Дипломная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:21, дипломная работа

Описание работы

-----

Файлы: 1 файл

Диплом. Ксения..doc

— 572.50 Кб (Скачать файл)

- отраслевая принадлежность  или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность и т. д.);

- объемы деятельности, среднесписочная численность работающих  и т. д.;

- соотношение с системой  налогообложения (освобождение от  различного вида налогов, льготы  по налогообложению);

- степень свободы действий  в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросе ценообразования и выборе партнера);

- строения финансово-хозяйственного  развития (цели и задачи экономического  развития предприятия на долгосрочную  перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);

- наличие материальной  базы (обеспеченность компьютерной  техникой и иными средствами  оргтехники, программно-методическое  обеспечение и т. п.);

- система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности направлениям);

- уровень квалификации  бухгалтерских кадров, экономической  смелости, инициативности и предприимчивости  руководителей предприятия;

- система материальной заинтересованности за выполняемый круг обязанностей.

Только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов позволит правильно сформировать учетную  политику предприятия.

И обобщая все выше сказанное, что  значение учетной политики заключается  в полном и действительном отражении информации о деятельности организации.

 

1.3 Нормативное регулирование  формирования учетной политики  в Республике Беларусь и Российской Федерации

 

Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного и  сплошного документального отражения информации о состоянии и движении стоимости хозяйственных средств (имущества) предприятия и их источников методом двойной записи в денежном выражении  [28, c.112].

Свое название бухгалтерский учет получил от немецких слов: das Buch - книга, halten - держать. Но сейчас учет ведется и в книгах, и в журналах, и на машинных носителях.

Данные бухгалтерского учета используются руководством предприятия и разными  юридическими лицами (банками, налоговыми органами, Министерством статистики и анализа).

Бухгалтерский учет присущ всем социальным системам, он применяется во всем мире и имеет многовековую историю. Достаточно вспомнить, что первый учебник по бухгалтерскому учету «Трактат о  счетах и записях» был издан известным  итальянским математиком Лукой  Пачоли в 1494 году в Венеции. Он писал: «...Кто в делах своих не умеет быть хорошим бухгалтером, тот будет бродить как слепой в потемках, наугад, и не миновать ему больших убытков».

А знаменитый испанский ученый Бартоломео де Солозано в 1590 году сказал: «Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается; без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем, и люди не смогли бы понимать друг друга».

Эффективность бухгалтерского учета  во многом зависит от правильной его постановки на предприятии.

В динамично меняющихся условиях рыночной экономики организация  бухгалтерского учета должна соответствовать  современным требованиям, бухгалтерский  учет должен быть максимально результативным, оперативным и достоверным.

 На протяжении многих  веков методология ведения бухгалтерскою  учета была и есть в своей  основе единой, международной. Об  этом свидетельствуют такие элементы, приемы, методы бухгалтерского учета,  применяемые всеми странами, как  счета, двойная запись хозяйственных операций, составление оборотных ведомостей и бухгалтерского баланса, денежная (стоимостная) оценка средств, калькуляция, инвентаризация и др.

Вместе с тем методология  бухгалтерского учета в своем  развитии усложнялась и улучшалась на основе совершенствования процессов управления хозяйственной деятельностью.

На базе общего методологического  единства бухгалтерского учета и  наличия разных методик его ведения  в различных странах появилась  необходимость создания международных  стандартов по учету, которые в 70-е годы прошлого века начал разрабатывать Комитет международных стандартов.

Применение международных  стандартов бухгалтерского учета в  определенной степени создает уверенность  у иностранных инвесторов в безопасности вложения своих капиталов в экономику других стран, а также методическую основу для правильной разработки и усовершенствования национальной системы учета в Республике Беларусь.

В каждой стране, есть свои особенности в документальном оформлении хозяйственных операций, в оценке средств производства и произведенной продукции, в назначении и содержании бухгалтерских счетов, в составлении калькуляции, определении финансовых результатов работы предприятий и др.

Для обеспечения единства в построении и ведении бухгалтерского учета, составления отчетности и повышения их достоверности существует государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, в основу которого положен Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 года № 3321 –ХII (текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года).

Закон обобщил опыт бухгалтерского учета в современной экономике, раскрытый применительно в белорусским  традициям и действующему в республике гражданскому праву.

Законом определены: субъекты бухгалтерского учета; общие вопросы государственного регулирования и организации учета; права и обязанности лиц, отвечающих за ведение учета; вопросы оценки имущества и обязательств; порядок документирования и регистрации хозяйственных операций; порядок проведения инвентаризаций; состав, принципы составления, порядок представления, публикации и хранения отчетности. Он определяет в основном юридические и правовые стороны организации бухгалтерского учета и составления отчетности. Отдельные стороны его ведения затрагиваются в других нормативных документах.

Государственное регулирование  бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью и принимает обязательные для исполнения организациями нормативные, правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерскою учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка Республики Беларусь, а также для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее - банки), принимает обязательные для исполнения банками нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью возложено на Министерство финансов Республики Беларусь, которое в соответствии с законодательством разрабатывает, согласовывает и утверждает для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь:

– национальные стандарты  по бухгалтерскому учету и отчетности, гармонизированные с международными;

– типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

– положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в учете и отчетности операций, не регламентированных национальными  стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности;

– типовые унифицированные  формы первичных бухгалтерских  документов, их электронные версии и инструкции по заполнению;

– иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета  и отчетности, устанавливающие единые методологические принципы учета во всех отраслях экономики.

Система государственного регулирования бухгалтерского учета  в Республике Беларусь состоит из четырех уровней (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1  - Система регулирования бухгалтерского учета Республики Беларусь

Уровень

Сущность

Документы

Органы,

принимающие

документы

 

1. Законодательный

Определяет сущность бухгалтерского учета, его задачи, основные понятия, порядок регулирования, организации  и ведения бухгалтерского учета  и представления отчетности

Законы, кодексы, указы, постановления

Президент, Национальное собрание, Совет  Министров

 

2. Нормативный

Устанавливает базовые правила  формирования полной и достоверной  информации по отдельным разделам бухгалтерского учета и представления информации в отчетности

Положения по бухгалтерскому учету

Министерство финансов, Национальный банк

 

3. Методический

Носит рекомендательный характер, посредством  документов, в которых изложены разъяснения  по вопросам постановки и ведения  бухгалтерского учета

Инструкции, методические указания, рекомендации

Министерство финансов, Национальный банк, другие министерства и ведомства

 

4. Организационный

Регулирует бухгалтерский учет непосредственно в организации, посредством документов, определяющих учетную политику организации в методическом, техническом, организационном плане

Приказы, распоряжения, планы, графики  и т.п.

Организации, учреждения и их структурные  подразделения

 

Примечание - Источник: [21]

 

Таким образом, государственное  регулирование бухгалтерского учета  заключается в разработке общих принципов и правил организации и ведения бухгалтерского учета, состава и содержания отчетности организаций, ведущих бухгалтерский учет.

Понятие учетной политики, правила  построения, оформления, а также  внесения изменений в учетную политику организации регулируются нормами ст. 6 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года), Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (текст правового акта по состоянию на 5 декабря 2007 года).

Положение    по   бухгалтерскому  учету  "Учетная   политика организации"   устанавливает основы формирования (выбора  и  обоснования)  и  раскрытия  (придания гласности) учетной политики  организации. 

Каждая организация  разрабатывает учетную политику самостоятельно. При этом необходимо соблюдать основные принципы, заложенные в Законе РБ "О бухгалтерском  учете и отчетности".

При формировании учетной  политики организация должна выбрать  один из нескольких допускаемых законодательством (не противоречащих ему) способов ведения  бухгалтерского учета. Если по конкретному  вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика формируется  главным бухгалтером с привлечением специалистов различных служб и утверждается руководителем организации.

Формируемая в организациях учетная политика должна охватывать все стороны организации бухгалтерского учета: методическую, организационную, техническую.

Для правильного составления  учетной политики требуется тщательное изучение существующих нормативных актов на предмет выявления допустимых вариантов учета.

Положение об учетной  политике должно включать:

– способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности;

– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

– разработанный на основании  Типового плана счетов бухгалтерского учета рабочий план счетов, содержащий применяемые организацией счета  для ведения синтетического и  аналитического учета;

Информация о работе Дипломная работа