Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:
– разработки теоретических и методологических подходов к формированию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, основанной на единых критериях;
– изучения особенностей выравнивания бюджетной обеспеченности на этапе преодоления последствий экономического кризиса;
– определения и классификации методов и инструментов выравнивания бюджетной обеспеченности;
– разработки практических рекомендаций по созданию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты определения бюджетного выравнивания на уровне регионов 6
1.1.Понятие бюджетного выравнивания 6
1.2.Методы бюджетного выравнивания 15
1.3.Методы сбалансированности бюджета субъекта РФ 26
Глава II. Анализ бюджетной обеспеченности Астраханской области 32
2.1.Анализ доходной и расходной части бюджета Астраханской области 32
2.2.Основные приоритеты бюджетных расходов Астраханской области 37
2.3. Применение бюджетирования, ориентированного на результат в Астраханской области 42
Глава III. Пути повышения сбалансированности местных бюджетов в Астраханской области 48
3.1.Мероприятия по бюджетному выравниванию в Астраханской области 48
3.2.Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области 55
Заключение 63
Список литературы 66
Основными
доходными источниками
Таблица 3
Доходы консолидированного бюджета Астраханской области (млн. руб.)
Наименование доходов |
Факт 2010 г. |
2011 г. |
Процент исполнения |
Темп роста | ||
Бюджет первона-чальный |
Уточенные бюджетные назначения |
Факт | ||||
1. НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
21 155,3 |
22 460,5 |
24 316,4 |
23 658,8 |
97,3% |
111,8% |
в том числе: |
||||||
Налог на прибыль организаций |
4 374,3 |
5 794,5 |
5 266,7 |
4 888,9 |
92,8% |
111,8% |
Налог на доходы физических лиц |
7 872,0 |
8 416,0 |
8 325,2 |
8 342,0 |
100,2% |
106,0% |
Акцизы |
1 397,3 |
1 681,4 |
1 557,6 |
1 568,3 |
100,7% |
112,2% |
Прочие налоги |
4 927,6 |
4 024,6 |
6 076,3 |
6 093,4 |
100,3% |
123,7% |
Неналоговые доходы |
2 584,1 |
1 894,0 |
3 090,6 |
2 766,0 |
89,5% |
107,0% |
2. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ |
6 222,3 |
6231,0 |
9 166,9 |
9 519,0 |
103,8% |
152,9% |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы |
5 795,6 |
6072,4 |
9 028,7 |
9 513,3 |
105,4% |
164,1% |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
27 377,6 |
28 691,5 |
33 483,2 |
33 177,7 |
99,1% |
121,2% |
Фактическое исполнение бюджета Астраханской области по доходам составило 24,9 млрд. рублей (101,2% от прогнозных назначений), в том числе:
- налоговые и неналоговые доходы – 15,0 млрд. рублей (99,2% от назначений);
- безвозмездные перечисления – 9,9 млрд. рублей (104,4 %).
В общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета Астраханской области налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и акцизы занимают 94,8% (в 2010 году – 91,8%) (рис.1).
Рис.1. Общая структура доходов бюджета Астраханской области за 2011 год
Таблица 4
Доходы бюджета Астраханской области (млн. руб.)
Наименование доходов |
Факт 2010 г. |
2011 г. |
Процент исполне-ния |
Темп роста | ||
Бюджет первона-чальный |
Уточенные бюджетные назначения |
Факт | ||||
1.НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
13 538,8 |
15 090,0 |
15 102,7 |
14 974,4 |
99,2% |
110,6% |
в том числе: |
||||||
Налог на прибыль организаций |
4 374,3 |
5 794,5 |
5 266,7 |
4 888,9 |
92,8% |
111,8% |
Налог на доходы физических лиц |
4 352,6 |
4 980,5 |
4 675,2 |
4 714,6 |
100,8% |
108,3% |
Акцизы |
1 397,3 |
1 681,4 |
1 557,6 |
1 568,3 |
100,7% |
112,2% |
Прочие налоги |
2 510,6 |
2 396,9 |
3 353,1 |
3 326,2 |
99,2% |
132,5% |
Неналоговые доходы |
904,0 |
236,8 |
250,1 |
476,3 |
190,4% |
52,7% |
2.БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ |
6 678,3 |
6687,4 |
9 522,9 |
9 938,9 |
104,4% |
148,8% |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы |
6 272,5 |
6479,4 |
9 381,4 |
9 920,3 |
105,7% |
158,2% |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
20 217,1 |
21 777,4 |
24 625,6 |
24 913,4 |
101,2% |
123,2% |
Исполнение по расходам бюджета Астраханской области за 2011 год, исходя из уточненных бюджетных назначений, составляет 95,2%. Основной причиной отклонения от планового уровня явилось наличие остатков на счетах получателей бюджета Астраханской области.
Таблица 5
Расходы бюджета Астраханской области (млн. руб.)
Разделы расходов |
Фактическое исполнение 2010 года |
2011 год |
Индекс роста исполнения за 2011 г. к факту 2010 г., % | |||
первоначальный бюджет |
уточненный бюджет |
исполнение |
процент исполнения | |||
Общегосударст-венные вопросы |
782,7 |
860,4 |
967,5 |
888,1 |
91,8% |
113,5% |
Национальная оборона |
14,8 |
18,1 |
18,3 |
18,3 |
100,0% |
123,6% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 082,2 |
1 161,5 |
1 222,1 |
1 196,5 |
97,9% |
110,6% |
Национальная экономика |
2 664,8 |
2 897,2 |
3 739,3 |
3 427,7 |
91,7% |
128,6% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 510,9 |
1 270,6 |
1 372,8 |
1 063,0 |
77,4% |
70,4% |
Охрана окружающей среды |
31,8 |
39,7 |
36,8 |
35,2 |
95,6% |
110,7% |
Образование |
4 196,7 |
4 202,2 |
4 910,4 |
4 876,9 |
99,3% |
116,2% |
Культура, кинематография |
898,7 |
1 045,1 |
1 600,6 |
1 599,5 |
99,9% |
178,0% |
Здравоохранение |
3 156,6 |
2 865,0 |
4 715,7 |
4 436,8 |
94,1% |
140,6% |
Социальная политика |
5 660,8 |
5 297,5 |
6 035,2 |
5 904,0 |
97,8% |
104,3% |
Физическая культура и спорт |
828,4 |
826,7 |
963,6 |
868,5 |
90,1% |
104,8% |
Средства массовой информации |
42,8 |
43,8 |
43,5 |
43,2 |
99,3% |
100,9% |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
1 004,8 |
1 490,0 |
920,0 |
847,4 |
92,1% |
84,3% |
Межбюджетные трансферты |
1 531,8 |
1 532,4 |
1 414,8 |
1 414,7 |
100,0% |
92,4% |
ИТОГО РАСХОДОВ |
23 407,8 |
23 550,2 |
27 960,6 |
26 619,8 |
95,2% |
113,7% |
Вывод: основными доходными источниками консолидированного бюджета являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налоги на имущество, акцизы, налоги на совокупный доход.
Бюджетная политика Астраханской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов была сформирована с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах"21.
Проект бюджета Астраханской области, как и прежде, формировался сроком на три года.
В основу бюджетной политики Астраханской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов были положены стратегические цели развития стабильной экономики Астраханской области, снижения внутреннего долга и размера дефицита бюджета, перехода к более сбалансированной бюджетной стратегии.
Главным направлением бюджетной политики Астраханской области оставалось улучшение условий жизни граждан, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, развитие инновационных процессов в экономике.
Основными принципами формирования бюджетной политики Астраханской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов являлось:
- снижение
объема государственного
- повышение
эффективности бюджетных
- формирование
бюджета с учетом изменений
правового положения
- стимулирование
энергосбережения и
Сбалансированность бюджета Астраханской области напрямую зависит от качества и эффективности планирования и осуществления расходов бюджета Астраханской области. Субъекты бюджетного планирования, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области при прогнозировании бюджетных параметров должны полагаться на реальные возможности бюджета Астраханской области.
При формировании расходов бюджета Астраханской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов особое внимание уделялось сохранению социальных приоритетов, в связи с чем большая часть средств была предусмотрена на выполнение государственных и муниципальных заданий по предоставлению населению на территории Астраханской области услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта.
Необходимо
продолжить политику ограничения непервоочередных
расходов, то есть отказа от необязательных
затрат, провести инвентаризацию и
оптимизацию публичных и
В 2012 - 2014 годах в Астраханской области продолжала оставаться актуальной задача обеспечения сбалансированности, стабильного исполнения бюджетов всех уровней, которая предусматривает:
- планирование бюджетных расходов на уровне отчетного (текущего) года;
- непринятие
новых расходных обязательств, а
в случае необходимости
- сокращение
количества целевых
- дальнейшее реформирование бюджетной сети, внедрение государственных заданий, определяющих конкретные, измеримые результаты использования бюджетных средств;
- сокращение роста численности работающих и расходов на содержание как исполнительных органов государственной власти Астраханской области, так и учреждений бюджетной сферы Астраханской области;
- сокращение капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной инфраструктуры;
- жесткий
контроль за недопущением
- мониторинг
муниципальных образований
Одной из ключевых задач на 2012 год являлось осуществление всех необходимых мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"23.
2013 год станет годом реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности предоставления государственных услуг. Будут созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности для исполнительных органов государственной власти Астраханской области по оптимизации подведомственной сети.
Информация о работе Бюджетное выравнивание регионов России на примере Астраханской области