Человеческий капитал современного российского села

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография

Описание работы

В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.

Содержание работы

Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10

1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18

1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24

1.3. Воспроизводственный подход.
26

1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36

1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40

1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45

1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе

60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68

II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68

II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68

II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75

II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80

II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.

85

Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85

Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).

110

Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.

117

Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.

125

Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).

133

Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).

145

Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).

158

Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.

164

Человеческий капитал: словарь терминов
168

Библиография
180

Приложения
187

Сведения об авторах.
208

Файлы: 1 файл

!!!воспроиз-во ЧК!!!.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

2. Оценка  состояния человеческого капитала  на селе (на основе данных выборочного  исследования). Состояние совокупного человеческого капитала в сфере образования определяется, как средний уровень образования населения. Образовательная структура по данным нашего исследования, следующая: лица с высшим образованием составляют 32,8% от всего населения; со средним специальным – 51,5%; со средним общим – 11,2%; с базовым общим – 3,7% (г. Уст-Лабинск). В ст. Брюховецкой лица с высшим образованием составляют 28%; со средним специальным – 42,4%; со средним общим – 18,5%; с базовым общим – 10,6%

Алгоритм расчета образовательного капитала (ОК) соответствует общепринятой градации оценки достигнутого уровня образования:

Оценка образовательного капитала (г. Усть-Лабинск)

Значения образовательного капитала (баллов)

Число респондентов

(%)

0,2 Начальное образование

0,7

0,4 Неполное среднее

3,7

0,6 Полное среднее

11.2

0,8 Средне специальное

51,5

1,0 Высшее

32,8

Всего:

100


Индекс образовательного капитала является средним, взвешенным уровня образования населения, переведенный в доли. Для г. Усть-Лабинска он равен 0,76, что является довольно неплохим показателем.

Оценка образовательного капитала (ст. Брюховецкая)

Значения образовательного капитала (баллов)

Число респондентов

(%)

0,2 Начальное образование

0,7

0,4 Неполное среднее

10,6

0,6 Полное среднее

18,5

0,8 Средне специальное

42,4

1,0 Высшее

28

Всего

100


В Брюховецкой индекс образовательного капитала равен 0,70.

Преимущественное развитие образовательного капитала в городах, очевидно, что можно объяснить  сравнительно более высокими возможностями  накопления и использования ресурсов в таких населенных пунктах.

Уровень здоровья определялся, исходя из его самооценки, по шкале - от 0 – «Неизлечимо болен», до 1 - «Абсолютно здоров».

Оценка здоровья населения  г. Усть-Лабинск

Неизлечимо болен                 0,2

3,8

Неудовлетворительно           0,4

12,8

Удовлетворительное             0,6

29,3

Хорошее                                  0,8

33,8

Абсолютно здоров                   1

20,3


Индекс здоровья, рассчитанный как средняя взвешенная равен 0,70 (г. Усть-Лабинск).

Оценка здоровья населения  ст. Брюховецкая

Неизлечимо болен         0,2

6.1

Неудовлетворительно   0,4

14.2

Удовлетворительное     0,6

31,3

Хорошее                         0,8

30,6

Абсолютно здоров         1

17,7


Индекс здоровья 0,62 (ст. Брюховецкая).

Сравнивая эти два  показателя, мы видим, что сельскими жителями состояние здоровья оценивается ниже. Так как исследование половозрастным характеристикам соответствуют друг другу, то разница в оценках состояния здоровья объясняется другими причинами. Возможно состоянием здравоохранения в сельской местности. На вопрос имеете, и вы возможность улучшить состояние вашего здоровья, в ст. Брюховецкой 36% ответили, нет. На этот же вопрос в г. Усть-Лабинске нет, ответили 12,5%. Эти результаты говорят о том, что люди на селе более скептически относятся к своей системе здравоохранения. В этом вопросе четко прослеживается связь между уровнем материального положения и возможностью улучшить здоровье. Чем выше материальный уровень, тем больше возможностей. Трудностей при обращении в поликлинику на селе очень много. Первое - это очереди, отметили 76% населения, некачественное непрофессиональное обслуживание 50%. На вопрос, что бы вы хотели изменить в здравоохранении, в основном говорилось о возврате к бесплатной системе, о необходимости повышения квалификации и профессионализма, а также о необходимом повышении заработной платы медицинскому персоналу.

Уровень материального  положения определялся исходя из субъективной оценки собственного материального  положения.

Материальное положение  г. Усть-Лабинск

 

Неудовлетворительное

23,3

Удовлетворительное

53,4

Хорошее

21,8

Отличное

1,5


Индекс материального  положения 0,51.

 

Материальное положение  ст. Брюховецкая

 

Неудовлетворительное

24,2

Удовлетворительное

51

Хорошее

20,9

Отличное

3,9


Индекс материального  положения 0,51.

То есть мы видим, что  в уровне материального положения, жители этих двух населенных находятся примерно на одном уровне.

Обобщенный субъективный индекс развития человеческого капитала, является средней арифметической индексов составляющих его компонентов. Индекса  Образовательного капитала О.к., Индекса  капитала здоровья З.к., Индекса Мат. положения М.к..

Для г.Усть-Лабинска ИРЧП (суб.)=0,76+0,70+0,51/3=0,66.

Для ст.Брюховецкой ИРЧП (суб.)=0,70+0,62+0,51/3=0,61.

Из этих результатов  мы видим, что, исходя из субъективных оценок людей ИРЧП в г.Усть-Лабинске не много выше, чем в ст. Брюховецкой. Разрыв заключается в уровне образования и здравоохранения, и мы можем сделать вывод, что на селе существуют большие проблемы в здравоохранении и образовании, чем в городе.

 

Заключение. В нашей стране к началу экономической трансформации был накоплен значительный научно-технический, образовательный, квалификационный потенциал. Кризисные явления, противоречивость осуществляемых экономических преобразований привели к его обесцениванию, поскольку последний создавался для социалистического, планового хозяйства, а, следовательно, по его меркам. При переходе к рынку человеческий капитал, сформированный в условиях командной экономики, оказался в особо уязвимом положении. Экономические реформы начались без предварительной оценки их воздействия на человеческий потенциал, без включения необходимых социальных амортизаторов, без выявления допустимых границ ухудшения человеческого капитала страны, в результате чего резко понизился дореформенный уровень жизни населения, негативно отразившись на степени трудовой, политической и социальной активности. Сократились возможности, как частного, так и государственного сектора инвестировать развитие производительных способностей населения. Недоиспользование, разрушение накопленного человеческого капитала, отсутствие новых направлений его развития создают серьезные опасения в том, что российская экономика может утратить один из перспективнейших источников экономического прогресса. Особенно сильно все эти процессы отразились на селе, с ее второстепенным по отношению к городу положением. По результатам нашего исследования обозначилось множество серьезных проблем. Это касается материального положения сельских жителей, ситуации в системе здравоохранения, образования и вообще отношения государства к селу и сельским жителям. Почти сорок миллионов сельских жителей – это наиболее обделенная часть общества, не имеющая равного доступа к образованию, медицине, водопроводу, канализации, средствам связи, информации, культурным ценностям и прочим благам цивилизации. Эта третья часть населения страны находится вне сферы приоритетов государственной политики. Об этом можно судить исходя из текста послания президента страны, в котором ни слова не было сказано о селе и его проблемах.170

В последние годы в  России сформировалась устойчиво воспроизводящаяся  специфическая форма общественно-экономических отношений. В ее рамках дележ и передел национального богатства, ренты, доходов государственного бюджета и пр. оказываются предпочтительнее приоритетов реального накопления, перехода к стабильному расширенному воспроизводству. В силу вышеизложенного отсутствуют и экономические мотивы для развития производства и реального накопления.171

Следует отметить социально-политическую ограниченность рассматриваемого интереса. Целесообразность продолжения практики передела национального богатства (в первую очередь природных ресурсов) теряет сторонников среди политиков, предпринимателей и населения. Все большее их число заинтересовано в формировании основ экономического роста на базе реального накопления и восстановления, обеспечивающих это накопление пропорций между элементами национального богатства. О каком вхождении в цивилизованный мир может идти речь, если в последние годы сделано все возможное, чтобы растратить накопленный человеческий капитал, а также для того, чтобы создать условия депопуляции населения. В последние годы произошли отрицательные изменения в накопленном человеческом капитале. Россия находится в состоянии глубинного популяционного кризиса. Важнейшими компонентами этого кризиса являются кризис демографический, кризис качества трудовых ресурсов, кризис качества властной элиты и, наконец, кризис общественной морали.172 Совершенно очевидно, что если мы не преодолеем этот популяционный кризис, рассуждать о великом будущем нашей страны, о ее вхождении или нахождении в клубе великих держав или о чем-нибудь другом, столь же амбициозном, равно как и о великом «особом пути», прокладываемом Россией и открывающим великое будущее всем остальным заблудшим во тьме цивилизациям, будет не только бессмысленно, но и комично.

Демографические прогнозы, как правило, сбываются, они очень надежны. Уже в 2007 году мы окажемся в так называемой «демографической яме»: количество выходящих на рынок труда будет существенно меньше числа уходящих на пенсию, резко сократится число выпускников средних школ и т. д. Но демографический кризис не сводится к сокращению численности населения. У нас резко ухудшается и его качество. Россия в настоящее время находится на одном из первых мест в мире по распространенности туберкулеза и СПИДа, у нас быстро распространяется алкоголизм и наркомания, и, как говорят психологи, возрастает невротизация общества.

Очевидно, что при сохранении нынешних демографических тенденций  переход к новому качеству роста  невозможен, поскольку на естественную убыль кадров высокой квалификации "накладывается" абсолютное сокращение вложений в науку и образование. Это помимо прочего привело к существенному оттоку специалистов не только в другие отрасли хозяйства, но и за рубеж.

Катастрофичность положения  заключается в том, что уезжают  в основном молодые ученые. За последнее десятилетие из страны выехали примерно 20 тыс. кандидатов и докторов наук. Если считать, что накопленный потенциал каждого из выехавших составляет не 200 тыс. долл. (это усредненная величина по России), а в 5-10 раз больше, то урон, нанесенный "утечкой мозгов" российской экономике, достигает как минимум 20-40 млрд. долл.173

Состояние рынка труда  тоже плачевно. Все эксперты фиксируют  чудовищный дефицит качественных кадров. Причем это касается не только высшего  управленческого звена, но и среднего звена, и рабочих. Многие компании жалуются на то, что они не могут наращивать производство, потому что у них не хватает качественной рабочей силы. Эксперты также фиксируют неудовлетворительное качество госслужащих низшего звена. Одновременно продолжается «утечка мозгов» и вообще профессиональных кадров в страны с более высоким уровнем заработной платы. Так что здесь перспектива неблагоприятна, и она усугубляется тем, что у нас ухудшается качество высшего и среднего образования. А это не позволяет надеяться на то, что в ближайшие несколько лет мы сумеем скомпенсировать или преодолеть ухудшение качества рабочей силы.

Что касается качества нынешней элиты, то, с нашей точки зрения, оно крайне невысоко. В первую очередь  это связано с коррупцией. Размах коррупции в стране - один из показателей нравственного состояния общества в целом и элиты в особенности. Но дело не только в том, что нравственное состояние нашей элиты далеко от идеала. Помимо коррумпированности наша элита отличается и очень низким уровнем собственного образования. Так же элита имеет свойство, замыкается в себе, вертикальная мобильность в ней ослабевает, она стареет; в основе отбора элиты - не достоинства, не интеллектуальные качества, а лояльность, принадлежность к тому или иному политическому клану и т.п.

Наконец, состояние общества. Россияне испытывают тотальное недоверие  к социальным институтам и друг к  другу. В нашем обществе установка  на успех и личную инициативу является достоянием абсолютного меньшинства  населения. Большинство исповедует формулу «не высовываться». Рассчитывать, что в такой психологической атмосфере лучшая часть человеческого ресурса будет естественным образом оказываться наверху, не следует.

Существенно снизилась  вертикальная мобильность, возможность  продвинуться по социальной лестнице с самого низа до самого верха. В советское время вертикальная мобильность была более интенсивной - люди двигались «по партийной линии», через комсомол, профсоюзы, наконец, просто двигались вверх. Теперь рекрутирование кадров с низшего уровня до самого высшего в значительной мере опирается не на какие-то серьезные методики отбора этих кадров, а опирается на случайные факторы - принадлежность к тому или иному клану, лояльность по отношению к тому или иному человеку, просто знакомства. И это очень опасная тенденция. Потому что таким образом общество не имеет механизмов формирования человеческого потенциала - того потенциала, который понадобится ему через 10–15 лет. Вот такая, не самая радужная перспектива ждет Россию, если мы сейчас не разберемся в особенностях процесса формирования человеческого капитала в России и не предпримем меры, направленные на стабилизацию этого процесса.

Информация о работе Человеческий капитал современного российского села