Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:21, дипломная работа
-----
- отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность и т. д.);
- объемы деятельности,
среднесписочная численность
- соотношение с системой
налогообложения (освобождение
- степень свободы действий в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросе ценообразования и выборе партнера);
- строения финансово-
- наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т. п.);
- система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности направлениям);
- уровень квалификации
бухгалтерских кадров, экономической
смелости, инициативности и
- система материальной
Только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов позволит правильно сформировать учетную политику предприятия.
И обобщая все выше сказанное, что значение учетной политики заключается в полном и действительном отражении информации о деятельности организации.
1.3 Нормативное регулирование формирования учетной политики в Республике Беларусь и Российской Федерации
Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении стоимости хозяйственных средств (имущества) предприятия и их источников методом двойной записи в денежном выражении [28, c.112].
Свое название бухгалтерский учет получил от немецких слов: das Buch - книга, halten - держать. Но сейчас учет ведется и в книгах, и в журналах, и на машинных носителях.
Данные бухгалтерского учета используются руководством предприятия и разными юридическими лицами (банками, налоговыми органами, Министерством статистики и анализа).
Бухгалтерский учет присущ всем социальным системам, он применяется во всем мире и имеет многовековую историю. Достаточно вспомнить, что первый учебник по бухгалтерскому учету «Трактат о счетах и записях» был издан известным итальянским математиком Лукой Пачоли в 1494 году в Венеции. Он писал: «...Кто в делах своих не умеет быть хорошим бухгалтером, тот будет бродить как слепой в потемках, наугад, и не миновать ему больших убытков».
А знаменитый испанский ученый Бартоломео де Солозано в 1590 году сказал: «Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается; без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем, и люди не смогли бы понимать друг друга».
Эффективность бухгалтерского учета во многом зависит от правильной его постановки на предприятии.
В динамично меняющихся условиях рыночной экономики организация бухгалтерского учета должна соответствовать современным требованиям, бухгалтерский учет должен быть максимально результативным, оперативным и достоверным.
На протяжении многих
веков методология ведения
Вместе с тем методология бухгалтерского учета в своем развитии усложнялась и улучшалась на основе совершенствования процессов управления хозяйственной деятельностью.
На базе общего методологического единства бухгалтерского учета и наличия разных методик его ведения в различных странах появилась необходимость создания международных стандартов по учету, которые в 70-е годы прошлого века начал разрабатывать Комитет международных стандартов.
Применение международных стандартов бухгалтерского учета в определенной степени создает уверенность у иностранных инвесторов в безопасности вложения своих капиталов в экономику других стран, а также методическую основу для правильной разработки и усовершенствования национальной системы учета в Республике Беларусь.
В каждой стране, есть свои особенности в документальном оформлении хозяйственных операций, в оценке средств производства и произведенной продукции, в назначении и содержании бухгалтерских счетов, в составлении калькуляции, определении финансовых результатов работы предприятий и др.
Для обеспечения единства в построении и ведении бухгалтерского учета, составления отчетности и повышения их достоверности существует государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, в основу которого положен Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 года № 3321 –ХII (текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года).
Закон обобщил опыт бухгалтерского
учета в современной экономике,
раскрытый применительно в
Законом определены: субъекты бухгалтерского учета; общие вопросы государственного регулирования и организации учета; права и обязанности лиц, отвечающих за ведение учета; вопросы оценки имущества и обязательств; порядок документирования и регистрации хозяйственных операций; порядок проведения инвентаризаций; состав, принципы составления, порядок представления, публикации и хранения отчетности. Он определяет в основном юридические и правовые стороны организации бухгалтерского учета и составления отчетности. Отдельные стороны его ведения затрагиваются в других нормативных документах.
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.
Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью и принимает обязательные для исполнения организациями нормативные, правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.
Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерскою учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка Республики Беларусь, а также для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее - банки), принимает обязательные для исполнения банками нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности.
Общее методологическое
руководство бухгалтерским
– национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности, гармонизированные с международными;
– типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
– положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в учете и отчетности операций, не регламентированных национальными стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности;
– типовые унифицированные формы первичных бухгалтерских документов, их электронные версии и инструкции по заполнению;
– иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, устанавливающие единые методологические принципы учета во всех отраслях экономики.
Система государственного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь состоит из четырех уровней (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Система регулирования бухгалтерского учета Республики Беларусь
Уровень |
Сущность |
Документы |
Органы, принимающие документы |
|
1. Законодательный |
Определяет сущность бухгалтерского учета, его задачи, основные понятия, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления отчетности |
Законы, кодексы, указы, постановления |
Президент, Национальное собрание, Совет Министров |
|
2. Нормативный |
Устанавливает базовые правила
формирования полной и достоверной
информации по отдельным разделам бухгалтерского
учета и представления |
Положения по бухгалтерскому учету |
Министерство финансов, Национальный банк |
|
3. Методический |
Носит рекомендательный характер, посредством документов, в которых изложены разъяснения по вопросам постановки и ведения бухгалтерского учета |
Инструкции, методические указания, рекомендации |
Министерство финансов, Национальный банк, другие министерства и ведомства |
|
4. Организационный |
Регулирует бухгалтерский учет непосредственно в организации, посредством документов, определяющих учетную политику организации в методическом, техническом, организационном плане |
Приказы, распоряжения, планы, графики и т.п. |
Организации, учреждения и их структурные подразделения |
Примечание - Источник: [21]
Таким образом, государственное регулирование бухгалтерского учета заключается в разработке общих принципов и правил организации и ведения бухгалтерского учета, состава и содержания отчетности организаций, ведущих бухгалтерский учет.
Понятие учетной политики, правила построения, оформления, а также внесения изменений в учетную политику организации регулируются нормами ст. 6 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года), Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (текст правового акта по состоянию на 5 декабря 2007 года).
Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации.
Каждая организация разрабатывает учетную политику самостоятельно. При этом необходимо соблюдать основные принципы, заложенные в Законе РБ "О бухгалтерском учете и отчетности".
При формировании учетной
политики организация должна выбрать
один из нескольких допускаемых законодательством
(не противоречащих ему) способов ведения
бухгалтерского учета. Если по конкретному
вопросу в нормативных
Учетная политика формируется
главным бухгалтером с
Формируемая в организациях
учетная политика должна охватывать
все стороны организации
Для правильного составления учетной политики требуется тщательное изучение существующих нормативных актов на предмет выявления допустимых вариантов учета.
Положение об учетной политике должно включать:
– способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
– разработанный на основании Типового плана счетов бухгалтерского учета рабочий план счетов, содержащий применяемые организацией счета для ведения синтетического и аналитического учета;