Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:
– разработки теоретических и методологических подходов к формированию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, основанной на единых критериях;
– изучения особенностей выравнивания бюджетной обеспеченности на этапе преодоления последствий экономического кризиса;
– определения и классификации методов и инструментов выравнивания бюджетной обеспеченности;
– разработки практических рекомендаций по созданию интегрированной системы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты определения бюджетного выравнивания на уровне регионов 6
1.1.Понятие бюджетного выравнивания 6
1.2.Методы бюджетного выравнивания 15
1.3.Методы сбалансированности бюджета субъекта РФ 26
Глава II. Анализ бюджетной обеспеченности Астраханской области 32
2.1.Анализ доходной и расходной части бюджета Астраханской области 32
2.2.Основные приоритеты бюджетных расходов Астраханской области 37
2.3. Применение бюджетирования, ориентированного на результат в Астраханской области 42
Глава III. Пути повышения сбалансированности местных бюджетов в Астраханской области 48
3.1.Мероприятия по бюджетному выравниванию в Астраханской области 48
3.2.Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области 55
Заключение 63
Список литературы 66
Планирование бюджета Астраханской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов будет осуществляться с учетом положений, установленных Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"24, начиная с 01.01.2013г.:
- финансовое
обеспечение деятельности
- доходы
от оказания платных услуг
и иной приносящей доход
Исполнительными органами государственной власти Астраханской области, выполняющими функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, будут установлены государственные задания по объему и качеству предоставляемых государственных услуг, а также нормативы затрат на их оказание и содержание имущества. В 2013 - 2015 годах главным распорядителям бюджетных средств предстоит обеспечить переход от индивидуального определения затрат к групповым и обоснованным расчетным нормативам.
Будет продолжена работа по увеличению доли использования программно-целевого метода и (или) принципов проектного управления при планировании бюджета Астраханской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: обеспечен 100-процентный охват ведомственными целевыми программами текущей деятельности главных распорядителей бюджетных средств (за исключением отдельных расходных обязательств, не имеющих социальных и экономических приоритетов - расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Астраханской области, резервный фонд и пр.).
В 2013 - 2015 годах исполнительными органами государственной власти Астраханской области будет продолжена реализация мероприятий повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области. Основными направлениями указанных мероприятий, кроме реформы государственных учреждений Астраханской области, станут:
- создание
условий для максимально
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, в том числе за счет внедрения требований к публичности процедур распределения бюджетных ассигнований;
- совершенствование
механизмов предоставления
Вывод: реализация вышеуказанных мероприятий позволит решить проблемы в системе управления средствами бюджета Астраханской области, обеспечить необходимую нормативную правовую и методическую базу для успешной реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года26 и Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы27.
В настоящее время, как на федеральном, так и на региональном уровне осуществляется внедрение управления по результатам и бюджетирования, ориентированного на результат. Идет поиск вариантов и отработка системы показателей, по которым можно оценивать результаты работы и органов власти, и конкретных учреждений. К прямому планированию бюджета на основе ожидаемых результатов пока не перешел ни Минфин России, ни областные финансовые органы. Однако при планировании регионального бюджета Астраханской области и определении приоритетных направлений использования бюджетных средств учитываются предполагаемые результаты от вложения этих средств, анализируется и принимается в расчет потребность в бюджетных услугах в социальной сфере.
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), можно определить как систему бюджетного планирования, связывающую произведенные расходы с ожидаемой отдачей от этих расходов, с их эффективностью и общественной значимостью.
Основные приемы БОР основаны на управленческих принципах частного бизнеса (формулировка миссии и стратегий, бюджетирование от нуля, применение метода учета по начислению, использование индикаторов социальной и экономической эффективности как аналогов результатов хозяйственной деятельности, учет рисков и др.). Переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления в государственном (общественном) секторе - отказа от административных методов в пользу хозяйственной инициативы на местах.
В Астраханской области уже осуществлены некоторые меры для осуществления управления по результатам и внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.
В частности,
разработана нормативная база для
учета потребности в
При формировании проектов трехлетнего областного бюджета на 2011 - 2013 гг. использовался порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг в натуральном и стоимостном выражении, а также учета результатов оценки при формировании расходной части областного бюджета. Оценка потребности в указанный период была проведена по услугам, оказываемым региональными учреждениями в сфере общего и профессионального образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения.
Областные стандарты качества предоставления услуг в социальной сфере, в области здравоохранения, образования, культуры и искусства сформированы и закреплены Законами Астраханской области от 09.06.2007 N 77-З и от 28.06.2007 N 487.
По каждому стандарту определены основные факторы, влияющие на качество услуг, предоставляемых населению. В их числе:
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
- специальное
и табельное техническое
- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг населению;
- наличие
собственного и внешнего
Информация об областных стандартах качества предоставления бюджетных услуг доступна всем жителям региона, она опубликована в периодической печати, в Интернете.
Постановлением администрации Астраханской области, принятом в июне 2011 г., утверждается порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг установленным областным стандартам качества. Оценка производится по результатам проведения контрольных мероприятий, а также по результатам рассмотрения органами исполнительной власти жалоб и обращений жителей области по вопросам качества предоставляемых услуг. Проведение оценки обеспечивают:
- органы
исполнительной власти
- главные
распорядители бюджетных
- иные
организации, обладающие
С 2011 г. все региональные органы исполнительной власти готовят доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНДы) и при формировании областного бюджета проводят их защиту. В результате на базе ДРОНДов органов исполнительной власти комитетом по экономической политике готовится сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности администрации Астраханской области. В настоящее время ведется работа по переработке и приведению показателей работы органов исполнительной власти в соответствие с унифицированной системой показателей.
В феврале 2012 г. финансовым управлением Астраханской области совместно с комитетом по экономической политике при участии руководителей главных распорядителей средств областного бюджета и структурных подразделений областной администрации проводилась защита докладов о результатах и основных направлениях деятельности на 2012 - 2013 гг. В этих докладах были приведены отчетные показатели работы за 2011 г. и уточненные плановые показатели на 2012 г. По результатам проведенной защиты были подготовлены протоколы защиты ДРОНДов с замечаниями и предложениями по их доработке. Одним из основных предложений по докладам являлась их доработка в соответствии с унифицированной системой показателей оценки результативности деятельности органов исполнительной власти области.
Порядок оценки результативности бюджетных расходов и корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения запланированных результатов, а также примерный перечень индикаторов эффективности бюджетных расходов и требования к системе индикаторов оценки результативности и планируемых результатов утверждены постановлением администрации Астраханской области в 2011 г. В ближайшее время предполагается обеспечить корректировку финансовых ресурсов по результатам выполнения или невыполнения запланированных показателей.
В настоящее
время программно-целевое
С 2012 г. в областном бюджете предусматриваются денежные средства для конкурсного распределения между программами и проектами главных распорядителей бюджетных средств.
Разработан и принят пакет документов, регламентирующих взаимодействие органов государственной власти и бюджетных учреждений по вопросам результативности их работы, оценки этих результатов и вопросам самостоятельности бюджетных учреждений. Постановлением администрации Астраханской области от 28.06.2012 N 486 "О вопросах результативности работы бюджетных учреждений" были утверждены:
- перечень
основных требований к
- перечень
индикаторов качества
- положение
об оценке выполнения
В числе первых среди субъектов РФ Астраханская область перешла на среднесрочное финансовое планирование, сформировав в 2010 г. в сжатые сроки трехлетний областной бюджет на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.
В настоящее время сформирован и принят Астраханской областной Думой областной бюджет на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.
Практика уже показала очевидные преимущества трехлетнего бюджетного планирования, к числу которых в первую очередь можно отнести предсказуемость условий, гибкость принятия финансовых решений, наличие резервов, которые на очередном этапе бюджетного планирования позволят предусмотреть расходы, определенные приоритетами регионального развития.
Однако
влияние масштабов и
Проводится работа по расширению спектра услуг, оказываемых автономными учреждениями. В настоящее время их в регионе 11, однако удельный вес оказываемых ими услуг в объеме бюджетных расходов до настоящего времени оставался незначительным - чуть более 1%.
Необходимо отметить, что указанные выше меры по внедрению в области управления по результатам и бюджетирования, ориентированного на результат, - лишь необходимая основа для будущей их реализации. В рамках продолжения работы в этом направлении, с нашей точки зрения, необходимо:
- повышать
самостоятельность, мотивацию
- расширять
конкурентные принципы
- применять
методы оценки планируемых и
отчетных результатов
- создавать
системы внутреннего аудита
- разработать
систему стимулирования
Информация о работе Бюджетное выравнивание регионов России на примере Астраханской области