Д.А. Актуальность внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2007, N 22. С.45.
8 Гусев С.И. Бюджетное регулирование в зарубежных странах (опыт, проблемы): Монография / С.И. Гусев, Ю.Г. Швецов. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011. С.28.
9 Дьякова Е.Б. Механизм распределения налоговых доходов бюджетов // Финансы. 2011. N 5. С. 19 - 23.
10 Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности выравнивания уровня бюджетной обеспеченности на субрегиональном уровне // Финансы. 2009. N 8. С. 59 - 63.
11 Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. - М.: Дело, 2012. С.197.
12 Шишлов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты // Финансы, 2009, N 11. С.68.
13 Токарева Т.А. Бюджетное регулирование - основа бюджетного планирования: Учеб. пособие. - Киев: УМКВО, 2011. С.55.
14 Соколова А.А. Формы и механизмы вертикального выравнивания в сфере межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2009. N 6. С.47.
15 Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для вузов / Амаглобели Н. Д., Литвиненко А. Н., Сохадзе З. З., Титов В. А., Поляк Г. Б. / Под ред. Поляка Г.Б. М.:ЮНИТИ, 2007. С.186.
16 Грицюк Т.В. Механизмы межбюджетного выравнивания // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2004. №7. С.7-23.
17 Гришанова О.А. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: теория и методы. Автореферат. Иваново, 2005. С.10.
Информация о работе Бюджетное выравнивание регионов России на примере Астраханской области