Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24
1.3. Воспроизводственный подход.
26
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68
II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68
II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75
II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
85
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
110
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.
117
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
125
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
133
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
145
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).
158
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
164
Человеческий капитал: словарь терминов
168
Библиография
180
Приложения
187
Сведения об авторах.
208
Российская система государственного образования на данном этапе оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 4,5% исследовательских работ, производимых в стране. В США этот показатель 13,6%, в ЕС – 20,9%, в странах ОЭСР – 17,1%.145 Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. С 1992 г. размеры расходов на науку и образование в России были уменьшены почти вдвое, однако механизмы разгосударствления образования пока развиты слабо. Поэтому при финансировании исследовательских работ приходится использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы.
На данный момент среднее число лет обучения в России, по опубликованным материалам составляет 10,3 года и в настоящее время имеет тенденцию к снижению. Это намного ниже требований, предъявляемых к образованию современным этапом научно-технического развития. Что касается субъективной оценки качества образования, то, по мнению наших респондентов, оно значительно ухудшилось в сравнении с советским периодом, так считают 50% опрошенных, и только 2,5% не согласны с этим утверждением. В ведущих капиталистических странах к началу XXI в. средняя подготовка рабочей силы достигла уровня 14 лет обучения. В настоящее время за рубежом получила распространение система "обучения в течение всей жизни", в России внедряется система "непрерывного образования".
Изменение типа воспроизводства более квалифицированных работников вызвано требованиями научно-технического прогресса и бурным развитием науки. Большинство исследователей считают необходимым регулярно оценивать уровень образования, достигнутый разными группами населения и работников, а также в целом по стране. Это позволяет установить зависимость результатов производства от столь важного фактора, каким является образование.
Таким образом, именно сегодня образование становится одним из самых важных факторов развития человеческого капитала. Советская система образования давала знания высокого качества. Однако по мере ускорения смены технологий и в целом обновления знаний, очень быстро устаревает та часть содержания образования, которая сохранилась со времен его расцвета. Современное постиндустриальное общество обусловливает необходимость пересмотра не только технологий образования, но и самого его содержания, уточнения оптимальной структуры знаний, как для молодого поколения, так и для взрослого населения.146 Здесь необходимо разобраться, что же может способствовать этому процессу. Поэтому надо упомянуть одно качество, которое на самом деле является очень важным ее элементом. Это качество обозначается английским термином «trainability». Речь идет о способности людей использовать полученные ими знания и навыки для дальнейшей учебы, для приобретения новых знаний и навыков. По нашим представлениям, советская система подготовки кадров, по меньшей мере, одну вещь делала действительно хорошо. Она прививала если не любовь и охоту, то уж во всяком случае, привычку и готовность к тому, чтобы постоянно учиться, учиться и учиться. Так же необходимо отметить еще одну особенность образовательного процесса, она состоит в том, что его результат зависит не только от педагога и материальной оснащенности учреждений образования, но и от самого обучающегося. Обучающиеся должны стремиться к получению действительного образования, а не его символического содержания в виде аттестатов, дипломов и т.д. Это является одной из основных проблем образования в России. Причина отсутствия мотивации и ориентацией на получение действительного образования, на наш взгляд лежит в духовно-нравственном и культурном воспитании молодежи. Так всего 20% опрошенных отметили как одну из основных ценностей получение хорошего образования, этот ответ стоит на 7 месте среди ценностей современного человека.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т. д., которые призваны, непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей. Здесь необходимо упомянуть один недостаток советской системы образования, который затем по наследству перешел от нее к российской системе образования. По сравнению с большинством других стран мира система образования в СССР (а теперь и в России) всегда имела резко выраженный «книжный» характер. Она была и продолжает быть ориентированной на передачу чистых, а не инструментальных знаний. Возможно, такая ориентация хороша для воспроизводства научной элиты (не случайно, что в советские времена школьные программы разрабатывались при прямом участии ученых из Академии наук; скорее всего, вольно или невольно, они стремились к тому, чтобы, прежде всего, готовить себе «кадровую» смену, выращивать будущие поколения ученых). Однако, когда среднее и высшее образование становятся массовыми, подобная ориентация системы образования чревата серьезными негативными последствиями. Дело в том, что значительная часть учащихся оказываются, попросту не готовы или не способны к восприятию передаваемого им «чистого» знания. Ориентация системы образования на книжное, а не инструментальное знание, плоха не столько сама по себе, сколько тем, что она с легкостью поддается деградации и профанированию. Начинается массовая имитация того, что обучающиеся освоили чистое научное знание, в получении которого многие из них в действительности не заинтересованы или к восприятию которого многие из них не готовы. В таких условиях невозможно удержать академические стандарты обучения и неизбежно начинается их деградация. И это, похоже, главная опасность, которая грозит накоплению человеческого капитала в России. И поэтому необходимо тщательно проанализировать все достоинства прошлой советской системы образования, выбрать лучшее и учитывать в дальнейшем реформировании.147
По нашему мнению, общество и, прежде всего государство, должны иначе подходить к проблемам образовательного комплекса, глубоко осмысливать происходящие в нем процессы. Среди отраслей "народного хозяйства приоритет должен получить образовательный комплекс. Пока он находится в удовлетворительном состоянии. Однако отток высококвалифицированных специалистов из России за границу и систематическое недофинансирование образовательных учреждений, отсутствие нормального духовно-нравственного климата, ориентирующего на получение действительного образования, климата свидетельствуют о возможной потере образовательного потенциала и деградации системы образования в обозримой перспективе. Таким образом, мы видим, с какими значительными трудностями сталкивается сегодня образование в России.148
Одним из основных факторов развития экономики, помимо накопления капитала, естественного увеличения численности населения и роста производительности труда, выступает технический прогресс. Данный фактор тесно переплетается с повышением производительности человеческого капитала, и вряд ли отделим от него: с увеличением объема знаний и улучшением технологии работники и машины, созданные ими, становятся производительнее.149
Развитие и усложнение технологии, необходимость использования в производстве добавленной стоимости целого набора разнообразных технологий, имеющих отношение к различным областям знания, предполагает, что один человек на предприятии не может выполнять такие функции. К примеру, в начале XVIII в. Петр Великий мог сам разобраться в технологии строительства современных кораблей и следить за тем, насколько кораблестроение в России соответствовало европейскому уровню. Сейчас владелец капитала или ограниченный круг топ - менеджеров сколько-нибудь крупной компании не смогут обойтись лишь своими знаниями. Постоянное обновление технологий требуется практически на каждом рабочем месте, для чего необходимо вовлечение каждого работника современного производства в их освоение. Фактически это означает, что наемные работники, которые в экономической теории рассматриваются лишь как трудовые ресурсы, на самом деле обеспечивают сохранение (прирост) капитальных ресурсов, которые они в дальнейшем используют в производстве.150 Однако на практике это вовлечение практически не происходит. О чем говорят результаты нашего исследования 40% опрошенных не имеют ни какой дополнительной профессиональной подготовки. 54% работают не по специальности. И это происходит в XXI веке, веке сложных технологий и постоянных обновлений. По нашему мнению, общество и, прежде всего государство должны иначе подходить к проблеме экономики знаний, глубоко осмысливать происходящие в ней процессы. Отсутствие четких, целенаправленных действий руководства страны по созданию постиндустриальной экономики на инновационных принципах, в конечном счете, превратит ее в страну "третьего мира". На рынке высоких технологий в настоящее время Россия занимает далеко не самые почетные позиции 0,3% от этого рынка, тогда как США – 40%, Япония – 30%, Германия - 16%.
В международном масштабе конкурентоспособны не те, кто использует самые дешевые производственные ресурсы или осуществляет крупномасштабные операции, а те, кто непрерывно совершенствуется и внедряет нововведения. Этот вывод общеизвестен. Если посмотреть, какие страны сегодня добиваются успехов, то обнаружится, что это те, в которых нет богатых природных ресурсов, но есть хорошо развитые образование и наука. Для стран же с богатыми природными ресурсами их избыток становится, скорее, тормозом, чем стимулом развития.151
Для лучшего анализа ситуации, мы должны детальнее разобраться в положении дел науки в России. Структура российской науки, показатели которой выглядят довольно благополучно, продолжает соответствовать мировым стандартам. Сумма долей в общей численности исследователей государственного сектора и сектора высшего образования в России в 2002 г. составляла 33,8%, соответствующий показатель по ОЭСР в 2000 г. был равен 33%. И доля предпринимательского сектора науки у нас примерно такая же, как в ОЭСР. Вместе с тем сложился значительный разрыв в специализации публикаций. Существенная доля научных статей в изданиях мирового значения в России (63,5%) приходится на такие науки, как физика и химия. В США указанные науки давали в сумме 18%. В научном мире в целом суммарная доля физики и химии составила 27,8% (данные за 2000 г.). Высокая доля публикаций по физике и химии в России во многом является результатом низкой доли публикаций в области других наук. Однако, несмотря на это в России довольно низкий инновационный потенциал. Коэффициент изобретательской активности - количество поданных резидентами заявок на изобретения на 1 млн. человек - в нашей стране примерно в 3-4 раза ниже, чем в Германии и США, и в 18-19 раз ниже по сравнению с Японией. В результате инновационный потенциал России, характеризуемый количеством действующих охранных документов на изобретения и полезные модели, более чем в пять раз меньше инновационного потенциала Германии.
В России изобретательская
активность резко падает по мере приближения
к концу научно-
Наша страна существенно отстает от развитых стран по доле затрат на исследования и разработки в ВВП. По масштабам финансирования науки она за 1990-е годы '"откатилась" на уровень стран со средним (по абсолютной величине расходов) и даже малым (по доле с ВВП) научным потенциалом. Доля затрат на науку в ВВП в 2002 г. составила 1,16%, что примерно вдвое меньше среднего показателя по ОЭСР. Но здесь важно отметить то, что в промышленно развитых странах львиную долю расходов на НИР берет на себя промышленность, а у нас предпринимательский сектор обеспечивает только 19,6% общих расходов на науку.
Низкий уровень
Здравоохранение как социальный институт, воздействуя на формирование и эффективное использование человеческого капитала, может выступать в качестве социальной предпосылки экономического роста, фактора обеспечения конкурентоспособной экономики страны на мировом рынке.
Изменения, связанные с ходом реформ и груз старых проблем отразились на психическом и физическом здоровье населения России. Существует большой перечень демографических, социальных и экономических характеристик, которые традиционно рассматриваются при изучении уровней смертности и состояния здоровья. Их прямое или опосредованное влияние неоднократно подтверждено исследованиями в России и за рубежом.153
В структуре факторов,
обусловливающих патологию
Семья - одно из основных звеньев формирования и накопления человеческого капитала. Функции семьи на всех стадиях формирования и реализации человеческого капитала взаимосвязаны между собой. Они имеют целевую направленность на накопление и возмещение затрат, связанных с созданием человеческого капитала и развитием предпринимательского потенциала.
Семья выполняет репродуктивную функцию, то есть от тех процессов, которые происходят в современной семье во многом и зависит рождаемость и естественный прирост населения. Семья также реализует функцию социализации, т.е. включения человека в общественную систему посредством получения образования, услуг в области здравоохранения, воспитания детей, культуры и т.д. Родители или родственники могут помогать детям, выполнять домашние задания и поддерживать ценность образования и дисциплины.155
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села