Человеческий капитал современного российского села

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография

Описание работы

В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.

Содержание работы

Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10

1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18

1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24

1.3. Воспроизводственный подход.
26

1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36

1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40

1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45

1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе

60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68

II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68

II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68

II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75

II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80

II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.

85

Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85

Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).

110

Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.

117

Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.

125

Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).

133

Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).

145

Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).

158

Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.

164

Человеческий капитал: словарь терминов
168

Библиография
180

Приложения
187

Сведения об авторах.
208

Файлы: 1 файл

!!!воспроиз-во ЧК!!!.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

Выбор этих ценностей  обусловлен реакцией, на ухудшающуюся экологическую ситуацию негативно  влияющую на здоровье населения, кризис здравоохранения, сложнейшее социально-экономическое положение людей, не позволяющее нормально выживать современной семье. Самыми забытыми ценностями являются вера в бога, духовность 8%, приносить пользу обществу 7%, общение с природой 3,5%. Это говорит об утрате духовных ценностей и все большему стремлению к материальным, утилитарным ценностям. Происходит  духовное обнищание, движение к индивидуализму и восприятию западных ценностей. Этот факт подтверждают данные, полученные на вопрос о том, какая модель развития западная (ориентированная на индивидуализм, предприимчивость каждого соблюдение всеми закона) или восточная-еврозийская (ориентированная на коллективизм, моральную ответственность каждого, умение решать проблемы сообща) - поможет решить проблемы нашего общества (таб. 6)

Таблица 6
Какая модель развития поможет  выйти из кризиса (ст. Брюховецкая)

Модель развития

Всего (%)

Пол

Возраст

М

Ж

До 30

31-40

41-50

51 и больше

Индивидуалистическая 

54

58

51

56

59

49

58

Коллективистская

46

42

49

44

41

51

42


Какая модель развития поможет  выйти из кризиса (г. Усть-Лабинск)

Модель развития

Всего (%)

Пол

Возраст

М

Ж

До 30

31-40

41-50

51 и больше

Индивидуалистическая 

61

54

66

56

61

63

69

Коллективистская

39

46

34

44

39

37

31


Очень интересные результаты. Если в ст. Брюховецкой соотношение во всех рассматриваемых группах остается примерно одинаковое 54% к 46%. То в г. Усть-Лабинске 61% видят выход в западной модели развития, 39% видят его в опоре на коллективизм и т.д. Получается, что село гораздо медленнее воспринимает навязываемые нам западные ценности. Анализируя половозрастную структуру ответов на этот вопрос, получается, что женщины являются больше сторонниками индивидуалистской модели, чем мужчины. Женщины: 66% индивидуалистский 34% коллективистский подход. Мужчины: 54% индивидуалистский 46% коллективистский подход. Это связано как нам кажется с тем, что русская женщина более активна и быстрее приспосабливается к изменившимся условиям. С возрастом увеличиваются тенденции к индивидуализму. Если у людей до 30 лет это соотношение индивидуалистический 56%, коллективистский 44%, то в возрасте 51 и более лет разрыв увеличивается, составляет отношение 69% к 31%. Вероятнее всего, старшее поколение, умудренное опытом и не накопив в течение жизни состояния, разочаровавшись, постепенно меняет свои ценностные ориентации.

Такая разобщенность  населения не может положительно повлиять на скорейший выход из кризиса. Здесь требуется большее единение целей и задач в поиске путей  выхода из кризиса, и все-таки желательно опираться на ценности, специфика которых определялась бы культурой нашего народа. На сегодняшний день западная модель, упорно насаждаемая нам, не способствует выходу России из кризиса, доказательством этого является попытки реформирования нашей политической и экономической системы новым президентом. Эти данные еще ярче подчеркивают тот факт, что село в большей степени поддерживает традиционный уклад и в меньшей степени подвержено вестернизации.

Наряду с этими изменениями  в общественной психике следует обратить внимание на то, что в последние годы в ней прочно укоренилось чувство тревоги и угрозы наступающего будущего.169

Одной из форм социально-психологической  адаптации людей к действительности стала их мимикрия, то есть коррекция  взглядов, ценностных ориентации, норм поведения и т.д. в соответствии со стандартами новых взаимоотношений. И нередко это приспособление выражается в амбивалентности моральных воззрений - в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных требовании к себе и окружающим - с другой. Такие явления, как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений в быту, в политической деятельности, бизнесе и т.д. Например, по результатам нашего исследования 51,1% считают дачу и получение взятки допустимым, а 15,3% не считают это предосудительным, то есть 66,4% считают это нормальным, то есть, убеждены, что такого рода обман государства морально оправдан. 35% считают уклонение от уплаты налогов нормальным явлением, 21% считают это предосудительным, 10% иногда это допускают, 34% затрудняются с ответом. При явно негативном отношении абсолютного большинства населения к сложившейся системе взяточничества, многие все-таки предпочитают откупаться от чиновников для разрешения возникающих проблем с властью.

Постепенно происходит привыкание к новым нормам, этого  не должно происходить. Рост аморальности и правового нигилизма, должен находить сопротивление у большинства сознательных граждан. Так как здесь создается угроза существованию и жизнедеятельности социума в целом. Поэтому в программе преодоления кризиса российского общества, необходимо укрепление морали.

В политической деятельности граждан заметна некая пассивность, это связано с понятием того, что  в нашей стране от народа мало что  зависит.

Таблица 7

В какой степени вы интересуетесь политикой

 

ст. Брюховецкая 

г. Усть-Лабинск

Лично участвую в политической деятельности

-

-

Внимательно слежу за политической информацией

30

23

Изредка обсуждаю с друзьями, родственниками

46

45

Хожу на выборы , но не более того

12

14

Политикой не интересуюсь

12

18


 

Таблица 8

Ваши политические взгляды

 

ст. Брюховецкая (%)

г. Усть-Лабинск (%)

Консервативные

4

2

Либеральные

26

25

Социалистические

40

34

Общество, где основной ценностью является закон

23

23

Националистические

4

3

Не имею политических убеждений

3

13


 

Здесь мы видим, что либерализм не особо прижился на нашей почве и заметно желание наведения скорейшего порядка. Важно отметить, что люди, чье материальное положение по их же оценкам хорошее и отличное, все таки предпочитают либеральные ценности 33%, социалистические в этой группе имеет 22%, общество закона 19%. То есть, этих людей в принципе все устраивает, время либеральных идей и принципов дало им достаток и менять его они не желают. У людей с трудным материальным положением преобладают социалистические идеи 36%, затем общество закона 25%, и только потом ценности либерального общества 24%. В советское время не было такого разительного разрыва между богатыми и бедными, в большинстве своем люди жили достойнее и спокойнее, этим, наверное, и объясняются такие результаты. Если характеризовать политические взгляды по возрасту, то здесь явно прослеживается тенденция, с увеличением возраста увеличивается количество сторонников социализма и уменьшается сторонников либерализма. У респондентов до 30 лет сторонников либерализма 30%, социализма 24%. От 51 года и более сторонников либерализма всего 14%, социализма 52%. Таким образом, можно заключить что идеи социалистического общества являются основными, а все таки заключалась в отсутствии реального механизма претворения их в жизнь.

Большинство населения  считают себя верующими. 48% веруют в бога, 23% верят в некие сверхъестественные силы, 14% колеблющихся. Интересно, что на вопрос о религиозной принадлежности 98% ответили, что они православные христиане. Очевидно, здесь прослеживается связь между религиозной принадлежностью и этнической идентификацией. А если вернуться опять к ценностям, то мы вспомним, что вера в Бога и духовность занимали последние места. Еще большим подтверждением того, что эта религиозность носит поверхностный характер, являются ответы на следующий вопрос. Большинство людей обращается к богу только в тяжелые минуты 41% и посещают церковь только по праздникам 29%. Регулярно посещают храм, молятся, читают религиозную литературу всего около 17%. Все это говорит о второстепенной роли религии в современном обществе. Таким образом, можно судить о множестве проблем в этой сфере жизни людей. И решением здесь могут быть создание устойчивой моральной системы и серьезное отношение к культурному воспитанию подрастающего поколения. Важную роль в этом процессе, особенно на селе, должны играть культурно - досуговые учреждения.

Сегодня Дома культуры и  клубы являются одними из единственных общедоступных досуговых учреждений на селе, которые пытаются выполнять  исключительно важную функцию сохранения социокультурного пространства, воспитания наших сограждан, сохранения, воссоздания, популяризации народной культуры.

Краснодарский край один из немногих субъектов Российской Федерации, где сохранена и продолжает функционировать  сеть муниципальных учреждений клубного типа, (край занимает 12 место среди 89 субъектов Российской Федерации по численности учреждений культурно-досугового типа МК РФ). Сеть государственных домов культуры, клубов из года в год растет. Начиная с 1992 года сеть увеличилась на 156 единиц (с 951 единицы до 1107) за счет перехода в систему Минкультуры учреждений из других ведомств. Статистика свидетельствует, что услугами муниципальных учреждений культуры пользуются сельские жители, составляющие около 46,5% населения края.

Однако результаты нашего исследования показывают неудовлетворительное положение культурной жизни на селе. 30% населения указывают на отсутствие культурных учреждений в их населенном пункте, у 43% нет времени на посещение этих учреждений, 32% не могут себе этого позволить из-за нехватки денег. 60% свое свободное время проводят у телевизора, 40% за чтением. Вот показательный момент приобщения к западной культуре, постепенно люди с книг переключаются на телевизоры. Однако пока мы все-таки остаемся самой читающей страной в мире.

Особое внимание органов исполнительной власти на местах сконцентрировано на поисках путей обеспечения сельской культуры квалифицированными кадрами. В настоящее время ситуация с кадрами в клубной подотрасли можно оценить как очень сложную. Наблюдается большая текучесть кадров. Число специалистов имеющих высшее и среднее специальное образование составляет в сельской местности 67,7% (в городской. 82,2%). Не укомплектованность профессиональными кадрами сказывается на качестве и уровне предлагаемых населению социально-культурных услуг. Низкая заработная плата (особенно молодых специалистов) мешает закреплению профессиональных кадров. Средняя заработная плата работника сельского клубного учреждения составляет 1550 рублей.

Известен и тот факт, что вся система подготовки кадров для учреждений культуры давным-давно на них не работает. Выпускники отраслевых вузов, понимая, что в культуре себя реализовать не смогут, уже в ходе учебы ориентируются на другие специальности. Подготовкой серьезных управленцев клубной подотрасли практически никто не занимается.

«Болевыми» точками  культурно - досуговых учреждений названы нехватка финансовых средств и слабая материально-технической база, низкий профессиональный уровень кадров, обусловленный непрестижностью профессии, низкая заработная плата, зачастую отсутствие условий для работы (некоторые клубные учреждения не отапливаются более 5 лет).

Массовый приток населения, особенно молодежи, в учреждения культуры, делают их ответственными субъектами обеспечения политики по созданию качества жизни местного сообщества, через социальные и художественные проекты в сфере народного творчества и рекреации. Сохранение национально-культурных традиций. эстетическое воспитание, инициативы, направленные на борьбу с асоциальными явлениями, разработка и внедрение новых информационных и досуговых технологий становятся главным содержанием деятельности культурно-досуговых учреждений.

Основными задачами в  сфере культуры на селе являются:

1) сохранение ранее накопленного и развитие культурного потенциала сельской местности, восстановление нравственных установок и ориентации сельских жителей, создание условий для приобщения их к отечественным и мировым культурным ценностям, разнообразия культурной жизни, удовлетворения и развития культурных потребностей и творческих способностей;

2) выявление и поддержка индивидуальных талантов и дарований;

3) сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, традиций, обрядов, фольклора;

4) паспортизация и мониторинг сохранности памятников истории, культуры, архитектуры, природы, находящихся в сельской местности, введение их в культурный оборот;

5) обеспечение сохранности книжного фонда сельских библиотек, восстановление централизованной системы их книгоснабжения, повышение доступности сельским жителям информационных ресурсов, накопленных в библиотеках страны;

6) улучшение кинопроката и кинообслуживания сельского населения

Преобразования и переустройство жизни страны, ознаменовавшие минувшее десятилетие, подвигли общественное сознание к кардинальным переменам и в  духовно-нравственной сфере. В эти годы много спорили о месте и роли культурно-досуговых учреждений в жизни российского общества. Развиваться и совершенствоваться следует не разрушая, а сохраняя и модернизируя имеющееся, и всегда в тех направлениях, которые востребованы человеком и приносят очевидную пользу обществу. А раз так, клубную систему следует всемерно, прежде всего - материально, поддержать и подвергнуть реконструкции с приведением в соответствие с современными требованиями и стандартами, как по форме, так и по содержанию работы. Современному клубу нужны инструментарий, техника и технология современного уровня и качества.

Информация о работе Человеческий капитал современного российского села