Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24
1.3. Воспроизводственный подход.
26
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68
II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68
II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75
II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
85
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
110
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.
117
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
125
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
133
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
145
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).
158
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
164
Человеческий капитал: словарь терминов
168
Библиография
180
Приложения
187
Сведения об авторах.
208
II. 1. 2. Экономическое положение современного села.
Сегодня в отрасли насчитывается свыше 28 тысяч сельскохозяйственных предприятий (в том числе 6,2 тыс. государственных, 0,7 тыс. муниципальных, 20,8 тыс. акционированных, 0,7 тыс. со смешанной формой собственности). В сельском хозяйстве работают около 260 тысяч фермерских хозяйств, 24 тысячи предприятий перерабатывающей промышленности, 3,5 тысячи федеральных государственных учреждений. Сельхозугодьями занято 192млн. гектаров, а значительная часть посевной площади, составляющей 79,3 млн. га (то есть почти 12 процентов посевных площадей всего мира), находится на 50 процентах мирового чернозема. В сельскохозяйственном производстве непосредственно занято 3,8 млн. человек, а со «смежниками» - почти 40 миллинов128.
«Сельское хозяйство для многих регионов является жизнеобразующей отраслью… Я, может быть, назову вещи трагические: у нас 150 тысяч сельских населенных пунктов, примерно 8-9 процентах из них уже не проживает ни одного человека, еще в 20 процентах проживает до 10 человек, то есть, можно сказать, что почти треть – уже умирающие деревни, а именно порядка сорока тысяч деревень, сел и поселений. Опыт последних лет, когда свобода предпринимательства и невмешательство государства в экономические отношения на селе были возведены в принцип новых рыночных условий, показал несостоятельность такого подхода. Сельскохозяйственная отрасль, имея специфический характер, нуждается в постоянном внимании со стороны государства. В настоящее время необходимо выработать новые принципы государственного регулирования в аграрной сфере, направленного на социальные преобразования села, повышение жизненного уровня людей, улучшение качества их жизни. Это требует активного участия власти в создании материальной базы, развитии социальной инфраструктуры, обеспечении условий для профессиональной подготовки и воспитания людей.
В России есть программа «Социальное развитие России на период до 2010 года»129, только она плохо выполняется. Средства, выделенные на обустройство сельских территорий из региональных и внешнебюджетных источников, составляют немногим более двух третей от заданий программы., да и освоение этих средств идет с большой задержкой130. Укреплению экономики и финансового состояния сельскохозяйственных организаций в прошлом году способствовала в первую очередь не хозяйственная деятельность, а реализация федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и соответствующего указа президента. На программу по реструктуризации долгов подали заявки 12 тысяч хозяйств, это 54 процента от действующих. Было реструктурировано порядка 60 миллиардов рублей, и на сумму около 30 миллиардов списано пеней и штрафов»131. Следует отметить, что долги у селян образовались именно из – за отсутствия реальной сельскохозяйственной политики.
Как известно, систематическое изложение теория экономического либерализма впервые получила в классическом труде Адама Смита "О природе и причинах богатства народов". Именно там было названо основное условие процветания стран и населяющих их жителей - свобода хозяйственной деятельности - и сформулировано главное правило экономической политики - чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики.
Именно практическое применение рекомендаций экономического либерализма во многих странах мира во второй половине ХХ века создало все известные примеры того, что позже получило название "экономического чуда". Везде - от Западной Германии и Италии до Японии и Тайваня, от Чили и Маврикия до Ирландии и континентального Китая - проведение либеральной экономической политики приводило к удивительным, но закономерным результатам - возрастали темпы экономического роста, повышались уровень и качество жизни, уменьшалась социальная дифференциация населения, плодами экономического развития начинали пользоваться более широкие слои граждан. Во всем мире не нашлось ни одной страны, где осуществление либеральной экономической политики не привело бы к существенным положительным переменам. В то же время за послевоенные полвека в мире не было ни одного случая, когда проведение политики, противоположной либеральной (то есть интервенционистской, популистской, протекционистской), привело бы к экономическим результатам, хотя бы в отдаленной степени сопоставимым с результатами либеральной политики.
В конце 80-х - начале 90-х
развитие системы национальных счетов,
международных сопоставлений, многомерного
статистического анализа
Экономическая свобода
в современном понимании
Проведенный статистический анализ убедительно продемонстрировал устойчивую взаимосвязь между уровнем экономической свободы и благосостоянием народов. Из 121 страны, по которым были получены оценки индекса экономической свободы в 90-е годы, страны, составившие первый квинтиль (одну пятую часть общего числа стран с наиболее высокими значениями экономической свободы), имели самые высокие показатели производства ВВП на душу населения - почти 19 тыс. долларов - и самые высокие темпы экономического роста - более 2,0% в год. С уменьшением уровня экономической свободы уменьшаются и размеры душевых доходов, и темпы экономического роста. Страны, составившие последний, пятый, квинтиль (20% стран с самыми низкими показателями экономической свободы), имели и самые низкие показатели доходов на душу населения - чуть более 2200 долларов - и в среднем отрицательные темпы экономического роста - минус 1,9% в год.
В странах, власти которых в 90-е годы в наибольшей степени расширяли масштабы экономической свободы, темпы экономического роста оказались самыми высокими. Там же, где власти в наибольшей степени ограничивали экономическую свободу, темпы экономического роста оказались наименьшими, а часто и отрицательными.
Экономически свободные страны демонстрируют успехи не только в сфере экономики и финансов. Показатели социального и человеческого развития в них гораздо лучше, чем в экономически несвободных. Так, средняя продолжительность жизни в странах, сформировавших первый квинтиль по индексу экономической свободы, на целых 20 лет больше, чем в странах, составивших последний квинтиль, - 75,9 и 55,2 года соответственно. Младенческая смертность в экономически свободных странах в среднем в 11 раз меньше, чем в экономически несвободных (соответственно 7,3 и 83,3 умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся).
Дума должна в кратчайшие сроки разработать и принять комплексную стратегию сельского развития, обеспечивающую твердую основу для долгосрочной программы восстановления села. Такая стратегия должна включать:
Стратегия сельского развития должна отражать российские реалии и основываться на концепциях сельского развития, недавно сформулированных в развитых странах. Основным принципом этих концепций является целостность сельского развития, подразумевающая охват всех компонентов жизнедеятельности сельских территорий, ориентацию на нужды людей и использование межотраслевых подходов».
А что происходит в России?
При опросе населения явно проявляется негативное отношение к сельской местности как «низкому уровню жизни» и «тяжелым условиям жизни и труда». ( См.: приложение № 2 )132.
Крепить продовольственную безопасность надо не меньше, чем оборонную. Пока до крупномасштабной катастрофы дело не дошло, но возникает напряженная ситуация в связи с тем, что страна может быть вынуждена пойти на некие политические уступки неким странам, боясь, что в стране начнется голод, если импорта продуктов не будет. В этой связи следует упомянуть резкий рост цен на мясо (он составил почти 20 %), обеспокоивший россиян в 2004 году, в целом же цены на продукты выросли на 12, 3 процента. «Основной причиной этого роста, я хочу обратить внимание, является именно рост цен на мясо на мировом рынке. Это лишний раз доказывает, что мы в этой части уже зависим от иностранных производителей.»133 Россия сталкивается с политикой двойных стандартов, когда ЕС, требуя либерализации нашего внутреннего рынка для поставок своей продукции, сама вытесняет Россию с мирового рынка. Евросоюз устанавливает квоты и субсидии, не оглядываясь на наносимый нашей стране ущерб, и дотированные зерно и мука Евросоюза оказываются в более выгодных условиях, чем наши134. Наш аграрный сектор – низкоконкурентная отрасль экономики с малой инвестиционной привлекательностью и большими рисками. Все это мы должны учитывать и заставит ВТО прислушаться к нашим аргументам135.
Сегодня поддержка государством аграрного сектора в России минимальная – 2,5 миллиарда долларов в год, хотя еще в начале 90-х годов прошлого века было 16 миллиардов. (Для сравнения: в СССР на АПК выделялось 90 миллиардов долларов в год.) Если мы зафиксируем эту мизерную сумму в 2,5 миллиарда долларов, тогда в России относительный уровень поддержки села окажется в 20 раз ниже, чем Австралии, в 120 раз ниже, чем в США, и на три порядка ниже, чем в Евросоюзе! К тому же, по документу об условиях вступления России в ВТО, который уже подписан, мы должны снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5 – 10 процентов136. В среднем (в мире) финансирование сельского хозяйства составляет около 10 процентов от всех расходных статей бюджета, а есть страны, которые вкладывают в отрасль значительно больше. У нас же этот показатель составляет всего 1 процент.
Следует также учитывать, что цикличность производства в сельском хозяйстве сезонная, не совпадает с бюджетным годом. У нас бюджет формировался на год и функционировал в рамках года. А земля в рамки года не укладывается, в нее надо несколько лет вкладывать, чтобы получить результат. Природный фактор в АПК – не меньше пяти лет, а самые длинные программы рассчитаны на 3 года. Вероятно, нужно, как, например, в США, принять такой закон о сельхозразвитии, в котором бюджетное планирование будет приниматься минимум на 5 лет вперед137.
Как можно работать, когда есть помощь и поддержка, ясно видно на примере птицеводства. Следует отметить, что промышленное птицеводство – одна из немногих отраслей АПК, которая создавалась как комплексная интегрированная система. Она обеспечивает все процессы – от выращивания птицы до реализации готовой продукции. К тому же в 2003 году были приняты и меры защиты отечественного рынка. И вот теперь отрасль растет и развивается. После введения ограничений по импорту прирост отечественного мяса птицы составил 249,5 тыс. тонн, ежегодный темп роста в хозяйствах общественного сектора – 18 процентов. Рыночные ресурсы мяса составили в 2004 году 2319,9 тыс. тонн, что составляет 52 процента на нашем рынке. Пока еще 48 процентов – импорт. Птицеводы уверены, что если им немного помочь и ограничить ввоз импорта, то уже к 2007 году прирост мяса птицы по сравнению с 2004 годом составит еще 58 процентов138. Например, Владимир Фисин, глава Росптицесоюза, выступая в прессе, напомнил о том, что сегодня наши птицефабрики – это градообразующие предприятия. Если мы откроем настежь границы для импортной курятины по демпинговым ценам, то отечественное птицеводство будет обречено. А вместе с ним и все поселения птицеводов139…В то же время по итогам 2004 года прибыль предприятий АПК возросла (Росстат, на 1.01.2005 г.) до 34,7 млр. рублей. По мнению экспертов, прибыльность в отрасли выросла по двум причинам: реструктирована задолженность убыточных предприятий, правительство ввело единый сельхозналог140. Рентабельность доходит иногда до 300 – 400 % годовых. У нас нет такого другого бизнеса, даже нефть дает меньше. Плюс к этому сельское хозяйство освобождено от основных налогов, здесь почти не платят налогов по закону. Поэтому крупнейшие нефтяные компании «Газпром», банки, финансовые группы занимаются сегодня землей, сельским хозяйством. Это не уникально. То же самое было в США в начале 70-х годов, когда они освободили сельское хозяйство от налогов. Все нефтяные компании там бросились строить агропромышленные комплексы, и причина была именно в этом – диверсификация бизнеса и выгодное вложение капитала141.
В России сегодня есть уникальная возможность построить новое современное сельское хозяйство, экологически чистое. У нас – колоссальные поля, и мы действительно можем получить чистые продукты. На Западе, чтобы увеличить отдачу, землю накачивают химическими удобрениями. Корма для скота – биодабавками. Именно наша страна, имеющая 10 процентов мировой пашни, может снабжать весь мир экологически чистыми продуктами. Учитывая, что такие продукты дороже, мы могли бы от их экспорта получать не меньше, чем от продажи нефти и газа. А, возможно, и больше. Надо только не упустить этот уникальный шанс142.
II. 1. 3. Практические решения и результаты.
1. Для непрерывного наблюдения за состоянием трудовой, социальной и духовной сферы села, выявление негативных тенденций, изучения и прогнозирования развития процессов в системе «власть - бизнес - человеческий капитал» и разработки на этой основе мер по повышению эффективности социально-экономической политики на селе становиться необходимым мониторинг состояния человеческого капитала на селе. С начала 2002 года лабораторией крестьяноведения Кубанского Государственного Аграрного Университета осуществляется мониторинг состояния человеческого капитала на селе. Были проведены специальные выборочные исследования по проблемам сохранения и функционирования человеческого капитала в сельской местности региона: «Качество жизни сельских жителей Краснодарского края», «Социальный портрет сельской производственной элиты», «Социальная ответственность бизнеса на селе», «Состояние основных факторов воспроизводства человеческого капитала в сельской местности: духовно-нравственная сфера, семья, образование, здравоохранение». Полученная информация позволила дать ряд существенных рекомендаций по реструктуризации ряда хозяйствующих субъектов края, предложить перспективные направления для сохранения, прироста и повышения качества совокупного человеческого капитала края.
В настоящее время начата работа над реализацией проекта «Взаимодействие власти и бизнеса по воспроизводству человеческого капитала на селе». На данном этапе реализации проекта выявлен ряд ключевых проблем:
1) отсутствует необходимая административно-правовая среда для взаимодействия властных и бизнес структур на взаимовыгодных условиях по развитию и сохранению человеческого капитала на селе;
2) пока только в стадии становления находится идеология стратегического планирования человеческого капитала региона;
3) существенный недостаток инвестиций, как со стороны государства, так и со стороны бизнес структур испытывает социальная инфраструктура сельской местности; нет четкого механизма проведения спонсорских вложений в развитие социальной сферы сельской местности;
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села