Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:
– разработки теоретических и методологических подходов к формированию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, основанной на единых критериях;
– изучения особенностей выравнивания бюджетной обеспеченности на этапе преодоления последствий экономического кризиса;
– определения и классификации методов и инструментов выравнивания бюджетной обеспеченности;
– разработки практических рекомендаций по созданию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты определения бюджетного выравнивания на уровне регионов 6
1.1.Понятие бюджетного выравнивания 6
1.2.Методы бюджетного выравнивания 15
1.3.Методы сбалансированности бюджета субъекта РФ 26
Глава II. Анализ бюджетной обеспеченности Астраханской области 32
2.1.Анализ доходной и расходной части бюджета Астраханской области 32
2.2.Основные приоритеты бюджетных расходов Астраханской области 37
2.3. Применение бюджетирования, ориентированного на результат в Астраханской области 42
Глава III. Пути повышения сбалансированности местных бюджетов в Астраханской области 48
3.1.Мероприятия по бюджетному выравниванию в Астраханской области 48
3.2.Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области 55
Заключение 63
Список литературы 66
- коэффициент
соотношения регулирующих и
- коэффициент автономии в 2011 году снизился в сравнении с 2010 годом на 10,45% (100 – 89,55);
- коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами
- коэффициент бюджетного покрытия в 2011 году увеличился в сравнении с 2010 годом на 9,3%;
- коэффициент бюджетной задолженности в 2011 году снизился в сравнении с 2010 годом на 52,94% (100 – 47,06);
- коэффициент бюджетной результативности региона в 2011 году увеличился в сравнении с 2010 годом на 23,23%;
- коэффициент
бюджетной обеспеченности
Вывод: всё вышеизложенное позволяет ожидать постепенного, но стабильного увеличения совокупной доли местных налогов в структуре доходов бюджетов муниципальных образований и соответственно повышения финансовой устойчивости МСУ в Астраханской области.
Ведомственная целевая программа «Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области на 2012-2014 годы» обеспечивает реализацию тактической задачи министерства финансов Астраханской области, установленной распоряжением Правительства Астраханской области от 25.07.2011 № 325-Пр «О стратегических целях и тактических задачах исполнительных органов государственной власти Астраханской области, показателях и индикаторах их достижения на 2011 год и на период с 2012 до 2014 года»– «Повышение качества государственного управления».
Общественные
финансы и государственная
Финансовыми инструментами реализации бюджетной политики являются полнота поступления налоговых и неналоговых платежей, государственных займов, финансовой помощи из федерального бюджета.
Реализация целей «Проведение единой государственной политики обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы, направленной на мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов в консолидированный бюджет Астраханской области», «Создание условий для оптимизации расходных обязательств Астраханской области, обеспечение их полного и своевременного исполнения и прозрачности, надежности и безопасности финансовой системы Астраханской области», «Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, поддержание их финансовой стабильности как основы устойчивого социально-экономического развития Астраханской области» осуществляется министерством финансов Астраханской области, которое реализует следующие функции:
- обеспечение доходными источниками органов государственной власти для выполнения расходных полномочий;
- контроль
и регулирование (построение
- составление проекта бюджета Астраханской области, прогнозирование основных характеристик консолидированного бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период (далее - бюджет области);
- организация
и обеспечивание в
- управление
в установленном порядке
- координация работы исполнительных органов государственной власти Астраханской области по расчету межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета области бюджетам муниципальных образований области.
Цели и задачи ведомственной целевой программы представлены в таблице 7 (см.Приложение 1).
Достижение
цели 1 характеризуют следующие
Показатель 1.1. Собственные доходы бюджета Астраханской области (налоговые и неналоговые) на душу населения к предыдущему году
Показатель 1.2. Доля доходов консолидированного бюджета Астраханской области без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета в общих доходах
Показатель 1.3. Отношение налоговых льгот к объему доходов консолидированного бюджета Астраханской области.
Достижение цели 2 характеризуют индикаторы:
Показатель 2.1. Уровень финансирования бюджета Астраханской области
Показатель 2.2 Процент дефицита бюджета Астраханской области
Достижение цели 3 характеризует индикатор:
Показатель 3.1. Темп роста финансовой обеспеченности муниципальных образований Астраханской области (налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований с учетом безадресной помощи из бюджета Астраханской области на 1 жителя к предыдущему году)
Ожидаемые результаты ведомственной целевой программы:
- укрепление налогового потенциала Астраханской области, увеличение доходной базы консолидированного бюджета;
- разработка нормативных и методических основ, организационное руководство в сфере бюджетного планирования;
- обеспечение исполнения бюджета Астраханской области;
- оптимизация структуры заимствований бюджета Астраханской области;
- реализация политики укрепления финансовой стабильности муниципальных образований Астраханской области путем предоставления межбюджетных трансфертов, создание стимулирующих механизмов по повышению эффективности управления муниципальными финансами;
- стабильность системы межбюджетных отношений.
Ведомственная целевая программа рассчитана на 2012-2014 годы.
Основные мероприятия направлены на формирование доходной части бюджета Астраханской области, планирование и исполнение бюджета Астраханской области по расходам, управление государственным долгом Астраханской области, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Астраханской области.
Объемы финансирования ведомственной целевой программы:
2012 год – 2 775 681, 3 тыс. руб.
2013 год – 3 516 897, 7 тыс. руб.
2014 год - 4 834 088, 6 тыс. руб.
Эффективность реализации программы определятся на основе положительной динамики промежуточных значений показателей по результатам реализации мероприятий.
Реализация
ведомственной целевой
Непосредственные и конечные результаты реализации задач, установленных настоящей программой, представлены в таблице 8 (см. Приложение 2).
В условиях постоянно изменяющихся подходов к межбюджетному регулированию в части выравнивания бюджетной обеспеченности субъектам Российской Федерации крайне сложно строить бюджетную политику и эффективно управлять финансовыми ресурсами на вверенных территориях. В периоды нестабильности, кризисных явлений в экономике такие изменения являются дополнительным рычагом дестабилизации финансовых отношений.
Нелишним является обращение к международному опыту межбюджетного регулирования. Так, большинство федеративных государств в ходе рецессии (имеются в виду 2009 - 2010 гг.) не пытались изменить основные инструменты системы межбюджетных отношений для адаптации региональных и местных бюджетов к резким колебаниям экономической конъюнктуры. Так, в Канаде, Германии, Австралии в связи с кризисом не были пересмотрены формулы распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности30.
Субъектами Российской Федерации не сформирована либо сформирована с нарушениями действующего законодательства система межбюджетного регулирования. Зачастую законы субъектов Российской Федерации либо нормативные акты органов местного самоуправления, регламентирующие порядок направления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов (муниципальных образований в бюджеты поселений), в том числе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, не соответствуют требованиям федерального законодательства.
Определив
"болевые" точки межбюджетного
регулирования в части
1) усовершенствовать
бюджетное законодательство, в том
числе путем внесения
2) установить в БК РФ требования к срокам направления межбюджетных трансфертов (в том числе дотаций на выравнивание);
3) критериями
выравнивания бюджетной
4) на
федеральном уровне
- установленные федеральным законом стандарты бюджетных услуг и минимальные нормативы финансовых затрат на их предоставление, которые обеспечивали бы распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, гарантируя обеспечение предоставления услуг на уровне таких минимальных нормативов;
- стимулирующая составляющая для субъектов, достигших наибольших экономико-социальных результатов;
- коэффициенты "удаленности" в зависимости от места расположения региона по отношению к центру России, транспортной доступности, климатических условий регионов;
5) на
федеральном уровне
6) методики
распределения дотаций на
7) установить
бюджетно-правовую и
8) ориентировать органы прокуратуры и органы государственного финансового контроля, осуществляющие надзор и контроль над исполнением бюджетного законодательства, соответственно, на активизацию надзорных (контрольных) действий в сфере межбюджетного регулирования. При осуществлении надзора, контроля в указанной сфере особое внимание следует обращать на соответствие нормативных правовых актов, регулирующих межбюджетные отношения, требованиям действующего законодательства.
Информация о работе Бюджетное выравнивание регионов России на примере Астраханской области