Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24
1.3. Воспроизводственный подход.
26
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68
II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68
II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75
II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
85
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
110
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.
117
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
125
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
133
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
145
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).
158
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
164
Человеческий капитал: словарь терминов
168
Библиография
180
Приложения
187
Сведения об авторах.
208
Выбор этих ценностей обусловлен реакцией, на ухудшающуюся экологическую ситуацию негативно влияющую на здоровье населения, кризис здравоохранения, сложнейшее социально-экономическое положение людей, не позволяющее нормально выживать современной семье. Самыми забытыми ценностями являются вера в бога, духовность 8%, приносить пользу обществу 7%, общение с природой 3,5%. Это говорит об утрате духовных ценностей и все большему стремлению к материальным, утилитарным ценностям. Происходит духовное обнищание, движение к индивидуализму и восприятию западных ценностей. Этот факт подтверждают данные, полученные на вопрос о том, какая модель развития западная (ориентированная на индивидуализм, предприимчивость каждого соблюдение всеми закона) или восточная-еврозийская (ориентированная на коллективизм, моральную ответственность каждого, умение решать проблемы сообща) - поможет решить проблемы нашего общества (таб. 6)
Модель развития |
Всего (%) |
Пол |
Возраст | ||||
М |
Ж |
До 30 |
31-40 |
41-50 |
51 и больше | ||
Индивидуалистическая |
54 |
58 |
51 |
56 |
59 |
49 |
58 |
Коллективистская |
46 |
42 |
49 |
44 |
41 |
51 |
42 |
Модель развития |
Всего (%) |
Пол |
Возраст | ||||
М |
Ж |
До 30 |
31-40 |
41-50 |
51 и больше | ||
Индивидуалистическая |
61 |
54 |
66 |
56 |
61 |
63 |
69 |
Коллективистская |
39 |
46 |
34 |
44 |
39 |
37 |
31 |
Очень интересные результаты. Если в ст. Брюховецкой соотношение во всех рассматриваемых группах остается примерно одинаковое 54% к 46%. То в г. Усть-Лабинске 61% видят выход в западной модели развития, 39% видят его в опоре на коллективизм и т.д. Получается, что село гораздо медленнее воспринимает навязываемые нам западные ценности. Анализируя половозрастную структуру ответов на этот вопрос, получается, что женщины являются больше сторонниками индивидуалистской модели, чем мужчины. Женщины: 66% индивидуалистский 34% коллективистский подход. Мужчины: 54% индивидуалистский 46% коллективистский подход. Это связано как нам кажется с тем, что русская женщина более активна и быстрее приспосабливается к изменившимся условиям. С возрастом увеличиваются тенденции к индивидуализму. Если у людей до 30 лет это соотношение индивидуалистический 56%, коллективистский 44%, то в возрасте 51 и более лет разрыв увеличивается, составляет отношение 69% к 31%. Вероятнее всего, старшее поколение, умудренное опытом и не накопив в течение жизни состояния, разочаровавшись, постепенно меняет свои ценностные ориентации.
Такая разобщенность
населения не может положительно
повлиять на скорейший выход из кризиса.
Здесь требуется большее
Наряду с этими изменениями в общественной психике следует обратить внимание на то, что в последние годы в ней прочно укоренилось чувство тревоги и угрозы наступающего будущего.169
Одной из форм социально-психологической
адаптации людей к
Постепенно происходит привыкание к новым нормам, этого не должно происходить. Рост аморальности и правового нигилизма, должен находить сопротивление у большинства сознательных граждан. Так как здесь создается угроза существованию и жизнедеятельности социума в целом. Поэтому в программе преодоления кризиса российского общества, необходимо укрепление морали.
В политической деятельности
граждан заметна некая
Таблица 7
В какой степени вы интересуетесь политикой
ст. Брюховецкая |
г. Усть-Лабинск | |
Лично участвую в политической деятельности |
- |
- |
Внимательно слежу за политической информацией |
30 |
23 |
Изредка обсуждаю с друзьями, родственниками |
46 |
45 |
Хожу на выборы , но не более того |
12 |
14 |
Политикой не интересуюсь |
12 |
18 |
Таблица 8
Ваши политические взгляды
ст. Брюховецкая (%) |
г. Усть-Лабинск (%) | |
Консервативные |
4 |
2 |
Либеральные |
26 |
25 |
Социалистические |
40 |
34 |
Общество, где основной ценностью является закон |
23 |
23 |
Националистические |
4 |
3 |
Не имею политических убеждений |
3 |
13 |
Здесь мы видим, что либерализм не особо прижился на нашей почве и заметно желание наведения скорейшего порядка. Важно отметить, что люди, чье материальное положение по их же оценкам хорошее и отличное, все таки предпочитают либеральные ценности 33%, социалистические в этой группе имеет 22%, общество закона 19%. То есть, этих людей в принципе все устраивает, время либеральных идей и принципов дало им достаток и менять его они не желают. У людей с трудным материальным положением преобладают социалистические идеи 36%, затем общество закона 25%, и только потом ценности либерального общества 24%. В советское время не было такого разительного разрыва между богатыми и бедными, в большинстве своем люди жили достойнее и спокойнее, этим, наверное, и объясняются такие результаты. Если характеризовать политические взгляды по возрасту, то здесь явно прослеживается тенденция, с увеличением возраста увеличивается количество сторонников социализма и уменьшается сторонников либерализма. У респондентов до 30 лет сторонников либерализма 30%, социализма 24%. От 51 года и более сторонников либерализма всего 14%, социализма 52%. Таким образом, можно заключить что идеи социалистического общества являются основными, а все таки заключалась в отсутствии реального механизма претворения их в жизнь.
Большинство населения считают себя верующими. 48% веруют в бога, 23% верят в некие сверхъестественные силы, 14% колеблющихся. Интересно, что на вопрос о религиозной принадлежности 98% ответили, что они православные христиане. Очевидно, здесь прослеживается связь между религиозной принадлежностью и этнической идентификацией. А если вернуться опять к ценностям, то мы вспомним, что вера в Бога и духовность занимали последние места. Еще большим подтверждением того, что эта религиозность носит поверхностный характер, являются ответы на следующий вопрос. Большинство людей обращается к богу только в тяжелые минуты 41% и посещают церковь только по праздникам 29%. Регулярно посещают храм, молятся, читают религиозную литературу всего около 17%. Все это говорит о второстепенной роли религии в современном обществе. Таким образом, можно судить о множестве проблем в этой сфере жизни людей. И решением здесь могут быть создание устойчивой моральной системы и серьезное отношение к культурному воспитанию подрастающего поколения. Важную роль в этом процессе, особенно на селе, должны играть культурно - досуговые учреждения.
Сегодня Дома культуры и
клубы являются одними из единственных
общедоступных досуговых
Краснодарский край один из немногих субъектов Российской Федерации, где сохранена и продолжает функционировать сеть муниципальных учреждений клубного типа, (край занимает 12 место среди 89 субъектов Российской Федерации по численности учреждений культурно-досугового типа МК РФ). Сеть государственных домов культуры, клубов из года в год растет. Начиная с 1992 года сеть увеличилась на 156 единиц (с 951 единицы до 1107) за счет перехода в систему Минкультуры учреждений из других ведомств. Статистика свидетельствует, что услугами муниципальных учреждений культуры пользуются сельские жители, составляющие около 46,5% населения края.
Однако результаты нашего исследования показывают неудовлетворительное положение культурной жизни на селе. 30% населения указывают на отсутствие культурных учреждений в их населенном пункте, у 43% нет времени на посещение этих учреждений, 32% не могут себе этого позволить из-за нехватки денег. 60% свое свободное время проводят у телевизора, 40% за чтением. Вот показательный момент приобщения к западной культуре, постепенно люди с книг переключаются на телевизоры. Однако пока мы все-таки остаемся самой читающей страной в мире.
Особое внимание органов исполнительной власти на местах сконцентрировано на поисках путей обеспечения сельской культуры квалифицированными кадрами. В настоящее время ситуация с кадрами в клубной подотрасли можно оценить как очень сложную. Наблюдается большая текучесть кадров. Число специалистов имеющих высшее и среднее специальное образование составляет в сельской местности 67,7% (в городской. 82,2%). Не укомплектованность профессиональными кадрами сказывается на качестве и уровне предлагаемых населению социально-культурных услуг. Низкая заработная плата (особенно молодых специалистов) мешает закреплению профессиональных кадров. Средняя заработная плата работника сельского клубного учреждения составляет 1550 рублей.
Известен и тот факт, что вся система подготовки кадров для учреждений культуры давным-давно на них не работает. Выпускники отраслевых вузов, понимая, что в культуре себя реализовать не смогут, уже в ходе учебы ориентируются на другие специальности. Подготовкой серьезных управленцев клубной подотрасли практически никто не занимается.
«Болевыми» точками культурно - досуговых учреждений названы нехватка финансовых средств и слабая материально-технической база, низкий профессиональный уровень кадров, обусловленный непрестижностью профессии, низкая заработная плата, зачастую отсутствие условий для работы (некоторые клубные учреждения не отапливаются более 5 лет).
Массовый приток населения, особенно молодежи, в учреждения культуры, делают их ответственными субъектами обеспечения политики по созданию качества жизни местного сообщества, через социальные и художественные проекты в сфере народного творчества и рекреации. Сохранение национально-культурных традиций. эстетическое воспитание, инициативы, направленные на борьбу с асоциальными явлениями, разработка и внедрение новых информационных и досуговых технологий становятся главным содержанием деятельности культурно-досуговых учреждений.
Основными задачами в сфере культуры на селе являются:
1) сохранение ранее накопленного и развитие культурного потенциала сельской местности, восстановление нравственных установок и ориентации сельских жителей, создание условий для приобщения их к отечественным и мировым культурным ценностям, разнообразия культурной жизни, удовлетворения и развития культурных потребностей и творческих способностей;
2) выявление и поддержка индивидуальных талантов и дарований;
3) сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, традиций, обрядов, фольклора;
4) паспортизация и мониторинг сохранности памятников истории, культуры, архитектуры, природы, находящихся в сельской местности, введение их в культурный оборот;
5) обеспечение сохранности книжного фонда сельских библиотек, восстановление централизованной системы их книгоснабжения, повышение доступности сельским жителям информационных ресурсов, накопленных в библиотеках страны;
6) улучшение кинопроката и кинообслуживания сельского населения
Преобразования и
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села