Человеческий капитал современного российского села

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография

Описание работы

В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.

Содержание работы

Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10

1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18

1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24

1.3. Воспроизводственный подход.
26

1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36

1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40

1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45

1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе

60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68

II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68

II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68

II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75

II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80

II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.

85

Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85

Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).

110

Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.

117

Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.

125

Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).

133

Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).

145

Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).

158

Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.

164

Человеческий капитал: словарь терминов
168

Библиография
180

Приложения
187

Сведения об авторах.
208

Файлы: 1 файл

!!!воспроиз-во ЧК!!!.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

Для лучшего понимания  функционирования семьи как фактора  развития человеческого капитала, необходимо рассмотреть основные положения теории человеческого капитала в объяснении рождаемости на уровне семьи. Тем более очевидно, что Россия сегодня находится в демографическом кризисе, поэтому рассмотрение этого вопроса является очень актуальным. Производство детей рассматривается в этой теории как долгосрочные вложения капитала родителей в детей (как предметов длительного пользования или денежных активов). Эти вложения дают, отдачу в виде удовлетворения определенных потребностей родителей, прямой денежной помощи со стороны детей в, будущем, а также приносят пользу и самим детям через использование ими накопленного человеческого капитала.

Изменение потребности  общества в рабочей силе осуществляется, по трем основным направлениям:

1. Изменение потребности  в качестве и количестве рабочей  силы определяет стандарт детности, включающий, прежде всего, требования  к качеству подготовки детей к труду. Переход от экстенсивного материального производства к интенсивному приводит к необходимости роста качества рабочей силы и обесценивает ее прирост. Родители вынуждены тратить больше времени, сил и средств на обеспечение роста качества подрастающего поколения, так как общественная потребность задает соответствующий стандарт содержания, воспитания, обучения детей, который родители вынуждены соблюдать.

2. Изменение потребности  в качестве уже функционирующей,  рабочей силы. В связи с интенсификацией производства возрастают потребности самих родителей: на первый план выступают ценности, не связанные с большим числом детей. В частности, участие в общественном производстве, необходимость не только усиленного восстановления, но и развития рабочей силы ведут к противоречию между реализацией способностей женщины и деторождением. При неразвитых производительных силах усилия женщины сосредоточены на производстве потомства, что исключает или весьма ограничивает проявление других ее естественных способностей к общественной деятельности. Напротив, при высоком уровне развития производительных сил выделяются и приводятся в действие другие ее способности, связанные с общественным производством. Это отвлекает ее время и труд от деторождения.

3. Важнейшим условием, без которого невозможно возобновление поколений, является производство, создающее, с одной стороны, продукты для детопроизводства, с другой - отвлекающее от него силы и время родителей. Отставание производства предметов потребления по количеству и качеству от потребностей рабочей силы, длительность времени труда, его чрезмерная интенсивность могут оказывать ограничивающее влияние на производство детей, так как занятость в сфере производства служит ощутимой помехой в выполнении семьей функции производства потомства, значительно сокращает  "временное пространство" для репродуктивного поведения. Наряду с дефицитом времени, обусловленным не только ростом требований к совокупности процессов жизнедеятельности семьи, соответственно увеличивается расход как материальных, так и духовных "ресурсов".

Особое внимание в  этом направлении уделялось противоречиям  индивидуально-семейной формы личного  потребления, поскольку, с этой точки  зрения, именно благодаря ей происходит "нестыковка" в условиях интенсификации производства потребностей родителей в развитии собственной рабочей силы и в производстве детей определенного качества и количества в соответствии с потребностями общественного производства в новой рабочей силе.

Дальнейшее совершенствование  всех социально-экономических отношений с упором на повышение качества общественной сферы воспитания, бытового обслуживания приведет, по мнению представителей этого направления, к более полной реализации потребности в детях, но уже не на уровне многодетности.

Таким образом, исследования, как в нашей стране, так и за рубежом показывают снижение непосредственной экономической ценности детей, связанной с сокращением участия детей в семейном труде (как в хозяйственно-бытовой деятельности, так и в семейном товарном производстве), снижением их значимости как экономической поддержки в старости. Этот процесс имеет место практически всегда при переходе к постиндустриальному типу. В нашей стране эта негативная тенденция ценности детей усиливалась практически полным отрицанием семейного бизнеса. Вынужденной внесемейной ориентацией взрослых членов семьи, связанной как с работой (особенно женщин), так и с отдыхом (пионерские лагеря, санаторно-курортный отдых только для взрослых и т.д.). В связи с господством общественной собственности - отсутствием стимулов руководства собственностью и передачи имущества по наследству. Однако и в этой ситуации семья остается одним из главных звеньев в процессе формирования человеческого капитала.156

Также одной из наиболее важных функций семьи является хозяйственная, которая отвечает за формирование и использование семейного бюджета. Бюджет семьи отражает ее социально-экономический статус, предпринимательскую активность, уровень жизни, образования, инвестиционный потенциал и др.

Во всех странах мира в расходной части бюджета семей после уплаты налогов и взносов на социальное страхование наибольшую долю составляют затраты на питание. В зависимости от экономического уровня развития страны эта доля может существенно различаться (например, в Германии — около 20%, в России - до 80%). Социально-экономический анализ динамики расходов семей на досуг, путешествия, проведение свободного времени свидетельствует об устойчивой тенденции их роста в развитых странах во второй половине XX века. На современном этапе развития высоких технологий и информатизации общества повышается значение рекреационной функции семьи, поскольку человек интенсивно работающий, должен иметь больше возможностей для восстановления работоспособности в здоровой среде обитания. Все это способствует развитию человека и его возможностей. Однако в России основными статьями расходов являются питание и коммунальные услуги. Получается, что мы только выживаем, а на развитие нам не хватает денег. Вследствие системного кризиса расходы семей на досуг также значительно уменьшились. И все это явно не способствует эффективному накоплению человеческого капитала. Возможно, с этим связана и невысокая производительность труда.

Современная семья, по-прежнему, определяет социальный статус личности, и в этом ее непреходящее значение. Более того, в российском обществе, где происходит освобождение от тоталитаризма не только в мышлении, но и в поведении, меняются также социальные ориентиры. Если прежде идеологически навязывалось превосходство социальных групп, занятых наемным трудом и лишенных собственности, то теперь в социальной иерархии главенствуют иные социальные категории, а именно - владеющие частной собственностью. При этом семья становится транслятором социального (в том числе и материального) "капитала", поступающего к индивиду со стороны двух родственных ветвей: одного и другого родителя,157что естественно сказывается на возможностях его развития.

Семью, как исходную микроячейку и субъективную основу общественной системы, следует рассматривать в качестве интегрального объекта социальной защиты, поскольку она в логической цепи отношений "человек – семья, общество" является центральным связующим звеном. Чем сложнее жизненные обстоятельства, в которых окажется индивид, тем больше он будет нуждаться в социальной поддержке и человеческом понимании, которые способны дать только самые родные и близкие ему люди. Семья в ситуации социально-экономического кризиса остается символом близости и приватности, островком относительной стабильности и благополучия в отличие от производственной организации, соседской общины, дружеской общности и т.п. В этом смысле психологической сопричастности семье ничто не угрожает, о чем свидетельствуют данные нашего исследования, абсолютное большинство 84% отметили, что самое ценное - это семья.

В заключение можно сказать, что семья выполняя свои основные функции, является одним из самых важных факторов формирования человеческого капитала. Выполняя репродуктивную функцию, семья за счет увеличения численности населения увеличивает потенциальные возможности развития человеческого капитала. Реализуя функцию социализации, семья включает человека в общественную систему посредством получения образования, услуг в области здравоохранения, воспитания детей, культуры и т.д. Выполняя хозяйственную функцию, семья перераспределяет свои ресурсы, организуя наиболее гармоничное развитие человека. Выполняя рекреационную функцию, восполняет силы человека и тем самым повышает его работоспособность

Для формирования и реализации человеческого капитала требуется, помимо прочего, благоприятная общественная атмосфера. При негативной атмосфере этот капитал будет или убегать из страны, или будет оставаться в потенциальном состоянии. Поэтому очень важно ясно представлять себе, каковы сегодня массовые настроения в российском обществе.

Создание человеческого  капитала происходит не только посредством  формального обучения по общеобразовательным  или профессиональным программам, но также и в процессе неформального  взаимодействия с другими людьми, в процессе духовно-нравственного  развития человека. Роль культурной среды, в которой происходит обучение и профессиональная подготовка, подчеркивалась многими исследователями. Студенты и школьники не только привносят с собой в учебные заведения нормы и принципы из дома и своего социального окружения, но и усваивают определенные нормы, привычки и ценности, существующие в школе и в классе. Эти нормы усиливают или модифицируют представления о заслугах, статусе и нормах поведения, равно как и отношение к обучению. Следовательно, формирование отношения к обучению и развитию может иметь не меньшее значение, чем привлекаемые материальные ресурсы. В то же время эмпирических данных, которыми располагают исследователи, пока недостаточно для того, чтобы выявить и подтвердить влияние культурной среды на результаты обучения.

Для обозначения привычек или традиций в поведении, основанных на моделях, сформированных семьей и  обществом, мы можем использовать термин "культурный капитал". Попытки  идентифицировать "культурный капитал" связывают его с обычаями проведения свободного времени вне дома (посещение симфонических концертов, картинных галерей, путешествия), дома (семейные обсуждения, вечерние трапезы, дискуссии по вопросам, не связанным с домом), а также с литературой, которая доступна в семье (газеты, энциклопедии, художественная литература). Также определяющим является язык, который понимают и на котором говорят мать и отец, соответствующие ценности.

Безусловно, система ценностей, культура в широком смысле играют огромную роль в развитии личности и общества. Благодаря реформам, наша система ценностей получила серьезный импульс со стороны запада. Оценивая процессы трансформации моральной системы российского общества, следует обратить внимание на то, что в ней сегодня обозначились две, тенденции: 1) обновление компонентов нормативно-ценностной структуры; 2) заметное упрочение значимости ранее существовавших нравственных ценностей. Возможно, в отдаленной перспективе это выразится в становлении новой моральной системы, в преодолении несоответствия между моралью советского периода, прогрессивной по своей сущности и содержанию, и усиленно культивируемым "новым порядком" индивидуализма.158

И в заключение хотелось бы сказать он необходимости гуманизации власти, политики, общественной жизни. В стране слишком большая дифференциация денежных доходов и материальной обеспеченности. Речь должна идти не об увеличении социальных гарантий и выплат сверх возможностей растущей экономики, а о том, чтобы давать их тем, кто нуждается, и в размерах, позволяющих прожить. И в первую очередь, гуманизация касается не государства, а гражданского общества, мотивации тех, кто может и хочет помогать людям. Гуманизация - условие роста солидарности, общности, доверия. Отстаивание своих прав, требовательность к согражданам должны сочетаться с социальной ответственностью и сочувствием, человеческим состраданием. Это важно, конечно, всегда. Но есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. Есть время революций и время нормальной жизни. Было время, когда никто не говорил о ценностях, на повестке дня стояли иные задачи. Теперь время изменилось и очередные задачи модернизации экономики, создания институциональной структуры общества, способного обеспечить процветание, нельзя решить без формирования ценностей развития и гуманизации.

Демографическая ситуация. Преобразования, осуществляемые в аграрном секторе экономики России, весьма существенно сказались на демографической ситуации. Так, на начало 2003г. постоянное сельское население России составило 38,6 млн. чел. (26,9% населения страны). Как показала перепись, в России прекратился процесс урбанизации, отношение численности городских и сельских жителей сохранилось на уровне 1989г. - 73% населения проживает в городских поселениях и 27% в сельской местности. За 1991-2001гг. более 300 городов и поселков городского типа были преобразованы в сельские поселения, вследствие чего примерно 1 млн. граждан автоматически стали сельскими жителями. Изменение статуса населенных пунктов было вызвано введением и некоторых льгот для: населения, проживающего в сельской местности. В предыдущий межпереписной период шел противоположный процесс за счет преобразовани сельских населенных пунктов в городские численность граждан увеличилась на 960 тыс. чел. По сравнению с 2002г. сельское население сократилось на 321,3 тыс. человек, а с 2000г. - на 901,1 тыс. человек. В целом по России в 2002г. темп снижения численности сельского населения составил 0,83% против 0,89% в 2003году. Сокращение численности населения по-прежнему происходило за счет естественной убыли, которая увеличилась до 303,2 тыс. чел. (на 10,3%).

С количеством населения  в Краснодарском крае за 1989-2002гг. так же произошли значительные изменения. Все постоянное сельское население  на 12.01.1989г. составляло 2121,5 тыс. чел., а  на 9.10.2002г. - 2384,7 тыс. чел. Общее увеличение численности сельского населения составило 263,2 тыс. чел. или 12,4%. Однако среднесписочная численность работников в сельском хозяйстве Краснодарского края уменьшилась и составляла в 1995г. - 331,8 тыс. чел., в 2000г. - 251,8 тыс. чел., в 2003г. -219,5 тыс. чел.

Численность сельского  населения в трудоспособном возрасте в 2002г. увеличилась на 264,7 тыс. человек  или на 1,2%. Прирост населения в  трудоспособном возрасте наблюдается  во всех субъектах Российской Федерации. Одновременно с этим позитивным процессом практически во всех регионах идет неуклонное снижение численности и доли населения моложе трудоспособного возраста. По сравнению с 2002г. в 2003г. численность этой группы уменьшилась на 378,9 тыс. человек (на 4,5%). В результате снизилась демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста: лиц нетрудоспособного возраста - до 746 чел. на 1000 чел. в трудоспособном возрасте против 783 в 2001г. (на 4,7%), в том числе детей и подростков - до 362 чел против 399 (на 3,8%).

Анализ показал, что в России за 1990-2002гг. существенно изменилось естественное движение сельского населения. Так, число родившихся на 1000 человек составило на селе: в 1990г. -15,5, в 2000г. - 9,8,в 2002г. - 10,4. Соответственно в городе на 1000 человек: в 1990г. - 12,7. в 2000г.-8,4, в 2002г.-9,5. Увеличение рождаемости, как на селе, так и в городе, обусловлено в основном переходом значительной части населения рождения 1980-1985гг. (период кратковременного всплеска рождаемости) в репродуктивный возраст. За год численность лиц обоих полов в возрасте 15-29 лет увеличилась в сельской местности на 228,6 тыс. человек, из них женщин - на 118,3 тыс.

Информация о работе Человеческий капитал современного российского села