Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучить и раскрыть порядок ведения , учета и аудита кассовых операций на примере ООО «Байкал-Сервис». Период исследования – 2012 год.
В процессе достижения поставленной цели необходимо:
- изучить теоретические аспекты учета кассовых операций, их нормативное регулирование, виды кассовых операций на предприятиях; - изучить действующую практику по учету кассовых операций в ООО «Байкал-Сервис»;
- представить методику проведения аудита кассовых операций,
-выявить типичные ошибки в ходе аудиторской проверки.

Файлы: 1 файл

бухгалтерский учет и аудит кассовых операций организации.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

Основным нормативным актом, регулирующим валютные операции в Российской Федерации, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Полномочия по определению порядка ведения кассовых операций возложены на Центральный Банк (ст. 34 Закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Для работы с наличной иностранной валютой ОО «Байкал-Сервис» использует валютную кассу и соблюдает требования, установленные порядком ведения кассовых операций.

Анализ финансовой отчетности проводится с целью получения достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка аудита кассовых операций  в организации 
3.1. Задачи аудиторской проверки кассовых операций

 

 

Согласно Федеральному закону РФ от 30 декабря 2010 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Цель аудита кассовых операций – установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами в организации, правильности их отражения в учете, соответствие применяемой в экономическом субъекте методики учета и налогообложения операций с наличными денежными средствами требованиям нормативных документов Российской Федерации.

После заключения договора составляется план аудита, в котором наиболее полно согласовываются все направления, порядок проведения аудиторской проверки, требования к информационному обеспечению и организации работы аудитора.

При аудите кассовых операций аудитор опирается на следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2010г;
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000г. №94-н);
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ от 13.06.1995г. №49);
  • Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (Решение Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993г. №40);
  • Правила организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (Положение ЦБ РФ от 05.01.1998г. №14-П);
  • Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998г. №132);
  • Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций (Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998г. №88);
  • Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003г. №54-ФЗ;
  • Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (Постановление Правительства РФ от 06.05.2010г. №359)
  • Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (Постановление Правительства РФ от 23.07.2009г. №470);
  • О предельном размере расчетов наличным деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя (Указание ЦБ РФ от 20.06.2009г. №1843-У);
  • Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002г. №85).[15,90]

При организации проведения аудиторской проверки принципиальным вопросам является обоснование соотношения предварительного этапа и основной проверки.

При проведении аудиторской проверки ведется выборочная проверка операций и документов. Проверка проводится выборочно исходя из предварительного знакомства с деятельностью организации и выявления критический точек. По которым наиболее вероятно появление ошибок. В этом случае аудитор может сэкономить время на проверке традиционных, рутинных операций, постоянно повторяющихся, ошибки по которым менее вероятны.

В аудиторской практике применяется принцип существенности. Исходя из этого принципа, аудиторы обязаны установить не абсолютную точность данных проверяемой бухгалтерской отчетности, а ее достоверность во всех существенных аспектах.

Существенными в аудите признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита и никакие иные существенные обстоятельства аудиторской организацией обнаружены не были.[19,90]

Уровень существенности – это то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не в состоянии делать ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. При определении уровня существенности за основу принимаются базовые показатели бухгалтерской отчетности.

Согласно стандарту аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» рекомендовано использовать следующие показатели: балансовая прибыль организации, валовый объем реализации без НДС, валюта баланса, собственный капитал и общие затраты организации.

Уровень существенности рассчитывается в доле от базовых показателей. Система базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, а также их изменения утверждаются решением исполнительного органа аудиторской фирмы.

Таблица 10 - Пример определения уровня существенности

 

Показатель

Суммовое значение показателя

 

Доля в %

Значение, применяемое для уровня существенности

Прибыль до налогообложения

37703

 

5

 

1885

Выручка от продаж без НДС

405087

 

2

 

8101

Валюта баланса

562294

2

11245

Капитал и резервы

415817

10

41581

Расходы

75695

2

1513


 

Среднее арифметическое показателей составляет:

(1885+8101+11245+41581+1513)/5=12865

Наименьшее значение отличается от среднего на

(12865-1513)/12865×100%=88,2%

Наибольшее значение отличается от среднего на

(41581-12865)/12865×100%=22,3%

При дальнейших расчетах отбрасывают наименьшее значение. Новое среднее арифметическое составит

(1885+8101+11245+41581)/4=15703

Аудиторы обязаны принимать во внимание уровень существенности: на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур; в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур; на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.[8,99]

Непосредственно с проведением аудита связан аудиторский риск. Аудиторский риск - это объективно существующая вероятность допущения возможных неточностей и отклонений от реальных данных, возникающая в ходе аудиторской проверки компании. Общий аудиторский риск определяется как вероятность формирования неверного мнения аудитора о достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности и, как следствие, составления неправильного заключения по результатам проверки. В аудиторской среде развитых западных стран считается, что уровень общего аудиторского риска, равный 5 процентам, является приемлемым. На величину аудиторского риска влияет степень знания персоналом системы бухгалтерского учета, изменений в нормативно-правовой системе, степень компьютеризации, порядок сменяемости руководства. Риск никогда не может быть сведен к нулю, поэтому задача аудитора состоит в минимизации вероятности возникновения ошибок.

Общий аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, средств контроля и риск необнаружения.

Наличие неотъемлемого риска обусловлено как характеристиками фирмы-клиента, так и условиями «окружающей среды». Которые невозможно проверить с помощью средств внутреннего контроля.

Контрольный риск связан с опасностью необнаружения системой внутреннего контроля существенных ошибок. [19,90]

Риск необнаружения вытекает из имеющейся всегда вероятности невыявления в процессе проведения аудиторских проверок существенных ошибок, пропущенных системой внутреннего контроля. Риск необнаружения подразделяется на аналитический риск, вытекающий из опасности пропуска ошибок при проведении аналитических процедур. И риск при выборке на существенность. Риск тестов на существенность выступает в качестве балансирующего показателя в формуле общего аудиторского риска.

Общий аудиторский риск = Внутрихозяйственный риск × Контрольный риск × Риск необнаружения (Аналитический риск × Риск проверок на существенность).

Внутрихозяйственный (неотъемлемый) риск – это вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете и отчетности до того, как такие искажения будут выявлены системой внутреннего контроля.

Риск средств контроля – это вероятность того, что средства системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля не будут обнаруживать и исправлять существенные нарушения.

Риск необнаружения – это вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры не позволят обнаружить существенные нарушения.

В соответствии с правилом (стандартом) «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль» под неотъемлемым риском понимают субъективно определяемую аудитором вероятность появления существенных искажений в конкретном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств.[21,56]

Существуют объективные факторы, влияющие на решение аудитора при оценке внутрихозяйственного риска:

  • Особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой работает предприятие;
  • Специфические особенности деятельности данного предприятия;
  • Честность руководства и бухгалтерского персонала;
  • Опыт и квалификация бухгалтерского персонала;
  • Возможность внешнего давления на персонал экономического субъекта в целях достижения определенных показателей;
  • Возможность контроля за деятельностью экономического субъекта со стороны его собственников.

Аудитор обязан на основе оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля определить допустимый риск необнаружения в своей работе и с учетом минимизации риска необнаружения спланировать соответствующие аудиторские процедуры.

Степень риска необнаружения определяется на основе данных о внутрихозяйственной (неотъемлемом) риске и контрольном риске с использованием таблицы 11, в которой дана схема взаимосвязи между компонентами аудиторского риска.

Таблица 11 - Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска

Аудиторы оценивают неотъемлемый риск

Риск средств контроля

Высокий

Средний

Низкий

При этом уровне риска необнаружения, который можно допустить, будет

Высокий

Низкий

Ниже

Средний

Средний

Ниже

Средний

Выше

Низкий

Средний

Выше

Наивысший


 

Уровень риска необнаружения определяет набор аудиторских процедур и возможность применения выборки на тех или иных участках аудиторской проверки.

Отдельные отмеченные аудиторами искажения могут не иметь существенного характера сами по себе. Но взятые в совокупности, отмеченные искажения вместе с предполагаемыми могут носить существенный характер.

Программа аудита кассы и кассовых операций, как правило, включает три основных этапа:

I этап – инвентаризация наличия денежных средств;

II этап – проверка полноты и своевременности оприходования наличных денежных средств;

III этап – оценка правильности списания наличных денежных средств в расход.

Вопрос о необходимости проведения инвентаризации кассы решается аудитором индивидуально в ходе аудиторской проверки, так как действующие нормативно-законодательные акты не дают однозначного ответа о необходимости такой инвентаризации. Поэтому аудитору целесообразно проводить инвентаризацию кассы в случаях, если:

  1. Инвентаризация предусмотрена в договоре на аудиторскую проверку;
  2. Осуществляется обязательная аудиторская проверка за текущий отчетный период, так как в соответствии с отечественными стандартами аудитор несет ответственность за проверку правильности отражения в финансовой отчетности событий, произошедших после даты составления баланса до даты составления аудиторского заключения.[27,90]

Инвентаризация кассы проводиться в присутствии кассира и главного бухгалтера. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность доступа к ним после начала аудиторской проверки. Кассир составляет кассовый отчет о кассовых операциях за последний день и вывести остаток по кассовой книге на день проверки. Одновременно с кассира берется расписка, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации кассы неоприходованных и не списанных в расход денег не имеется. После этого осуществляется пересчет наличных денег.

Если во время инвентаризации кассы имеются частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и т.д., аудитор подсчитывает в них итог и выплаченную по ним сумму принимает к зачету, о чем делается отметка в соответствующем акте инвентаризации. После пересчета денег и других ценностей, хранящихся в кассе, полученный остаток сверяется с данными учета по кассовой книге.

Результаты проверки оформляются составлением акта, который подписывают независимый аудитор, главный бухгалтер экономического субъекта и кассир.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций организации