Бюджетное выравнивание регионов России на примере Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:
– разработки теоретических и методологических подходов к формированию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, основанной на единых критериях;
– изучения особенностей выравнивания бюджетной обеспеченности на этапе преодоления последствий экономического кризиса;
– определения и классификации методов и инструментов выравнивания бюджетной обеспеченности;
– разработки практических рекомендаций по созданию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты определения бюджетного выравнивания на уровне регионов 6
1.1.Понятие бюджетного выравнивания 6
1.2.Методы бюджетного выравнивания 15
1.3.Методы сбалансированности бюджета субъекта РФ 26
Глава II. Анализ бюджетной обеспеченности Астраханской области 32
2.1.Анализ доходной и расходной части бюджета Астраханской области 32
2.2.Основные приоритеты бюджетных расходов Астраханской области 37
2.3. Применение бюджетирования, ориентированного на результат в Астраханской области 42
Глава III. Пути повышения сбалансированности местных бюджетов в Астраханской области 48
3.1.Мероприятия по бюджетному выравниванию в Астраханской области 48
3.2.Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области 55
Заключение 63
Список литературы 66

Файлы: 1 файл

Диплом Бюджетное выравнивание регионов России исправлен второй раз Регина.docx

— 156.73 Кб (Скачать файл)

Вывод: таким образом, решение проблем бюджетной сбалансированности является важнейшей задачей при выборе механизма распределения средств между бюджетами разных уровней. Механизм распределения средств между бюджетами разных уровней должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. Другими словами, он должен быть настроен, с одной стороны, на корректирование «вертикальных» диспропорций – устранение несоответствий между расходными функциями региональных или местных бюджетов - и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем. С другой – на корректировку «горизонтальных» диспропорций – выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах.

 

1.3.Методы сбалансированности  бюджета субъекта РФ

Сбалансированность  бюджета имеет особое социально-экономическое  значение. Несбалансированность даже небольшой части региональных бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе бюджетного финансирования, порождает неплатежи у хозяйствующих субъектов.

В сложившейся  экономической ситуации управление сбалансированностью региональных бюджетов становится неотъемлемой частью бюджетной политики любого субъекта РФ, а применение и комбинация методов по ее обеспечению приобретает новое значение. В основе всех методов сбалансированности бюджетов лежит балансовый метод. В практике под балансом обычно понимается система взаимоувязанных, взаимообусловленных расчетов и показателей. Процесс разработки любого баланса состоит в согласовании двух противоположных сторон – прихода и расхода, ресурсов и их использования. Но нельзя сводить балансовый метод только к количественному соответствию между двумя взаимосвязанными сторонами экономических явлений. Балансовый метод является методом выявления и обеспечения всех экономических пропорций и связей, существующих в обществе14.

В экономической  литературе приводятся различные методы обеспечения сбалансированности бюджета15. Предлагаемая классификация методов сбалансированности бюджета позволяет, в зависимости от содержания задачи управления бюджетными средствами, выбрать наиболее рациональные с точки зрения затрат и качества решения поставленной задачи (см. табл. 1).

Таблица 1

Классификация методов сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Признак классификации 

Методы 

Состояние бюджета 

- применяемые при дефиците,

- применяемые при профиците. 

Применение на стадиях бюджетного процесса

- применяемые на стадии планирования,

- применяемые на стадии  исполнения.

Влияние на стороны бюджета

- влияющие на доходы,

- влияющие на расходы. 

Период воздействия на бюджет

- краткосрочные, действующие в  течении текущего периода, 

- долгосрочные, действующие  независимо от срока. 

Форма воздействия 

- прямые,

- косвенные. 

Зависимость от полномочий органов власти

- применяемые органами власти  субъекта,

- применяемые при межбюджетном  выравнивании 

Зависимость от направлений реализуемой региональной финансово-бюджетной политики

- применяемые при реализации инвестиционной  политики,

- применяемые при осуществлении  политики в области расходов,

- применяемые при реализации  долговой политики,

- применяемые в рамках  осуществления налоговой политики  и политики в области собственности. 


 

Исходя  из первого классификационного признака, управление сбалансированностью бюджетов субъектов и местных бюджетов включает следующие этапы:

1. Определение  предпосылок формирования бюджетного  дефицита;

2. Если  имеет место дефицит (профицит) - определяется величина дефицита (профицита) и ее расчет;

3. Выбор  источников финансирования дефицита  бюджета в зависимости от вида дефицита; решение вопроса об использовании профицита.

4. Планирование  расчетных величин источников  финансирования дефицита бюджета;

5. Расчет  расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга;

6. Осуществление  мероприятий по привлечению источников  финансирования дефицита бюджета (заключение кредитных соглашений); осуществление мероприятий по размещению средств (при профиците);

7. Использование  источников финансирования дефицита  бюджета; 

8. Оценка  результативности и эффективности  привлечения источников финансирования  дефицита (размещения средств при  профиците)16.

Сбалансированность  бюджета достигается как при  составлении, так и исполнении бюджетов, в таблице 2 представлены основные методы достижения сбалансированности.

К универсальным  методам сбалансированности регионального  бюджета, направленным на расходы относится секвестирование расходов. Дефицит бюджета вызывает невозможность финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета. Суть заключается в создании условий, в которых уровень доходов, реально полученных государством, является меньшим, чем планировалось в бюджете17. Это может произойти в результате многих причин. Например, складывается ситуация, когда уже принятый бюджет не может быть выполнен в соответствии с тем планом, который был принят при его обсуждении.

Другими словами, существует нехватка средств  для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Данная проблема существовала всегда и на всех уровнях бюджетной системы.

Секвестирование бюджета представляет собой равномерное  снижение расходов в соответствии с  уже уменьшившимися доходами бюджета. Секвестр означает уменьшение расходов на 5, 10, 15% и так далее по всем статьям бюджетных расходов в соответствии с уровнем, на который произошло уменьшение доходов бюджета. Секвестру подлежат все статьи бюджета, кроме так называемых защищенных статей. Система защищенности статей бюджета от секвестрирования призвана оградить от сокращения те статьи бюджета, которые являются стратегически важными. Уменьшение финансирования данных статей по сравнению с первоначально панируемым уровнем может привести к непоправимым (или тяжело поправимым) последствиям, как для экономики страны, так и политической и социальной стабильности общества. Таким образом, обычно секвестированию не подлежат расходы на заработную плату, медикаменты, дотации животноводству.

Таблица 2

Методы  обеспечения сбалансированности бюджета  региона на стадиях бюджетного процесса18

Стадии бюджетного процесса

Методы управления сбалансированностью 

1

2

Составление бюджета 

1. Лимитирование планируемых расходов  бюджета на основе установления получателям бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельных объемов финансирования, нормативов финансовых затрат;

2. Создание эффективного механизма  разграничения расходных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления и наделения этих органов адекватными доходными источниками;

3. Изыскание резервов роста доходов,  поступающих в бюджеты всех  уровней; 

4. Совершенствование механизма предоставления  финансовой помощи из бюджетов  других уровней; 

5. Использование эффективных форм  бюджетных заимствований.


 

Продолжение табл.2

1

2

Исполнение бюджета 

1. Установление и доведение до  бюджетополучателей лимитов бюджетных  обязательств;

2. Использование процедуры принятия, подтверждения и выверки исполнения денежных обязательств;

3.Сокращение расходов бюджета  при невыполнении плана доходов; блокировка расходов на суммы нецелевого использования;

4.Использование дополнительно полученных  в ходе исполнения бюджета доходов;

5. Осуществление комплекса мер  по контролю за соблюдением  налогового законодательства, а  также за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.


 

Важную  роль в обеспечении сбалансированности бюджетной системы региона играет межбюджетное выравнивание, т.е. преодоление  несбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы субъекта РФ через межбюджетные отношения.

В настоящее  время основная часть налоговых  доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи, имеет место резкая несбалансированность предписанных «сверху» расходных обязательств и возможностей их финансирования за счет переданных «сверху» доходных источников.

Механизм  распределения средств между  бюджетами разных уровней в РФ посредством бюджетного выравнивания ориентируется на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. Этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций - устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем; с другой - на горизонтальное выравнивание, т.е. выравнивание уровня потребления и стоимости государственных услуг в различных регионах19.

При недостаточности  собственных доходов у территориальных  образований, отстающих по объективным причинам, вышестоящие органы власти осуществляют меры по межбюджетному регулированию в целях выравнивания бюджетной обеспеченности таких территорий до минимально необходимого уровня.

Вывод: таким образом, выбор методов и мероприятий, направленных на поддержание сбалансированности бюджета субъекта РФ в текущем периоде, должен основываться на анализе причин возникновения дефицита бюджета и оценке всех факторов, влияющих на состояние равновесия расходов и доходов бюджета, а также учитывать прошлый опыт обеспечения сбалансированности регионального бюджета. Система методов обеспечения бюджетной сбалансированности субъекта РФ должна включать в себя следующие элементы управления: планирование основных показателей бюджета; мероприятия по повышению доходной базы и оптимизации расходов бюджета; целевое финансирование; управление государственной собственностью; секвестрирование расходов бюджета, финансово-бюджетный контроль; внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и аудита эффективности использования бюджетных средств; совершенствование межбюджетных отношений; управление государственным долгом.

 

 

 

 

Глава II. Анализ бюджетной обеспеченности                  Астраханской области

2.1.Анализ доходной и расходной части бюджета Астраханской    области

Анализ  доходной и расходной части бюджета  Астраханской области проведён на основании данных, опубликованных в Законе Астраханской области от 06.08.2012 N 50/2012-ОЗ "Об исполнении бюджета Астраханской области за 2011 год"20 принятого Думой Астраханской области 26.07.2012г.

На основании  вышеуказанного Закона бюджет Астраханской области был сформирован в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлениях налоговой  и  бюджетной политики Астраханской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

За основу при формировании бюджета были приняты показатели социально-экономического развития Астраханской области на 2011 год и на период до 2013 года.

Формирование  проекта бюджета Астраханской области  происходило путем уточнения  показателей утвержденного бюджета  Астраханской области на 2011, 2012 годы и определения параметров на 2013 год.

Расходы бюджета области на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов были сформированы с учетом разграничения полномочий субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, совершенствования межбюджетных отношений, оптимизации расходных обязательств бюджета области и реализации мероприятий, направленных на повышение качества оказываемых услуг, эффективности и результативности бюджетных расходов.

Министерство  финансов Астраханской области приняло  участие в конкурсе на выделение из федерального бюджета субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию программы повышения эффективности бюджетных расходов. По итогам данного конкурса Астраханская область вошла в первую группу, что обеспечило получение субсидии на реализацию программы.

Государственные (муниципальные) учреждения в соответствии с федеральным законом переходили на один из трех типов учреждений: автономные, бюджетные, казенные.

По состоянию  на 01.01.2012 преобладающую долю занимают бюджетные учреждения нового типа (67% или 690 учреждений). Преобразованы в автономные учреждения 52 ранее действовавших бюджетных учреждения (5%). Доля  казенных учреждений составляет 28% (298 учреждений) от общего количества учреждений.

Разработаны необходимые нормативно-правовые акты и документы для работы государственных  учреждений в новых условиях, в  том числе:

- перечни государственных услуг, государственные (муниципальные) задания и планы финансово-хозяйственной деятельности для государственных бюджетных и автономных учреждений;

- бюджетные сметы государственных казенных учреждений Астраханской области.

Прогнозные  назначения налоговых и неналоговых  доходов консолидированного бюджета области на 2011 год исполнены на 97,3% (прогноз – 24,3 млрд. рублей, факт – 23,6 млрд. рублей).

Информация о работе Бюджетное выравнивание регионов России на примере Астраханской области