Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24
1.3. Воспроизводственный подход.
26
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68
II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68
II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75
II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
85
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
110
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.
117
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
125
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
133
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
145
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).
158
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
164
Человеческий капитал: словарь терминов
168
Библиография
180
Приложения
187
Сведения об авторах.
208
4) особого внимания требует система кадрового обеспечения АПК в новых экономических условиях, недостаточно разработаны мероприятия по закреплению кадров на селе.
2. Принятие
безотлагательных мер по
В ходе реализации проекта выявлены основные направления инвестирования в человеческий капитал сельской местности региона:
Основные направления инвестиций в человеческий капитал:
Сфера |
Направления движения инвестиционных средств | |
Социокультурная
|
1. Повышение интеллектуального потенциала, в т.ч. на образование, науку и научное обслуживание, культуру и искусство. | |
2. Обеспечение
жизнеспособности населения и
улучшение социально- | ||
Социально-трудовая
|
1. Реструктуризация убыточных отраслей с целью сохранения оптимального количества рабочих мест. | |
2. Инициирование инновационной деятельности. | ||
3. Создание
новых рабочих мест с адекватно | ||
4. Переобучение,
переподготовка и повышение | ||
5. Повышение
мотивационной роли оплаты | ||
6. Развитие сотрудничества и партнерских отношений в трудовых коллективах. | ||
Социально-экономическая |
1. Повышение качества жизни | |
2. Расчет человеческого капитала на душу населения. |
Направления инвестиций по потенциально трудоспособным группам населения
Население |
Направление инвестиций |
Молодежь |
Создание
специальных образовательных |
Создание специальных рабочих мест для молодежи с целью приобретения практических навыков работы | |
Привлечение
молодежи к участию в | |
Создание научных центров для внедрения инноваций на основе трудового потенциала молодежи | |
Создание психологических центров для оказания социально-психологической помощи молодежи | |
Безработные |
Социальная работа и социальная помощь безработным |
Создание временных и постоянных рабочих мест | |
Создание специальных центров по переобучению работников сельского хозяйства, учитывающих их трудовые навыки | |
Регулирование
рынка труда путем | |
Использование моделей прогнозирования уровня занятости |
3. Разработка
регионального стратегического
плана развития человеческого к
Можно выделить следующие основные направления планирования:
1. Объединение и
воспроизводство
Действия:
1) создать благоприятную административно-правовую среду для развития науки, образования и инновационной деятельности; 2) усилить направленность научного и вузовского потенциалов региона на взаимодействие с аграрным сектором экономики; 3) обеспечить совершенствование качественного состава трудовых ресурсов области в соответствии со структурными изменениями в экономике региона путем упреждающей профессиональной подготовки и повышения квалификации экономически активных граждан;
2. Обеспечение
социальной защиты всех слоев н
Действия:
1) развивать начала самоуправления на уровнях районов, населенных пунктов, отдельных коллективов; шире вовлекать население в организации по самозащите: различные сообщества по взаимной поддержке, народные дружины и пр.; 2) обеспечить равные социальные возможности лицам с особым социальным статусом и особыми потребностями (инвалидам, пожилым людям, молодежи, неполным семьям и детям-сиротам); 3) оптимизировать использование рабочей силы, содействовать созданию из числа безработных, пенсионеров и инвалидов товариществ для выполнения общественно полезных работ и взаимопомощи; 4) организовать экспертизу всех разрабатываемых областных программ с точки зрения их влияния на уровень и условия занятости в регионе; 5) создать и контролировать диагностическую карту социального благополучия сельских районов региона; 3) Предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни в сельской местности.
3. Основная миссия здравоохранения края — обеспечение мер по охране здоровья и профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического и психологического здоровья населения, направленных на поддержку долголетней и активной жизни каждого жителя региона.
Действия:
1) совершенствовать
нормативно-правовую базу
4. Основным смыслом и целью формирования благоприятной социальной среды и социально-психологического климата является создание конструктивного субъекта социального развития, обладающего психологической устойчивостью, надежностью и стабильностью в отношении к миру и способного к созидательной деятельности.
Действия:
1) усилить
внимание к формированию
5. Смысл концепции демографической политики на территории Краснодарского края
заключается в определении возможностей улучшения демографического потенциала региона и его эффективного использования.
Действия:
1) создать
демографическую программу
6. Формирование активной региональной идеологии. Концепция определяет направления согласования усилий власти, общественных институтов и средств массовой информации в достижении экономического, политического, культурного и социального развития региона. Она позволяет в условиях ограниченности ресурсов обеспечить консолидацию общества в целях создания достойной среды обитания.
Действия:
1) разработать
концепцию региональной
7. Формирование условий для духовно-нравственного, гражданского и патриотического становления молодежи и всестороннего развития личности в сельской местности. Концепция нацелена на создание активной творческой личности молодого человека, относящегося с любовью к своему краю и России в целом и способного проявить волю и энергию в деятельности по развитию российского общества и региона.
Действия:
1) сформировать нормативно-
Оценочные показатели реализации стратегии:
5) уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры (культуры, искусства, просвещения, спорта, здравоохранения и пр.);
10) степень внедрения современных компьютерных технологий в основные процессы образовательной, культурной и иной деятельности;
Риски и угрозы:
1) возникновение и обострение конфликтов различного рода и масштаба, состояния напряженности;
2) недостаток средств и фондов финансирования прожиточного минимума населения, для обеспечения его социальной защиты;
5) неспособность области и федеральных структур обеспечить экономическую и политическую безопасность страны, региона;
II. 2. Конкретно – социологические исследования совокупности условий формирования и реализации человеческого капитала на селе.
Асланов Ш.С.
Основные
факторы воспроизводства
1. Основные факторы
Освоение знаний, умений
и навыков человеком, приводящее
к росту человеческого
Сегодня общепризнанно, что с конца XX в. происходят кардинальные перемены в условиях развития человеческой цивилизации. Высказывая мнение о переходе к новой экономике - экономике, основанной на знаниях, ученые отмечают, что фактически речь идет о третьей экономической революции. В условиях информационного постиндустриального общества и значительного повышения роли образовательного комплекса, систему образования следует рассматривать, как единый полифункциональный комплекс, выполняющий целый ряд важнейших функций: обеспечение различных отраслей экономики квалифицированными кадрами, создание новых технологий, проведение научных исследований и т.д. Поэтому традиционное определение системы образования как сети (то есть совокупности) образовательных учреждений уже устарело и не отражает кардинальных изменений, происходящих в ней.144 В сферу образования сегодня вовлечены огромные человеческие, финансовые и материально-технические ресурсы. В 2000/2001 учебном году в России функционировали более 140 тыс. образовательных учреждений, в которых работали свыше 5,9 млн. и обучались 33 млн. человек. В целом образовательный комплекс как важнейший сегмент общества имеет прямой контакт с более чем четвертью всего населения России.
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села