Человеческий капитал современного российского села

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография

Описание работы

В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.

Содержание работы

Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10

1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18

1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24

1.3. Воспроизводственный подход.
26

1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36

1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40

1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45

1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе

60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68

II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68

II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68

II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75

II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80

II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.

85

Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85

Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).

110

Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.

117

Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.

125

Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).

133

Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).

145

Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).

158

Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.

164

Человеческий капитал: словарь терминов
168

Библиография
180

Приложения
187

Сведения об авторах.
208

Файлы: 1 файл

!!!воспроиз-во ЧК!!!.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

4) особого внимания требует система кадрового обеспечения АПК в новых экономических условиях, недостаточно разработаны мероприятия по закреплению кадров на селе.

2. Принятие  безотлагательных мер по повышению  качества жизни населения на основе инвестиций в человеческий капитал, определение основных направлений инвестирования.

В ходе реализации  проекта выявлены основные  направления  инвестирования  в человеческий капитал сельской местности региона:

Основные направления  инвестиций в человеческий капитал:

 

Сфера

Направления движения инвестиционных средств

Социокультурная

 

1. Повышение интеллектуального  потенциала, в т.ч. на образование, науку и научное обслуживание, культуру и искусство.

2. Обеспечение  жизнеспособности населения и  улучшение социально-демографических процессов, в. т.ч. на здравоохранение, социальное обеспечение, физкультуру и спорт.

Социально-трудовая

 

 

 

 

1. Реструктуризация  убыточных отраслей с целью  сохранения оптимального количества рабочих мест.

2. Инициирование  инновационной деятельности.

3. Создание  новых рабочих мест с адекватной оплатой труда.

4. Переобучение, переподготовка и повышение мобильности  наемных работников.

5. Повышение  мотивационной роли оплаты труда.

6. Развитие  сотрудничества и партнерских  отношений в трудовых коллективах.

Социально-экономическая

1. Повышение качества жизни

2. Расчет человеческого  капитала на душу населения.


Направления инвестиций по потенциально трудоспособным группам населения

Население

Направление инвестиций

Молодежь

Создание  специальных образовательных центров  и центров занятости

Создание  специальных рабочих мест для  молодежи с целью приобретения практических навыков работы

Привлечение молодежи к участию в предпринимательстве  села

Создание  научных центров для внедрения  инноваций на основе трудового потенциала молодежи

Создание психологических центров для оказания социально-психологической помощи молодежи

Безработные

Социальная  работа и социальная помощь безработным

Создание  временных и постоянных рабочих  мест

Создание  специальных центров по переобучению работников сельского хозяйства, учитывающих их трудовые навыки

Регулирование рынка труда путем сбалансированности спроса и предложения

Использование моделей прогнозирования уровня занятости


 

3. Разработка  регионального стратегического  плана развития человеческого капитала на селе, реализация которого предполагает интеграцию усилий властных и бизнесструктур.

Можно выделить следующие основные направления  планирования:

1. Объединение и   воспроизводство  образовательного,  интеллектуального, культурного и духовного потенциалов развития края. Основным смыслом данного объединения выступает создание единого культурного и духовного пространства на территории края, интеграция научных исследований и диалог научных школ, мобилизация духовного потенциала.

Действия:

1) создать  благоприятную административно-правовую среду для развития науки, образования и инновационной деятельности; 2) усилить направленность научного и вузовского потенциалов региона на взаимодействие с аграрным сектором экономики; 3) обеспечить совершенствование  качественного состава трудовых ресурсов области в соответствии со структурными изменениями в экономике региона путем упреждающей профессиональной подготовки и повышения квалификации экономически активных граждан;

2. Обеспечение  социальной защиты всех слоев населения сельской местности. Суть концепции социальной защиты состоит в обеспечении прав и возможностей для всех слоев населения активной жизнедеятельности, полноправного участия каждого в общественной, культурной, политической жизни, получения  необходимого образования и профессии.

Действия:

1) развивать  начала самоуправления  на уровнях  районов,  населенных  пунктов, отдельных коллективов; шире вовлекать население в организации по самозащите: различные сообщества по взаимной поддержке, народные дружины и пр.; 2) обеспечить равные социальные возможности лицам с особым социальным статусом и особыми потребностями (инвалидам, пожилым людям, молодежи, неполным семьям и детям-сиротам); 3) оптимизировать использование рабочей силы, содействовать созданию из числа безработных, пенсионеров и инвалидов товариществ для выполнения общественно полезных работ и взаимопомощи; 4) организовать экспертизу всех разрабатываемых областных программ с точки зрения их влияния на уровень и условия занятости в регионе; 5) создать и контролировать диагностическую карту социального благополучия сельских районов региона; 3) Предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни в сельской местности.

3. Основная  миссия здравоохранения края  — обеспечение мер по охране здоровья и профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического и психологического здоровья населения, направленных на поддержку долголетней и активной жизни каждого жителя региона.

Действия:

1) совершенствовать  нормативно-правовую базу осуществляемых реформ в области здравоохранения; 2) обеспечить приоритетность финансирования программ, направленных на улучшение жизни и здоровья сельского населения; 3) обеспечить оптимальное сочетание государственных и частных учреждений здравоохранения в сельской местности; 4) обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие региона, уделив особое внимание чистоте окружающей среды и экологии, улучшению питания населения; 5) осуществлять непрерывный контроль качества предоставляемой населению медицинской помощи, качеством медицинской и фармацевтической продукции; 4) формирование благоприятной социальной среды и социально- психологического климата на селе.

4. Основным  смыслом и целью формирования  благоприятной социальной среды и социально-психологического климата является создание конструктивного субъекта социального развития, обладающего  психологической устойчивостью, надежностью и стабильностью в отношении к миру и способного к созидательной деятельности.

Действия:

1) усилить  внимание к формированию социальных фондов, становлению системы взаимопомощи, расширить практику участия в благотворительных программах бизнесструктур; 2) регулярно проводить психодиагностику населения, составить рекомендации по коррекции социально-психологического климата; 3) способствовать распространению в средствах массовой информации (печать, радио, телевидение) материалов, развивающих чувства межнационального содружества, единения народов региона, стремление к оказанию взаимопомощи, чувства уверенности в завтрашнем дне; 4) исследовать зависимость антисоциальных явлений от состояния социально-архитектурной (пространственной) среды районов; создавать программы социальных мер охраны здоровья; 5) Улучшение демографических показателей и характеристик населения области.

5. Смысл концепции демографической политики на территории Краснодарского края

заключается в определении возможностей улучшения  демографического потенциала региона  и его эффективного использования.

Действия:

1) создать  демографическую программу региона,  определяющую пути улучшения демографической ситуации; 2) создать эффективную систему защиты семьи и детства, определить пути снижения уровня младенческой смертности; 3) проводить активную пропаганду сокращения потребления табака и алкоголя, расширять площади и места, запрещенные для курения, бороться против наркомании.

6. Формирование активной региональной идеологии. Концепция определяет направления  согласования  усилий   власти,  общественных  институтов  и  средств массовой информации в достижении экономического, политического, культурного и социального развития региона. Она позволяет в условиях ограниченности ресурсов обеспечить консолидацию общества в целях создания достойной среды обитания.

Действия:

1) разработать  концепцию региональной идеологии,  которая сможет выполнять роль общественного идеала; 2) создать систему регионального социологического мониторинга; 3) координировать научные исследования в сфере идеологии; 4) формировать у населения идеологические установки для движения по пути сохранения целостности и единства РФ; 5) идеологически обосновать необходимые сочетания различных форм экономических отношений, форм собственности на территории региона.

7. Формирование условий для духовно-нравственного, гражданского и патриотического становления молодежи и всестороннего развития личности в сельской местности. Концепция нацелена на создание активной творческой личности молодого человека, относящегося с любовью к своему краю и России в целом и способного проявить волю и энергию в деятельности по развитию российского общества и региона.

Действия:

1) сформировать нормативно-законодательную  базу, регулирующую деятельность субъектов молодежной политики; 2) разработать систему правовой защиты и социальной адаптации молодежи, в том числе современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы; создать механизмы правового информирования и консультирования молодежи; 3) содействовать интеллектуальному развитию личности, поддержке талантливой молодежи, решение вопросов допрофессиональной подготовки, профориентации и занятости молодежи; 4) поддерживать массовый детский и молодежный спорт.

Оценочные показатели реализации стратегии:

  1. производство валового внутреннего продукта на душу населения, покупательная способность населения;
  2. уровень потребления населения по основным продуктам питания;
  3. уровень занятости  населения, общий уровень безработицы, уровень скрытой безработицы;
  4. степень дифференциации доходов населения;

5) уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры (культуры, искусства, просвещения, спорта, здравоохранения и пр.);

  1. динамика численности населения, средняя продолжительность жизни населения;
  2. уровень образования населения региона;
  3. уровень младенческой и детской смертности;
  4. уровень преступности, в том числе детской;

10) степень внедрения современных компьютерных технологий в основные процессы образовательной, культурной и иной деятельности;

  1. снижение инфекционной и социально-значимой заболеваемости;
  2. качественное улучшение демографических показателей;

Риски и угрозы:

1) возникновение и обострение конфликтов различного рода и масштаба, состояния напряженности;

2) недостаток средств и фондов финансирования прожиточного минимума населения, для обеспечения его социальной защиты;

  1. опасность экологической катастрофы;
  2. нивелирование перспектив технологического развития;

5) неспособность области и федеральных структур обеспечить экономическую и политическую безопасность страны, региона;

  1. увеличение социально-стрессовых факторов;
  2. невозможность использования существующей материально-технической базы для поддержания должностной технологии производства  продуктов питания, водоснабжения, соответствия ее санитарно-гигиеническим нормам.

 

 

II. 2. Конкретно – социологические исследования совокупности условий формирования и реализации человеческого капитала на селе.

 

Асланов Ш.С.

Основные  факторы воспроизводства человеческого  капитала на селе.

 

1. Основные факторы воспроизводства  человеческого капитала. Основными активами во внутренней структуре человеческого капитала, как мы уже с вами убедились, являются образовательный, профессиональный, инновационный, физический, экономический, социальный, культурный капитал. Таким образом, основными факторами воспроизводства человеческого капитала являются: система образования и науки, здравоохранения, семья и культура общества. Роль и влияние этих факторов на человеческий капитал мы сейчас рассмотрим.

Освоение знаний, умений и навыков человеком, приводящее к росту человеческого капитала, осуществляется в основном в образовательном  комплексе. Результатом деятельности образовательного комплекса является новый объем знаний, на основе которого затем формируется прибавочный продукт. В этом заключается социально-экономическая сущность образовательного комплекса в информационном постиндустриальном обществе. В процессе производства нового объема знаний образовательным комплексом и передачи их обучающимся происходит повышение уровня развития человеческого капитала. С точки зрения теории человеческого капитала, образование не является чем-то немедленно потребляемым учащимися, скорее это капиталовложение в их будущее. Которое, как и все капиталовложения, в будущем приносит прибыль.143

Сегодня общепризнанно, что с конца XX в. происходят кардинальные перемены в условиях развития человеческой цивилизации. Высказывая мнение о переходе к новой экономике - экономике, основанной на знаниях, ученые отмечают, что фактически речь идет о третьей экономической революции. В условиях информационного постиндустриального общества и значительного повышения роли образовательного комплекса, систему образования следует рассматривать, как единый полифункциональный комплекс, выполняющий целый ряд важнейших функций: обеспечение различных отраслей экономики квалифицированными кадрами, создание новых технологий, проведение научных исследований и т.д. Поэтому традиционное определение системы образования как сети (то есть совокупности) образовательных учреждений уже устарело и не отражает кардинальных изменений, происходящих в ней.144 В сферу образования сегодня вовлечены огромные человеческие, финансовые и материально-технические ресурсы. В 2000/2001 учебном году в России функционировали более 140 тыс. образовательных учреждений, в которых работали свыше 5,9 млн. и обучались 33 млн. человек. В целом образовательный комплекс как важнейший сегмент общества имеет прямой контакт с более чем четвертью всего населения России.

Информация о работе Человеческий капитал современного российского села