Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:
– разработки теоретических и методологических подходов к формированию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, основанной на единых критериях;
– изучения особенностей выравнивания бюджетной обеспеченности на этапе преодоления последствий экономического кризиса;
– определения и классификации методов и инструментов выравнивания бюджетной обеспеченности;
– разработки практических рекомендаций по созданию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты определения бюджетного выравнивания на уровне регионов 6
1.1.Понятие бюджетного выравнивания 6
1.2.Методы бюджетного выравнивания 15
1.3.Методы сбалансированности бюджета субъекта РФ 26
Глава II. Анализ бюджетной обеспеченности Астраханской области 32
2.1.Анализ доходной и расходной части бюджета Астраханской области 32
2.2.Основные приоритеты бюджетных расходов Астраханской области 37
2.3. Применение бюджетирования, ориентированного на результат в Астраханской области 42
Глава III. Пути повышения сбалансированности местных бюджетов в Астраханской области 48
3.1.Мероприятия по бюджетному выравниванию в Астраханской области 48
3.2.Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области 55
Заключение 63
Список литературы 66
В идеале результатом вертикального выравнивания является вертикальная сбалансированность, которая с одной стороны, предполагает разумное распределение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за соответствующим уровнем власти, с другой – выравнивание финансовых возможностей соответствующих уровней власти путем распределения налогового потенциала страны.
Тем не менее, вертикальное выравнивание не решает всех проблем обеспечения бюджетной сбалансированности. Данный процесс необходимо сочетать с горизонтальным бюджетным выравниванием, целью которого является обеспечение равного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны.
Ряд авторов определяют горизонтальное выравнивание как систему оказания централизованной финансовой помощи органам власти с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны, как минимум, сопоставимый уровень финансирования закрепленных за ними социально значимых расходов7. Посредством механизма распределения финансовой помощи регионам, федерация имеет возможность оказывать влияние на региональную экономическую политику. В свою очередь субъекты, передавая финансовую помощь местным бюджетам, оказывают воздействие на экономическую политику в муниципальных образованиях.
Мировая практика имеет богатый опыт создания инструментов горизонтального бюджетного выравнивания. Так, в Германии оно осуществляется посредством перераспределения средств между землями. Земля, чей налоговый потенциал ниже среднего, получает выравнивающий грант за счет тех земель, чей налоговый потенциал выше среднего. При этом достижение среднего уровня всеми землями не всегда осуществимо, но гарантируется, что налоговый потенциал каждой земли вместе с выравнивающим грантом достигнет 95% от среднего по стране.
В США, несмотря на то, что никогда не декларировались необходимость выравнивания социально-экономического развития штатов и достижение равных среднедушевых расходов по стране в целом, тем не менее, из федерального бюджета оказывается значительная помощь штатам в виде целевых трансфертов. При распределении целевой финансовой помощи используются формализованные методики8.
Межбюджетное выравнивание в Австрии осуществляется за счет трансфертов, которые носят исключительно целевой характер.
В Индии используется система оказания помощи регионам, в которой сочетаются предоставление финансовых ресурсов всем штатам на основе единой методики и предоставление адресной поддержки конкретным штатам с неблагоприятной социально-экономической ситуацией. Предусмотрены три вида трансфертов центрального правительства штатам. Первый - для предоставления субсидий на финансирование текущих расходов; второй - для финансирования государственных инвестиций, в том числе в рамках проектов развития конкретных штатов; третий – для социально – значимых проектов.
Бюджетное выравнивание в Канаде осуществляется в виде ежегодных нецелевых грантов провинциям, налоговый потенциал которых ниже стандартного уровня, что дает возможность в достаточной степени финансировать общественные услуги.
В российской практике используются следующие инструменты бюджетного регулирования:
а) нормативные отчисления от регулирующих налогов;
б) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и другая финансовая помощь.
Данные инструменты позволяют обеспечить региональные и местные бюджеты необходимыми собственными доходами. Особую актуальность вопрос обеспечения местных бюджетов собственными доходами приобретает в настоящее время. Когда в условиях преодоления последствий экономического кризиса, значительного снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств, практически все субъекты Российской Федерации столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов и невозможностью исполнения закрепленных за ними полномочий за счет собственных средств.
Таким образом, перед государством и субъектами Российской Федерации важнейшей задачей остается осуществление правильного выбора механизма распределения средств между бюджетами разных уровней с целью финансового обеспечения региональных и местных бюджетов и сохранения стимулов к развитию налогооблагаемой базы.
Необходимо определить, в какой пропорции разделить основные средства межбюджетного регулирования между каналами передачи средств.
Особую значимость имеют нормативы отчислений от регулирующих налогов в связи с тем, что этот инструмент применяется для формирования всех без исключения нижестоящих бюджетов.
Вопрос о
необходимости
И это не означает, что в Москве живут какие-то особенные люди, которые умеют работать. Выгодное положение г. Москвы среди регионов России связано со многими экономико-политическими факторами и не правильно будет, если к жителям Москвы государство будет относиться лучше, чем к жителям других регионов. И нельзя говорить о том, что те регионы, которые являются дотационными, не нужны государству. Каждый регион играет определённую роль в государстве. Именно поэтому, государство обязано проводить политику межбюджетного выравнивания. Все жители страны должны существовать в едином правовом и экономическом поле и все они имеют право на получение одинаковых социальных и иных гарантий.
Важную роль
в составе государственных
Особое значение приобретает регулирующая роль региональных финансов. В настоящее время в России происходит расширение и укрепление финансовой базы региональных органов власти. В связи с процессом децентрализации финансов, передачей полномочий от центра в регионы, роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Доходы территориальных бюджетов (региональных и местных) формируют основу территориальных финансовых ресурсов, обеспечивают материальную базу для выполнения возложенных на соответствующие органы государственной власти функций10. Поэтому реализация объективно существующей общественной потребности в регулировании социально-экономического развития отдельных административных образований находится в прямой зависимости от устойчивости доходной базы региональных и местных бюджетов.
Бюджет субъекта РФ является установленной формой образования и расходования денежных средств в целях реализации государственных задач и функций субъекта Федерации. Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их функциях:
1.Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;
2.Распределение и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства;
3.Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, подведомственных этим органам власти;
4.Формирование механизма бюджетного регулирования.
Через механизм бюджетного регулирования выполняют свои представительские и исполнительные полномочия не только федеральные, но и региональные и местные органы власти и управления, согласуются интересы развития регионов с общенациональными интересами.
Региональный
бюджет берет на себя основную тяжесть
социально-экономических
Основными из них являются: финансирование социально-экономического развития региона, выравнивание доходов нижестоящих бюджетов в целях исполнения норм и нормативов бюджетной обеспеченности населения, обеспечение социально-экономической стабилизации и реализация денежно-кредитной политики государства на территории региона. Таким образом, региональный бюджет является механизмом реализации функции государства по регулированию экономики региона.
Главной функцией федерального бюджета по отношению к регионам является регулирующее воздействие в целях обеспечения социально-экономической стабильности. Одним из методов регулирующего воздействия является выделение финансовой помощи в виде трансфертов.
Взаимоотношения
регионального и местных
Механизм перераспределения финансовых ресурсов реализуется через оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам нижестоящих уровней. Бюджетное законодательство РФ предусматривает следующие формы оказания финансовой помощи:
Для организации процесса финансирования субъектов РФ формируются различные фонды:
Дотации - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Субвенция - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Субсидия - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Финансовая помощь на выравнивание
уровня минимальной бюджетной
Предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов осуществляется по следующим направлениям: расходы по федеральным целевым программам; капитальные расходы; расходы, передаваемые из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; иные целевые расходы13.
Порядок предоставления и расчёт субвенций и субсидий нижестоящим бюджетам устанавливаются либо специальным федеральным законом, либо законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Кроме этого субъекты Российской Федерации могут привлекать целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов. Срок привлечения таких ссуд – до шести месяцев. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам Российской Федерации определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Если предоставленная бюджетная ссуда не погашается до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счёт средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если же в очередном финансовом году не предусмотрена финансовая помощь, то остаток ссуды погашается за чёт отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.
Информация о работе Бюджетное выравнивание регионов России на примере Астраханской области