Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:
– разработки теоретических и методологических подходов к формированию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, основанной на единых критериях;
– изучения особенностей выравнивания бюджетной обеспеченности на этапе преодоления последствий экономического кризиса;
– определения и классификации методов и инструментов выравнивания бюджетной обеспеченности;
– разработки практических рекомендаций по созданию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты определения бюджетного выравнивания на уровне регионов 6
1.1.Понятие бюджетного выравнивания 6
1.2.Методы бюджетного выравнивания 15
1.3.Методы сбалансированности бюджета субъекта РФ 26
Глава II. Анализ бюджетной обеспеченности Астраханской области 32
2.1.Анализ доходной и расходной части бюджета Астраханской области 32
2.2.Основные приоритеты бюджетных расходов Астраханской области 37
2.3. Применение бюджетирования, ориентированного на результат в Астраханской области 42
Глава III. Пути повышения сбалансированности местных бюджетов в Астраханской области 48
3.1.Мероприятия по бюджетному выравниванию в Астраханской области 48
3.2.Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области 55
Заключение 63
Список литературы 66
- осуществить
перевод государственных
Вывод: все вышеуказанные меры позволят эффективнее использовать метод бюджетирования, ориентированного на результат, в Астраханской области.
Одна из самых острых проблем в бюджетной сфере – недостаточный уровень собственных доходов местных бюджетов. Очевидно, что без помощи федеральных и региональных органов власти муниципалитетам будет сложно прийти к финансовой самодостаточности.
Передача какого-либо налога на местный уровень не решит проблемы всех муниципалитетов в силу большого разрыва в их социально-экономическом развитии даже в рамках одного субъекта РФ. Поэтому перераспределение налоговых доходов между областью и органами МСУ не является решением. Гораздо полезнее сегодня сконцентрироваться на мобилизации уже имеющихся источников местных доходов: повышении собираемости муниципальных налогов и увеличении неналоговых поступлений. Эти направления при грамотном подходе могут дать заметный эффект. В первую очередь есть возможность значительного увеличения налоговых доходов местных бюджетов. Ведь сегодня, как показывают многочисленные оценки, их собираемость составляет менее половины от возможного объема, хотя в недалеком прошлом, когда сельские администрации самостоятельно занимались администрированием местных налогов, этот показатель превышал 90% – очевидно наличие большого резерва.
В методических рекомендациях Минфина России предлагается ряд конкретных мер: во-первых, проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению, то есть, по сути, проведение инвентаризации собственной налоговой базы, а во-вторых, участие органов МСУ в администрировании местных налогов.
Важно, что в нормативно-правовом плане база для решения перечисленных задач создана. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 410 создает основу для участия в администрировании собственных доходов органами МСУ. Существует приказ ФНС от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/777@28, определяющий порядок приема местной администрацией наличных денежных средств от налогоплательщиков (физических лиц), то есть устанавливается правовая основа для прямого контроля за собираемостью местных налогов.
Приказ ФНС от 25 февраля 2005 г. № 28н упорядочивает обмен данными органов МСУ с финансовыми и налоговыми органами. Четко определена информация, которую налоговые структуры должны предоставлять местным органам власти, – это данные как в целом о начислениях, уплаченных суммах и суммах задолженности по налогам и другим платежам, так и по видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами. Таким образом, взаимодействие с ИФНС дает местным органам власти сведения, необходимые для контроля за своей налогооблагаемой базой и ее потенциалом.
Однако
на практике все не так просто. Например,
для проведения инвентаризации, обработки
и дальнейшего использования полученных
в ее ходе данных, требуется применение
информационных технологий. В свою очередь,
чтобы администрировать налоги, а значит,
наладить оперативный обмен данными с
ИФНС и контроль оплаты налоговых уведомлений
по каждому налогоплательщику, нужны современные
технологии передачи данных.
К тому же налоговые органы не единственный
источник информации. Для самостоятельного
администрирования своих налогов органам
МСУ был бы полезен обмен данными с территориальными
управлениями Федеральной регистрационной
службы, Федерального агентства кадастра
объектов недвижимости, Бюро технической
инвентаризации, а также территориальными
органами Федерального казначейства,
которое может предоставлять сведения
о поступивших платежах.
Важнейший информационный ресурс – похозяйственный, а в городских поселениях – территориальный учет, который позволяет получить практически полный объем данных о земельных участках и имуществе физических лиц, то есть о налоговой базе муниципалитета. Но можно ли представить оперативное использование и аналитическую обработку этой информации в традиционном бумажном виде – архивах, книгах? Очевидна необходимость перехода на электронный учет. В целом проблема сводится к поискам не источников информации, а практической возможности ее передачи и использования.
В Астраханской
области разработана и
В июле 2012 г. был объявлен конкурс на выбор системы для органов МСУ. Необходимо было решение, позволяющее не просто вести муниципальный учет в электронном виде, но и обмениваться данными с другими органами власти (в первую очередь налоговыми), а также в дальнейшем создать автоматизированное рабочее место для самостоятельного администрирования налогов. Другими словами, ставилась задача помочь муниципалитетам организовать и вести полный и достоверный учет собственной налоговой базы. Помимо этого, система должна была обеспечивать консолидацию информации на уровне районов и области, отвечая при этом требованиям защиты персональных данных. В результате проведенного конкурса для решения вышеперечисленных задач была выбрана система «Парус».
В конкурсе принимали участие восемь компаний, были представлены достаточно известные программные продукты. Однако критерии выбора, установленные управлением информатизации администрации Астраханской области были достаточно жесткими. Помимо функциональных возможностей, которым, безусловно, должна удовлетворять система, не менее важными критериями являлись стоимость программы, сопровождения и обучения, а также удобство работы с системой – ввода данных, выбора сведений из справочников, ведь в сельских поселениях не хватает квалифицированных кадров.
По этой же причине крайне внимательно был подход и к вопросу организации обучения муниципальных служащих работе с новыми технологиями. С помощью системы видео-конференц-связи администрации области с городами и районами, входящей в состав МСПД, специалисты ИТ-компании обучали работе с программой сотрудников администраций поселений, собиравшихся в видеостудиях муниципальных районов (в октябре-ноябре 2011 г. таким образом, прошли обучение работники 10 муниципальных образований). Затем практические занятия были проведены непосредственно в муниципальных районах. После чего были организованы еженедельные консультации с помощью системы видео-конференц-связи. Подобный подход к обучению позволил уже в декабре 2011 г. приступить к вводу данных и работе с системой на местах.
Также осуществлена большая методологическая работа: создана нормативно-правовая основа для взаимодействия между информационными ресурсами различных органов власти, разработаны методические указания для обеспечения единообразного ведения электронного учета, унифицированы формы справок. Таким образом, в рамках проекта проводится инвентаризация налоговой базы муниципальных образований, организован ее учет и начат электронный обмен данными с ИФНС.
Администрация Астраханской области в течение всего периода реформ целенаправленно идет по пути развития и укрепления МСУ на территории региона.
Проект создания системы муниципального учета, осуществленный благодаря финансовой, методологической и организационной поддержке администрации Астраханской области, стал еще одним важным шагом на пути к самодостаточности, сбалансированности местных бюджетов. В руках у муниципалитетов в настоящее время действенный инструмент для определения и укрепления налогооблагаемой базы, оценки налогового потенциала и прогнозирования объемов налоговых доходов, учета и контроля поступления налогов и выявления неплательщиков, оперативного формирования отчетности, а также органы местного самоуправления обеспечены необходимой правовой информацией.
Бюджет Астраханской области в анализируемом периоде находится в кризисном состоянии, т.к.:
Рм > Дс + Др (1)
где Рм — минимальные расходы бюджета;
Дс — собственные доходы бюджета;
Др — регулирующие доходы бюджета.
2010 год:
23407,8 > 20217,1 (13538,8 + 6678,3)
2011 год:
26619,8 > 24913,3 (14974,4 + 9938,9)
Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:
Дс : Д = 60-70% (2)
2010 год:
13538,8 : 20217,1 = 67%
2011 год:
14974,4 : 24913,3 = 60,1%
Др : Д =30-40% (3)
2010 год:
6678,3 : 20217,1 = 33%
2011 год:
9938,9 : 24913,3 = 39,9%
З : Р= 10-15% (4)
2010 год:
3190,7 : 23 407,8 = 13,6%
2011 год:
1706,4 : 26 619,8 = 6,4%
где Д
— общая сумма бюджетных
Р — общая сумма бюджетных расходов;
З — бюджетная задолженность (в % к планируемым расходам бюджета).
Проведём анализ уровня бюджетной обеспеченности Астраханской области за 2010-2011г.г. используя следующие бюджетные коэффициенты:
1) Коэффициент
соотношения регулирующих и
Кр.с = Др : Дс (5)
Кр.с.2010 год = 6678,3 : 13538,8 = 0,49
Кр.с.2011 год = 9938,9 : 14974,4 = 0,66
2) Коэффициент автономии:
Ка = Дс : Д (6)
Ка 2010 год = 13538,8 : 20217,1 = 0,67
Ка 2011 год = 14974,4 : 24913,3 = 0,6
3) Коэффициент
обеспеченности минимальных
Ко.р = Дс : Рм (7)
Ко.р. 2010 год = 13538,8 : 23407,8 = 0,58
Ко.р. 2011 год = 14974,4 : 26619,8 = 0,56
4) Коэффициент бюджетного покрытия:
Кб.п =Д : Рм (8)
Кб.п. 2010 год = 20217,1 : 23407,8 = 0,86
Кб.п. 2011 год = 24913,3 : 26619,8 = 0,94
5) Коэффициент бюджетной задолженности:
Кб.з = З: Р (9)
Кб.з. 2010 год = 3190,7 : 23 407,8 = 13,6
Кб.з. 2011 год = 1706,4 : 26 619,8 = 6,4
6) Коэффициент
бюджетной результативности
Кб.р = Дт : Ч (10)
где Дт —
территориальные бюджетные
Ч — среднегодовая численность населения региона (По данным переписи населения 2010 года численность населения Астраханской области составило 1 010 700 человек29).
Кб.р. 2010 год = 20217,1 : 1,01 = 20016,93
Кб.р. 2011 год = 24913,4 : 1,01 = 24666,73
7) Коэффициент
бюджетной обеспеченности
Кб.о = Р : Ч (11)
Кб.о. 2010 год = 23 407,8 : 1,01 = 23176,04
Кб.о. 2011 год = 26 619,8 : 1,01 = 26356,24
Полученные результаты от проведенных вычислений занесём в таблицу 6 и проведём их анализ.
Таблица 6
Анализ уровня бюджетной обеспеченности Астраханской области за 2010-2011г.г.
№ п/п |
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
Изменение | |
Абсолютное (+;-) |
Относительное (%) | ||||
1 |
Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов |
0,49 |
0,66 |
0,17 |
134,69 |
2 |
Коэффициент автономии |
0,67 |
0,6 |
-0,07 |
89,55 |
3 |
Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами |
0,58 |
0,56 |
-0,02 |
96,55 |
4 |
Коэффициент бюджетного покрытия |
0,86 |
0,94 |
0,08 |
109,3 |
5 |
Коэффициент бюджетной задолженности |
13,6 |
6,4 |
-7,2 |
47,06 |
6 |
Коэффициент бюджетной результативности региона |
20016,93 |
24666,73 |
4649,8 |
123,23 |
7 |
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения |
23176,04 |
26356,24 |
3180,2 |
113,72 |
На основании данных приведенных в таблице 6 можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Бюджетное выравнивание регионов России на примере Астраханской области