Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучить и раскрыть порядок ведения , учета и аудита кассовых операций на примере ООО «Байкал-Сервис». Период исследования – 2012 год.
В процессе достижения поставленной цели необходимо:
- изучить теоретические аспекты учета кассовых операций, их нормативное регулирование, виды кассовых операций на предприятиях; - изучить действующую практику по учету кассовых операций в ООО «Байкал-Сервис»;
- представить методику проведения аудита кассовых операций,
-выявить типичные ошибки в ходе аудиторской проверки.

Файлы: 1 файл

бухгалтерский учет и аудит кассовых операций организации.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы в том, что кассовые операции занимают одно из центральных мест в хозяйственной деятельности организации. Потребность в наличных денежных средствах возникает постоянно и связана с выплатой заработной платы, пособий, средств на командировочные и хозяйственные расходы, оплатой услуг наличными и т.п. В то же время в кассу ежедневно могут поступать платежи наличными за услуги, в погашение долга работниками, поступления с расчетного счета или от заказчиков и др.

Кассовые операции не являются особенно трудоемким участком учета, однако использование компьютерных технологий при обработке информации по данному участку учета достаточно эффективно.

Информацию о денежных средствах в кассе обычно обрабатывает кассир, который ведет кассовую книгу Кассовая книга и отчеты кассира могут вестись автоматизированным способом.

Денежные средства, находящиеся в кассе предприятия, учитываются на счете 50 «Касса». На этом счете отражаются все кассовые операции по приходу и расходу денежных средств. Алгоритм движения денежных средств предусматривает приходные, расходные операции, корреспонденцию счетов, а также получение выходных регистров бухгалтерского учета по счету 50. Автоматизируется учет движения денежных средств, что позволяет значительно повысить достоверность информации и оперативность ее обработки

В качестве объекта исследования послужило ООО «Байкал-Сервис». В целях конфиденциальности название предприятия изменено. Система учета наличных денежных средств и денежных документов является примером сочетания различных требований, предъявляемых к учету тех или иных фактов хозяйственной деятельности.

Цель дипломной работы - изучить и раскрыть порядок ведения , учета и аудита кассовых операций на примере ООО «Байкал-Сервис». Период исследования – 2012 год.

В процессе достижения поставленной цели необходимо:

- изучить теоретические аспекты  учета кассовых операций, их нормативное  регулирование, виды кассовых операций  на предприятиях; - изучить действующую  практику по учету кассовых операций в ООО «Байкал-Сервис»;

- представить методику проведения  аудита кассовых операций,

-выявить типичные ошибки в  ходе аудиторской проверки.

Эти задачи необходимо решить в ходе написания дипломной работы.

Теоретической базой для выполнения дипломной работы послужили учебники авторов как Коноплянник Т.М., Мухарева Н.А., Стяжкина Т.А., Аснин Л.М., Мельник М.В., Макальская М.Л.

 

 

 

1. Особенности  бухгалтерского учета денежных  средств в кассе. 
1.1. Учет кассовых операций

 

 

До недавнего времени порядок кассовых операций регламентировался инструкцией Центрального банка Российской Федерации «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 04.10.1993 года №18. Но с первого января 2012 года вступило в силу Положение Центрального банка о «Порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации» от 12 октября 2011 года № 373-П, поэтому учет кассовых операций в 2012 году проводился уже по новым правилам.[6,89]

Основными изменениями стало то, что теперь предприниматель может оборудовать для кассы часть помещения, а не отдельную комнату, как раньше. Может самостоятельно установить лимит кассовых средств и даже не сообщать эту цифру банку – раньше лимит устанавливал тот банк, в котором предприниматель открывал счет. Предприниматель может также вести часть документации в электронном виде (правда, для сдачи отчетности и при ревизии документы все же придется распечатать).

Собственно, общий порядок кассовых операций состоит из перемещения (приема и выдачи) и хранения наличных средств, оформления соответствующих документов, а также ревизий кассы и соблюдения кассовой дисциплины..[6,90]

Следовательно, задачи учета кассовых операций это полный и точный контроль за денежными средствами (перемещением и сохранностью), их целевым использованием, а также за соблюдением кассовой дисциплины.

Для чего вообще на предприятии должна быть касса? По закону предприниматель обязан хранить все свои средства на счету в банке и проводить операции по безналичным расчетам, но поскольку для совершения некоторых операций необходима только наличность, на предприятии создают кассы и организовывают кассовый учет.

Все наличные средства предприятия должны храниться в специально оборудованной кассе, которая должна запираться, а ключ от нее должен храниться только у кассира (дубликат у руководителя). В кассе могут храниться только имеющие отношение к предприятию средства и ценности, личные деньги и ценности хранить в кассе запрещено.[3,67]

Ответственность за сохранность средств несет руководитель предприятия, при этом он должен заключить с кассиром или лицом, его заменяющим, договор о полной материальной ответственности и имеет право заключить договор с охранной и страховой сторонними организациями.

За выдачу и прием средств из кассы и в кассу, а также за ведение соответствующей документации, отвечает кассир, в случае его отсутствия по какой-либо причине – лицо, его заменяющее, главный бухгалтер предприятия или руководитель. Если на предприятии есть несколько обособленных структурных подразделений со своими кассами, то за каждую кассу должен отвечать отдельный кассир, все они должны отчитываться старшему кассиру предприятия.

Согласно Порядку, для совершения кассовых операций должны применяться контрольно-кассовые аппараты, но особенность кассовых операций некоммерческих организаций состоит в том, что они могут подобные средства в своей деятельности не применять (поскольку наличные поступают к ним в виде взносов и пожертвований).[5,88]

С бухгалтерском учете для кассовых операций предназначен счет 50 «Касса». При этом дебет счета отражает поступление средств и документов в кассу, а кредит – выплату средств и документов из кассы.

К 50 счету могут также быть открыты субсчета для учета средств в различных кассах, учета почтовых марок, билетов и других платежных документов, а также для учета иностранной валюты. Называются и нумеруются эти субсчета следующим образом:

  • 50.1 «Касса организации» (учитывает поступление и расход наличных денежных средств в национальной валюте);
  • 50.2 «Операционная касса» (учитывается перемещение средств в различных кассах);
  • 50.3 «Денежные документы» (учитывается перемещение денежных документов, таких как билеты, марки и так далее);
  • 50.4 «Касса в иностранной валюте» (учитывается поступление и расход наличных денежных средств в иностранной валюте).[1,89]

Такой учет средств также называется синтетическим учетом кассовых операций.

При ведении счета 50 «Касса» могут учитываться следующие поступления:

  • с расчетного счета;
  • остатки подотчетных сумм;
  • взносы учредителей предприятия;
  • погашение дебиторской задолженности;
  • возмещение кредита;
  • погашения недостачи, порчи ценностей;
  • выручка от продажи товаров;
  • средства от покупателей за отгруженную продукцию;
  • выручка продажи основных средств и нематериальных активов;
  • выявленные излишки в кассе.

Также могут учитываться следующие расходы средств из кассы:

  • оплата поставщикам;
  • средства, выданные в подотчет;
  • оплата государственной пошлины;
  • передача наличных на расчетный счет;
  • передача наличных на расчетный счет через инкассатора;
  • выдача пособий и стипендий;
  • выдача основной заработной платы;
  • выдача депонированной заработной платы;
  • выявленные недостачи в кассе.

Для учета кассовых операций применяются следующие документы:

  • кассовая книга;
  • приходные ордера (ПКО);
  • расходные ордера (РКО);
  • книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (журнал кассовых операций);
  • расчетно-платежные ведомости.[4,34]

Все вышеперечисленные документы ведет кассир, это называется первичный учет кассовых операций. Стоит отметить, что в новом Положении ничего не говорится о ведении журнала кассовых операций, хотя согласно старым нормам его ведение было обязательным.

При поступлении средств в кассу кассир проверяет данные, указанные в ПКО, проверяет наличие подписи бухгалтера или руководителя на ордере, пересчитывает наличные средства (обязательно в присутствии лица, сдающего средства в кассу), делает соответствующие записи в кассовой книге и проставляет штамп на ПКО.

При выдаче средств из кассы выписывается РКО и составляется расчетно-платежная или просто платежная (например, для выдачи заработной платы) ведомости. Средства выдаются кассиром строго в соответствии с РКО, только лицу, которому они предназначены (для чего кассир должен проверить документы, удостоверяющие личность), кассир обязан пересчитать наличные в присутствии того лица, которому их выдает.

Также кассир обязан вести кассовую книгу – документ, в котором учитывается любое перемещение средств по кассе. Книга заводится сроком на один год. Бумажный экземпляр документа прошнуровывается, нумеруется и скрепляется печатью предприятия (если таковая имеется). Книга, которая ведется в электронном виде, все равно распечатывается ежедневно, а к концу года также нумеруется и прошнуровывается.

Кассир заполняет книгу ежедневно в двух экземплярах (записи можно делать под копировальную бумагу), второй экземпляр является отчетом кассира – его извлекают из книги и передают в бухгалтерию. В книге кассир указывает выданные и поступившие средства и выводит остаток на каждый рабочий день. Если в какой-то из дней не было совершено ни одной кассовой операции, кассир все равно выводит остаток (за него принимается остаток предыдущего рабочего дня) и передает отчет в бухгалтерию.

Необходимо отметить, что при ведении кассовых операций заполняется масса бумаг, при этом все документы унифицированного образца. Для того чтобы сократить время, затрачиваемое бухгалтерами и кассирами на бумажную работу, уже давно используются компьютеры и специальные программы, например, 1:С «Предприятие».

Напомним, что документацию можно вести в электронном виде, если содержание документов удовлетворяет основным требованиям и при необходимости их возможно легко распечатать. Все это есть в программе 1:С «Предприятие».[2,41]

С 1 января 2012 года порядок ведения кассовых операций в российских рублях регулируется Положением Банка России от 12 октября 2011 года № 373-П.

Сумма наличных денег, которую можно оставлять в кассе на конец рабочего дня, ограничена. Это ограничение называется лимитом остатка наличных денег в кассе. Начиная с 1 января 2012 года лимит фирма устанавливает самостоятельно — на основании специального расчета, в зависимости от оборотов за предшествующие периоды. При необходимости лимит может быть пересмотрен. Банки больше не контролируют соблюдение кассовой дисциплины, поэтому размер лимита согласовывать с ними не требуется.

Сверх лимита разрешается хранить в кассе наличные деньги, предназначенные только для выплаты зарплаты и социальных пособий. Но даже в этом случае срок хранения сверхлимитной наличности не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты). Кроме того, допускается превышение лимита в выходные, нерабочие праздничные дни, если для фирмы эти дни являются рабочими (пример — магазины).[1,7]

Если лимит остатка наличных денег не утвержден фирмой, он считается равным нулю. В этом случае фирма обязана сдавать в банк всю денежную наличность.

С 1 января 2012 года каждое обособленное подразделение фирмы ведет свою кассовую книгу (письмо Банка России от 4 мая 2012 г. № 29-1-1-6/3255) и самостоятельно устанавливает лимит. Лимит остатка наличных денег по фирме в целом определяется с учетом наличных денег, хранящихся в этих подразделениях. При этом фирма ведет общую кассовую книгу, в которой представлены кассовые операции всех подразделений.

Проверки кассовой дисциплины осуществляют налоговые инспекции. Банки в этих контрольных мероприятиях не участвуют.[7,66]

До недавнего времени порядок кассовых операций регламентировался инструкцией Центрального банка Российской Федерации «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 04.10.1993 года №18. Но с первого января 2012 года вступило в силу Положение Центрального банка о «Порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации» от 12 октября 2011 года № 373-П, поэтому учет кассовых операций в 2012 году проводился уже по новым правилам.[4,66]

Основными изменениями стало то, что теперь предприниматель может оборудовать для кассы часть помещения, а не отдельную комнату, как раньше. Может самостоятельно установить лимит кассовых средств и даже не сообщать эту цифру банку – раньше лимит устанавливал тот банк, в котором предприниматель открывал счет. Предприниматель может также вести часть документации в электронном виде (правда, для сдачи отчетности и при ревизии документы все же придется распечатать).

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций организации